Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Анализ решения КС РФ по «Калининградскому делу»

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

§ а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

§ б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

§ в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

§ г) разграничение государственной собственности;

§ д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

§ е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

§ ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

§ з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

§ и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

§ к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

§ л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

§ м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

§ н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

§ о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Анализ решения КС РФ по «Калининградскому делу»

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Калининградской областной Думы о проверке конституционности статей Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли статьи Временного положения Конституции РФ с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ. Статьями 23 и 24 Временного положения установлены неприкосновенность депутатов Калининградской областной Думы в сфере уголовного, уголовно - процессуального, административного и административно - процессуального права

Решением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда рассматриваемые статьи Временного положения признаны незаконными и противоречащими положениям Конституции РФ.

Мотивы принятого решения: уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно - исполнительное законодательство находятся в ведении РФ.

Предметы ведения субъектов РФ по их конституционному ( уставному) законодательству. Анализ «Мордовского дела», «Алтайского дела» и «Читинского дела».

· Принятие конституций, внесение в них изменений и дополнений.

· Установление системы ОГВ, порядка их организации и деятельности.

· Законодательное обеспечение организации местного самоуправления.

· Принятие и изменение законов.

· Собственность субъектов РФ и управление ею.

· Принятие и утверждение программ в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития субъектов РФ.

· Региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды, региональные налоги и сборы.

· Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ.

Анализ «Мордовского дела»

КС РФ признал конституционным проверяемый закон Мордовской ССР в силу того, что республика вправе самостоятельно решать вопросы установления и изменения системы своих органов государственной власти; в тоже время КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ Указ Президента РФ, которым решения Верховного Совета Мордовской ССР о введении в действие указанного закона Мордовской ССР признавались противоречащими принципам народовластия. КС РФ подчеркнул, что оценка конституционности законов субъектов федерации не относится к полномочиям Президента РФ.

«Читинское дело».

КС РФ признал неконституционными (не соответствующими ст.10 КРФ) те положения Устава Читинской области, в которых содержались права областной Думы утверждать назначение и освобождение от должности заместителей Главы администрации области и руководителей органов областной администрации

«Алтайское дело»

Основание рассмотрения: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соот­ветствует ли Конституции РФ положения Устава Алтайского края

1)Признать соответствующими Конституции РФ следующие нормы Устава (Основного Закона) Алтайского края: статью 44; статью 45 (в редакции от 2 октября 1995 года); абзацы 11 и 12 статьи 73; статью 77; часть вторую статьи 81; часть вторую статьи 84 при условии, что она предполагает освобождение главы администрации от должности лишь на основании вступившего в силу решения суда о незаконности его действий или решений либо временное его отстранение от должности до вынесения приговора по обвинению в совершении преступления; статью 85 как не устанавливающую обязательность ухода в отставку должностных лиц, которым Законодательное Собрание выразило недоверие; часть вторую статьи 87 постольку, поскольку она не вводит общую подотчетность исполнительной власти по всем вопросам ее компетенции власти законодательной, с правом последней давать какие-либо указания или принимать решения, непосредственно влекущие ответственность должностных лиц исполнительной власти.

2) . Признать не соответствующими Конституции РФ, ее статье 10, следующие нормы Устава (Основного Закона) Алтайского края: абзац 2 части четвертой статьи 71 в части, предусматривающей полномочие председателя Законодательного Собрания подписывать законы края; часть третью статьи 81 в части, требующей согласия Законодательного Собрания на освобождение от должности перечисленных в ней должностных лиц; абзац 2 части первой статьи 82.

Признать часть вторую статьи 83 Устава (Основного Закона) Алтайского края не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 3 (часть 2), 5 (часть 3), 10 и 77.

Наши рекомендации