Предметы ведения РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Исключительные полномочия субъектов РФ
В ст. 71 Конституции РФ перечисляются предметы ведения Федерации.
В ведении РФ находятся:
а) принятие и изменение Конституции РФ и ФЗов, контроль за их соблюдением;
б) федерат. устройство и территория РФ;
в) регулирование и защита прав и свобод ЧиГ; гражд-во в РФ; регулирование и защита прав нац. меньшинств;
г) установление системы фед. органов зак., исп. и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных ОГВ;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федер. политики и федер. программы в области гос., экон., экол., социального, культурного и нац. развития РФ;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регул-е, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федер. экон. службы, включая федер. банки;
з) федер. бюджет; федер. налоги и сборы; федер. фонды рег. развития;
и) федер. энерг. системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федер. транспорт, пути сообщения, информация и связь; деят-ть в космосе;
к) внеш. политика и м/нар. отношения РФ, м/нар. договоры РФ; вопросы войны и мира;
л) внешнеэк. отношения РФ;
м) оборона и безоп-ть; оборонное произв-во; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущ-ва; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита гос. границы, терр. моря, воздушного пространства, исключительной эконон. зоны и контин. шельфа РФ;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнит. закон-во; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процесс. и арбитр.-процесс. законод-во; правовое регул-е интеллектуальной соб-ти;
п) федер. коллизионное право;
с) гос. награды и почетные звания РФ;
т) федеральная государственная служба.
Искл. полномочия Федерации предусмотрены не только в ст. 71, но и в ряде других статей Конституции. Н-р, только ФЗом могут определяться случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25), условия и порядок пользования землей (ч.3 ст.36), и вообще права и свободы ЧиГ могут быть ограничены только ФЗ (ст.55).
Часть 1 ст. 76 Конституции четко определяет, что по предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей терр. России. Вместе с тем в Конституции, в отличие от Федеративного договора, нет прямого запрета субъектам Федерации принимать правовые акты по данным вопросам.
Сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ- полномочия, в пределах кот-х вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.
Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам:
1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному;
2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий;
3) независимости ОГВ субъектов РФ в осуществлении, своих полномочий от федеральных органов власти.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных НПА краев, областей, городов фед. значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗам;
б) защита прав и свобод ЧиГ; защита прав нац. меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безоп-ти; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение гос. собств-ти;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экол. безоп-ти; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохр-я; защита семьи, материнства, отцовства и детства; соц. защита, включая соц. обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
к) адм., адм.-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное закон-во, законодательство о недрах, об охране окруж. среды;
л) кадры судебных и правоохр. органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов гос. власти и МСУ;
о) координация м/нар. и внешнеэк. связей субъектов РФ, выполнение м/нар. дог-ров РФ.
Предметы ведения субъектов РФ — сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ.
Сама Конституция России не предусматривает исключительную компетенцию субъектов Федерации (см. 1.4.3.), поскольку компетенция субъектов определяется в ней по остаточному принципу. Конституция говорит лишь о "всей полноте" гос. власти, присущей полномочиям, осуществляемым субъектами Федерации (ст.73), и о самостоятельности осуществления полномочий субъектами РФ по вопросам вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ (ч.4 ст.76). Это означает:
1) РФ не вправе сама относить к своему ведению вопросы, определенные по остаточному принципу в ч.4 ст.76;
2) субъекты РФ, на основании ст.73, вправе в своих конституциях и уставах объявлять вопросы, определенные в ч.4 ст.76, вопросами их исключительной компетенции, предметами их исключительного ведения, которые не могут передаваться в компетенцию РФ (собственные бюджеты, вопросы внур. адм.-террит. деленя, управление собственностью субъектов и др.)
По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных НПА. ФЗ, по смыслу ст. 73 действующей Конституции, не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этой конституционной нормы влечет за собой признание ФЗ неконституционным.
51. Порядок принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта.