Предмет и метод государства и права: понятие и особенности.

Предмет и метод государства и права: понятие и особенности.

ТГП- это наука изучающая закономерности развития и происхождения государственных и правовых явлений.

Предметом тгп является изучение объективных закономерностей развития государственно-правовых явлений, на основе которых формируются выводы методологии для юр.наук. Главным в предмете тгп с действующей конституцией является изучение правового демократического социального государства

А так же предметом являются общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, взаимосвязь государства и права, их характерные признаки, формы, сущность, место и роль гос-ва и права в жизни общества,законность и конституционность, законодательный процесс и его отдельные стадии: правомерное поведение, правонарушение и юр. Ответственность.

Особенность предмета

1.Наличие общих закономерностей, закономерности возникновения,существования,дальнейшего развития и функционирования. 2. Разработка и изучение таких вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип,форма,функции,структура и муханизм действия государства и права. 3. Исследование государственных и правовых явлений

заключается в том, что гос-во и право изучаются в единстве. Государство и право это две не раздельно связаны между собой 2 стороны одного и того же исторического явления гос.власти

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Методы ТГП : 1) общенаучные 2) частонаучные методы 3)спецаильно юридические методы

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Теория государства и права и ее соотношение с неюридическими науками (политологией, экономикой, философией, социологией)

Взаимосвязь теории государства и права и философии

Философия — это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Существует весьма глубокая и многогранная связь между теорией государства и права и философией, которая прослеживается по разным направлениям.

1. Теория государства и права широко использует философские категории, выработанные в течение длительного времени представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие понятия, связанные с государственно-правовым развитием общества.

Среди философских категорий и понятий, которые активно используются в теории государства и права, в качестве примеров можно назвать такие, как «сущность», «явление», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и др.

2. Огромную важность для развития теории государства и права имеет широкое использование ею философских законов и закономерностей. Особую роль в исследовании играют общие законы диалектики:

  • переход количественных изменений в качественные;
  • закон единства и борьбы противоположностей;
  • закон отрицания отрицания.

3. Большое значение для теории государства и права представляет философскиймировоззренческий аспект. Философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. От мировоззренческих позиций исследователя в значительной мере зависят и результаты его исследований. Это в полной мере относится к исследователям теории государства и права.

Структура

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

1) субъект власти;

2) объект власти;

3) содержание властной деятельности (властеотношение);

4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти;

5) ресурсы власти.

Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Проф. А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.

Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др.

Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций. Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определенных ценностных ориентаций имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели. Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.

Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом – резко разграничены.

Содержание властеотношений – один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений субъект власти воплощает свои потенциальные возможности и способности в действительность: властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения реализуются в целях осуществления определенных потребностей общества, решения возникающих перед ним задач.

Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы – от достижения компромисса до принуждения.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

Способы и формы осуществления(+читай стр 102-104 Морозовой 2010 года)

Государственная власть реализуется через государство и его органы.При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы – от достижения компромисса до принуждения.

Способы1осуществления

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации.
Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям — так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

Государственное принуждение- это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства. Государственное принуждение бывает правовыми неправовым. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Поощрение - это такой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.

Формы осуществления государственной власти - это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. Е. властная оперативная и Правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Государство и личность

Отношения личности и государства строятся на установлении такого баланса, при котором:

• личность имела бы возможность беспрепятственно развивать способности, удовлетворять права, свободы и законные интересы;

Раздел II. Теория государства

• государство получало бы признание и поддержку своей деятельности со стороны личности, выполняющей свои обязанности и несущей ответственность за их невыполнение.

Все обилие теорий и взглядов, существовавших в истории политико-правовой мысли и касающихся соотношения «государство — личность», можно свести к двум подходам:

1) индивидуалистический, личностный, гуманистический {естественно-правовой подход). Этот подход исходит из понимания личности как цели, государства — как средства для достижения цели. Его содержание — права принадлежат человеку от природы.

Он владеет ими независимо от государства. Эти права неотъемлемы. Задача государства и общества состоит в том, чтобы соблюдать эти права, не допускать их нарушения; создавать условия для их реализации. Конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами же фундаментальные права остаются неизменными;

2) государственнический, этатический {юридико-позитивистский). Этот подход исходит из понимания государства как цели, а личности — средства для достижения цели.

Его содержание — свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская; государство — источник и гарант прав человека благодаря закреплению их в законе; право и закон не имеют существенных различий; права личности изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможности.

С юридико-позитивистским подходом во многом сходна марксистская теория, которая склона подчинять права человека государственной целесообразности. Различие между ними состоит в том, что марксизм ориентирован на социально-экономическую, классовую детерминацию права (право — возведенная в закон воля господствующего класса), а не на его рациональную самоценность. При марксистском подходе постановка вопроса о правах личности становится излишней вследствие понимания личности как выразителя совокупности общественных отношений.

Если первый подход характерен для демократических государств, то второй — для антидемократических, тоталитарных. В СССР (до середины 80-х гг. н. ст.) преобладал этатический подход к правам человека; для демократического камуфляжа в законодательство (Конституцию) были введены разделы о пра-

rwea 9. Социальное правовое государство

вах, свободах и обязанностях личности. Только в наши дни происходит обретение подлинно демократического представления о правах человека. В отношениях «человек — государство» приоритет принадлежит человеку, а государство и его структуры (ветви государственной власти — законодательство, управление и правосудие) призваны подчинить свою деятельность охране и защите прав человека. В ст. 3 Конституции Украины записано:

«Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства».

Один из основных признаков социального правового государства — связанность государства правом — следует понимать так, что права граждан не являются дарованными государством, а имеют собственное обоснование. Они объективно существуют от рождения человека и неотчуждаемы от него. Поэтому отношения личности и государства должны строиться на основе их связанности взаимными правами, обязанностями и ответственностью. Как гражданин ответствен перед государством, так и государство ответственно перед гражданином.

Государство:

1. Гарантирует каждому информацию о его правах и свободах;

2. Берет на себя обязанность обеспечить права своих граждан и обеспечивает их реальное осуществление;

3. Предоставляет гражданину свободу проявить себя во всех областях социально-политической жизни, за исключением сфер, прямо оговоренных в законе;

4. Не вправе ограничивать права и свободы гражданина, кроме случаев, прямо предусмотренных законом;

5. Не вправе привлекать к ответственности граждан за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определен законом;

6. Не вправе дважды привлекать гражданина к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение;

7. Гарантирует защиту судом прав и свобод человека и гражданина; |

8. Действует исключительно в рамках закона, имеет установленные конституцией четкие пределы св,оих полномочий;

9. Ответственно за неправомерные действия должностных лиц:

превышение власти, злоупотребление служебным положением.

Раздел II. Теория государства

Правовой институт ответственности государства позволяет создать дополнительные сдержки и противовесы власти, смягчить её автократические проявления, ограничить возможные злоупотребления при помощи подчинения её закону. Созидаемые этим институтом условия обращают властвование в общественное служение, а не привилегию. Соблюдение института ответственности государства, его органов и должностных лиц перед человеком и гражданином является одним из основных показателей правовой направленности деятельности государства. Он выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и гражданином как участником её осуществления;

10.

Обязано возмещать за свой счет и за счет органов местного самоуправления материальный и моральный ущерб, причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

В частности, в соответствии со ст.55 Конституции Украины суду дано полномочие пересмотреть решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц в случае их обжалования. Тем самым создан механизм ответственности государства перед человеком за свою деятельность;

11. Гарантирует право гражданина обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина и др.

Ныне стало привычным содержание ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой государство во исполнение обязательств по защите прав человека и гражданина:

а) обеспечивает права всех лиц, находящихся под его юрисдикцией, без какой бы то ни было дискриминации;

б) в соответствии с конституционной процедурой законодательного или иного характера предпринимает меры, позволяющие осуществлять эти права;

в) предоставляет каждому, чьи права нарушены, процессуальные правовые средства для их защиты;

Глава 9. Социальное правовое государство

г) развивает возможности использования указанных правовых средств, а также отвечает за действенность их применения.

Личность, являющаяся гражданином государства, в свою очередь, не только реализует права, но и имеет обязанности перед государством и своими согражданами, несет ответственность за их невыполнение:

• пользуется предоставленными ей правами в определенных рамках, установленных законом;

• каждой из ее свобод соответствует обязанность, ибо пользование свободой предполагает воздержание других лиц от препятствующих этому действий. С целью защиты интересов других граждан и общества некоторые ее действия ограничиваются законом;

• осуществляется ответственность любого гражданина, независимо от его должности и общественного положения, за нарушение конституции и законов и т.п.

Как писал украинский правовед Б.А-Кистяковский, «в правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нем как отдельная личность, так и совокупность личностей — народ — должны быть не только объектом власти, но и субъектом её».

Понятие и сущность права

Право-система правовых норм, выражающая волю правящего класса, являющеся регулятором общественных отношений и гарантированно силами государственного принуждения

Основные понятия:

понятие права; сущность права; принципы и функции права; социальные нормы; норма права; правовое отношение; субъекты правоотношений; объекты правоотношений.

Признаки права

Право продукт общественного развития, основной норма-тивный регулятор общественных отношений. От других обще-ственных явлений его отличают следующие признаки:

норматив-ность,

общеобязательность,

государственное принуждение как способ реализации права (см. Спиридонов Л.И. Теория государ-ства и права. СП.б., 1995. С. 88-89).

Такое понимание признаков не раскрывает, в достаточной мере, социальную природу права.

С.С.Алексеев справедливо подчеркивает, что право представляет собой позитивное высокозначимое явление цивилизации, что оно призвано обеспечить и защитить статус личности, надежные и гарантированные простор и меру поведения. По его мнению, к основным свойствам права относятся: нормативность, формальная определенность, государственная обеспеченность, правообязывающее действие, системность (структурированность).

Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них является признание следующих:

1. Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

2. Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности;

3. Право частной собственности: владение, использование и распоряжение частной собственностью является основополагающим правом человека, которое почти все ученые отмечали с незапамятных времен;

4. Право - мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции. Итак, право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это система норм, установленных или санкционированных государством. Право всегда выражает государственную волю. Это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Наконец, право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение (см.: Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 46-53). Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

В обществе имеются и другие социальные нормы кроме права. Отличие права от других социальных норм заключается в следующем: - это единственная система норм, обязательных для всех членов общества; право обеспечивается и защищается государством, устанавливается государством; нормы права закреплены в законах, судебных решениях. Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Сущность и содержание права

С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:

• для Аристотеля право — это политическая справедливость;

• для средневековых ученых-богословов - это божественное установление;

• для Ж.-Ж.Руссо - общая воля;

• для Р.Иеринга - защищенный интерес;

• для Л.Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции;

• для юридического позитивизма - веление, приказ государства.

Множественность подходов привела некоторых ученых к выводу, что сущность права нельзя познать. С этим вряд ли можно согласиться.

Определение права

После этих предварительных замечаний можно привести некоторые подходы к определению права и дать его определение.

Надо подчеркнуть, что в различных учебниках и учебных пособиях по теории государства и права даются несколько отличающиеся друг ох друга определения права. Одни авторы под-черкивают выраженную в праве волю экономически господствующего класса (Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 1994. С. 52), другие считают главным критерием права защиту равенства и справедливости субъектов правоотношений (Общая теория права и государства, М., 1994. С. 29), третьи на первый план выдвигают идею свободы равных субъектов (Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СП б., 1995, С. 101), четвертые говорят о политических силах, стоящих у власти, которые через государство определяют обще-обязательные правила поведения субъектов правоотношений (Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997.

С. 41-42). Можно было бы привести и другие определения такого сложного общественного явления, как право. Именно его сложность вызывает различные подходы и акценты у исследователей, когда они дают определение права. На наш взгляд, наиболее емкое определение права дал известный русский юрист профессор С.С.Алексеев: «Право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся об-щеобязательным, нормативно-государственным критерием пра-вомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения», (Теория права. Харьков, 1994. С. 123).

Суммируя, можно сказать, что право - это система обще-обязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены существующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

Теории права (исторический и современный подход)

В разных странах в различное время складывалась своя система права. Возникали различные теории права, в чем-то отличающиеся друг от друга. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных отношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Каждая научная теория преувеличивает, гипертрофирует одну какую-то сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Поэтому их рассмотрение представляет не только исторический, но и теоретический интерес. А в модифицированной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время.

Теория естественного права

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т.п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Контуры этой теории наметились еще в древности. Например, Цицерон го-ворил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Но фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Локка, Монтескье, Руссо и др.

Принципы и функции права

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение, отражают главные свойства и особенности права.

Принципы права - это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности общественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. По мнению французского юриста Р.Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент» (Да-вид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

С. 145).

Принципы права в современных условиях приобретают универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Следует указать на три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский. В исламском шариате (т.е. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства. В романо-германском подходе общие принципы права сложились как источник административного права. В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Дела в случае пробелов в праве изначально решались на основе принятых требований разума или прецедента, а также понятий о справедливости. Многие ученые считают, что невозможно дать исчерпывающий перечень основных принципов права.

Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах) или составлять саму материю права, проникая во внутреннее со-держание правовых норм.

В зависимости от того, на какую область права они распространяются, принципы делятся на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

К числу общих принципов относятся: принцип социальной свободы, признающий права и свободы человека в качестве высших социальных ценностей; кроме этого можно назвать такие принципы, как: социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия перед законом, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности.

К числу межотраслевых относятся такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный.

Отраслевые правовые принципы относятся к наиболее общим чертам конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.).

Содержание правоотношений

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объекты, право и обязанность.

Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Эти права и обязанности и составляют основное содержание правоотношений. Малолетние дети, душевнобольные, организации, прекращающие свое существование, ограничены в своих возможностях участвовать в правоотношениях. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты правоотношений делятся на две группы: 1) физические лица, 2) юридического лица.

К индивидам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранцы и лица без гражданства. Совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей называется правовым статусом.

К юридическим лицам относятся государственные, муниципальные, общественные, частные организации и государство в целом. В условиях рыночной экономики подавляющее большинство субъектов организаций являются юридическими лицами. Юридическое лицо — это такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде или арбитраже. Юридические лица регистрируются государством.

Объекты правоотношений

Объект правоотношения - это то, на что воздействует правоотношение. Чаще всего в учебной литературе под объектом понимаются те блага, по поводу которых возникают правоотношения. Но более правильным, на наш взгляд, будет понимание под объектом правоотношения фактического поведения его участников.

Это поведение различно по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является поведение, направленное на удовлетворение определенных жизненных благ (например, при купле-продаже). В неимущественных объектом является само фактическое поведение их участников (например, трудовое правоотношение).

Как указывали в своих трудах Коркунов, Трубецкой. Алексеев, материальные и нематериальные блага не являются объектом правоотношения. Они являются лишь целью, ради которой субъекты вступают в правоотношения. В ряде случаев, когда речь идет об имущественных правоотношениях, говорят о материаль-ном объекте. Юридический объект - поведение. Через поведение осуществляется воздействие на материальный объект.

По выполняемым функциям

регулятивные (нормы-правила поведения) - содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

охранительные (нормы-стражи порядка) - направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и порядок освобождения от наказания;

3.По социальному назначению и роли в правовой системе:

учредительные (нормы-принципы) - отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства;

обеспечительные (нормы-гарантии) - содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права;

декларативные (нормы-объявления) - включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат

Наши рекомендации