Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе
Законопроекты рассматриваются в Государственной Думе, как правило, в трех чтениях.
Предварительное рассмотрение в комиссиях и комитетах Государственной Думы. Порядок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой и срок представления заключений, отзывов, предложений и замечаний к законопроекту определяются ответственным комитетом самостоятельно, однако Совет палаты вправе установить срок для подготовки законопроекта. Если в рассмотрении участвуют несколько комитетов, то Советом Государственной Думы назначается ответственный по законопроекту (головной комитет). После предварительного рассмотрения законопроекта в комитетах он передается в Совет Думы для решения вопроса о вынесении его на рассмотрение палаты.
Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему направляются Аппаратом Государственной Думы Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, депутатам Государственной Думы, в Правительство Российской Федерации и субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за три дня до дня рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.
1. Первое чтение. Обсуждаются основные положения законопроекта, необходимость его принятия, дается оценка представленной концепции закона. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета, после чего в обсуждении могут участвовать депутатские фракции, депутаты, полномочный представитель Президента, представитель Правительства субъекта РФ, другие приглашенные лица.
По результатам обсуждения может быть принято следующее решение:
а) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений;
б) отклонить законопроект;
в) принять законопроект в целом и окончательно. В последнем случае принятый законопроект в течение 5 дней направляется для одобрения в Совет Федерации.
В случае если закон принят в первом чтении, но нуждается в\ доработке, Дума определяет головной комитет, отвечающий за подготовку законопроекта к рассмотрению во втором чтении и срок представления поправок.
Поправки вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.
Доработанный законопроект представляется в Совет Думы для включения его в календарь рассмотрения во втором чтении. Комитет передает в Совет Думы таблицу поправок, одобренных комитетом, таблицу поправок, рекомендованных к отклонению, и таблицу поправок, по которым комитетом решение не принято.
2. Второе чтение. С докладом выступает представитель ответственного комитета, в котором отмечаются итоги рассмотрения проекта в комитете и принятые решения, затем выступает полномочный Представитель Президента, представители инициатора законопроекта, Правительства, другие заинтересованные лица. После их выступлений рассматриваются поправки, внесенные комитетом, возражения депутатов, фракций, групп. По каждой поправке происходит голосование, в результате которого она одобряется или нет. После чего идет голосование за принятие проекта за основу, утверждаются рекомендации ответственного комитета по отклонению соответствующих поправок. Затем ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Государственная Дума может принять законопроект во втором чтении либо отклонить его.
Если законопроект во втором чтении не принимается, он возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении, если законопроект не набирает необходимого числа голосов, он считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решением Думы он может быть возвращен к процедуре первого чтения.
После принятия законопроекта он направляется в ответственный комитет, который вместе с правовым управлением Аппарата Думы устраняет внутренние противоречия проекта, осуществляет редакционные правки.
По завершении этой работы законопроект в течение семи дней передается в Совет Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов в третьем чтении.
3. Третье чтение. Не допускается внесение в законопроект каких-либо поправок и возвращение к обсуждению в целом законопроекта либо отдельных его статей.
В третьем чтении речь идет о принятии закона окончательно. Однако возможны ситуации, когда существенные возражения по законопроекту появляются именно на этом этапе. Тогда по требованию фракций председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения.
Федеральные конституционные законы принимаются более 2/3 голосов от общего числа депутатов Думы.
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Под общим числом понимается конституционно установленная численность в 450 депутатов.
Принятые Думой законы в течение 5 дней направляются для одобрения в Совет Федерации.