Тема 1. Федеративное устройство России. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

(РУТ (МИИТ)

Тема 1. Федеративное устройство России. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - student2.ru ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Тема 1. Федеративное устройство России. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - student2.ru ____________________________________________________________

Кафедра «Теория права и природоресурсное право»


Планы практических занятий и задания для подготовки к ним

по дисциплине

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»

(18 часов)

ЮПБ 211,212,213,214,215,ЮПД 211

Семестр

Кулешова Наталья Николаевна

к. ю. н., доцент

Москва – 2017

Тема 1. Федеративное устройство России. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Практическое занятие 1.

Письменно ответьте на вопросы:

1. Между двумя республиками Российской Федерации существует территориальный спор. В каком порядке он может быть разрешен?

2. По мнению Государственной Думы, в соответствии со ст.71(п. «г») и 76(ч.1) Конституции РФ система федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации и деятельности определяется законодательным путем. При этом Государственная Дума полагала, что понятие «система федеральных органов исполнительной власти» включает в себя Правительство РФ, порядок деятельности которого устанавливается федеральным конституционным законом, а также иные федеральные органы исполнительной власти, совокупность, порядок образования и деятельности которых должны устанавливаться федеральным законом. Понятие «структура федеральных органов исполнительной власти», используемое в ст.112(ч.1) Конституции РФ, интерпретируется Государственной Думой как внутренняя организация каждого отдельного федерального органа исполнительной власти: именно эту внутреннюю организацию, считает заявитель, и представляет Председатель Правительства РФ согласно ст.112(ч.1) Конституции РФ Президенту для утверждения. Какое толкование понятий «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти» дал Конституционный Суд РФ?

Письменно решите задачи:

1. Органы законодательной власти и высшие должностные лица Рязанской и Тамбовской областей направили Президенту совместное предложение об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Переяславкой губернии. В качестве сопроводительных материалов были представлены положительные результаты проведенного в указанных областях референдума. Какая норма действующего законодательства была нарушена?

2. Автономная часть иностранного государства, на территорию которого не распространяется контроль центральной власти этого иностранного государства, имеющего общую границу с Российской Федерацией, направила ходатайство в высшие органы государственной власти РФ о вхождении в состав Российской Федерации. Возможно ли положительной решение этого вопроса?

3. Укажите Пермский край образовался в результате объединения каких субъектов образовался Пермский край: а) Коми-Пермяцкого автономного округа и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; б) Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Корякского автономного округа; в) Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; г) Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа и Эвенкийского автономного округа. Аргументируйте ответ, указанием на ФКЗ.

4. Законодательные органы Орловской, Смоленской и Тульской области областей обратились к Президенту РФ и Совету Федераций с проектом объединения территорий субъектов, так как между ними сложились исторические, хозяйственные и культурные связи, а их социально-экономические возможности после объединения только увеличатся. Что явилось причиной отказа объединения указанных субъектов? Можно решить проблему объединения, расширив субъектный состав?

Практическое занятие 2.

Практическое занятие 3.

Практическое занятие 4.

Практическое занятие 5.

Тема 5.Федеральное Собрание Российской Федерации

Письменно ответьте на вопросы:

1. На основании Регламента палат парламента изучите структуру палат. Исходя из перечня вопросов комитетов палат парламента, укажите комитеты осуществляющие сотрудничество между собой по вопросам обороны, государственного устройства, международной политики.

2. Составьте схему на основании норм Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" о порядке получения согласия на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

3. Составьте модель парламентского расследования на основании Федерального закона от 27 декабря 2005 года N 196-ФЗ (с изм.) "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации"

Письменно решите задачи:

1.Государственная Дума выразила недоверие Правительству РФ. Из присутствовавших 442 депутатов за отказ в доверии проголосовали 225 депутатов, за доверие -145, оставшиеся – воздержались. Какова судьба Правительства РФ при таком соотношении голосов? Достаточно ли депутатов Государственной Думы проголосовать за отказ в доверии к Правительству РФ для разрешения политического конфликта? Возможен ли самороспуск Государственной Думы?

2.Н.,бюудучи депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, при голосовании за проект федерального закона «О бюджете Российской Федерации на 2009 год» подал голос против данного законопроекта. Тем самым нарушил решение ,принятое на заседании депутатской фракции ЛДПР, о консолидированном голосовании за данный законопроект. На заседание депутатов группы было принято решение о лишение депутата Государственной Думы Н. депутатских полномочий. Правомерно ли решение депутатской фракции о лишение Н. депутатских полномочий в данной ситуации?

3.Согласно ст. 118 Конституции РФ «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». В соответствии со ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Вопрос о лишение неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Нет ли в содержание перечисленных норм Конституции РФ противоречие?

4.Гражданка Иванова отправила законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Будет ли он принят к рассмотрению?

5. 6 сентября 2015 года Государственная Дума выразила недоверие Правительству РФ. Президент не согласился с решением Государственной Думы и не отправил Правительство в отставку. Тогда Государственная Дума повторно выразила недоверие Правительству 1 декабря 2015 года. Какое Президент РФ должен принять решение в соответствии с Конституцией РФ?

6.Депутат Государственной Думы - народный артист России. В период исполнения обязанностей депутата он неоднократно снимался в художественных фильмах, в том числе в роли отрицательного героя, кроме того, участвовал в рекламе. За свою актерскую деятельность депутат Государственной Думы получал соответствующее вознаграждение. В настоящее время депутату поступило предложение сняться в фильме производства компании «Columbia Pictures Industries» (США) с финансированием компанией. Имеет ли право депутат Государственной Думы заниматься такого рода деятельностью? Может ли он согласиться на предложение компании Columbia Pictures?

7.Управляя транспортным средством, член Совета Федерации М. спешил на заседание и нарушил правила дорожного движения. Сотрудник ГИБДД остановил члена Совета Федерации и разъяснил ему, что им было совершено нарушение правил дорожного движения, ответственность за которое в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях – лишение права на управления транспортным средством. В ответ член Совета Федерации заявил о своей неприкосновенности и о незаконности наложения на него административной ответственности.

Сотрудник ГИБДД, в свою очередь заявил о том, что он вправе направить запрос в Совет Федерации с целью получения согласия палаты на привлечение М. к административной ответственности. Кто из участников спора основывается на законе? Дайте юридическую оценку ситуации.

Практическое занятие 6.

Тема 6. Содержание законодательного процесса в Российской Федерации.

Письменно ответьте на вопросы:

1. Составьте модель законодательного процесса, используя нормы Конституции РФ и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. 25.12.2012 г.).

Выделите цветом правильные ответы:

1. Председатель Совета Федерации…

а) назначается Советом Федерации по представлению Президентом РФ;

б) назначается Советом Федерации по представлению Председателя Конституционного Суда РФ;

в) назначается Советом Федерации по представлению Центральной избирательной комиссии;

г) избирается членами Совета Федерации из своего состава.

2. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам… (2 и более):

а) гарантий избирательных прав граждан;

б) ратификации международных договоров России;

в) гарантий личных прав человека и гражданина;

г) статуса государственной границы России.

3. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если:
а) за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты;
б) состоялось решение согласительной комиссии;
в) в течение 14 дней не был передан на рассмотрение совета федерации;
г) за него при повторном голосовании в государственной думе проголосовало более половины депутатов.

4. Член Совета Федерации имеет право свободно присутствовать на заседаниях (2 и более):
а) государственной думы;
б) совета государственной думы;
в) правительства Российской Федерации;
г) комитета государственной думы.

5. В состав Совета Федерации входят по одному представителю от (2 и более):
а) представительного органа государственной власти каждого субъекта федерации Российской Федерации;
б) исполнительного органа государственной власти каждого субъекта Российской Федерации;
в) судебного органа государственной власти каждого субъекта Российской Федерации;
г) крупнейшего регионального отделения политической партии.

6. Депутатский запрос – это…

а) обращение по значимым проблемам к органам государственной власти с целью получения объяснений и принятия государством соответствующих мер;

б) обращение к Президенту РФ;
в) обращение к Правительству РФ;
г) обращение к Совету Федерации

Практическое занятие 7.

Практическое занятие 8.

В Российской Федерации

Письменно ответьте на вопросы:

1. Составьте таблицу общих черт и особенностей правового статуса Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

2. Основные принципы конституционного судопроизводства, закрепленные в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», хотя и совпадают с принципами судопроизводства в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах, но имеют и свои характерные особенности. Назовите особенности основных принципов конституционного судопроизводства.

3. Проведите разграничение между постановлением, определением и заключением Конституционного Суда РФ.

4. К числу новых правовых институтов, возникших в процессе осуществления судебной реформы, принадлежит судейское сообщество и его органы.

Какова юридическая природа судейского сообщества: государственный орган, общественное объединение, общественный орган? Аргументируйте свой ответ.

Письменно решите задачи:

1. М., заместитель Генерального прокурора РФ, внес в квалифицированную коллегию судей Удмуртской Республики представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении председателя Октябрьского районного народного суда Ижевска Г. Руководствуясь п. 3 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей В Российской Федерации», квалифицированная коллегия судей Удмуртской Республики своим решением от 12.08.1994 признала «невозможным выразить согласие на возбуждение в отношении Г.уголовного дела» и отказала в удовлетворении этого представления.

Полагая, что п. 3 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» противоречит ст. 17 и 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ и существенно нарушает его права, М.обратился в Конституционный Суд РФ. Соответствует ли п. 3 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» Конституции РФ? Можно ли обжаловать в судебном порядке решение квалифицированной коллегии об отказе в возбуждении в отношении судьи уголовного дела?

2. Гражданин И. направил в Конституционный суд жалобу на нарушение Трудовым кодексом его конституционных прав на отпуск. В своем заявлении И. указал, что положения кодекса применены в конкретном деле с участием И., которое в настоящее время рассматривается Октябрьским районным судом г. Рязани. Подлежит ли рассмотрению жалоба И.?

3. Определите, являются ли допустимыми следующие обращения в Конституционный Суд: 1) жалоба гр-на Турции на нарушение его конституционных прав и свобод; 2) запрос гражданина РФ о толковании ч.1 ст. 40 Конституции РФ, 3) жалоба ООО «Товарищество застройщиков», по мнению которого в его деле применение ч. 3 ст.21 АПК РФ противоречит Конституции РФ, 4) жалоба Генерального Прокурора о нарушении конституционных прав граждан, некоторыми положениями УПК РФ, примененными в конкретном деле.

4. Судья Конституционного Суда РФ, занимаясь научной деятельностью, в качестве примера привел в аудитории личное мнение и данные о деле рассматриваемым Конституционным Судом в ходе последнего заседания по вопросу обращения гражданина РФ, решение по которому не вынесено. Нарушены ли нормы ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»? Аргументируйте нормой.

Практическое занятие 9.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

(РУТ (МИИТ)

Тема 1. Федеративное устройство России. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - student2.ru ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Тема 1. Федеративное устройство России. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - student2.ru ____________________________________________________________

Кафедра «Теория права и природоресурсное право»


Планы практических занятий и задания для подготовки к ним

по дисциплине

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»

(18 часов)

ЮПБ 211,212,213,214,215,ЮПД 211

Семестр

Кулешова Наталья Николаевна

к. ю. н., доцент

Москва – 2017

Тема 1. Федеративное устройство России. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Практическое занятие 1.

Письменно ответьте на вопросы:

1. Между двумя республиками Российской Федерации существует территориальный спор. В каком порядке он может быть разрешен?

2. По мнению Государственной Думы, в соответствии со ст.71(п. «г») и 76(ч.1) Конституции РФ система федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации и деятельности определяется законодательным путем. При этом Государственная Дума полагала, что понятие «система федеральных органов исполнительной власти» включает в себя Правительство РФ, порядок деятельности которого устанавливается федеральным конституционным законом, а также иные федеральные органы исполнительной власти, совокупность, порядок образования и деятельности которых должны устанавливаться федеральным законом. Понятие «структура федеральных органов исполнительной власти», используемое в ст.112(ч.1) Конституции РФ, интерпретируется Государственной Думой как внутренняя организация каждого отдельного федерального органа исполнительной власти: именно эту внутреннюю организацию, считает заявитель, и представляет Председатель Правительства РФ согласно ст.112(ч.1) Конституции РФ Президенту для утверждения. Какое толкование понятий «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти» дал Конституционный Суд РФ?

Письменно решите задачи:

1. Органы законодательной власти и высшие должностные лица Рязанской и Тамбовской областей направили Президенту совместное предложение об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Переяславкой губернии. В качестве сопроводительных материалов были представлены положительные результаты проведенного в указанных областях референдума. Какая норма действующего законодательства была нарушена?

2. Автономная часть иностранного государства, на территорию которого не распространяется контроль центральной власти этого иностранного государства, имеющего общую границу с Российской Федерацией, направила ходатайство в высшие органы государственной власти РФ о вхождении в состав Российской Федерации. Возможно ли положительной решение этого вопроса?

3. Укажите Пермский край образовался в результате объединения каких субъектов образовался Пермский край: а) Коми-Пермяцкого автономного округа и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; б) Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Корякского автономного округа; в) Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; г) Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа и Эвенкийского автономного округа. Аргументируйте ответ, указанием на ФКЗ.

4. Законодательные органы Орловской, Смоленской и Тульской области областей обратились к Президенту РФ и Совету Федераций с проектом объединения территорий субъектов, так как между ними сложились исторические, хозяйственные и культурные связи, а их социально-экономические возможности после объединения только увеличатся. Что явилось причиной отказа объединения указанных субъектов? Можно решить проблему объединения, расширив субъектный состав?

Практическое занятие 2.

Наши рекомендации