Реализация права – это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций

Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных.

Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых юридические механизмы реализации права, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму.

Юридические МЕХАНИЗМЫ реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.

В романо-германской системе процесс правореализации включает в себя следующие этапы.

1. Первый этап – возведение естественного права в закон (позитивное право), придание ему нормативной формы. Ядро естественного права составляют права человека, его социально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и общества. Для реализации этих притязаний необходимо законодательное, нормативное признание их государством. Возведение прав человека в закон означает: а) их конституционное закрепление; б) их закрепление в текущем законодательстве.

2 На втором этапе включаются различные механизмы реализации закона, с помощью которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Механизмы эти многообразны: конкретизация закона в подзаконных нормативных актах правительства, министерств, ведомств, органов самоуправления и др., в локальных нормативных актах; разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия. Применения и принудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права. сюда же входит деятельность государственных органов по подготовке и принятию правовых актов.

3. Третий этап, заключительный представляет собой собственно реализацию права. Именно здесь права из возможности превращаются в действительность и это превращение происходит по воле обладателя права, т.е. от субъекта права зависит, будет ли право реализовано, когда и в каких пределах.

В англосаксонской правовой системе процесс правореализации идет иначе.

Возведение правовых притязаний, т.е. естественного права, в ранг обязательной нормы осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное юридическое дело, тщательно анализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качестве нормативного основания при разрешении дела выступает прецедент – ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу.

Механизм реализации правового притязания в англосаксонской правовой системе более прост, нежели в романо-германской, поскольку не требует предварительного законодательного закрепления. Опасность же судейского произвола не следует преувеличивать, ибо всегда есть возможность обжалования судебного решения в вышестоящий суд.

Итак, для понимания того, что такое реализация права, необходимо уяснить следующее: в реализации права в принципе заинтересован только тот, кто имеет субъективное право, т.е. субъект права. Все иные лица – обязанная сторона, правоприменитель, законодатель – действуют в конечном счете в интересах управомоченного. Деятельность названных лиц и органов, юридические нормы, которые эту деятельность регулируют, в совокупности образуют сложный и многоаспектный механизм реализации права. Следовательно, решение вопроса о том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его воле может быть использован. Введен в действие механизм реализации права.

Частью механизма реализации права выступают механизмы защиты субъективного права, т.е. механизмы юридической ответственности. В процессе защиты право восстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Юридическая ответственность в известной мере обеспечивает охрану субъективных прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.

В литературе классификация форм реализации права проводится по раз­личным основаниям.

I. По субъектному составу различают индивидуальную и коллективную фор­мы реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь ина­че, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права.

II. По характеру действий субъектов, степени их активности и направленно­сти выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Практика свидетельствует, что наиболее сложившими и очевидными являются четыре формы: 1) соблюдение, 2) исполнение, 3) использование и 4) применение.

Первые три считаются простыми, а четвертая - примене­ние сложной формой реализации. В основе указанных форм лежат степень активности субъектов права в процессе реализа­ции, а также правовое положение отдельных из них в механизме правореализации (например, управомоченный или обя­занный).

Соблюдение, исполнение и использование являются основ­ными, самыми массовыми формами реализации, их называют простыми формами реализации, поскольку они связаны, прежде всего, с непосредственными действиями многочисленных субъектов права, в которых нормы права и находят свое воплощение, свою непосредственную (фактическую) реализации например, соблюдение правового запрета абсолютным большинством субъектов права или даже всеми субъектами.

1. Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воз­держиваются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регули­рования. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юриди­ческий характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Соблюдение - основная форма, посредством которой реа­лизуют свои обязанности все субъекты общественных отноше­ний. Основной она является и потому, что закреплена в Кон­ституции РФ, которая обязывает государственные органы, общественные организации, должностных лиц и граждан соблюдать законы и основанные на них другие нормативные акты. Данная форма охватывает всех субъектов права без исключения и в этом смысле она является универсальной, всеобщей.

В большинстве случаев соблюдение прав происходит неза­метно, обычно «нефиксированно». Именно поэтому ее юридический характер ярко не проявляется, «не бросается в глаза». Тем не менее соблюдение есть правовое явление.

Соблюдение права, по сравнению с другими формами его реализации, характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, соблюдение запретов, исполнение конституционных обязанностей непосредственно связано с государством и возможностью государственного принуждения. В литературе это зачастую отрицается. Однако, как справедливо замечает И. Сабо, следует помнить, что «за соблюдением нормы стоит введение, указываемое государством».

Во-вторых, границы соблюдения (по содержанию) определены более четко, чем, например, использование. При соблю­дении необходимо воздержание от запрещенных конкретных действий, а при использовании у субъекта много вариантов поведения, поскольку субъективное право содержит несколько правомочий и возможностей.

В-третьих, соблюдение служит важной гарантией осуществления прав и свобод другими гражданами.

В-четвертых, соблюдение может быть добровольным и принудительным, тогда как использование только добровольным. Несоблюдение правовых требований есть правонарушение, а неиспользование права - правомерное поведение.

В-пятых, соблюдение - это всегда требуемые, необходимые поступки и действия. От государства на этот счет исходит императивное веление. Использование же есть возможное, желаемое, целесообразное, с точки зрения законодателя, поведение.

В-шестых, в отличие от применения, соблюдение права носит властного характера. Субъектами соблюдения являются все участники общественных отношений, тогда как приме ют право лишь уполномоченные на то государственные органы и должностные лица, организации.

Соблюдать - значит выполнять нечто установленное, пред­писанное, указанное.

Соответствие поведения субъекта той модели, которая держится в правовой норме, дает основание говорить, что соблюдается. Соблюдая право, индивид «не вступает в конфликт ни с другим индивидом, ни с государством... Такое ведение «может быть пассивным или активным, но оно неупречно» (И. Сабо).

Соблюдение правовых норм всегда представляло важную политическую проблему. Уже в период рабовладения соблюдению законов придавалось огромное значение. По мнению, например, Платона, «повиновение законам - есть высочайшая услуга, которая может быть оказана отечеству».

«Самое реальное средство укрепления... государственности, - писал М. И. Калинин, - это соблюдение законов всех сферах жизни и деятельности органов власти, общественных организаций и каждого гражданина».

Следует заметить, что соблюдение правовых норм, выступающее на поверхности как добровольное, вовсе не всегда является таковым на самом деле. Добровольное соблюдение - результат волеизъявления субъекта, но при этом лицо может руководствоваться разными мотивами: убежденность в необходимости определенного поведения, стремление получить поощрение, заслужить похвалу, боязнь санкции и т. Добровольность неоднозначна. Если, например, граждане переходят улицу в положенном месте, то это еще не означает, что они поступают так строго добровольно. Одни из них делают это сознательно, считают такое поведение необходимым. Другие видят милиционера, и, боясь наступления неблагоприятных последствий, тоже переходят улицу как положено. И это уже есть принуждение. Третьи были остановлены регу­лировщиком, когда пытались нарушить правило, им сделано замечание, и они подчинились. Здесь принуждение выступает в его «чистом виде». Таким образом, соблюдение может быв добровольным, вынужденным и принудительным.

Государству не безразлично, какими соображениями руко­водствуется человек, соблюдая закон, совершая тот или иной поступок. В зависимости от этого будут оцениваться его пове­дение, социальная позиция, наступившие последствия.

Соблюдение закона - не «частное» дело отдельного субъ­екта. Это - требуемое, нужное, должное и юридически значи­мое поведение.

Соблюдение законов - глобальная обязанность всех субъ­ектов общественных отношений. Содержанием его является поведение, соответствующее правовым нормам. Возложив эту обязанность на различных субъектов как участников общест­венной жизни, государство оставляет за собой право требовать соблюдения этих предписаний, а в необходимых случаях при­нуждать к этому. С другой стороны, на государстве лежат мо­рально-правовые обязательства обеспечивать условия для осу­ществления прав и обязанностей, интересов и потребностей граждан. В силу этого и возникают особые правовые связи (отношения) между государством и гражданами, а также по­следних между собой.

2. Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязываю­щие нормы права. Например, уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору.

Исполнение - это, в некоторой степени, противоположная соблюдению форма реализации, ибо она предполагает активное поведение, требует активных действий от субъектов права по выполнению возложенных на них обязанностей. Исполнение правовых норм касается органов государства, должностных лиц, которые обязаны исполнять возложенные на них задачи, оно касается физических лиц, которые также должны проявлять ак­тивность в выполнении возложенных на них некоторых обязан­ностей, например, вовремя и правильно платить налоги.

В этой форме реализуются не только обязанности, но и права. Особенно это относится к органам власти и управле­ния, должностным лицам государственных и негосударствен­ных организаций, поскольку многие из них создаются, орга­низуются, назначаются, прежде всего, для исполнения норм права. Неслучайно одна из ветвей власти называется исполни­тельной. Ее назначение - исполнять принятые законы.

3. Использование норм права - когда субъекты по своему усмот­рению, желанию используют предоставленные им права. В отли­чие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией за­претов и юридических обязанностей, использование представля­ет собой совершение дозволенных правом действий. Путем ис­пользования реализуются управомочивающие нормы.

Использование - наиболее демократическая форма реализа­ции, поскольку она чаще всего связана с добровольностью, собственным усмотрением, личным желанием субъектов права. В данном случае реализуются, в первую очередь, управомочивающие нормы, т. е. такие, которые наделяют правами, а не обязанностями. Необходимо отметить, что использование должно осуществляться в рамках и пределах закона, иначе ис­пользование может перерасти в злоупотребление правом, или напротив, для органов власти, должностных лиц в неисполь­зование права в необходимых случаях.

Использование может включать в себя: фактические действия, юридические действия, требования к обязанному лицу, притязания.

Например, ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: «Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом». Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и т.д.), через предъявление требований к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке).

Эти три формы реализации права, в ходе которых юридичес­кие нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все.

4. Применение норм права. Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и ис­пользование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешатель­ство в этот процесс компетентных органов, наделенных госу­дарственно-властными полномочиями. Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности воен­ной службы и др.

Реализация права, как многогранный и разносторонний процесс осуществляется разнообразными методами.

В юридической литературе выделяют следующие характер­ные методы реализации права:

1) метод добровольного соблюдения, исполнения и ис­пользования субъектами права юридических норм;

2) метод автономного (договорного) решения вопросов субъектами права;

3) метод государственно-властного предписания.

Добровольный методхарактерен для таких форм реализации права, как активные действия или воздержание от действий, за­прещенных правом. Результат воздействия нормы права на об­щественные отношения в данном случае проявляется напрямую, без дополнительного акта, конкретизирующего права и обязан­ности отдельных лиц. Следовательно, такое поведение представ­ляет собой непосредственные формы реализации норм права. В этих формах субъекты добровольно сообразуют свои действия с предписаниями норм права, общее юридическое воздействие не связывается с установлением конкретных прав и обязанно­стей субъектов, осуществляется вне правоотношений.

Нормы права реализуются также при помощи автономного (договорного) метода. В этом случае ценность предписаний, содержащихся в нормах права, приобретает реальное значение только при условии возникновения, изменения или прекраще­ния конкретных правоотношений и реального осуществления субъективных прав и юридических обязанностей. При реали­зации права при помощи автономного (договорного) метода объем правоспособности исходит из нормы права, а конкрети­зация прав и обязанностей вытекает из договора, заключенно­го между субъектами.

Для данной формы реализации характерно то, что предпи­сания, содержащиеся в нормах права, приобретают реальное значение без вмешательства органов власти и управления, т.е. в процессе такой реализации отсутствуют отношения власти и подчинения субъектов. Отношения подобного типа основы­ваются на юридическом равенстве сторон.

Данная правовая форма деятельности субъектов влечет по­следствия, непосредственно касающиеся самих субъектов пра­воотношений.

Реализация права осуществляется также при помощи мето­да государственно-властного предписания. Для нее характерно то, что здесь обязательно участвует властный государственный орган, должностное лицо или по специальному полномочию государства другой орган. Такую форму реализации права че­рез правоотношения можно назвать властной, административ­но-правовой. Инициатором возникновения, изменения либо прекращения правоотношения в результате осуществления панной формы реализации права может быть государственный орган, должностное лицо либо гражданин.

Проблема реализации права очень тесно связана с пробле­мой действия права. Дело в том, что реализация права и дей­ствие права так близки по своему содержанию, что иногда в юридической литературе их считают тождественными явле­ниями. Например, В. В. Перфильев прямо писал: «действие права в своем функциональном аспекте совпадает с реализа­цией правовых норм».

Большинство авторов исходят из того, что «действие права» категория более широкая, чем «реализация права». Под действием права понимается весь спектр воздействия и влияния права на общественные отношения (С. С. Алексеев), т. е. действие права - это идеологическое, психологическое, нор­мативное, ценностное и т. д. воздействие права на общество, ею структуры, отдельную личность. Оно включает не только поведенческие акты, но и восприятие правовой идеологии, правовой политики, правовых установлений субъектами права.

Вместе с тем не следует слишком противопоставлять дей­ствие и реализацию права. Прав Д. А. Керимов в том, что реализация правовых норм, являясь одним из проявлений действия права, есть по своей сути более высокая ступень действия права. Подобная связь действия и реализации права выражается в том, что действие права охватывает своим содержанием реализацию права (следует при этом иметь в виду, что не всякое действие связано с его реализацией), а реализация всегда свидетельствует о результативности действия права, что фактические и юридические цели права достигнуты. Из этого как раз и следует, что категория «действие права» явля­йся более широкой, более содержательной по отношению к понятию «реализация права», так как охватывает явления, не входящие в правореализационный процесс. В то же время реализация права характеризует одно из качественных свойств действия права, его воплощение в жизнь через призму имею­щих юридическое значение действий субъектов права, т. е. от­ражает деятельностную сторону субъектов права.

Наши рекомендации