Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов

Организация и устройство верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых и областных су­дов, суда автономной области, судов автономных округов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга (далее областные и соответствующие им суды) предусмотрена ст. 20 Закона о судебной системе и гл. 3 Закона о судах общей юрисдикции. Эти суды наделены функциями вышестоящих судебных инстанций по отноше­нию к районным судам и мировым судьям, действующим на территории соответствующего субъекта РФ, а Москов­ский и Санкт-Петербургский городские суды — к районным и приравненным к ним судам и мировым судьям этих Городов.

В структуре областных и приравненных к ним судов об­разуются и действуют президиум суда и две судебные кол­легии: коллегия по уголовным делам и коллегия по граж­данским делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находя­щихся или проживающих в отдаленных местностях, в со­ставе областного и соответствующего ему суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположен­ное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделе­нием суда и осуществляет его полномочия.

Областные и соответствующие им суды рассматривают и пределах своих полномочий дела в качестве суда пер- иой инстанции, апелляционной, кассационной инстанций, но новым или вновь открывшимся обстоятельствам, осу­ществляют другие полномочия, предоставленные им зако­нодательством.

Областному и соответствующему ему суду подсудны уголовные дела о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 от. 31 УПК РФ (например, дела об умышленных убийствах с квалифицирующими признаками), а также уголовные де­ла, в материалах которых содержатся сведения, составля­ющие государственную тайну.

Перечень гражданских дел, подсудных непосредственно областному суду, незначителен. Областной суд рассматри­вает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нор­мативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о ликвидации региональ­ных общественных организаций, об усыновлении (удочере­нии) детей иностранными гражданами и др.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом кол­легиально или судьей единолично. Коллегиально суд рас­сматривает дела в следующих составах: судья и 12 присяж­ных заседателей; три профессиональных судьи.

Как суд второй инстанции областной суд в апелляци­онном или кассационном порядке рассматривает жалобы и представления на не вступившие в законную силу при­говоры, решения и иные судебные акты районных судов.

Президиум областных и приравненных к ним судов об­разуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума по должности, и дру­гих судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответству­ющей квалификационной коллегии судей.

Президиум суда:

- рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных су­дов и мировых судей, апелляционные определения соот­ветствующего областного или приравненного к нему суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоя­тельствам;

утверждает по представлению председателя соот­ветствующего суда судебные составы судебных коллегий по уголовным и гражданским делам из числа судей этого суда;

- ежегодно представляет по предложению председате­ля областного и приравненного к нему суда на утвержде­ние Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей данного суда, принимающей (принимающих) решение (ре­шения) по вопросу о привлечении к административной от­ветственности судьи районного суда, арбитражного апел­ляционного суда, арбитражного суда первой инстанции, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом о статусе судей;

- рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

- заслушивает отчеты председателей судебных колле­гий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы рабо­ты аппарата суда;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц и считаются правомочными, если на них присут­ствует более половины членов президиума. Постановления i президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов, участвующих в его заседа­нии.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским де­лам областного и приравненного к нему суда формируются па числа судей соответствующего суда в составе председа­теля и членов соответствующей коллегии. Составы указан­ных судебных коллегий утверждаются президиумом суда.

Судебные коллегии областного и приравненного к нему Суда рассматривают:

- в качестве суда первой инстанции — дела, отнесенные к его подсудности;

- в качестве суда апелляционной инстанции — дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не всту­пившие в силу, а также на промежуточные судебные реше­ния областного и приравненного к нему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве су­да первой инстанции;

- в качестве суда кассационной инстанции — дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения данного областного или приравненного к нему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовным делам в качестве суда первой инстанции;

- дела по новым и вновь открывшимся обстоятель­ствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

В состав областных и приравненных к ним судов входят председатель суда, его заместители, судьи, а также аппарат суда.

Председатель суда наряду с осуществлением полномо­чий судьи организует работу суда, распределяет обязанно­сти между своими заместителями и судьями, осуществляет общее руководство работой аппарата суда, устанавливает правила внутреннего распорядка суда, созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях, организует ра­боту суда по приему граждан и рассмотрению их предло­жений, заявлений и жалоб, организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей, регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда, осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместители председателя областного суда в соответ­ствии с распределением обязанностей организуют деятель­ность соответствующих судебных коллегий и аппарата суда, могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда, осуществляют процессуальные полномочия в качестве судей, в случаях отсутствия председателей соответствующих судебных коллегий могут выполнять их полномочия.

В случаях отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а в случае его отсутствия — один из заместителей председателя. Обычно председатель областного и приравненного к нему суда имеет двух заместителей, но в крупных судах их количество может быть большим. Например, в Свердловском областном суде председатель имеет первого заместителя, а также заместителей председателя по уголовным, граждан­ским и административным делам.

Председатели судебной коллегии по гражданским и су­дебной коллегии по уголовным делам областного и при­равненного к нему суда наряду с осуществлением полно­мочий судей соответствующего суда: председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или на­значают председательствующих из числа членов судебных коллегий, осуществляют руководство работой соответству­ющих судебных коллегий, формируют судебные составы . суда для рассмотрения судебных дел на заседаниях соот­ветствующей судебной коллегии, представляют в президи­ум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий, вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

Председатели, заместители председателя областных и приравненных к ним судов назначаются на должность I Президентом РФ по представлению Председателя Верхов­ного Суда РФ, основанному на положительном заключе­нии Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Срок их пребывания в должности — шесть лет, одно и то же лицо не может быть назначено на данную должность более двух раз подряд.

Судьи областных и приравненных к ним судов назна­чаются на должность аналогичным способом, однако в от­личие от порядка назначения на должность председателей и их заместителей представление Председателя Верховного Суда РФ в отношении судей основывается на положитель­ном заключении квалификационной коллегии судей субъ­екта РФ.

Председателем, заместителем председателя и судь­ей областного и приравненного к ним суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специаль­ности не менее семи лет. Предельный возраст пребывания данных лиц в должности — 70 лет.

Деятельность областных и приравненных к ним судов обеспечивается аппаратом данных судов. Руководит аппа­ратом администратор областного суда. Аппарат суда имеет свою структуру, зависящую от численности суда, в которую могут входить секретариаты председателя суда, президиума суда и судебных коллегий, различные отделы (например, отдел систематизации законодательства и обобщений су­дебной практики, отдел кадров, отдел правовой информа­тизации, финансово-экономический отдел и др.). В аппарат суда входят помощники председателя суда, его заместите­лей и помощники судей, начальники отделов, консультан­ты, специалисты и старшие специалисты, секретари судеб­ного заседания и другие работники аппарата суда.

Производства в судах апелляционной инстанции по уго­ловным делам применяются с 1 января 2013 г.

Верховный Суд РФ

Верховный Суд РФ является высшим судебным орга­ном страны в системе судов общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ — непосредственно вышестоящая судебная инстанция по гражданским, уголовным, админи­стративным и иным делам по отношению к верховным су­дам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), су­дам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов и флотов.

Организация Верховного Суда РФ предусмотрена ст. 129 Конституции РФ, ст. 19 Закона о судебной системе, гл. 2 Закона о судах общей юрисдикции.

Положение Верховного Суда в системе судов РФ обу­словлено функциями, которые он осуществляет:

- в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, над­зорной инстанций и по новым или вновь открывшимся об­стоятельствам;

- изучает, обобщает судебную практику и в целях обе­спечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел;

- разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ;

- реализует право законодательной инициативы в Фе­деральном Собрании РФ по вопросам ведения Верховного Суда;

- публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информа­ции о его деятельности;

- реализует иные полномочия, предоставленные ему законом.

Полномочия Верховного Суда РФ как суда первой ин­станции определяются УПК РФ и ГПК РФ. Например, в соответствии со ст. 31 УПК РФ Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Фе­дерации или депутата Государственной Думы, судьи феде­рального суда по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства.

В сфере гражданского судопроизводства Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании ненормативных ак­тов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Прави­тельства РФ и др.

Приговоры, решения и другие судебные акты Верховно­го Суда РФ, вынесенные им при рассмотрении дел по пер­вой инстанции, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в его Апелляционную коллегию.

Верховный Суд РФ является кассационной инстан­цией для верховных судов республик, краевых и област­ных судов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автоном­ных округов, военных судов военных округов и флотов. Он рассматривает дела по кассационным жалобам и представ­лениям на вступившие в законную силу приговоры, реше­ния и другие судебные акты данных судов.

Верховный Суд РФ является высшей и последней над­зорной инстанцией в Российской Федерации. Он рассма­тривает дела в порядке судебного надзора по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную си­лу приговоры, решения, постановления и определения всех судов общей юрисдикции России.

В структуру Верховного Суда РФ входят Пленум, Пре­зидиум, Апелляционная коллегия, Военная коллегия, Кол­легия по административным делам, Коллегия по граждан­ским делам, Коллегия по уголовным делам.

Пленум Верховного Суда (особое собрание всех судей) действует в составе председателя Верховного Суда, его за­местителей и судей Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики.

Кроме того, Пленум Верховного Суда утверждает но представлению председателя Верховного Суда из чис­ла его судей составы судебных коллегий и секретаря Пленума; утверждает Научно-консультативный совет при Верховном Суде; утверждает в связи с представле­нием Президента РФ состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающих заключения о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в от­ношении указанных лиц; ежегодно представляет по пред­ложению Председателя Верховного Суда на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) реше­ние (решения) по вопросу о привлечении к администра­тивной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судей областных и равных им судов, судей арбитраж­ных и военных судов; избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда; рассматривает и решает вопросы о внесении представ­лений в Федеральное Собрание РФ в порядке законо­дательной инициативы; заслушивает сообщения о рабо­те Президиума Верховного Суда и отчеты председателя Апелляционной коллегии о деятельности Апелляционной и других коллегий; осуществляет иные представленные ему полномочия.

Пленум созывается, как правило, не реже одного раза в три или четыре месяца. В его заседаниях принимают уча­стие Генеральный прокурор и министр юстиции РФ. Во­просы, внесенные на рассмотрение Пленума Верховного Суда Генеральным прокурором или министром юстиции, рассматриваются по их докладам или докладам уполномо­ченных лиц. В обсуждении вопросов, вынесенных на заседание Пленума, могут участвовать и другие лица, пригла­шенные на Пленум.

Заседание Пленума Верховного Суда РФ является пра­вомочным при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосо­ванием большинством голосов членов Пленума, участво­вавших в голосовании. Постановление Пленума Верховно­го Суда РФ подписывает Председатель Верховного Суда и секретарь Пленума.

В состав Президиума Верховного Суда по должности входят Председатель Верховного Суда и его заместите­ли, а также судьи Верховного Суда. Состав Президиума утверждается Советом Федерации Федерального Собра­ния РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда. Прези­диум утверждается при наличии положительного заключе­ния Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Президиум в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в по­рядке возобновления производства по новым и вновь от­крывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; разрешает вопросы организации рабо­ты судебных коллегий, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда; утверждает положение об ап­парате Верховного Суда, его структуру и штатное распи­сание; возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда; осуществляет иные предусмотренные законом полномочия.

Заседания Президиума правомочны при наличии боль­шинства его членов, участвующих в заседании. Заседа­ния Президиума по рассмотрению судебных дел проходят с участием Генерального прокурора РФ.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ состо­ит из председателя и членов, являющихся судьями Вер­ховного Суда. Она утверждается Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на пред­ставлении председателя Верховного Суда и положитель­ном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Апелляционная коллегия в качестве суда второй (апел­ляционной) инстанции рассматривает гражданские и ад­министративные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями но гражданским, административным делам и Военной кол­легией Верховного Суда; рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым и вновь открывшимся обстоя­тельствам; осуществляет иные предусмотренные законом полномочия.

Судебные коллегии по административным, уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия формиру­ются из числа судей Верховного Суда в составе председа­теля и членов соответствующей коллегии. Составы судеб­ных коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда.

Судебные коллегии в пределах своих полномочий: рас­сматривают дела в качестве суда первой инстанции, в апел­ляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; вправе обратиться в Кон­ституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обоб­щают судебную практику; осуществляют иные предусмо­тренные законом полномочия.

Председатель Верховного Суда РФ назначается на долж­ность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Председатель Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 6 Закона о статусе судей и ст. 21 Закона о судах общей юрисдикции:

- организует работу Верховного Суда РФ и в целом си­стемы судов общей юрисдикции;

- распределяет обязанности между своими заместите­лями и судьями Верховного Суда;

- руководит организацией работы Апелляционной кол­легии и судебных коллегий Верховного Суда;

- осуществляет общее руководство деятельностью ап­парата Верховного Суда;

- созывает Пленум Верховного Суда и председатель­ствует на его заседаниях;

- созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;

- формирует судебные составы судебных коллегий Вер­ховного Суда и назначает председателей данных составов;

- организует текущее и перспективное планирование работы Верховного Суда, осуществляет контроль за реали­зацией планов;

- организует работу по повышению квалификации су­дей Верховного Суда и других судов общей юрисдикции; ;

- организует работу по изучению и обобщению судеб­ной практики и анализу судебной статистики;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- осуществляет иные полномочия по организации ра­боты суда.

Заместители председателя Верховного Суда назнача­ются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Заместители председателя Верховного Суда:

- в соответствии с распределением обязанностей между ними организуют деятельность соответствующей судебной коллегии и осуществляют контроль за работой аппарата этой судебной коллегии;

- председательствуют в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ или поручают это судьям Верховного Суда;

информируют Пленум и Президиум Верховного Су­да о деятельности соответствующих коллегий;

- организуют работу по обобщению судебной практики для предоставления ее результатов на рассмотрение Пре­зидиума и Пленума Верховного Суда РФ;

- осуществляют иные предоставленные им полномо­чия.

При отсутствии Председателя Верховного Суда его обя­занности выполняет один из его заместителей.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судебная и организационная работа в Верховном Суде выполняется с помощью аппарата суда, который состоит из главных и старших консультантов, консультантов, ин­спекторов, других служащих, а также младшего обслужи­вающего персонала.

Аппарат Верховного Суда РФ имеет свою структуру, в которую входят, например, секретариаты Пленума, Пре­зидиума, председателя Верховного Суда и его первого за­местителя, различные управления и отделы, канцелярии: управления анализа и обобщения судебной практики, По работе с законодательством, управление делами (до­кументооборота и делопроизводства), управление кадров игосударственной службы, хозяйственное управление, от­дел проверки судебных решений в порядке надзора, меж­дународно-правовой отдел, отдел правовой информатики, канцелярии судебных коллегий, судебных составов и дру­гие подразделения аппарата.

При Верховном Суде РФ действует Научно-консульта­тивный совет, в составе которого работают судьи Верховно­го Суда, представители науки и различных юридических ве­домств. Научно-консультативный совет обсуждает проекты разъяснений Пленума Верховного Суда, наиболее важные вопросы применения законодательства судами, оказывает консультативную помощь Верховному Суду.

При Верховном Суде РФ создан и действует Судебный департамент и его территориальные органы в субъектах РФ, которые призваны осуществлять организационное обе­спечение работы нижестоящих судов (функции Судебного департамента изложены в отдельном разделе учебника).

Верховный Суд РФ имеет свой печатный орган — «Бюл­летень Верховного Суда Российской Федерации», в кото­ром публикуются постановления Пленума Верховного Су­да, решения Президиума и судебных коллегий Верховного Суда по наиболее важным судебным делам.

Военные суды

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и иные полномочия в Вооруженных Си­лах РФ, других войсках, воинских формированиях и феде­ральных органах исполнительной власти, в которых феде­ральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному прин­ципу по месту дислокации войск, флотов и иных воинских структур, а в случаях, когда это предусмотрено междуна­родным договором РФ, — и по месту дислокации воинских формирований за пределами территории России. Создание и упразднение военных судов осуществляется на основа­нии федерального закона. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Военные суды располагаются в открытых для свободно­го доступа местах и размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее устройство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти в Российской Федерации. В зданиях военных судов не могут размещать­ся другие учреждения, в том числе военные ведомства. В судебных помещениях устанавливаются символы судеб­ной власти (флаг, герб), а на здании — государственный флаг РФ, что важно еще и в том случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Рос­сийской Федерации.

Особенности организации и деятельности военных су­дов в период мобилизации и в военное время определяют­ся соответствующими федеральными конституционными законами.

Полномочия, порядок образования и деятельность во­енных судов устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе и Федеральным конституционным за­коном «О военных судах Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами и федераль­ными законами.

Военные суды осуществляют правосудие от имени Рос­сийской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства, руководствуясь при этом уголовным, гражданским и другим законодательством.

В своей деятельности при осуществлении правосудия военные суды руководствуются конституционными принципами и правилами судопроизводства, установленого для всех федеральных судов общей юрисдикции.

Разбирательство дел в военных судах проводится в от­крытом судебном процессе, за исключением случаев, преду­смотренных законом для всех судов общей юрисдикции.

Важнейшими началами деятельности военных судов являются самостоятельность и независимость судей этих судов. Правосудие военные суды осуществляют самосто­ятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федераль­ным конституционным законам и федеральным законам. Судьи военных судов независимы и в своей деятельно­сти по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Всякое вмешательство в какой бы то ни было форме II их деятельность недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом. В ч. 4 ст. 5 Фе­дерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» (далее в этой главе — Закон о во­енных судах) прямо указано, что установленные Консти­туцией РФ, конституционными федеральными законами и федеральными законами гарантии независимости судей не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

Судопроизводство и делопроизводство в военных судах осуществляется на государственном языке РФ — русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объясне­ния на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами перевод­чика.

Вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления, органов военного управления, обще­ственных объединений, должностных лиц, других физи­ческих и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.

Военные суды при осуществлении правосудия имеют свою специфику, которая проявляется в подсудности дел ..-'устанавливается прежде всего по субъектному (персональному) принципу в отношении определенных категорий Таких категорий две — военнослужащие и граждане, одящие военные сборы.

В отношении указанных лиц военные суды рассматрива­ют и разрешают следующие категории дел:

- гражданские и административные дела о защите на­рушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняе­мых законом интересов военнослужащих, граждан, прохо­дящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и приня­тых ими решений;

- уголовные дела обо всех преступлениях, совершен­ных военнослужащими и гражданами, проходящими воен­ные сборы (ч. 5, 6 ст. 31 У ПК РФ). Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в от­ношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело I рассматривается военным судом;

- дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими во­енные сборы;

- дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

В компетенцию военных судов входит также рассмотре­ние материалов о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисципли­нарных поступков, за совершение которых может быть Iназначен дисциплинарный арест.

Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, про­ходящих военные сборы, подсудны поенным судам не-! зависимо от того, находятся они на военной службе или на военных сборах в данный момент или уже уволены, главное — что преступление было совершено ими в период прохождения военной службы или нахождения на военных сборах.

Жалобы на действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушающие права, свободы и охраняемые зако­ном интересы военнослужащих и приравненных к ним лиц, принимаются и рассматриваются военными судами и после увольнения этих лиц с военной службы или прохождения военных сборов.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами терри­тории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральны-1 ми судами общей юрисдикции, если иное не установлено I международным договором РФ (ч. 4 ст. 7 Закона о военных судах).

Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, про­ходящих военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам и рас­сматриваются другими судами в установленном законом порядке.

Кроме разбирательства уголовных, гражданских и адми­нистративных дел военные суды осуществляют иные полпомочия в ходе досудебного производства, свойственные судам общей юрисдикции. Так, они рассматривают матери­алы и принимают решения об избрании меры пресечения и виде заключения под стражу, домашнего ареста или зало­га в отношении вышеупомянутых лиц, подозреваемых или обвиняемые в совершении преступлений (ст. 29, 108—109 УПК РФ) о продлении срока содержания обвиняемых под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) дознаватели, военных следователей и прокуроров и при­нятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы (ст. 125 УК РФ). Например, военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления дознавателя, сле­дователя и руководителя следственного органа, об отказе и возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела.

К полномочиям военных судов отнесено рассмотрение дел и материалов, связанных с ограничениями конститу­ционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со­общений, нa неприкосновенность жилища (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).

Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в во­енное время определяются соответствующими федеральны­ми конституционными законами.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в по­рядке надзора, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятел1ств.

К особенностям военных судов следует отнести и то, что они в своей упорядоченной совокупности образуют само­стоятельною подсистему судов, в которую входят окруж­ные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды (ст. 8 Закона о военных судах).

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ высшим су­дебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ, который реализует свои функции в отношении военных судов, как непосредственно, так и через Военную коллегию Верховного Суда РФ.

В процессуальном отношении система военных судов включает три звена:

- первое (низшее) звено — гарнизонные военные суды;

- второе (среднее) звено — окружные (флотские) во­енные суды;

- третье (высшее) звено — Военная коллегия Верхов­ного Суда РФ.

Гарнизонный военный суд является низовым звеном си­стемы военных судов и функционирует только в качестве суда первой инстанции на территории, на которой дислоци­руются один или несколько военных гарнизонов. Посколь­ку мировых судей в системе военных судов нет, то все дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рас­сматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел мировым судьей.

Военный суд первого звена в первой инстанции рассма­тривает не отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военно­го суда все гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисци­плинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Административные и гражданские дела, другие мате­риалы по различным вопросам, отнесенные к подсудности этого суда, рассматриваются судьей единолично, уголовные дела — как правило, единолично и лишь при рассмотрении дел о тяжких преступлениях по ходатайству подсудимого — коллегией, состоящей из трех профессиональных судей.

Приговоры и решения гарнизонных военных судов мо­гут быть обжалованы в кассационном порядке участниками судебного процесса в вышестоящий окружной (флотский) военный суд. Порядок обжалования судебных актов, всту­пивших в законную силу, или по вновь открывшимся об­стоятельствам тот же, что и в территориальных судах об­щей юрисдикции.

Гарнизонный военный суд образуется в составе предсе­дателя, его заместителей и других судей.

Вторым звеном системы военных судов является окруж­ной (флотский) военный суд, действующий на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дисло­цируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей, кроме того, может быть введена должность первого заместителя председателя. В таком суде имеется президиум, могут создавать­ся судебные коллегии и (или) судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд действует как суд трех инстанций — первой, кассационной (второй) и над­ворной.

К его подсудности отнесены в первой инстанции граж­данские дела, связанные с государственной тайной, уголов­ные дела о преступлениях, которые отнесены к подсудности верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов, но в отношении военнослужащих н граждан, проходящих военные сборы (ч. 6 ст. 31 УПК РФ), а также дела по заявлениям о присуждении компен­сации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

По решению Верховного Суда РФ уголовные дела о тер­роризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях могут быть переданы для рассмотрения в окружной (флот­ской) военный суд по месту совершения преступления (ч. 4 ст. 35 УПК РФ).

Окружной (флотский) военный суд в первой инстанции осуществляет правосудие в следующем составе: граждан­ские и административные дела рассматривает судья едино­лично; уголовные дела рассматривают судья единолично, коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей.

Судебные коллегии и (или) судебные составы выступа­ют в качестве кассационной (второй) инстанции для гарни­зонных военных судов.

В кассационном порядке судебные коллегии и судебные составы, состоящие из трех профессиональных судей, рас­сматривают дела по кассационным жалобам и представле­ниям на решения, приговоры, определения и постановле­ния гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

Что же касается жалоб и представлений на постановле­ния гарнизонных военных судов по результатам рассмотре­ния материалов о совершении военнослужащими и граж­данами, проходящими военные сборы, административных правонарушений или грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинар­ный арест, то их рассматривает судья окружного (флотско­го) суда единолично.

В качестве суда надзорной инстанции выступает прези­диум окружного (флотского) военного суда, который на сво­их заседаниях рассматривает гражданские, административ­ные и уголовные дела по надзорным жалобам осужденного оправданного, их защитников или законных представите' лей, потерпевшего, его представителя, надзорным представ­лениям прокурора на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) судом во второй инстанции.

Вместе с тем президиум на своих заседаниях: рассматри­вает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и поста­новлений гарнизонного военного суда, вступивших в силу; рассматривает вопросы организации работы и осуществля­ет координацию работы судебных коллегий и судебных составов; утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда; определяет численность судебных коллегий и судебных со­ставов по представлению председателя суда; рассматрива­ет вопросы организации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате суда.

Президиум окружного (флотского) военного суда дей­ствует в составе председателя, его заместителей, председа­телей судебных коллегий и судебных составов. Заседание президиума проводится не реже одного раза в месяц и счи­тается правомочным, если на нем присутствует более поло­вины его членов. Постановления президиума принимаются большинством голосов присутствующих на заседании.

Военная коллегия действует в составе Верховного Су­да РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) воен­ным судам (ст. 10 Закона о военных судах). Она может вы­ступать в качестве трех инстанций — первой, кассационной и надзорной.

Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других су­дей Верховного Суда РФ. Председатель военной коллегии одновременно является заместителем Председателя Вер­ховного Суда РФ. В военной коллегии имеются судебные составы, возглавляемые председателями.

В качестве суда первой инстанции Военная коллегия рассматривает:

- гражданские и административные дела в случаях оспаривания: ненормативных актов Президента РФ, нор­мативных актов Правительства РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы; нормативных актов Минобороны России, иных федеральных органов исполни­тельной власти, в которых федеральным законом предус­мотрена военная служба, касающихся прав, свобод и ох­раняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы;

- уголовные дела о преступлениях, совершенных су­дьями военных судов, и дела о преступлениях особой слож­ности или особого общественного значения, которые она вправе принять к своему производству при наличии хода­тайства обвиняемого.

В первой инстанции гражданские и административные дела рассматривают судья единолично или коллегия, состо­ящая из трех судей, а уголовные дела — судья единолично или коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и кол­легия присяжных заседателей.

Приговоры и решения Военной коллегии, вынесенные и первой инстанции, в кассационном порядке пересматрива­ются Кассационной коллегией Верховного Суда РФ, а в над­зорном порядке — Президиумом Верховного Суда РФ.

В кассационной инстанции Военная коллегия прове­ряет по кассационным жалобам сторон и представлениям военных прокуроров законность, обоснованность и спра­ведливость решений, приговоров, определений и поста­новлений окружных (флотских) военных судов, принятых ими в первой инстанции и не вступивших в законную силу. Дела в кассационном порядке рассматривает коллегия, со­стоящая из трех судей.

В качестве надзорной инстанции Военная коллегия рас­сматривает дела по надзорным жалобам и представлениям па решения, приговоры, определения и постановления во­енных судов, вступившие в законную силу. В этой инстан­ции дела рассматривает тоже коллегия, состоящая из трех судей.

Кроме того, Военная коллегия в случаях и по основа­ниям, установленным в законодательстве, возобновляет производство по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда (ст. 417 УПК РФ), а по гражданским — решений самой Военной коллегии (ст. 393 ГПК РФ). Что же касается приговоров Военной коллегии по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, то они пересматриваются Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ.

Судьи военных судов всех звеньев обладают единым статусом с другими судьями судов общей юрисдикции. Как уже говорилось, все положения, гарантирующие независимость судей при осуществлении правосудия, целиком рас­пространяются и на судей военных судов.

В соответствии со ст. 27 Закона о военных судах судьей гарнизонного военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, достигший воз­раста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший! квалификационный экзамен и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Преимущественным правом на назначение на долж­ность судьи обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

К судьям вышестоящих военных судов предъявляются более высокие требования. Так, судьей окружного (флотского) военного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее семи лет. Судьей Военной колле­гии Верховного Суда РФ может быть гражданин, достиг­ший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Председатели, заместители председателей гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и судьи этих судов назначаются на должность Президентом РФ по представле­нию Председателя Верховного Суда РФ, основанному на за­ключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель, заместитель и судьи Военной коллегии, как и другие судьи Верховного Суда РФ, назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрамия РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и за­ключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Статус присяжных заседателей окружных (флотских) поенных судов и Военной коллегии, а также порядок при­влечения граждан Российской Федерации к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей устанавли­ваются Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции».

Финансирование и обеспечение военных судов и Воен­ной коллегии осуществляется за счет средств федерально­го бюджета Судебным департаментом и Верховным Судом РФ соответственно.

Организационное обеспечение деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а военных судов — Судебным департаментом.

В военное время и при введении чрезвычайного положе­нии порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов определяется соответствующими федераль­ными конституционными законами.

В военных судах всех звеньев имеется аппарат, который обеспечивает деятельность по осуществлению правосудия этими судами, проводит обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законода­тельства, а также выполняет другие функции. Деятельность аппарата контролирует председатель соответствующего су­да (Военной коллегии). Структура и штатное расписание аппарата военного суда, численность его работников опре­деляются в пределах выделенных средств Председателем Верховного Суда РФ.

Наши рекомендации