Теория государства и права как наука: понятие, предмет, функция. Методология государства и права

Власть и управление в первобытном обществе. Отличие государства от родоплеменной организации власти. Основные теории происхождения государства.

Власть и управление в первобытном обществе.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение.

Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести – ни обидчик, ни его родичи.

Отношения первобытного общества регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя.

Функции государства: понятия, признаки, формы и методы осуществления. Классификация функций государства.

Функции гос-ва – это основные направления деят-ти гос-ва, выражающие сущность, социальное назначение, цели, задачи гос-ва по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

Признаки:

ü В функциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичная суть. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности

ü Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и др.

ü В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

ü Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

ü Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

ü Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

ü Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены жизненными потребностями общества и государства. В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.

ü Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями.

ü Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций показывает, что делает государство, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Форма осуществления функций - это однородная по своим внешним признакам деятельность органов гос-ва по выполнению функций гос-ва. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовыхформах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Обычно выделяют следующие правовые формы:

1. Правотворческаядеятельность –тэто подготовка и издание нормативно-правовых актов.

2.От правоисполнительной деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны.

3. Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел и др.

4. Правосудиеосуществляется судом. Суд призван разрешать споры о праве, различные конфликты, рассматривать уголовные, гражданские и иные дела.

5. Контроль - осуществляется в форме инспектирования, проверки соответствия деят-ти органов гос-ва, должностных лиц, принимаемых ими решений; правовых актов. Контроль осуществляется Конституционным судом, прокуратурой и др.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям:

1. По причинам (источникам) возникновения:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

2. По направленности:

а) Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, к ним относятся:

- функция защиты прав и свобод человека,

- функция сохранения и укрепления государственной власти,

- функция обеспечения надлежащего правопорядка,

- экологическая функция,

- социально-культурная функция.

б) Внешние функции направлены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. К ним относятся:

- оборонная функция,

- функция обеспечения мира,

- обеспечение дипломатических отношений,

- межгосударственная торговля.

3. По времени действия:

а) постоянные

б) временные

4. По органам:

а) законодательная

б) исполнительная

в) судебная

Форма государства. Факторы, влияющие на форму конкретного государства. Формы правления, Форма государственного строя, политический режим как разновидности формы государства. Форма государства в современной России.

Форма государства:

1. Форма правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Государственный (политический) режим.

Форма государства - непосредственное выражение его сущности и содержания.

Форма правления - способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

Форма правления:

1. Монархия - форма правления при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением.

2. Республика - Форма правления в которой высшая государственная власть принадлежит к выборным органам избираемом на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Монархияделится на ограниченная(представительная), не ограниченная (абсолютная).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами.

Ограниченная монархия делится на сословно-представительскую и конституционную.

I. Сословно представительская монархия (Франция и Россия при переходе от феодальной раздробленности к унитарным государствам) власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительского органа.

II. Конституционная монархия в которой выделяют дуалистическую и парламентскую монархию.

a) Дуалистическая монархия - формально юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится у МОНАРХА, законодательная - у ПАРЛАМЕНТА. Последний фактически подчиняется монарху.

b) Парламентская монархия - статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная полностью принадлежит ПАРЛАМЕНТУ. Исполнительная власть - ПРАВИТЕЛЬСТВУ, который несет ответственность перед ПАРЛАМЕНТОМ. (АНГЛИЯ, ГОЛЛАНДИЯ, ШВЕЦИЯ)

Неограниченная монархия.При неограниченной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.( Саудовская Аравия)

Республика делится на парламентскую и президентскую, так же существует смешанная (полупрезидентская)

I.Парламентская республика. В парламентской республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е правительство несет перед парламентом ответственность за свои действия. Президент так же избирается парламентом. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Это означает что правительство формируется партией победившей на парламентских выборах, а президент не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством - Премьер-министр. (Германия, Италия, Австрия, Швейцария)

II. Президентская республика - это форма правления где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министр, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент. (Франци, Россия, США, Мексика, Египет).

III. Существуют смешанные "полупрезидентские" республики. (Турция, Польша), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Виды правосознания.

По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное.

Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа). Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.

Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1) деспотичный характер государственной власти;

2) особенность исторического развития государства;

3) использование репрессивного законодательства;

4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;

6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;

7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;

8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:

1) широкое распространение и повсеместность;

2) неподконтрольность;

3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;

4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным др.);

5) соединение нигилизма с разными формами протеста;

6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.

Правовой нигилизм выражается в следующих формах:

1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);

2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;

3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;

4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;

5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;

6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.

Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:

1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;

2) укрепление режима законности на территории государства;

3) осуществление верховенства основного и других законов государства;

4) совершенствование правовой системы государства;

5) осуществление правового порядка в государстве;

6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;

7) проведение в государстве правового воспитания.

Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.

Основные пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.

Под правовой культурой - обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Виды.

1) Правовая культура общества

2) Правовая культура личности

3) Профессиональная правовая культура

1.Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

2.Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

3.Профессиональная правовая культура - одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Значение в обществе.

В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.

Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»

Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания»..

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нём. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.

Так, в частности, существует мнение, что «вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа „стимул — реакция“. Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла».

Иными словами исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.

Несколько похожая мысль высказывается А. И. Экимовым и Д. И. Луковской: «Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в социалистической правовой литературе, — это фикция… Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления или разбоя. Важно другое: чтобы каждый ясно осознавал недопустимость хищения личного, государственного или общественного имущества или посягательства на личность другого человека» Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.

Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.

Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям. (Следует отметить, что в последнее время активизировались сторонники ужесточения наказаний как метода борьбы с преступностью. Очередное подтверждение того, что подобный метод не имеет под собой научных оснований, содержится в приведённых выше цитатах. Кроме того, вопрос ужесточения наказаний — вопрос очень тонкий, лежащий в плоскости криминологии и других юридических наук (в том числе, должен рассматриваться и с позиции правовой культуры), но никак не в плоскости эмоциональных, обывательских оценок.)

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Виды ПР:

Индивидуальное – нормы носят персонифицированный характер (правоприменительные акты и акты реализации права)

Нормативное – общий характер (неограниченный круг субъектов, неограниченный количество случаев, длительность) правовых норм.

Методы, способы и типы правового регулирования.

Метод П.Р. – совокупность приемов и способов юр.воздействия на поведение людей, выработанного в результате длительного человеческого общения. Методы ПР характеризуются разнообразием.

1) Отраслевые методы ПР. Каждая отрасль права характеризуется собственными методами ПР.

2) Общеправовые методы правового регулирования характеризуют право в целом:

- методы централизованного и децентрализованного регулирования. При централ.регулировании основные средства сформулированы в кач-ве единых для всей правовой системы. При децентрал. регулировании властные решения нек.вопросов передаются на региональный уровень. Координация целей и интересов сторон в общественном отношении. Их еще называют методами субординации и координации.

- императивные и диспозитивные методы ПР. При императивном методе П.Р. используются властные предписания, требующие несомненного соблюдения всеми. Граждане не могут строить свое поведение иначе, не соответствуя императиву. При диспозитивном методе П.Р. норма права позволяет гражданам самостоятельно определять свои права и обязанности, дарование некоторой свободы. Удовлетворение в первую очередь частных интересов. Отличия: по субъекту; по санкции (в имп. – карательные, в диспозитивном – восстановительные); по характеру отношений (власти и подчинения и равенства); установление прав и обязанностей (… и согласительной характер)

- рекомендательный и поощрительный метод

Способ П.Р. – совокупность приемов ПР.

1. Основные:

1) Дозволение (управомочивание). Предполагает свободу действий управомоченного лица. Дозволение осуществляется с помощью управомочивающих норм, т.е. норм, предоставляющих опред. права. Управомоченное лицо имеет свободу выбора: либо действовать, либо воздержаться от этих действий (Гр. кодекс – ст. «о полномочии собственника»: собственник имеет право владения, распоряжения, использования).

2) Позитивное обязывание. В отличии от запрета позитивное обязывание требует активных действий. Уст-ся с помощью обязывающих норм (Гражд. кодекс - договор займа: заемщик обязан вернуть установленную сумму в установленный срок). Предписание совершать какие-либо действия. регулятивно-динамическая функция права.

3) Запрет. Означает установку запретов в нормах права, предостерегает от тех или иных неправильных действий. Устанавливается с помощью запрещающих норм (сверхурочные работы запрещены; если жена беременна или имеет ребенка до двух лет, то развод без согласия жены не возможен). Устанавливаются охранительными нормами, т.е. в которых установлена ответствен. за те или иные действия. Запрет предполагает пассивное поведение, воздержание от действий. реализуется регулятивно-статическая функция права.

2. Дополнительные:

- метод поощрения (стимулирование). В нормах права закрепляются положения, связанные с поощрением, награждение граждан.

- метод рекомендации. Определенные организацией рекомендации на пользование или иные правила (корпоративное право).

Тип П.Р. – это устойчивое сочетание различных методов и способов П.Р.

1) Общедозволительный тип – это сочетание общего дозволения и конкретного указания в законе, запрета. Строится по формуле: «Дозволено все, кроме прямо запрещенного законом». Осущ. регулирование прав и свобод по этому принципу (Конституцией установлена общедозволенность свободы слова, но она не является абсолютной, т.к. есть исключения: клевета, оскорбление словом, за сверж. Существ. власти и т.д.).

2) Разрешительный тип П.Р. – сочетание общего закрепления запрета и конкретного, прямо указанного в законе, дозволения. Строится по формуле: «Запрещено все, кроме прямо разрешенного законом». С помощью этого типа П.Р. осуществляется регулирование деят-ти должностных лиц, гос.органов, т.е. они в строго определенных правовых рамках (Адм. право). Действует в присущих отраслях, связан с гос.управлением.

Виды норм права.

Виды:

1) по сущности и социальному назначению:

- учредительные (нормы-принципы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.

- декларативные (нормы-объявления) включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.

- дефинитивные (нормы-определения),

- регулятивные (нормы – правила поведения),

- охранительные (нормы – стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.

- обеспечительные (нормы-гарантии) содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

- коллизионные (нормы-арбитры),

- оперативные (нормы-инструменты) устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

2) по предмету правового регулирования (отраслям права):

- нормы конституционного права;

- нормы уголовного права;

- нормы гражданского права и т.д.

3) по характеру регулируемых отношений:

- материальные;

- процессуальные.

4) по функциям права:

- регулятивные;

- охранительные;

5) по методу регулирования:

- императивные - указывают S конкретные способы реализации предоставляемого ему права;

- диспозитивные - предоставляют S возможность выбора путей реализации предоставляемого права;

- поощрительные - стимулирует труд людей, их активность (положение об орденах, медалях, премиях);

- рекомендательные - устанавливают варианты желаемого урегулирования обществ. отношений;

6) по содержанию (характеру) предписания:

- управомочивающие - предоставляют S право на совершение предусмотренных в них возможности действовать тем или иным образом;

- обязывающие - закрепляют обязанность совершения определенных действий;

- запрещающие - запрещает названное в них поведение;

7) в зависимости от степени абстрактности сформулированного правила:

- абстрактные;

- казуистические.

8) по кругу лиц:

- нормы общего действия - распространяются на неопределенный круг лиц;

- специальные - распространяются только на лиц, указанных в норме;

9) по сфере действия:

- нормы общего действия;

- нормы местного действия.

10) по назначению:

- основные - определяет начало правового регулирования общественных отношений, с их помощью закрепляются его правовые категории, понятия, цели и задачи;

- производные - обеспечивают детализацию основных норм, обычно входит в особенную часть той или иной отрасли права.

11) по субъектам правотворчества:

- исходящие от государства;

- от общества.

12) по времени:

- постоянные;

- временные.

13) в зависимости от характера акта в котором содержится норма права:

- нормы закона;

- нормы подзаконных актов;

- нормы ОМС;

- нормы субъектов федерации.

Виды гипотез:

1) по форме выражения (по степени абстрактности):

- абстрактные - используется обобщающая формулировка;

- казуистические - конкретно перечислены обстоятельства действия нормы (индивидуальные и видовые признаки);

2) по строению (по количеству условий):

- простые - содержат одно обстоятельство, необходимое для действия нормы;

- сложные - содержат два и более обязательных обстоятельства;

- альтернативные - содержат несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия нормы;

3) по наличию (отсутствию) юридических фактов:

- положительные - указывают на необходимость наличия фактов для действия нормы;

- отрицательные - указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы.

4) По действию

- Во времени: запрещено с 23 и до 6 утра шуметь и т.п.

- По территории

- По кругу лиц

Виды диспозиций:

1) по виду поведения

- Управомачивающая

- Обязывающая

- запрещающая

2) по способу изложения:

- прямая

- ссылочные - не излагая правил поведения отсылает для ознакомления с ним к другой норме;

- бланкетные - не излагая правил поведения отсылает для ознакомления с ним к бланку (инструкциям, положениям, правилам и т.д.);

3) По количеству правил поведения:

- простые - называет вариант поведения, но не раскрывает его;

- Сложная

- Альтернативная

4) По степени абстракции

- абстрактные - используется обобщающая формулировка;

- казуистические - конкретно перечислены обстоятельства действия нормы (индивидуальные и видовые признаки);

Виды санкций:

1) По цели

- Штрафные или карательные

- Правовостановительные

2) В зависимости от характера (правовым последствиям)

- Имущественные

- Личного характера

- Организационного характера

3) По степени определенности:

- Абсолютно-определенная

- Относительно-определенная

- Альтернативная

4) По количеству правовых последствий

- Простые

- Сложные

- Альтернативные

Проблема структуры нормы явл-ся дискуссионной. Одни считают, что норма состоит из гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство ученых-юристов придерживаются трехзвенной стр-ры.

Признаки НПА:

•издается компетентным органом власти (ОГВ, граждане на референдуме, ОМС, организации);

•обладает определенной юр. силой;

•регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

•имеет конкретную сферу применения;

•обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую хар-ку.

•содержит нормы

•точно фиксирует содержание правовых норм

•обладает четкой внутренней структурой.

•охраняется от нарушений правоохранительными органами гос-ва;

•особый порядок создания.

Юр.факты классифицируются:

1. По последствиям, которые они вызывают:

1) правоустанавливающие,

2) правоизменяющие

3) правопрекращающие

2. По гносеологической природе фактов (по волевому моменту):

1) события, т.е. факты, не зависящие от воли и сознания людей,

а) абсолютные – возникновение и протекание не зависят от действий человека;

б) относительные – либо не зависит от субъектов данного правоотношения, либо возникновение зависит, а протекание нет.

2) Деяния - факты, как порождение сознательного волевого поведения людей

а) правомерные

- юридические акты - решения, направленные на достижение правового результата: нормативные правоприменительные, акты реализации, интерпретационные.

- юридические поступки – действия, которые вызывают юридические последствия не зависимо от того были ли о

Наши рекомендации