Индия как федеративное государство: общая характеристика, статус субъектов федерации

Первоначально Конституция Индии 1950 г. закрепила федеративное устройство государства в форме союза трех различных по своему положению в Федерации групп штатов, которые не учитывали национальный состав населяющих их народов. Принципиальные изменения в структуре федеративного устройства Индии были вызваны Законом о реорганизации штатов 1956 г. Было создано 14 штатов, из которых 10 было сформировано по монолингвистическому принципу, а в 4 остальных применялся принцип билингвизма (использование двух языков). Шесть территориальных подразделений получили статус союзных территорий. Перестройка Федерации осуществлялась на основе следующих принципов: сохранение и укрепление единства и безопасности страны, создание однородных в языковом и культурном отношении штатов с учетом финансовой и административной целесообразности, а также возможность разработки общенационального плана. Помимо штатов, в индийскую Федерацию входит еще такая специфическая форма значительно ограниченной автономии, как союзная территория. Семь существующих в настоящее время союзных территорий имеют набор органов управления, аналогичный штатам, хотя и автономия уже. В сфере законодательства компетенция распределяется между Союзом и штатами в соответствии с тремя перечнями вопросов. В "союзном перечне" определены вопросы, относящиеся к сфере исключительной компетенции законодательства Федерации. Сюда относятся такие важнейшие вопросы, как оборона страны, внешнеполитические, внешнеторговые связи, банковское дело, денежное обращение, железнодорожные, воздушные и водные сообщения, торговля между штатами и др. Также все вопросы остаточной компетенции относятся к ведению Союза. Перечень совпадающего законодательства содержит вопросы, по которым могут осуществлять законодательную деятельность как Федерация, так и ее субъекты (при отсутствии соответствующего закона Федерации или в случае одобрения президентом). В этот перечень входит уголовное, гражданское, трудовое, семейное, социальное, профсоюзное законодательства и т. д. Третий перечень относится к исключительной компетенции штатов: охрана общественного порядка, полиция, тюрьмы, некоторые стороны организации судов, МС, здравоохранение и санитария, помощь инвалидам и безработным, культура, образование и т.д. Хотя формально законодательствовать в этих сферах призваны штаты, федеральный парламент, по решению Совета штатов, принятому квалифицированным большинством в 2/3, может законодательствовать по любому из вопросов, входящих в исключительную компетенцию штатов, рассматривая их как относящиеся к национальным интересам всей страны. Т.е. принципе по всем вопросам. В двух штатах свое гр-во, в остальных единое федеральное гр-во. Судебные и административные органы всех штатов и Федерации составляют единую систему. Правительство Индийского Союза может давать правительствам штатов любые указания, касающиеся исполнения ФЗ. Территории штатов, кроме 2-х автономий могут быть изменены без согласия штатов. Условия чрезвычайного положения ограничивают права штатов. Органы власти в штатах: губернатор, легислатура штата, совет министров и высший суд штата. Высшим ДЛ штата является губернатор. Он назначается президентом Республики сроком на 5 лет с возможностью повторных назначений в последующем. Он не зависит от полит. партий или каки-либо взглядов. Губернатор осуществляет контроль за управлением и законодательством штата; он назначает главного министра и по его предложению министров штата; созывает и распускает законодательное собрание штата; Губернатор обладает правом как абсолютного, так и отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых легислатурой штата. Высшим законодательным органом штата является легислатура, которая может состоять из двух палат: законодательного собрания и законодательного совета, а также губернатора. Конституция прямо не предусматривает обязательного наличия верхней палаты в каждом штате. Законодательные собрания имеются во всех штатах, в то время как законодательные советы — лишь в половине из них. Систему органов союзной территории возглавляет назначаемый президентом и действующий от его имени управляющий.




Наши рекомендации