Система общих судов. Специальные суды. Негосударственные суды в зарубежных странах.

Под судебной властью понимается деятельность судов по осуществлению правосудия.

Судебную власть осуществляют судебные органы, которые в своей совокупности образуют судебную систему или юстицию, существующую в той или иной стране и закрепленную к конституции или законах. Главной направленностью судебной власти является обеспечение законности, господства права.

Структура судебной власти включает в себя все суды, имеющиеся в стране. Она различается по видам существующей в стране правовой системы.

В англосаксонской модели все имеющиеся суды образуют единую систему во главе с верховным судом. Эти суды рассматривают все основные судебные дела, осуществляют уголовное, гражданское, административное судопроизводство. Общую судебную систему могут дополнять отдельные специализированные суды, существующие в стране. Например, суды по делам несовершеннолетних, налоговые, патентные и другие суды.

Система судов общей юрисдикции имеет многоступенчатую структуру – как правило трех-, иногда четырехступенчатую:

- суды первой инстанции (на низовом уровне);

- апелляционные суды рассматривают жалобы на приговоры и другие решения судов первой инстанции в рамках судебного округа, а также рассматривают дела, отнесенные законом к их компетенции;

- верховный или кассационный суд осуществляет проверку решений нижестоящих судов; рассматривает некоторые важные дела в качестве первой инстанции; обобщает судебную практику; представляет судебную власть в отношении с другими ветвями власти.

В некоторых федеративных государствах параллельно с федеральной судебной системой функционирует система судов субъектов Федерации. Такая система действует в США, Мексике, Австралии. В других федеративных государствах (ФРГ, Австрия) суды субъектов и федеральные суды составляют единую централизованную судебную систему.

По своей сути организация федеральных судов и судов субъектов Федерации является разновидностью системы судов общей юрисдикции. Например, федеральная судебная система США включает около 100 судов первой инстанции, 14 аппеляционных судов, Верховный суд. При этом судебный округ, в котором действует аппеляционный суд, не совпадает с административно-территориальным делением, а охватывает территорию нескольких штатов.

В странах континентальной Европы действуют несколько независимых друг от друга судебных систем общих и специализированных судов во главе со своими высшими судами.

Наиболее разветвленная судебная система устанавливается Основным законом ФРГ, в котором указывается, что судебная власть осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами и земель (ст. 92). В качестве верховных судебных палат учреждаются федеральные: общая палата; трудовой суд; социальный суд, которые отправляют правосудие в области общей, административной, финансовой, трудовой, социальной юстиции. Для обеспечения единства судебной практики из этих судов образуется совместный сенат судов (ст. 95). Кроме этого могут учреждаться федеральный суд по делам правовой защиты промышленной собственности, военно-уголовные суды, федеральные суды по разрешению дел в дисциплинарном производстве и производстве по жалобам (ст. 96).

В соответствии с испанской Конституцией осуществление судебной власти и исполнение судебных решений возлагаются на суды и трибуналы, запрещается деятельность чрезвычайных трибуналов. В качестве орнана управления действует Главный совет судебной власти, председательствует в котором председатель Верховного суда. Кроме этих судов действует Конституционный суд.

В ряде стран наряду с системой судов общей юристикции создается самостоятельная система административной юстиции. Например, по итальянской Конституции органом административной юстиции является Государственный совет, которому принадлежит юрисдикция по рассмотрению споров в связи с действиями государственных органов и с теми субъективными правами граждан, которые предусмотрены законом (ст. 103). В Швеции таким органом является Верховный административный суд.

К судебной власти иногда относят счетные палаты. Например, в Конституции Италии (ч.2 ст. 103) указывается, что счетная палата осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной отчетности и в других областях, указанных в законе.

В конституциях ряда стран в судебную власть включаются помимо судов другие государственные органы – прокуратура, органы предварительного расследования уголовных и других дел, судебная полиция.

В конституциях устанавливаются основные принципы, на которых строится деятельность судебных органов при осуществлении правосудия.

В числе таких принципов необходимо отметить следующие:

- открытость и гласность правосудия, в соответствии с которыми судебные заседания являются открытыми. В законах специально оговариваются случаи, когда могут проводиться закрытые заседания (в целях соблюдения государственной безопасности, общественного порядка, охраны частной жизни и морали); судебные решения оглашаются публично. Судебное разбирательство, говорится в ч.1 ст. 120 Конституции Испании, является открытым, за исключением предусмотренных процессуальным законодательством случаев;

- равный доступ граждан к правосудию. Закрепление в законе подсудности разбирательства уголовных, гражданских, административных дел соответствующим судом;

- устный характер судебного процесса. Этот принцип закреплен в ч. 2 ст. 120 Конституции Испании, в ч. 1 ст. 90 Конституции Австрии;

- состязательность судебного процесса, которая означает, что стороны, участвующие в процессе, обладают равными правами и имеют равные возможности для отстаивания своих позиций;

- право граждан на защиту означает возможность обвиняемого защищать себя лично либо посредством выбранного им защитника. Право на помощь адвоката для своей защиты зафиксировано во многих зарубежных конституциях;

- презумпция невиновности означает, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

- никто не может быть повторно осужден за одно и то же деяние;

- мотивированность и обоснованность действий и решений судебных органов. Например, в ч. 3 ст. 93 Конституции Греции указывается, что любое судебное решение должно быть специально и тщательным образом обосновано и объявлено на публичном заседании суда. Все действия судебной власти, говорится в ст. 111 Конституции Италии должны быть мотивированы. О мотивированности судебных решений говорится в ч. 3 ст. 120 Конституции Испании, в ст. 149 Конституции Бельгии и др.

Кроме названных принципов некоторые конституции закрепляют другие важные положения, которые также можно отнести к основным принципам судебной деятельности. Например, оценка неконституционности, закрепленное в ст. 207 Конституции Португалии положение о том, что при рассмотрении дел суды не могут применять нормы, нарушающие положения Конституции или закрепленные в ней принципы.

Наши рекомендации