Производственные кооперативы (артели)

– это коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.

Фирменное название должно включать слова «производственный кооператив» или «артель».

Учредительным документом является Устав, утверждаемый общим собранием его членов. Помимо общих сведений для всех ю.л. он должен включать следующие условия: размер паевых взносов членов кооператива ;состав и порядок внесения паевых взносов членами кооператива, ответственность за нарушения обязательств по внесению паевых взносов; характер и порядок трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственность за нарушения обязательства по личному трудовому участию; порядок распределения прибыли и убытков кооператива; размер и условия субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений (единогласно или квалифицированным большинством).

Минимальное число членов кооператива не менее трех.

До регистрации кооператива члены кооператива вносят 10% паевых взносов, остальные в течение года после регистрации. Единогласно можно также принять решение о неделимых фондах.

Прибыль кооператива и оставшееся ликвидационное имущество распределяется между членами кооператива в соответствии с их трудовым участием.

Высшим орган - общее собрание его членов, каждый из которых имеет один голос. Из членов кооператива избирается наблюдательный совет, правление и председатель правления. Член кооператива не может быть членом наблюдательного совета и членом или председателем правления.

Компетенцией общего собрания является:

v изменение устава кооператива;

v образование наблюдательного совета и прекращение его полномочий, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов, если эти функции не переданы по уставу наблюдательному совету;

v утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов и распределение его прибыли и убытков;

v прием и исключение членов кооператива;

v решение о реорганизации и ликвидации кооператива;

Член кооператива может выйти из него по своему усмотрению, в связи со смертью и т.п. Выбывшему члену кооператива или его наследникам выплачивается стоимость пая или выдается имущество по окончании финансового года. Наследники могут быть приняты в кооператив. Передача пая третьим лицам допускается лишь с согласия кооператива.

Кооператив может быть добровольно или по иным основаниям реорганизован или ликвидирован. Единогласным решением он также может быть преобразован в хозяйственное тов-во, об-в о или унитарное предприятие, если осталось менее трех членов кооператива.

Унитарные предприятия

– это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать:

1) предмет и цели деятельности;

2) размер уставного фонда предприятия, порядок и источники его формирования.

Устав и руководитель унитарного предприятия утверждается и назначается собственником.

Уставной фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником имущества до регистрации ю.л. .

Наименование унитарного предприятия должно содержать указание на форму собственности.

Унитарные предприятия по форме собственности делятся на государственные и частные. Государственные предприятия называют казенными.

По субъекту собственности государственные предприятия бывают республиканскими и коммунальными.

Имущество им передается собственником на праве оперативного управления. Право владения, пользования и распоряжения имуществом казенное предприятие осуществляет в пределах, установленных законодательством и в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Используемое не по назначению имущество, а также излишнее собственник может изъять и распорядиться им по своему усмотрению. Распоряжаться имуществом казенное предприятие может только с разрешения собственника, который определяет также и порядок распределения доходов. Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарные предприятия основаны на частной собственности.
В зависимости от субъекта имущество может находиться в собственности физического лица (включая собственность супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства, к которым относят супругов, их родителей (усыновителей), детей (в том числе усыновленных), братьев, сестер, супругов и детей указанных лиц, а также других лиц, признанных членами семьи в соответствии с КоБС), либо ю.л. и принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия за исключением случаев, когда экономическая несостоятельность (банкротство) предприятия возникла по вине собственника из-за его указаний. В случае недостаточности имущества унитарного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия на собственника.

Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия происходит по тем же правилам, что и у других ю.л. .

Некоммерческие организации

Как мы уже говорили, некоммерческие организации не ставят основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она разрешена законом и необходима для реализации их уставных целей.

К некоммерческим организациям относят потребительские кооперативы, об-в енные объединения, религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации (союзы), государственные объединения.

Потребительский кооператив

– это добровольное объединение граждан либо граждан и ю.л. на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК).

Устав должен содержать помимо сведений (п. 2 ст. 48 ГК) следующие данные:

– условия и размер паевых взносов членов кооператива;

– состав и порядок их внесения, а также ответственность за нарушения обязательств по внесению паевых взносов;

– состав и компетенция органов управления и порядок принятия решений (единогласно или квалифицированным большинством);

– порядок покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование кооператива должно включать слова «потребительский кооператив» либо «потребительское об-в о».

Члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса. Осуществить дополнительный взнос члены кооператива обязаны в трехмесячный срок после утверждения ежегодного баланса. Если образовавшиеся убытки не будут покрыты путем дополнительного взноса, то кооператив может быть ликвидирован по требованию кредиторов в судебном порядке.

К потребительским кооперативам относят: жилищные, жилищно-строительные, коллективы индустриальных застройщиков, молодежных жилых комплексов, гаражных кооперативов, садоводческих тов-в и др.

Правовое положение их определяется ГК и иным законодательством о потребительской кооперации: Закон Республики Беларусь от 25.02.2002 г. № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских об-ва х, их союзах) в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями на 11.11.2002 г. № 150-З.

2. Об-в енные объединения – это некоммерческие объединения граждан на основе общности их интересов для реализации общих целей.

Организационно-правовые формы об-в енных объединений:

– об-в енные организации, включая партии (объединения на основе членства);

– об-в енные движения (массовые объединения, не имеющие членства, например, движение «зеленых»);

– об-в енные учреждения (организации, финансируемые их участниками для оказания конкретного вида услуг);

– органы об-в енной самодеятельности (не имеющие членства объединения, созданные для совместного решения социальных задач граждан по месту жительства, учебы, работы).

Правовой основой деятельности об-в енного объединения является устав, зарегистрированный в установленном порядке.

Участники об-в енных объединений не сохраняют право на переданное ими имущество, в том числе и взносы. Они не отвечают по обязательствам объединений, последние, в свою очередь, не несут ответственность по обязательствам своих участников.

Правовое регулирование деятельности об-в енных объединений осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь, Гражданского Кодекса и специального законодательства: Закон Республики Беларусь от 05.10.1994 № 3266-XII (ред. от 21.07.2008)
«О политических партиях», Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 3 3254-XII (ред. от 21.07.2008) «Об об-в енных объединениях», Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-XII (ред. от 10.05.2007) «О профессиональных союзах».

3. Религиозные организации – это объединения граждан, имеющих основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающие соответствующими этим целям признаками (наличие вероучения и религиозной догматики, религиозных обрядов и церемоний, совершение богослужений, проповедническая деятельность, религиозное обучение и воспитание, и иные формы распространения вероучения).

Основные формы религиозных организаций:

v религиозное об-в о (община, приход);

v монастырь мужской или женский (лавра, пустынь, скит);

v братство (сестричество);

v миссионерское об-в о (миссия);

v духовные учебные заведения;

v религиозные объединения с их управлениями и центрами.

Свою деятельность религиозные организации осуществляют на основе утвержденного в установленном порядке устава (положения).

Религиозные организации в соответствии со своим уставом могут учреждать благотворительные заведения (приюты, больницы), а также строительные, издательские, производственные, реставрационные, сельскохозяйственные и иные предприятия, подлежащие государственной регистрации.

Правовое регулирование деятельности религиозных организаций осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь, Гражданского Кодекса и специального законодательства: Закон Республики Беларусь от 31.10.2002 № 137-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 № 2054-XII (в ред. от 21.07.2008) «О свободе совести и религиозных организациях».

4. Фонд – это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные об-в енно-полезные цели, указанные в уставе фонда, утвержденного учредителями (учредителем) фонда (п. 1 ст. 118 ГК).

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам учредителей.

Наименование фонда должно содержать слово «фонд». Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Органами фонда являются правление (совет), дирекция (директор) и попечительский совет.

К компетенции правления относят:

– изменение или дополнение устава фонда;

– образование (назначение) дирекции (директора) фонда;

– создание и ликвидация представительств, филиалов фонда, определение их компетенции;

– утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса фонда;

– реорганизация фонда, если она предусмотрена уставом.

Попечительский совет осуществляет контроль за деятельностью фонда и ее соответствия законодательству и уставу.

Устав фонда включает следующие сведения:

– п. 2 ст. 48 ГК;

– сведения об учредителях фонда;

– задачи и методы деятельности фонда;

– состав и порядок формирования органов фонда, их полномочия и сроки полномочий;

– порядок внесения изменений и дополнений в устав фонда;

– источники и порядок формирования имущества фонда;

– сведения о созданных фондом филиалах, представительствах, их местонахождение и руководящие органы;

– сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Имущество должно направляться на цели, для которых был создан фонд;

– иные положения.

Устав, измененный правлением фонда в порядке, предусмотренном уставом фонда, в месячный срок должен быть представлен для государственной регистрации (см.: п. 1 ст. 119 ГК).

Реорганизация фонда, если такая возможность предоставлена уставом, может быть осуществлена в любой форме за исключением преобразования.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд. Фонд может быть ликвидирован:

1) в случае осуществления деятельности, запрещенной законодательством;

2) если имущество фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества отсутствует;

3) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

4) в случае уклонения в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством.

В случае ликвидации фонда оставшееся имущество направляется на цели, указанные в уставе фонда.

5. Учреждения – это организации, созданные собственником для осуществления управленческих социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (п. 1 ст. 120 ГК).

Учреждение является единственной некоммерческой организацией, обладающей правом оперативного управления.

Согласно ст. 279 ГК учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться имуществом, закрепленным за ним и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Оно может распоряжаться только имуществом, приобретенным на средства от деятельности, приносящей доходы в соответствии с учредительными документами. Это имущество должно учитываться на отдельном балансе.

Учреждение не отвечает по своим обязательствам имуществом, оно отвечает только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

6. Ассоциации (союзы).

Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создать объединение в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями (ст. 121 ГК).

Ассоциации или союзы могут объединять либо только коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, либо только некоммерческие организации. Наименование ассоциации (союза) должно включать слово «ассоциация», «союз». Ассоциация (союз) является ю.л. , члены ее сохраняют свою самостоятельность.

Учредительными документами объединения является учредительный договор, подписанный ее членами и утвержденный ими устав.

Учредительные документы должны включать:

– п. 2 ст. 48 ГК;

– порядок формирования имущества ассоциации;

– внесение изменений в учредительные документы ассоциации;

– условия о составе и компетенции органов управления и порядка принятия ими решений;

– порядок распределения имущества после ликвидации ассоциации (союза).

Участники не обладают имущественными правами в отношении своих объединений, поэтому невозможны ни передача своей доли другому лицу, ни получение ее при выходе из объединения.

Члены ассоциации (союза) пользуются услугами объединения безвозмездно.

По окончании финансового года член объединения может выйти из него. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) в течение 2-х лет с момента выхода, если обязательства возникли во время его членства. Может также вступить в объединения с согласия его членов новый участник. Закон допускает его субсидиарную ответственность по обязательствам, возникшим до его вступления.

7. Государственные объединения.

Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) признается объединение государственных ю.л. , а также индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления (ст. 1231 ГК).

Государственные объединения создаются, как правило, по отраслевому принципу. Это позволяет достигнуть не только тех целей, которые указаны в п. 2 ст. 1231 ГК, но и координировать научно-технический и технологический прогресс, контролировать, концентрировать и координировать «ноу-хау» отрасли, не распыляя эту деятельность по территориальным объектам.

Государственные объединения являются некоммерческими организациями.

Собственник имущества государственного объединения не отвечает по обязательствам государственного объединения.

Устав государственного объединения является учредительным документом и утверждается государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о его создании, либо уполномоченным им органом (ст. 1234 ГК).

В указанной статье определено, что в уставе должны найти отражение порядок и источники формирования имущества государственного объединения, а также помимо сведений п. 2 ст. 48 ГК должны содержаться сведения о предмете деятельности государственного
объединения.

В соответствии со ст. 1233 ГК имущество государственного
объединения находится в государственной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. Уставом должно быть определено, на каком праве принадлежит имущество государственному объединению.

Имущество участников государственного объединения не входит в состав имущества государственного объединения (схема 17 приложения).

ЛЕКЦИЯ 8

Наши рекомендации