Реализация права граждан на проведение публичных мероприятий

Реализацию этого права призван обеспечить Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Право на проведение подобных публичных мероприятий принадлежит только гражданам Российской Федерации. Организуются публичные мероприятия по инициативе граждан РФ, достигших 18 лет (митинги и собрания – по достижении 16 лет), а также политических партий, общественных объединений и религиозных организаций. Организаторы публичных мероприятий обязаны подать уведомление о проведении публичного мероприятия в письменной форме в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия. В уведомлении необходимо указать цель, форму, место проведения публичного мероприятия, маршруты движения его участников; время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое число его участников; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора и другие сведения. Порядок подачи уведомления регламентируется законом субъекта Российской Федерации.

Закон запрещает проведение публичных мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам; к резиденции Президента РФ; к зданиям, занимаемым судами; к учреждениям, исполняющим наказание в виде лишения свободы. К запрещенным для проведения публичных мероприятий относятся и путепроводы, железнодорожные магистрали, пограничная зона и другие территории.

Публичные мероприятия могут проводиться в период с 7 до 23 часов.

Контроль за непосредственным проведением публичного мероприятия возлагается на уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченного представителя органа внутренних дел, которые в случаях, предусмотренных законом, имеют право потребовать приостановления или прекращения публичного мероприятия. Приостановление публичного мероприятия возможно в случае нарушения правопорядка, не повлекшее угрозу жизни и здоровья его участников, а прекращение – в случае создания реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц.

В случае нарушения органами государственной власти и их должностными лицами права граждан на проведение публичных мероприятий, их действия и решения могут быть обжалованы в суде.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в форме воспрепятствования их проведению, участию в них, а равно принуждение к участию в них (ст. 5.38). Ст. 20.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования; организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2).

Следует обратить внимание на Постановление Конституционного суда РФ от 18 мая 2012 г. № 12 «По делу о проверке конституционности положений ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, п. 3 ч. 4 ст. 5 и п. 5 ч. 3 ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в котором Конституционный суд признал указанные нормы соответствующими Конституции РФ.

Особенности проведения массовых акций в г. Москве предусмотрены Законом г. Москвы от 4 апреля 2007 г. № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан РФ на проведение в г. Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований». Согласно закону уведомление о проведении публичного мероприятия с заявленным количеством участников до 5 тысяч человек подается в префектуру Административного округа г. Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше 5 тысяч, а также в случае, если публичное мероприятие предполагается провести на территории Центрального административного округа г. Москвы либо на территории более чем одного Административного округа г. Москвы – в Правительство Москвы. Уведомление рассматривается органом исполнительной власти г. Москвы в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования менее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения – в день его получения).

Право граждан на обращения

Право граждан на обращение (ст. 33 Конституции РФ) – граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращениями понимаются направленные в соответствующие органы письменные предложения, заявления, жалобы, а также устное обращение.

Обращение в форме предложения представляет собой рекомендацию гражданина по совершенствованию законодательства, деятельности государственных органов, улучшению социально-экономических и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его прав либо прав иных лиц, а также сообщение о недостатках в работе государственных органов либо критика деятельности указанных органов.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите нарушенных прав.

Обращение подлежит обязательному рассмотрению. Оно должно быть зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления в государственный орган. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа.

Правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращения. Например, Закон города Москве от 18 июня 1997 г. № 25 «Об обращениях граждан».

Специфическим обращением по поводу нарушения (действительного или мнимого) права граждан (в широком смысле – физического и юридического лица) является жалоба.

Право жалобы классифицируется на общее право жалобы и специальное право жалобы.

Общим правом жалобы обладают все граждане. В общем праве жалобы выделяют административное обжалование (подача жалобы вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган власти) и судебное обжалование.

Основные правила подачи административной жалобы закреплены вышеуказанным законом о порядке рассмотрения обращений граждан: круг лиц, имеющих право на подачу такой жалобы не ограничен; срок рассмотрения – 30 дней с момента регистрации жалобы; установлен запрет на рассмотрение анонимных жалоб; также запрещено пересылать на рассмотрение жалобу тому лицу, на которое жалуются, и другие. Преимуществом административного обжалования является сравнительная простота и оперативность принятия решения, но при этом низкая результативность. КоАП РФ в ст. 5.59 устанавливает административную ответственность в виде административного штрафа за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.

Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 18 июля 2012 г. № 19 по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 и ст. 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» отметил, что предписания данного федерального закона распространяются и на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и местного самоуправления обращений объединений граждан, в том числе имеющих статус юридического лица, и не препятствует распространению порядка рассмотрения обращений граждан на отношения субъектов обращения с государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций (например, государственные и муниципальные учреждения и организации, осуществляющие социально-культурные или иные функции некоммерческого характера).

Судебный порядок рассмотрения жалобы осложнен процессуальной формой, но при этом обеспечивается сравнительно более высокая эффективность, большая объективность. В суде более четко выдерживаются сроки рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы в суде осуществляется на основе Кодекса административного судопроизводства от 8 марта 2015 г. В суде обжалуются действия и решения, нарушающие права и свободы граждан; действия и решения, которые препятствуют реализации гражданином своих прав и свобод; действия и решения, которыми на гражданина наложена какая-либо обязанность либо он привлечен к ответственности. Обращаться можно в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения государственного органа или должностного лица. Подача жалобы облагается государственной пошлиной. Сроки обращения в суд: в течение 3-х месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его права. В некоторых случаях срок обращения составляет 10 дней, например, при обжаловании действий судебного пристава-исполнителя либо оспаривании решений органов исполнительной власти, связанных с согласованием места и времени проведения публичных мероприятий. Суд выносит решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении жалобы в течение одного месяца, а в некоторых случаях – 10 дней. Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Наши рекомендации