Сфера совместного ведения РФ и ее субъектов

Сфера совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении федерации, предполагает, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механиз­мов согласования своих действий, в том числе путем взаимного деле­гирования полномочий.

Предметы совместного ведения, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

1. ?ы государственного строительства и защиты прав и свобод:

— обеспечение соответствия Конституции и законов республик,
уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Феде­
рации Конституции России и федеральным законам;

— защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав на­циональных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, об­щественной безопасности, режим пограничных зон;

— защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

— установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления.

2. ?ы регулирования экономики, социального и культурного
развития:

разграничение государственной собственности;

установление общих принципов налогообложения и сборов в
России;

общие ?ы воспитания, образования, науки, культуры,
физической культуры и спорта;

охрана памятников истории и культуры;

координация ?ов здравоохранения;

защита семьи, материнства, отцовства и детства;

социальная защита, включая социальное обеспечение.

3. ?ы охраны природы и экологической безопасности:

?ы владения, пользования и распоряжения землей, нед­рами, водными и другими природными ресурсами;

природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности;

особо охраняемые природные территории;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

4. ?ы деятельности правоохранительных органов и функцио­нирования правовой системы:кадры судебных и правоохранительных органов;адвокатура, нотариат; административное, административно-процессуальное, трудо­вое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательст­во, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

5. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ.

Если международный договор РФ затрагивает ?ы, отнесенные к ведению субъекта, то требуется согласование с его органами власти. Субъекты вправе представлять Федерации реко­мендации о заключении международных договоров.

Реализация сферы совместного ведения включает издание по ука­занным в ней предметам федеральных законов и принятие в соот с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектами Федерации.

Используя предоставленное Конституцией РФ право, к 2000 г. 46 субъектов Федерации заключили договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта в сфере совместного ведения. Исходя из того, что данные договоры яв­ляются правовыми актами подзаконного характера, необходимо учи­тывать их специфику. При этом нельзя говорить о РФ и ее членах как о равноправных партнерах, заключающих договор на равных основаниях. Универсализация системы управленческих и иных отношений Центра и регионов диктует необходимость постепен­ного отхода от двусторонних договоров между Федерацией и ее субъек­тами о разграничении предметов ведения и полномочий, условия ко­торых зачастую весьма существенно отличаются друг от друга. Такая государственная политика проводится с начала 2001 г. Поэтому можно констатировать уменьшение роли подобных договоров в регулирова­нии федеративных отношений.

РФ в СНГ

Россия вправе участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соот с международ­ными договорами, но при двух условиях:

во-первых, это не должно влечь за собой ограничения прав и сво­бод человека и гражданина;

во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ.

Подобным условиям соответствует участие РФ в образованном в 1991 г. Содружестве Независимых Государств. СНГ определяется как межгосударственное образование с координа­ционными полномочиями. В настоящее время СНГ объединяет 12 го­сударств — ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ толь­ко три государства Балтии).

Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами:

создано самостоятельными государствами и основано на прин­ципе их суверенного равенства;

имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ,
его цели и сферы совместной деятельности государств-членов;

ему присуща четкая организационная структура, разветвлен­ная система органов, выступающих в качестве координирующих
межгосударственных, межправительственных и межведомственных
институтов. Цели СНГ — сотрудничество государств-членов в политической; экономической, гуманитарной, культурной и других областях; сбалан­сированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, со­действие гражданам в свободном общении и контактах.

Устав Содружества Независимых Государств предусматривает во­семь сфер совместной деятельности государств-членов:

обеспечение прав и свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании общего экономического про­странства;

сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

охрана здоровья населения и окружающей среды;

?ы социальной и иммиграционной политики;

борьба с организованной преступностью;

8) сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
При угрозе безопасности членам СНГ возможно совместное использование вооруженных сил.

В структуре СНГ существуют, специальные органы: Совет глав го­сударств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге. Постоянно действующие органы СНГ находятся в Минске и Москве. Рабочим языком Содруже­ства является русский язык.

Выход из СНГ свободный — необходимо лишь письменное заявле­ние о таком намерении государства за 12 месяцев до выхода.

Всестороннее и плодотворное взаимодействие в социально-эконо­мической, политической и военной областях осуществляется между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. 2 апреля 1997 г. эти два члена СНГ подписали Договор о Союзе, а 8 декабря 1999 г. — До­говор о создании Союзного государства.

Наши рекомендации