Основные отличия государства от родоплеменной организации.

1. Территория гос-ва имеет строго определенную территорию, племена не ограничиваются территориальными рамками, занимаются кочевничеством с одной территории на другую ориентируясь на земли для выращивания пищи и с целью охоты на животный мир и собирательство.

2. В государстве власть не совпадает с волей всего народа, есть только компромисы, между определенными категориями населений. В племени власть в лице Вождя отражает интересы всего населения.

3. Власть государства отдельно от народа осуществляется специальной группой управления. Власть племени не отделяется от общины и сосредотачивается в руках наиболее мудрых старейшин.

4. В племени власть - авторитета, в государстве авторитет - власть.

5. В государстве есть постоянная армия, а в племени, в лучшем случае ополчение.

В государстве на его содержание осуществляется истребование налогов и сборов, в племени впоследствии развития появилось подношение для вождей.

Основные теории происхождения государства:

1. Теологическая теория (Августин, Фома Аквинский и др.). Творец всего сущего на Земле, в том числе гос-ва, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя. Египет: фараоны – представители Бога на земле; в древнем Китае император именовался сыном неба. Отсюда уважение к правителю, к власти.

2. Патриархальная теория (основоположник – Аристотель, Р.Филмер, М.Н. Покровский). Была широко распространена в Древней Греции, рабовладельческом Риме, средневековом абсолютизме. Гос-во представляет собой естественную форму человеческой жизни, вне гос-ва общение человека с себе подобными невозможно. Как общественные существа люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. Увеличение числа этих семей и их объединение приводит к образованию гос-ва. Аристотель утверждал – гос. власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

3. Теория насилия (завоевания). (Гумплович, Каутский, Дюринг). Мать гос-ва – война и завоевание. Возникновение государства являлось результатаом насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого.

4. Теория общественного договора (Эпикур, Гроций, Спиноза, Радищев, Локк, Руссо, Гоббс). Государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. Люди передают часть своих прав гос. власти и берут обязательство подчиняться ей, а гос-во обязуется охранять неотчуждаемые права человека.

5. Учение Гегеля. В основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). Гос-во есть высшая форма реализации нравственности. Гос-во не служит, а господствует. Отвергает демократию, народный суверенитет. Власть не может выражать интересы народа, потому что народ сам не знает, чего хочет.

6. Ирригационная теория (Виттфогель). Теория связывает возникновение гос-ва с необходимостью строительства и эксплуатации, гигантских по тем временам ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Образование класса чиновников-управленцев, обслуживающих жизненно важные объекты, злоупотребляющих своим положением и постепенно порабощающих общество.

7. Органическая теория (Спенсер, Вормс). Гос-во – результат естественного развития. Оно появляется вместе с людьми, оно – творение сил природы.

8. Марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Общая оценка теорий: каждая из них содержит элемент истины, опирается на исторические факты; но не претендует на основную теорию.

Наши рекомендации