Структура и формы местного самоуправления в зарубежных странах.
В зарубежных странах существует множество организационных форм построения местного самоуправления.
В США основными административно-территориальными единицами штатов являются графства (всего более 3 000 графств), которые различаются по размерам территории и численности населения. В некоторых штатах графства делятся на тауны и тауншипы – компактные городские и сельские поселения, кроме того, в штатах имеются особые подразделения – специальные округа, в котрых создаются органы управления для решения тех вопросов местной жизни, которые не входят в компетенцию местных органов. К таким вопросам относятся пожарная охрана, жилищное строительство, транспортные услуги, водоснабжение и др.
Во Франции территориальными коллективами являются коммуны, департаменты, заморские территории.
В зарубежных странах существует несколько типов организации и функционирования муниципальных учреждений. Среди них принято выделять: англосаксонскую муниципальную систему, континентальную (французскую) модель местного управления, местное (коммунальное) самоуправление Германии, в рамках которых применяются различные модели и разновидности.
Англосаксонская муниципальная система сложилась в Великобритании. Действует также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах.
Суть этой системы в том, что местные органы рассматриваются как автономные образования, действующие в пределах предоставленных им законом полномочий. Отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим; на местах нет уполномоченных центрального Правительства. Наряду с представительными органами, которые непосредственно избираются населением административно-территориальных единиц, могут также избираться некоторые должностные лица. Контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенным путем – через центральные министерства и через суд. Для обозначения организации и деятельности местных органов в законодательстве пременяется термин «местное управление», а само местное управление является составной частью механизма государства.
Местное самоуправление и управление в Великобритании характеризуются разнообразием и регулируются большим числом актов. В большинстве случаев самоуправление осуществляется через советы, избираемые жителями соответствующих политико-административных единиц. В Англии действуют советы графств, административных округов и приходов; в Уэльсе – советы графств, городов-графств и общин; в Шотландии – советы территориальных единиц местного управления и советы общин; в Северной Ирландии – советы округов и приходов. В пригородах с численностью менее 150 избирателей советы не образуются, а решения принимаются на общих собраниях избирателей.
Континентальная (французская) модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим. Родоначальницей этой модели выступает Франция.
Во Франции традиционно существует высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Проведенная во Франции в начале 80-х годов реформа несколько снизила такую централизацию, расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность, но сохранила за центральной властью сильные позиции на местах.
На местном уровне имеется специальный уполномоченный Правительства, который осуществляет контроль за органами местного самоуправления. В каждом департаменте есть представитель государства (комиссар Республики), осуществляющий административный контроль за законностью решений, принимаемых коммунами, которые являются основой местного самоуправления. Во Франции насчитывается более 36 000 коммун, 90% из них имеют менее 2000 жителей. Каждая коммуна имеет совет, который избирает из своего состава мэра. Мэр – одновременно и государственный служащий и глава местного самоуправления. Органы территориального самоуправления имеются также в 96 департаментах, 22 регионах и в округах Парижа, Марселя и Лиона.
Местное (коммунальное) самоуправление в Германии рассматривается многими авторами в качестве самостоятельной модели. В рамках этой модели выделяются четыре типа общин: южногерманский; магистратный; бургомистерский; северогерманский.
Для южногерманского типа характерно слияние верхушки представительной корпорации и администрации. Представительная корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов и др.) избирается непосредственно населением. Избирается также глава администрации – бургомистр, который одновременно по должности председательствует в представительной корпорации. Этот тип называют конституцией совета.
Магистратный тип характеризуется тем, что представительный орган, избираемый населением, формирует свой исполнительный орган, избираемый населением, формирует свой исполнительный орган – магистрат или сенат, состоящий из бургомистра и почетных членов. Этот тип называют конституцией магистрата.
Бургомистерский тип предусматривает следующее: избранный населением представительный орган избирает бургомистра, который возглавляет представительную корпорацию и местную администрацию, то есть соединяет в себе функции главы общины и главы администрации. Этот тип называют конституцией бургомистра.
Северогерманский тип напоминает англосаксонскую модель «совет-управляющий». Избираемый населением представительный орган создает исполнительный комитет, который не является местной администрацией, а только готовит решения представительного органа. Наряду с исполнительным комитетом представительный орган избирает директора общины – главу администрации. Этот тип называют конституцией директора.
В уездах органами самоуправления служат представительный орган – уездный съезда или уездный совет – и администрация во главе с земским советником, который избирается населением или представительным органом.
Несмотря на особенность организации самоуправления в Германии, оно имеет много общего как с англосаксонской, так и с континентальной (французской) моделями.
Зарубежный опыт организации муниципальных учреждений свидетельствует о том, что там сочетается местное самоуправление и государственное управление на местах; учитываются исторические, демографические, географические особенности той или иной страны, формы правления и государственного устройства, политический режим, правовая система и другие факторы.
Местное самоуправление строится, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением страны. Первичной ячейкой выступают городские и сельские единицы (коммуны, общины, приходы и т.д.).
Правовой основой организации самоуправления в зарубежных странах являются соответствующие положения конституций, национальных законов о местном управлении и самоуправлении; в федеративных государствах – также законы штатов, земель и других субъектов Федерации.
Важную правовую основу самоуправления для всех стран Европы составляет Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. Значительная роль в реализации этой Хартии принадлежит Конгрессу местных и региональных властей Европы. Он представляет из себя совещательный орган, состоящий из двух палат – Палаты местных властей и Палаты регионов.