Принципы конституционного строя
1. Права и свободы человека
и гражданина как высшая ценность
Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.
Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).
Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Права человека – охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение его интересов. Это универсальная категория, вытекающая из самой природы человека возможность пользоваться наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования. Права человека – общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
Правам человека присущи следующие признаки:
они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни и окружающей среды;
складываются объективно и не зависят от государственного признания;
принадлежат индивиду от рождения;
имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);
являются непосредственно действующими;
признаются высшей социальной ценностью;
выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;
их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения, и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина; для реализации большинства других прав требуется, чтобы он был гражданином, личностью.
Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством (в отличие от этого, права человека не всегда выступают как юридические категории; они могут существовать и как моральные, социальные понятия, независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной).
Свобода личности – это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений.
Положение личности определяется разнообразными социальными нормами (моральные, политические, религиозные, правовые и др.), которые опосредуют ее связи с обществом в целом. Все это характеризует собой общественное положение личности. Частью этого положения является правовой статус, который характеризует отношения личности только с государством.
Под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права, свободы и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.
Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы.
Общий правовой статус (конституционный) – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией и является единым и одинаковым для всех. Конституционное право определяет правовой статус личности во всех основных сферах жизни общества и государства.
Специальный правовой статус – это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие); он позволяет осуществлять специальные функции. По сравнению с общим специальный статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.
Индивидуальный статус – это статус конкретного лица, отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т.д.).
Конституция охватывает наиболее важные отношения между индивидом и государством – основные права, свободы и обязанности. Нормы других отраслей права регламентируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, что при этом конституционный статус является исходным, базовым, все остальные статусы производны от него или дополняют его.
Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.
К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности – ст. 64 Конституции РФ. Понятие «основы» отражает систему взаимоотношений государства и личности. Она включает в себя следующие элементы:
1) правовые отношения, связанные с гражданством, так как наличие гражданства данного государства является условием полной правосубъектности лица;
2) общие принципы правового статуса личности:
всеобщность;
равенство;
непосредственное действие;
гарантированность, защищенность государством;
3) основные права и обязанности, составляющие важнейший институт конституционного права;
4) гарантии прав и свобод граждан;
5) ограничения прав и свобод.
Правовое государство
Конституция определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Правовое государство – государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Родоначальником доктрины правового государства признается И. Кант, однако ее отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем, Цицероном), а также другими известными философами (Спинозой, Монтескье, Руссо, Гегелем). В доктрине воплощался идеал политико-правового устройства общества, способного воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Вот, например, как определял правовое государство Б. А. Кистяковский: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав».
Впервые цель построения правового государства была провозглашена в Декларации о государственном суверенитете, принятой на первом съезде народных депутатов России 12 июня 1990 г. Для создания правового государства недостаточно только его провозглашения, необходимо пройти очень долгий путь до его построения. С принятием Конституции 1993 г. начался лишь процесс создания правового государства в России. Понятие правового государства очень обширно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные принципы (тем более, что в Конституции Российской Федерации это понятие не раскрывается).
1. В правовом государстве должны действовать только справедливые законы.
2. Правовое государство прочно связывает себя с законами.
3. Организация государственной власти должна строиться на принципе разделения властей.
4. Правовое государство гарантирует неотчуждаемость прав и свобод человека.
5. В правовом государстве личность и государство равноправны и несут взаимную ответственность.
Говоря о приоритете прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву, следует сказать, что правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» – важнейший принцип правового государства.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Данное положение прямо закреплено в ст. 15 Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Следовательно, государство прочно связывает себя с правом, а любой выход должностных лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина и недозволенное вмешательство в жизнь общества.
Также как и государство, народ обязан соблюдать Конституцию РФ и законы, но для этого необходимо знать законы и правильно их толковать. Поэтому Конституция закрепила, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовое акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», принятым Государственной Думой 25 мая 1994 г., где в ст. 4 говорится, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».
Вышеупомянутые принципы правового государства являются основными. Однако правовое государство включает и другие аспекты. Это и верховенство парламента в законодательной сфере, и независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод, и невмешательство государственных органов в деятельность средств массовой информации, и законность методов работы силовых структур, и приоритет правил международных договоров, и многое другое.
Федеративное государство
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Конституционный строй отражает сущностные признаки государственности, без него не может существовать правовое государство. Принцип федерализма – это не просто один из принципов государственно-территориального устройства. Федерализм – это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации. Федерализм – это юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик.
С точки зрения формы их государственного устройства все государства делятся на две группы – унитарные и федеративные.
Федерация представляет собой добровольное объединение государств в союзное государство на основе федеративного договора. Но добровольное объединение государств не означает, что субъекты Российской Федерации, в том числе и республики, – независимые государства, так как в ином случае данный союз представлял бы собой конфедерацию. Конституция закрепила федерализм, объединяющий 83 равноправных субъекта, но ничего не сказала, к какому типу федерации относится Россия. Вообще в мире существуют федерации, которые строятся по национальному (этническому, религиозному, языковому) принципу, так называемые национальные федерации, примером может служить бывший СССР, Чехословакия, Югославия (Босния и Герцеговина), территориальные федерации, в основе построения которых лежат экономические характеристики субъектов, например, США, Бразилия, Мексика, Австралия, Германия, Австрия и др., а также смешанные федерации, как Россия, в которой часть субъектов организовано по национальному принципу (республики, автономная область, автономные округа), а часть – по территориальному принципу (области, края, города федерального значения). Большое количество субъектов Российской Федерации связано прежде всего с двумя факторами, во-первых, территория России составляет 17 млн км2, расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями, во-вторых, на этой огромной территории проживает более 140 национальностей и народностей, поэтому закрепление равенства всех граждан особенно важно, так как доля титульных наций, проживающих в республиках составляет менее половины населения.
Конституционные основы государственного устройства России, закрепленные в нормах гл. 1 Конституции РФ, включают в свое содержание распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории; целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.
В нормах главы 3 Конституции РФ «Федеративное устройство», где более детально установлены конституционные основы государственного устройства, закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в федерацию и образование новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъектов; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ведения ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.
Весь круг предметов ведения и полномочий, принадлежащих исключительно Российской Федерации, должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всего многонационального народа России. А это может быть достигнуто только при едином правовом регулировании в сфере экономики, социального, культурного развития: если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность.
Весь перечень полномочий Российской Федерации перечислен в ст. 71 Конституции, причем ранее действовавшие конституции не устанавливали исчерпывающего перечня полномочий федерации.
В Конституции РФ четко определен также предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти.
Демократическое государство
«Демократия» в дословном переводе с греческого означает народовластие. Демократический режим – широкое участие населения в организации государственной власти и местного самоуправления, а также широкий спектр прав и свобод человека и гражданина и их гарантированность. Народовластие находит свое отражение в закрепленных в Конституции нормах, например, в ст. 2, где говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Также демократический характер российского государства проявляется в ст. 3 Конституции РФ: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Если мы говорим, что носителем суверенитета является многонациональный народ России, а не часть населения, проживающая на территории субъекта федерации, можно заключить, что Конституция РФ закрепляет принцип неделимости суверенитета. Поэтому волеизъявление части населения, проживающего на территории Российской Федерации, или решения органов государственной власти субъекта нашего государства, которые не закреплены волей всего народа, должны быть признаны неконституционными.
С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков государства.
Государственная власть осуществляется органами, порядок формирования и полномочия которых определяются конституцией и законами. Органы государственной власти наделены властными полномочиями, имеют свое функциональное назначение и действуют на основе собственной компетенции.
Орган государственной власти может носить коллегиальный характер (парламент, правительство), а может персонифицироваться в одном лице (президент). Президент республики – тоже орган государственной власти. Органом государственной власти выступает также судья, если он по закону разрешает дело единолично. Не являются органом власти лица, возглавляющие такие органы власти (Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства и др.), они вправе представлять эти органы и действовать в пределах предоставленных им полномочий. Конституция может предусматривать внутри органа государственной власти специальные органы (например, Уполномоченный по правам человека, назначенный Государственной Думой; Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой). Функции и порядок работы такого органа определяются в Российской Федерации федеральным конституционным законом или федеральным законом. Однако эти органы подотчетны по отношению к органам, их создавшим, они не могут выступать от имени государства. От этих органов коренным образом отличаются предусмотренные Конституцией органы, которые образуются Федеральным Собранием (например, Конституционный Суд, назначаемый Советом Федерации по представлению Президента).
Перечень федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации является исчерпывающим, т.е. не допускается созданием каких-либо других органов без изменения главы 1 Конституции.
Согласно Конституции, федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
Президент Российской Федерации;
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
Правительство Российской Федерации;
суды Российской Федерации.
Поскольку, согласно ст. 1 Конституции, Российская Федерация является федеративным государством, государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В субъектах Российской Федерации сложились разнообразные системы организации государственной власти: в некоторых республиках существует должность президента, а в других ее нет; различаются полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, порядок их формирования, организация деятельности и т. д. Конституция допускает такое многообразие. Согласно ст. 77 Конституции, система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Содержание ч. 3 ст. 11 Конституции имеет особое значение для нашего государства, поскольку оно по своей форме является федерацией, а характерная черта всякой федерации – разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.
В соответствии с данной статьей, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации проводится, во-первых, Конституцией, во-вторых, Федеративным Договором, в-третьих, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа идеологического и политического многообразия.
Идеология – это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей.
Идеологическое разнообразие означает наличие в обществе различных идеологических концепций, течений, взглядов, учений. А это предполагает отсутствие в стране государственной или общеобязательной идеологии. Поэтому в ст. 13 Конституции РФ было сформулировано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной. Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т.д. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.
Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:
1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;
2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.;
3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;
4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;
5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.
Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело относится к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию.
Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил со своей идеологией. В этом случае должностные лица законодательной или исполнительной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком» и проводить соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их приверженности к той или иной идеологии, программным установкам их партий очень трудно. Однако это ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к перестройке школьных и вузовских программ, к подчинению идеологическим установкам государственных средств массовой информации. Недопустимы чистки государственного аппарата, армии и правоохранительных органов по идеологическим критериям.
В то же время негосударственные учебные заведения (например, религиозные) и средства массовой информации сохраняют право пропагандировать только свою идеологию.
Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13).
Демократическое правовое государство не может нормально функционировать без политического многообразия жизни, основу которой составляет политический плюрализм. Последний есть проявление политической свободы человека.
Одним из проявлений политического плюрализма выступает многопартийность. Это есть форма общественного управления, выступающая как механизм использования расхождения интересов, инакомыслия и разномыслия в целях общественного прогресса.
Партии, выражая политическую волю своих членов, в качестве своих основных задач видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.
Порядок создания политических партий, финансирования государством их деятельности в избирательных кампаниях устанавливается законом. Такое законодательство существует практически во всех развитых странах, чем признается важная роль партий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст. 30 Конституции РФ). Отношения государства с партиями бывают весьма сложными, поскольку именно партии образуют оппозицию правительству – парламентскую и внепарламентскую. Но это не может стать основанием для какого бы то ни было ограничения деятельности отдельных партий, а тем более – их запрещения.
В России, по смыслу Конституции, правомерна только такая партийная система, которая включает, как минимум, две политические партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но оно обязано, полагаясь на естественную саморегуляцию общества, гарантировать возможность создания партий и их деятельность.
В ч. 2 ст. 3 Конституции говорится, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное выражение воли народа является высшим выражением народовластия путем проведения референдума и свободных выборов. Но при принятии ежедневных решений по управлению страной невозможно участие всего населения, поэтому создаются постоянно действующие органы государственной власти, которые осуществляют политику государства на федеральном уровне, в субъектах федерации, а также решают вопросы местного значения.
К числу важнейших проявлений демократизма Российской Федерации относится наличие в ней местного самоуправления.
Под местным самоуправлением понимается система создаваемых гражданами органов, самостоятельно и с привлечением населения решающих вопросы местного значения.
В ХIХ веке сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления:
англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий (выход за эти пределы позволяет вмешиваться правительству);
французская, допускающая контроль центральной власти через специально назначаемых представителей или в других формах;
германская, при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.
В России развитие местного управления, неоднократно преобразовывавшегося в ХVII–XVIII веках, привело к земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформам, которые создали децентрализованную систему местного самоуправления. Социалистическое государство упразднило местное самоуправление, установив жесткую централизованную систему управления.
Возрождение местного самоуправления началось с принятием в 1990 г. союзного, а в 1991 г. российского законов о местном самоуправлении. В 1993 г. были изданы указы Президента России по этому вопросу, утвердившие «Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (26 октября 1993 г.) и «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления» (29 октября 1993 г.). 28 августа 1995 г. Президентом был подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который регулирует все основные вопросы образования и деятельности соответствующих органов. Согласно этому закону, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих решений влечет ответственность, установленную законом.
В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами власти федерации и ее субъектов. Говоря о гарантированности местного самоуправления, Конституция имеет в виду прежде всего государственные гарантии. Смысл их в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении прав на местное самоуправление. Материально-финансовые условия, в частности, предполагают наделение субъектов местного самоуправления муниципальной, в том числе земельной, собственностью, обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления достаточными финансовыми ресурсами. Правовые условия включают судебную защиту прав местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а это означает, что местное самоуправление отделяется от государственной власти с точки зрения структурно-организационной. Формирование органов местного самоуправления – дело самого населения соответствующего города, села или иного муниципального образования. Одни из этих органов могут быть непосредственно избраны населением, другие – сформированы выборными органами. Но при всех условиях они не могут назначаться «сверху», их состав не должен согласовываться с вышестоящими государственно-властными инстанциями или утверждаться ими.