Административно-правовой статус гражданина: понятие, составные части. Общая и специальная правосубъектность

Под административно-правовым статусом граждан понимают правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами конституционного и административного права. Административно-правовой статус является составной частью общего правового статуса гражданина. Его составляют комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизмы защиты органами государства и органами местного самоуправления.

Административно-правовой статус характеризуется административной правосубъектностью, которую составляют три элемента:

1.Административная правоспособность, т.е. признаваемая за гражданином возможность быть субъектами административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Административная правоспособность не может быть отчуждаема или передаваема. Частично она возникает с момента рождения: право на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами. Будучи, в принципе, равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства и других факторов. В настоящее время, когда субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции РФ активно осуществляют административное правотворчество, административная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия. Для отдельных граждан административная правоспособность может быть ограничена, например, при совершении правонарушения. Административная правоспособность характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей. Осуществление административной правоспособности предполагает взаимодействие с системой исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями.

2.Административная дееспособность – признаваемая способность гражданина своими личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их. Административная дееспособность возникает позднее правоспособности. Возраст наступления административной дееспособности законом не установлен, но в полном объеме она возникает с 18 лет. Следует отметить, что раньше чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже школьники могут самостоятельно обратиться к врачу, использовать право на жалобу, с 6 лет ребенок сам реализует право на образование, с 14 лет получает паспорт. Административная дееспособность может быть ограничена. Например, в соответствии с законодательством о государственной службе к государственным служащим предъявляются требования к состоянию здоровья: гражданин не может быть принят на государственную службу и находится на ней в случае подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей. Различают административную дееспособность, связанную с реализацией гражданином его прав и свобод; с реализацией гражданином возложенных обязанностей; с нарушением гражданином административно-правовых обязанностей; с нарушением органами исполнительной власти прав граждан.

3.Административная деликтоспособность – это способность гражданина нести ответственность за совершенные им правонарушения. Она наступает с 16 лет.

Административная правосубъектность может быть общей и специальной. Соответственно различают общий и специальный административно-правовой статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех, и в то же время может быть субъектом одного или нескольких специальных статусов (студента, работника полиции, жителя закрытого административно-территориального образования и т.п.). Во многих случаях специальная (ролевая) правосубъектность просто дополняет общую. Но между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специальный статус влияет на общий, ограничивая, видоизменяя его. Например, статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на образование, на участие в управлении, на жалобу, на свободу передвижения.

Наши рекомендации