Тема: Теория государства и права: понятие, предмет, методология, методы и функции науки.

Тема: Теория государства и права: понятие, предмет, методология, методы и функции науки.

Теория государства и права — это фундаментальная юридическая наука, изучающая сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии, а также формирующая общие для всех юридических наук понятия и категории.

Без понимания предмета ТГП невозможно разобраться в более конкретизированных знаниях о государстве и праве, используемых основными юридическими науками.

Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельной стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государственности.

2 основных направления ТГП – это изучение теории государства и теории права.

Теория государства (общее учение о государстве) изучает происхождение государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы государства.

Теория права изучает вопросы юридической догматики[1]: источники права, виды правовых норм, законотворчество и правоприменение, юридическая техника, коллизии правовых норм, толкование права и юридическая ответственность.

Термины:

Источники права – это действующие в государстве официальные документы, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения (Конституция РФ, федеральные законы, законы местного самоуправления; отдельные инструкции, например, Устав внутренней службы ВС РФ).

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений (Уголовное право, Административное право, Семейное право и т.д.).

Законотворчество – это процесс создания, изменения и отмены нормативно-правовых актов (законов).

Правоприменение — это реализацию правовых предписаний на практике.

Юридическая коллизия (лат. collisio — «столкновение») — разногласия или противоречие между нормативно-правовыми актами (законами), регулирующими одни и те же правоотношения.

Толкование права (лат. Interpretatio – «разъяснение») — интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.

Предмет теории государства и права.

Предмет науки – это то, ЧТО изучает данная наука.

Все ученые-юристы сходятся во мнении, что данная наука изучает следующие составляющие:

1). Процесс возникновения, становления и развития государства и права, его общие закономерности;

2). Взаимосвязь государства и права;

3). Характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты государства и права;

4). Место и роль государства и права в жизни общества;

5). Право, правосознание, законность, конституционность;

6). Законодательный процесс и его отдельные стадии;

7). Правомерное поведение;

8). Правонарушение и юридическая ответственность.

Тема: Возникновение права.

Основной нормой поведения человека в первобытном обществе был обычай.

Обычай –общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения[21].

Т.е. обычаи регулировали отношения (как межличностные, так и по отношению ко всему обществу) и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека. Они действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также с религиозными догмами.

Они часто облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше.

Все обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. ЛИЧНОСТЬ вне этого общества была ничем.

И, что самое главное, социальная природа обычаев, морали и религиозных норм мало отвечала специфике формирующихся отношений. Они не фиксировали разделение интересов общества и каждого человека отдельно, а также не разделяли прав и обязанностей.

Формированию праваспособствовало имущественное расслоение общества (в истории это переход от родовой общины к соседской).

Представители зарождающегося экономически богатого класса людей были крайне заинтересованы в создании таких норм, которые не только их защищали, но и выражали их частные интересы.

Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно ограничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных правил поведения.

Общеобязательные законы устанавливали только богатые люди;

Появлялась всё бóльшая разница между правами и обязанностями бедных и богатых (разница в налогах; разница в наказании за одно и то же правонарушение и т.д.).

Отличие правовых норм от обычаев:

1). Обычаисоздавались всем обществом, а правоформируется либо непосредственно государством, либо с участием социальных организаций (общественных, корпоративных, церкви и т.д.) и под его контролем.

2). Обычаивыражали общую волю и защищали общественный интерес, аправоизначальноявлялось выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.

3). Обычаиносили в основном нефиксированную форму, а правополучило своё внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов и договоров.

4). Обычаиохранялись от нарушений всем обществом, а правообеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационными и экономическими силами всего государства.

Таким образом, право – это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечёт для их участников определённые юридические последствия.

Иными словами, право – это единственный официальный определитель и критерий правомерного и неправомерного, законного или незаконного поведения людей.

Социальное значение права.

С помощью права в обществе обеспечивается правопорядок (порядок, основанный на юридическом праве).

С помощью права в обществе достигается согласование различных интересов и каждый подвергается некоторым ограничениями свободы своего поведения, для того чтобы не повредить другим. Соблюдение норм права гарантируется тем, что компетентные органы государства могут применять к нарушителям меры государственного воздействия (предупреждения, штрафы и другие).

Структура нормы права:

1). Гипотеза– элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется. Если…
2). Диспозиция – элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений. То…
3). Санкция –элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности). В противном случае.

Свойства права:

1). Нормативность— свойство права, выявляющее его смысл и предназначение.

В нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения.

Для ЧЕГО это право (этот закон) был создан.

2). Формальная определённость– специфическаяхарактеристика права, означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов инаходят закрепление в том или ином источнике права (Конституция РФ, федеральный закон, закон местного самоуправления).

Определение правовых границ каждого закона.

3). Ясность –это точность, законность и доступность понятия текстов любым гражданином (без юридического образования).

4). Общеобязательность –свойство права, означающее, что правовые установления (нормы) обязательны для всех, кому они адресованы.

История различных определений понятия «право»:

Представители теории естественного права (Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Александр Николаевич Радищев и др.)при определении данного термина исходили из того, что право содержит в себе абсолютные, неизменные начала справедливости и исходит из самой природы. Т.е. естественное право – это неотъемлемые права человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

Историческая школа права (Виктор Гюго[24], Георг Фридрих Пухта[25] и др.) считала, что право развивается органически, как выражение духа народа, т.е. право, по мнению представителей этой точки зрения, существовало не в виде формальных правил, а в виде поведения народа.

Пример: различные бунты и восстания людей. Они боролись за свободу, но эти права не были нигде написаны.

Психологическая школа права(Жан Габриэль Тард, Лев Иосифович Петражицкий и др.)объясняла возникновение и действие права не социально-экономическими условиями жизни общества (как у исторической и марксистко-ленинской школ), а психологией личности или группы лиц.

Марксистско-ленинская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.) считали, что сущность права – это воля экономически господствующего класса, возведённая в закон. А возникновение и существование права, по их мнению, объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах «богачей».

Тема: Функции государства.

Функции государства– это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Осуществляя функции, государство реализует свою способность воздействовать на общественные отношения с целью решения различных задач как сугубо классовых, так и общенациональных.

Каждая функция государства имеет свой объектвоздействия и своё содержание.

Объект –это определённая сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие, а содержаниефункций показывает, что делает государство.

Функцииподразделяются на виды по разным основаниям:

1). По политической направленности:

а). Внутренние (деятельность внутри страны);

б). Внешние (деятельность за пределами страны).

2). По времени осуществления:

а). Постоянные, осуществляемые на всех этапах развития государства (например, оборона страны от нападений извне);

б). Временные, вызванные какими-либо специфическими условиями, с исчезновением которых данная функция отпадает (например, ликвидация последствий стихийного бедствия).

3). По основным сферам общественной жизни: экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, духовная сфера и т.д.

Внутренние сферы – главные направления деятельности государства в пределах своей страны, характеризующие внутреннюю политику государства:

1). В экономической сфере – долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогов, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

2). В социальной сфере– социальная защита наиболее уязвимых слоёв населения (инвалидов, безработных, многодетных и т.д.), пенсионное обеспечение по старости, выделение средств на бесплатное образование, здравоохранение, на строительство дорог, развитие общественного транспорта и т.д.

3). В политической сфере– охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, предотвращение межнациональных и религиозных конфликтов, оказание помощи вынужденным переселенцам и мигрантам и т.д.

4). В культурной сфере– государственная поддержка и финансирование искусства, национальной культуры, забота о нравственном здоровье общества.

Внешние функции:

1). Взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, военное, культурное сотрудничество с другими государствами.

2). Защита от нападения, внешней агрессии, охрана государственных границ.

3). Обеспечение мира на Земле, предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного, химического и другого оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом.

Важное значение в современном мире приобретают функции, для которых разные государства объединяют свои усилия (например, экологическая функция, т.е. деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей).

Внутренние и внешние функциилюбого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика во многом определяется внутренними условиями существования данного государства.

Тема: Форма правления.

Под формой правленияпонимается порядок образования и организации высших органов власти в том или ином государстве, степень участия граждан в их формировании.

Все государства подразделяются на 2 основные формы:

· Монархию;

· Республику.

Монархия(лат. monarchia – единовластие)–такая форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу – монарху, получающему её по наследству и на неограниченный срок (на всю жизнь), а народ никакого участия в этом не принимает. Монарх осуществляет полномочия единовластно и не несёт юридической ответственности за свои действия.

Монархии делятся на следующие виды:

· Неограниченная (абсолютная) монархияхарактеризуется абсолютной монополизацией власти правителем. Монарх ни с кем не делит свою власть (единолично издаёт законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд и управляет государством по собственному усмотрению, а если и привлекает советников, то их советы для него необязательны).

Такая монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства. В абсолютных монархиях власть монарха обожествляется, признаётся естественным неравенство людей, все (даже представители высших сословий) считаются подданными монарха и должны ему повиноваться. Власть держится на жёсткой дисциплине, принуждении и желании сохранять существующие традиции.

В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии стран Ближнего Востока: Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Бруней.

· Ограниченная (конституционная) монархия, которая пришла на смену абсолютным монархиям в ряде стран после буржуазных революций. Носителями власти наряду с главой государства (монархом) выступают другие органы государственной власти, ограничивающие власть монарха (например, парламент).

В настоящее время такие монархии существуют в Англии, Бельгии, Швеции и Японии.

Среди ограниченных монархий различают:

а). Дуалистическую монархию, в которой существует двойственность (дуализм) верховной власти;

Примеры: Кувейт, Люксембург, Марокко, Иордания.

б). Парламентскую монархию, где монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах, и это закреплено в Конституции.

Примеры: Канада, Австралия, Дания.

Республика– такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определённый срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом.

Республики подразделяются на:

1). Президентские. Они характеризуются тем, что президент, избираемый коллегией выборщиков (или непосредственно народом) на определённый срок, является одновременно главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Полномочия по формированию правительства принадлежат президенту.

Примеры: США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Казахстан.

2). Парламентские. В парламентских республиках полномочия по формированию правительства принадлежат парламенту. Президент избирается, как правило, не народом, а парламентом и не обладает большим объемом властных полномочий.

Примеры: Италия, Германия, Греция, Израиль.

3). Смешанные, или полупрезидентские (полупарламентские). Они сочетают в себе черты и президентской, и парламентской республик. Правительство в своей деятельности подотчётно и президенту, и парламенту.

Примеры: РФ, Франция, Финляндия, Украина, Румыния.

Тема: Политический режим.

Политический режим– это совокупность приёмов и способов осуществления политической власти, отражающих её содержание и характер. Такие приёмыи способыскладываются под влиянием взаимодействия и противоборства политических сил, а также функционирования всех политических институтов.

Политические режимы подразделяются в зависимости от характера средств и способов, используемых государственной властью.

1). Демократический политический режим.В этом случае государственная власть формируется народом. Народ признаётся её источником, поэтому высшие органы власти (например, парламент) избираются населением и являются институтами представительной демократии.

Выборы носят демократический характер: они проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, которое обеспечивает свободу волеизъявления избирателей. Также используются институты прямой (непосредственной) демократии, когда население само принимает те или иные решения, например, путём всенародного голосования в форме референдума (Конституция 1993 г.).

Демократический режимобеспечивает равенство всех граждан и фактическую реализацию всех гражданских и политических прав и свобод, а также равный доступ всех граждан и их объединений к участию в общественных и государственных делах. При таком режиме существует многопартийность, легальная (законная) оппозиция, инакомыслие не подавляется.

Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности (в т.ч. и частной) и рыночные отношения.

2). Антидемократический политический режим.Он характеризуется контролем государства над всеми сферами общественной жизни. Народ не признаётся источником власти и фактически отстраняется от участия в управлении государством и общественными делами. При этом права и свободы личности, даже если они формально провозглашаются, фактически ограничиваются и ущемляются.

Различают 2 вида антидемократического политического режима:

а). Тоталитарный режим, при котором государство осуществляет всеобщий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Ограничения существуют и в политической, и в личной жизни граждан.

В экономике преобладает государственная собственность, и государство имеет жёсткое регулирование экономическими отношениями, в т.ч. командными методами. Экономика в основном ориентирована на военную промышленность, т.е. происходит её милитаризация. Любые партии, кроме правящей, как правило, запрещены.

Одним из видов тоталитаризма является фашистский режим, при котором господствует идея превосходства одной расы или нации. Ему свойственна агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель.

б). Авторитарный режим, являющийся промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами. Характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан. Также ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, и сосредоточением больших властных полномочий в руках главы государства и правительства.

Тема: Теория государства и права: понятие, предмет, методология, методы и функции науки.

Теория государства и права — это фундаментальная юридическая наука, изучающая сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии, а также формирующая общие для всех юридических наук понятия и категории.

Без понимания предмета ТГП невозможно разобраться в более конкретизированных знаниях о государстве и праве, используемых основными юридическими науками.

Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельной стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государственности.

2 основных направления ТГП – это изучение теории государства и теории права.

Теория государства (общее учение о государстве) изучает происхождение государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы государства.

Теория права изучает вопросы юридической догматики[1]: источники права, виды правовых норм, законотворчество и правоприменение, юридическая техника, коллизии правовых норм, толкование права и юридическая ответственность.

Термины:

Источники права – это действующие в государстве официальные документы, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения (Конституция РФ, федеральные законы, законы местного самоуправления; отдельные инструкции, например, Устав внутренней службы ВС РФ).

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений (Уголовное право, Административное право, Семейное право и т.д.).

Законотворчество – это процесс создания, изменения и отмены нормативно-правовых актов (законов).

Правоприменение — это реализацию правовых предписаний на практике.

Юридическая коллизия (лат. collisio — «столкновение») — разногласия или противоречие между нормативно-правовыми актами (законами), регулирующими одни и те же правоотношения.

Толкование права (лат. Interpretatio – «разъяснение») — интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.

Наши рекомендации