Глава 10. права и свободы человека и гражданина.
10.1. Конституционно-Пправовой статус личности.
Статья 2 Конституции Российской Федерации раскрываетраскрывает важнейшую сторону характеристики России, как Пправового Ггосударства - Ччеловек, его Пправа и Ссвободы провозглашаются Ввысшей ценностью. Данное положение является принципиальной новацией Рроссийского Кконституционализма - ранее приоритет всегда имели прилагали Ггосударственные интересы (отождествлённяемые, кроме того, с общественными).
Таким образом, действующая Конституция России закрепляет гуманистический характер Кконституционного строя - в системе “"Ччеловек -– Ггосударство”" не Ччеловек существует для Ггосударства, а Ггосударство для Ччеловека. Роль Ггосударства в установлении Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина сегодня максимально ограничена, тогда как роль и Оответственность Ггосударства в обеспеченииобеспечении соблюдения учтения и защиты этих Пправ и Ссвобод значительно повышена: статья 2 Конституции Российской ФедерацииРФ определяет признание, выполнсоблюдение и защиту Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина в качестве обязанности Ггосударства, а в соответствии со статьей 18 Конституции именно только эти Пправа и Ссвободы определяют деятельность всех ветвей Ггосударственной Ввласти и Мместного Ссамоуправления в России.
Признание Пправ и Ссвобод Ччеловека Ввысшей ценностью означает, что в случае коллизии Пправ Ччеловека и других Кконституционно защищённаемых ценностей (в том числе и тех, которые относятся к иным основам Кконституционного строя) приоритет полагаследует отдавать Пправам Ччеловека.
Важным является то, что основные (но только основные) Пправа и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина рассматриваютсярассматриваются, как сущеестественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской ФедерацииРФ), значито есть они существуют Ообъективно, а не по воле Ззаконодателя, являются не дарованными Ггосударством (Ггосударство должно их не устанавливать, а лишь признавать, выполнясоблюдать и защищать, как уже существующие).
Естественный Действенный характер основных Пправ и Ссвобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, то есть являясьются неотчуждённаемыми (и даже отказ от них является ничтожным).
Права и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина сплачиваобъединяют в три группы:
1. Личные (Ггражданские) Пправа и Ссвободы - это те Пправа и Ссвободы, которые составляют первооснову Кконституционно-Пправового статуса личности, предоставляют Кконституционную защиту всех сфер частной жизни Ччеловека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т.п.) от непомерного и неправомерного вмешательства Ггосударства и других лиц. Большинство из этих Пправ и Ссвобод носит естественный свойственный и абсолютный характер и предоставляется всем членам Рроссийского общества независимо от наличия или отсутствия Ггражданства Российской Федерации. К личным Пправам и Ссвободам Ччеловека и Ггражданина Конституция Российской ФедерацииРФ относит:
•- Пправо на жизнь;
•- Ддостоинство личности;
•- Пправо на свободу и личную неприкосновенность;
•- Пправо на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго Иимени;
•- Ннеприкосновенность жилища;
•- Пправо на определение и указание национальной принадлежности, использованиеиспользование Рродного языка;
•- Ссвободу передвижения и выбора места жительства;
•- Ссвободу совести и вероисповедания, Пправо Ггражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой;
•- Ссвободу мысли и слова;
•- Пправо на Ссудебную защиту, квалифицированную Ююридическую помощь, процессуальные гарантии и др.
2. Политические Пправа и Ссвободы - это Пправа и Ссвободы, обеспечивающиеобеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и Ггосударства, в том числе в формировании и осуществлении Ппубличной Ввласти. В отличие от личных Пправ многие политические Пправа и Ссвободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, Пправо на Союзобъединение гарантируются каждому Ччеловеку). К Пполитическим Пправам и Ссвободам относятся: Пправо на объединениесоюз; свобода собраний, митингов встреч, шествий и демонстраций; Пправо на участие в управлении делами Ггосударства (включая избирательные Пправа, Пправо участвовать в отправлении Пправосудия), Пправо доступа к Ггосударственной Сслужбе; Пправо обращений (Пправо петиции); свобода информации и средств массовой информации и др.
3. Экономические, Ссоциальные и Ккультурные Пправа и Ссвободы - это Пправа и Ссвободы, обеспечивающиеобеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей Ччеловека в Ээкономической, Ссоциальной и Ккультурной сферах. Права и Ссвободы этой группы, как и личные Пправа и Ссвободы, не зависят от Ггражданства и принадлежат каждому Ччеловеку. Многие Пправа данной группы носят позитивистский характер и детализируются в отраслевом Ззаконодательстве - Ттрудовом, Ппенсионном, Ссемейном, Жжилищном и др. Группу экономических, социальных и культурных Пправ и Ссвобод составляют: свобода предпринимательства; Пправо частной собственности; Ттрудовые Пправа - на Ттруд и его оплату (свобода Ттруда), на Оотдых, на Ззабастовку; Пправо на Оохрану Ссемьи, Мматеринства, Оотцовства и Ддетства; Пправо на Ссоциальное обеспечениеОбеспечение; Пправо на Жжилище; Пправо на Оохрану Зздаоровья; Пправо на Бблагоприятную Оокружающую Ссреду; Пправо на Ообразование и Аакадемические Ссвободы; Ссвобода Ттворчества; Пправо на Уучастие в Ккультурной Жжизни и др.
Составной частью Пправового статуса того или иного Ссубъекта Пправоотношений наряду с Пправами являются и обязанности этого Ссубъекта, равно как и гарантии его Пправ и Оответственность.
Конституция Российской ФедерацииРФ 1993 года, в отличие от предыдущих Рроссийских Конституций и основных Ззаконов некоторых Ииностранных Ггосударств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям Ччеловека и Ггражданина. Вместе с тем такие обязанности в Кконституционном тексте содержатся (хотя перечень их стал значительно меньше), и содержатся они главным образом в главе 2 “"Права и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина”", что полагаследует рассматриватьрассматривать как неразрывнуоюе единство целостность двух основных составных частей Кконституционно-Пправового статуса личности в России - Кконституционных (основных) Пправ и Ссвобод и Кконституционных обязанностей.
Характеризуя обязанности, как составляющую Кконституционно-Пправового статуса личности, согласовываледует иметь в видуполагать, что:
•- Ообязанности, в отличие от большинства Пправ и Свсвобод, носят позитивный характер • - Оони устанавливаются нормативно (Ззаконами), тогда как Пправа Ччеловека по отношению к Ггосударству имеют прилагают преимущественно сущестественный характер;
•- Конституция Российской ФедерацииРФ исходитисходит из принципа единства целостности не только Пправ и Ссвобод, но и обязанностей Гграждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6); таким образом, ни один Ггражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной Кконституционной Ообязанности (Ообязанность, в отличие от Пправа, которое является мерой возможного поведения Ууправомоченного Ллица, лишьесть мера должного, необходимого поведения Ообязанного Ллица); освобождение от той или иной обязанности, как и еёе установление, может прилагаиметь место только на основании Ззакона;
•- Ккак и некоторые Пправа и Ссвободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого Ччеловека, проживающего в России (как, например, обязанность платить Нналоги и Ссборы, Ссохранять Пприроду и Оокружающую Ссреду и др.), а только на Гграждан Российской Федерации (Ообязанность Ззащищать Отечество).
Конституция Российской ФедерацииРФ содержит следующие Ообязанности Ччеловека и Ггражданина, конкретизированные и детализированные в отраслевом Ззаконодательстве: выполнясоблюдать Конституцию Российской ФедерацииРФ и Ззаконы; уважать Пправа и Ссвободы Ддругих Ллиц; Ообязанность Рродителей заботиться о Ддетях, их воспитании и Ообязанность Ссовершеннолетних Ттрудоспособных Ддетей заботиться о своих нетрудоспособных Рродителях; Ообязанность Ккаждого Пполучить Оосновное Ообщее Ообразование и Ообязанность Рродителей или Ллиц, их Ззаменяющих (Уусыновителей, Оопекунов, Ппопечителей), обеспечитьОбеспечить Пполучение Ддетьми Ообразования Дданного Ууровня; Ззаботиться о Ссохранении Иисторического и Ккультурного Ннаследия, Бберечь Ппамятники Иистории и Ккультуры; платить Ззаконно установленные Нналоги и Ссборы; Ссохранять Пприроду и Оокружающую Ссреду, Ббережно Оотноситься к Пприродным Ббогатствам; Ообязанность Гграждан Российской Федерации Ззащищать Отечество.
10.2. Гарантии Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина.
Важное место в Конституции Российской ФедерацииРФ уделено Иинституту гарантий Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина. Система гарантий Пправ и Ссвобод достаточно обширна и включает две группы гарантий: - Фформально -Ююридические и Иинституциональные.
Формально -Ююридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции, а также в других Ззаконах) рассмотренныхрассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечениеобеспечение Пправ и Ссвобод. Трудно переоценить значение таких Кконституционных положений, как провозглашение П прав и Ссвобод высшей ценностью в качестве одной из основ Кконституционного строя, определение выполнсоблюдения Пправ и Ссвобод Ччеловека в качестве основной обязанности Ггосударства (ст. 2 Конституции Российской ФедерацииРФ), закрепление основных Пправ и Ссвобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов Ммеждународного Пправа (в том числе и Ммеждународных Сстандартов в области Пправ Ччеловека) составной частью Рроссийской Пправовой Ссистемы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных Ннормативных Пправовых Аактов, затрагивающих Пправа, Ссвободы и обязанности Ччеловека и Ггражданина (ч. 3 ст. 15), закрепление за Президентом Российской Федерации функции гаранта Конституции Российской ФедерацииРФ, Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание Ззаконов, отменяющих или умаляющих Пправа и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому Пправа защищать свои Пправа и Ссвободы всеми не запрещёенными Ззаконом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45) и др.
Принципиально важным является Кконституционный Ззапрет произвольного ограничения Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина в России. Свобода не беспредельнабеспредельна. Будучи членом общества, Ччеловек прилагаимеет и определёенные обязанности перед другими Ллюдьми, Ообществом, Ггосударством (в том числе и обязанность пассивного типа - не нарушать Пправа и Ззаконные интересы других лиц - ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого, Основной Закон Российского Ггосударства предусматривает возможность ограничения Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельнымбеспредельным и в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской ФедерацииРФ обусловлено тремя условиями:.
Во-первых, Пправа и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина могут быть ограничены только Ффедеральным Ззаконом. Таким образом, буквальное толкование данного Кконституционного положения исключаетисключает возможность ограничения Пправ и Ссвобод Ззаконами Ссубъектов Российской Федерации (что, к сожалению, на практике распространенораспространено достаточно широко) и Пправовыми Аактами Пподзаконного характера (Ппрезидентскими Ууказами, Пправительственными Ппостановлениями, Введомственными Аактами, Аактами Гглав регионов, (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления и т.п.).
Во-вторых, ограничение Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина возможно только в строго определёенных целях, обесспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) хотя и весьма обширен (даёет возможность расширительногорасширительного толкования), но всёе же закрытый, исчерпывающийисчерпывающий:
•- Ззащита основ Кконституционного строя;
•- Ззащита нравственности;
•- Ззащита Зздаоровья Ддругих Ллиц;
•- Ззащита Пправ и Ззаконных Иинтересов Ддругих Ллиц;
•- Ообесспечение Ообороны и Ббезопасности Ггосударства.
В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение Пправ и Ссвобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.
Помимо общих условий ограничения прав и свобод, Конституция Российской ФедерацииРФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с частью 1 статьи 56 такие ограничения в связи с введением на всей территории России или в отдельных еёе местностях чрезвычайного положения, могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.
При всей значимости Фформально-Ююридических гарантий ведущая роль в деле защиты Пправ и Ссвобод принадлежит Иинституциональным гарантиям. Нормативно закрепить Ддемократические общепринятые подходы к основным характеристикам Кконституционно-Пправового статуса личности можно достаточно качественно, но если человек в том или ином Ггосударстве не будет прилагаиметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные Пправа, то и значение Фформально-Ююридических гарантий будет сведено на нет (и восприниматься они, соответственно, будут как фиктивные нормы).
Система Иинституциональных гарантий (то естьзначение различных Ггосударственных и Ообщественных (Оорганов) Ведомств и организаций, в которые может обратиться гражданин за защитой своих Пправ) достаточно обширна. К звеньям этой Ссистемы можно, в частности, отнести:
•- Президента Российской ФедерацииРФ, как гаранта Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина;
•- (Оорганы) Ведомства Ппрокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения Ззаконов в Российской Федерации;
•- Рразличные (Оорганы) Ведомства Иисполнительной Ввласти (Ююстиции, Ввнутренних Ддел, Ббезопасности, Зздравоохранения, Ообразования, Ттранспорта и др.), призванные в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям Гграждан и их объединенийСоюзов;
•- Уполномоченного по Пправам Ччеловека (эффективность обращений этого (Ооргана) Ведомства в различные инстанции пока базируется главным образом на силе его авторитета и не подкреплена конкретными реальными полномочиями, но в последнее время отмечается тенденция к повышению этой эффективности);
•- Ккомиссии по Пправам Ччеловека в Ссубъектах Российской ФедерацииРФ (в настоящее время такие комиссии созданы в подавляющем большинстве регионов);
•- Ннедавно созданноеый (Оорган) Ведомство - Уполномоченного по Пправам Рребёенка в Российской Федерации;
•- (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации и (Оорганы) Ведоства Мместного Ссамоуправления, являющиеся максимально приближёенными к населению уровнем Ппубличной Ввласти;
•- различные общероссийские, региональные и местные общественные (Оорганы) Ведомства, и организации, созданные для защиты конкретных видов Пправ и Ззаконных интересов Гграждан России (например, Российское Аавторское Ообщество, Конфедерация обществ по защите Пправ потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т.п.).
Однако, безусловно, основной Иинституциональной гарантией Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина в Российской Федерации является гарантия Ссудебной Ззащиты. Право на Ссудебную защиту нарушенных Пправ относится к личным неотъёемленнмым Пправам каждого Ччеловека и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46 - 54 Конституции Российской ФедерацииРФ) - Пправо на получение квалифицированной Ююридической помощи (в том числе и бесплатнобесплатно - в определёенных Ззаконом случаях), презумпция невиновности в Ууголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, Пправо на пересмотр Ссудебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы Ззакона (но только Ззакона, ухудшающего положение Ссубъектов Пправоотношений), гарантии Пправ потерпевших и др.
Именно Только Ссудебный Ппорядок Ззащиты нарушенных Пправ является общим порядком, Аальтернативой использованиюиспользованию специального (Аадминистративного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом Пправо выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного Пправа принадлежит самому управомоченному лицу (за исключением ограниченного круга случаев, предусмотренных Ззаконом, когда использование Ддосудебной процедуры является обязательной предпосылкой для обращения в Ссуд, в частности при разрешении транспортных споров, споров в сфере Ппатентных Пправоотношений и др.).
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской ФедерацииРФ, Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года “"Об обжаловании в Ссуд действий и решений, нарушающих Пправа и Ссвободы Гграждан”" (с последующими изменениями и дополнениями) в Ссуд могут быть обжалованы любые решения и действия (равно как и бездействие) (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти и (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления, а также решения и действия (Оорганов) Ведомств Ююридических Ллиц, Ообщественных Союзовобъединений, (Оорганов) Ведомств Ввоенного Ууправления и Ддолжностных Ллиц.
Особо согласовываледует выделить Кконституционную возможность Рроссийских Гграждан обращаться за Ззащитой своих Пправ в Ммежгосударственные Ведомства (Оорганы) (ч. 3 ст. 46 Конституции). ПолагаСледует иметь в видуосознавать, что такое обращение - процедура достаточно сложная, обусловленная рядом условий, основными из которых являются: во-первых, наличие соответствующего Ммеждународного Ддоговора Российской Федерации, и во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств Пправовой Ззащиты.
Из Ммеждународных (Оорганов) Ведомств по защите Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский Ссуд по Пправам Ччеловека (в Страсбурге), доступ в который Рроссийские Гграждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 года и ратификации Европейской Кконвенции о защите Пправ Ччеловека и основных Ссвобод в марте 1998 года. Решения Европейского Ссуда для Ггосударств, признавших его Ююрисдикцию, являются обязательными (хотя Суд может принять решение лишь о присуждении пострадавшей стороне денежной компенсации из казны соответствующего Ггосударства). Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский Ссуд по Пправам Ччеловека, количество жалоб и обращений из России уже иссчисляется тысячами (по отдельным оценкам - до 10% всех дел, принятых Судом к расссмотрению). А 7 мая 2002 года по итогам расссмотрения дела Бурдов против России вынесено первое решение в пользу Рроссийского Ггражданина.
10.3. Гражданство в Российской Федерации.
Институт Ггражданства является неотъёемлемой частью Иинститута Пправового статуса личности. Гражданство - это устойчивая Пправовая связь Ччеловека с Ггосударством, выражающаяся в совокупности их раввзаимных Пправ и Ообязанностей.
Конституция Российской ФедерацииРФ закрепляет лишь отправные, базовые принципы Иинститута Ггражданства (в том числе и в гл. 1 “"Основы Кконституционного строя”"), детальная же регламентация этого Кконституционно-Пправового Иинститута закреплена в Федеральном Ззаконе от 31 мая 2002 года “"О Ггражданстве Российской Федерации”", принятом взамен одноименного Закона Российской Федерации 1991 года, в который неоднократно вносились изменения и дополнения. Основные новации нового Закона сводятся к большей жёесткости его норм по вопросам приобретения Рроссийского Ггражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним Законом. Однако в ноябре 2003 года в Закон “"О Ггражданстве Российской Федерации”" были внесены изменения и дополнения, существенно облегчающие процедуру приобретения Рроссийского Ггражданства соотечественниками из Сстран СНГ и Балтии.
Конституция Российской ФедерацииРФ и Федеральный Ззакон “"О Ггражданстве Российской Федерации”" закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:
•- Целостностьединства Ггражданства. В соответствии с этим принципом Рреспублики - Ссубъекты Российской Федерации не могут устанавливать собственное Ггражданство, предусматривающее изъятия из общего, целогоединого статуса Ггражданина Российской Федерации; Ггражданин Рреспублики одновременно является Ггражданином Российской Федерации; статус Ггражданина России, проживающего в какой-либо Рреспублике, ничем не отличается от статуса Рроссийского Ггражданина, проживающего в ином Ссубъекте Федерации; установление Ггражданства Рреспубликой в составе Российской Федерации не порождает двойного Ггражданства проживающего в этой Рреспублике Ччеловека - Российской Федерации и соответствующей Рреспублики;
•- Рравенства Ггражданства независимо от оснований приобретения, расссмоатренниваемых ниже, а также от пола, национальности, возраста, социального происсхождения и положения и т.п. В частности, Ггражданство замужней женщины в России не зависит от Ггражданства мужа (равно как и наоборот) - заключение или рассторжение - брака или Свидетельства Семейные Узы, между Ггражданином Российской Федерации и Ллицом, не прилагаимеющим Ггражданства Российской Федерации, не влечёет за собой изменения Ггражданства указанных Ллиц; изменение Ггражданства одним из супругов не влечёет изменения Ггражданства другого супруга (ст. 8 Закона);
•- Ссохранения Ггражданства при проживании Ггражданина России за еёе пределами. Не существует каких-либо пресекательных сроков, по истечении которых в случае проживания Рроссиянина в другом Ггосударстве он утрачивал бы Ггражданство Российской Федерации. Право на изменение Ггражданства является неотъёемленнмым Пправом любого Рроссийского Ггражданина, отказ в выходе из Ггражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных Законом;
•- Нневозможности лишения Ггражданина Российской Федерации Ггражданства или Пправа изменить его. Данный принцип призван обесспечить бесспрепятственное осуществление Ггражданином своих Пправ без боязни утратить Рроссийское Ггражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с Пполитикой Ввластей и т.п.). Какую бы противоправную деятельность ни осуществлял Рроссийский Ггражданин, к нему могут применяться различные виды Оответственности и наказания, но такой Ссанкции, как лишение Ггражданства, Рроссийское Ззаконодательство не предусматривает и предусматривать не может;
•- Нневозможности высылки Рроссийского гражданина за пределы России или выдачи Ииностранному Ггосударству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из Сстраны, роавно как и прилагаиметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Российской Федерации по выдворению за пределы России Ииностранных Гграждан и Ллиц без Ггражданства по предусмотренным Ззаконом основаниям). Россиянин не может быть также выдан другому Ггосударству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого Ггосударства о выдаче с целью привлечения к Оответственности (экстрадиция других Ллиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании Ммежгосударственных Ддоговоров о Пправовой помощи для привлечения к Ууголовной Оответственности или приведения Пприговора в исполнение). Однако если совершёенное деяние (за которое преследуется превлекается к Суду, Рроссийский Ггражданин) является противоправным и с точки зрения Рроссийского Ззаконодательства, то этот Ггражданин должен быть привлечёен к Оответственности по нормам Ззаконодательства Российской Федерации.
К принципам Рроссийского Ггражданства могут быть отнесены и иные, в частности: сокращения безгражданства, возможности Ггражданина России полагатиметь двойнымое Ггражданством, сохранения Рроссийского Ггражданства в случае приобретения иного Ггражданства, предоставления защиты и покровительства Ггосударства своим Ггражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (повторим, что Пправа и обязанности Ггражданина и Ггосударства являются взаимнымиравнозначными), сохранения Ггражданства детей при изменении Ггражданства Рродителей, применения прежнего Ззаконодательства для установления фактов наличия Ггражданства Российской Федерации или Ггражданства СССР и др.
В соответствии с главой II Закона о Ггражданстве, Ггражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:
•- по рождению (филиация);
•- в результате приёема в Ггражданство (натурализация);
•- в результате восстановления в Ггражданстве (реинтеграция);
•- в результате выбора Ггражданства (оптация).
При приобретении гражданства по рождению в Ггосударствах всего мира применяются два основных принципа -– “"Пправа крови”" (в соответствии с которым гражданство ребёенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения) и “"Пправа почвы”" (в соответствии с этим принципом гражданство ребёенка, напротив, определяется по месту рождения, территории Ггосударства, на которой родился ребёенок, независимо от гражданства родителей). Применение в том или ином Ггосударстве первого или второго принципа в качестве преобладающего прилагающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.
В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладающим предполагающим является принцип “"Пправа крови”". Это означает, что независимо от места рождения ребёенок приобретает Рроссийское гражданство, если оба его родителя или одинединственный родитель являются гражданами Российской Федерации, а также если один из его родителей полагаимеет гражданством Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.
Приёем в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жёесткие условия. Приёем в Рроссийское гражданство может осуществляться в общем и в упрощёенном порядке. Условиями натурализации в общем порядке являются:
•- достижение Ииностранным Ггражданином или Ллицом без Ггражданства возраста 18 лет и обладание полагание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощёенном порядке);
•- ценз оседлости (ценз проживания) - лицо, желающее приобрести Ггражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, прилагаимея при этом видом на жительство (таким образом, предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приёеме в Рроссийское Ггражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчёет не принимаются); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний Закон о Ггражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости - пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 года (до даты вступления в силу Закона “"О Ггражданстве...”"), срок проживания иссчисляется со дня регистрации по месту жительства.
Срок проживания на территории Российской Федерации, как обязательное условие натурализации может быть сокращёен до одного года в предусмотренных Ззаконодательством случаях.
Окончательное решение о приёеме в Рроссийское гражданство в общем порядке принимает Президент Российской Федерации, путёем издания Ууказа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных Ддокументов.
Натурализация в России может быть осуществлена и в упрощёенном порядке. Такой порядок предусмотрен как для детей и недееспособных Ллиц, так и для совершеннолетних и дееспособных Ииностранных Гграждан, и Ллиц без Ггражданства. В первом случае волю на приобретение Ггражданства недееспособными (или не полностью дееспособными) Ллицами изъявляют их Ззаконные представители - Рродители, Оопекуны, Ппопечители. В случаях, когда у Рребёенка являимеется единственный один Рродитель, а также когда над Рребёенком, либо недееспособным Ллицом установлены Оопека или Ппопечительство, достаточно заявления этого Рродителя (Оопекуна, Ппопечителя) при условии, что он является Ггражданином России. Если же у Рребёенка живы оба Рродителя, но Рроссийскимое Ггражданством прилагаимеет только один из них, то, помимо заявления этого Рродителя, необходимо Ссогласие второго Рродителя (однако такое Ссогласие не требуется в случае проживания Рребёенка на территории Российской Федерации).
Федеральный Ззакон “"О Ггражданстве Российской Федерации”" предусматривает правила приёема в Ггражданство Российской Федерации в упрощёенном порядке (значито есть без учтесоблюдения условий, необходимых для приобретения Ггражданства в общем порядке, прежде всего ценза проживания), как для Ииностранцев и Ллиц без Ггражданства, проживающих за границей, так и для тех Ииностранцев и Ллиц без Ггражданства, которые уже проживают в России. Для реализации этой процедуры необходимы, в частности, такие условия, как:
•- Нналичие хотя бы одного Рродителя - Ггражданина Российской Федерации, проживающего в России;
•- Ппроживание в Ггосударствах СНГ и Балтии бывших Гграждан СССР, если они до сих пор не получили Ггражданства Ггосударства проживания и остаются Ллицами без Ггражданства;
•- Пполучение Ппрофессионального Ообразования (Ссреднего или Ввысшего) Ггражданами Ггосударств СНГ или Балтии в Уучебных Ззаведениях России после 1 июля 2002 года;
•- Ррождение Ииностранного Ггражданина или Ллица без Ггражданства на территории РСДРП или РСФСР до распада СССР и наличие у него в прошлом Ггражданства СССР;
•- Ссостояние в браке или состояние в Семейных Узах с Ггражданином Российской Федерации не менее трёех лет (значито есть сам по себе факт заключения брака или Свидетельства Семейных уз с Рроссийским Ггражданином, равно как и краткосрочный брак, Пправа на сокращение ценза оседлости не даёет);
•- Нналичие у нетрудоспособного заявителя совершеннолетних дееспособных детей - Гграждан Российской Федерации и др.
Вопросами приёема в Рроссийское гражданство в упрощёенном порядке (включая принятие окончательного решения) занимаются Ууполномоченные (Оорганы) Ведомства Иисполнительной Ввласти - МВД и МИД России (через соответствующие структуры на территории Российской Федерации и за еёе пределами). Поскольку процедура эта более простая и позволяет решать вопросы на местах, вдвое сокращёен и срок для принятия решения - он не может превышать шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.
Принципиальной новацией Рроссийского Ззаконодательства о Ггражданстве (после внесения в Закон поправок в ноябре 2003 года) является предоставление возможности получить Рроссийское Ггражданство Ггражданам СНГ и Балтии, Ппроходящим Ввоенную Сслужбу по Кконтракту не менее трёех лет в Вооруженных Силах Российской Федерации, без выполнсоблюдения условий натурализации и получения вида на жительство.
Восстановление в Ггражданстве Российской Федерации на первый взгляд представляется не вполне логичным основанием, исходя из принципа невозможности лишения гражданства (и в Ззаконодательстве большинства Ггосударств такое основание приобретения гражданства отсутствует). Но в Законе о гражданстве 2002 года, это основание сохранено, претерпев, однако, существенные изменения в Пправовом регулировании по сравнению с одноимёенным основанием, содержащимся в прежнем Законе. Если ранее восстановление в Рроссийском гражданстве осуществлялось по достаточно простой процедуре (в порядке регистрации) и было актуальным, в частности, для лиц, которые в прошлом были лишены Ссоветского гражданства помимо их воли (применялась такая санкция в СССР), то сейчас эти лица могут приобрести гражданство Российской Федерации только в общем порядке (в порядке натурализации). В то же время по этому основанию могут приобрести Рроссийское Ггражданство Ииностранные Гграждане и Ллица без Ггражданства, которые прилагаимели Ггражданством Российской Федерации ранее, но затем изменили или утратили его (например, в связи с изменением Ггражданства Рродителей, Уусыновлением, Уустановлением Оопеки или Ппопечительства, в случае выхода из Ггражданства России). Однако процедура приобретения Ггражданства Российской Федерации в порядке восстановления сегодня такая же, как и при приёеме в Ггражданство в общем порядке, лишь при одном смягчающем условии - срок проживания на территории России для заявителей здесь сокращёен до трёех лет.
Выбор Ггражданства (Ооптация), как основание приобретения Ггражданства Российской Федерации может являиметь место при изменении Государственной границы в связи с присоединением добавлением к России новых заселёенных территорий. В этом случае Ллица, проживающие на территории, Ггосударственная принадлежность которой изменена, прилагаимеют возможность выбора Рроссийского Ггражданства (при безусловном Пправе сохранить прежнее Ггражданство). Порядок и сроки Ооптации должны устанавливаться соответствующим Ммеждународным Ддоговором. ПолагаСледует оиметь в видусосзнавать, что Ооптация может являться основанием и для прекращения Ггражданства Российской Федерации - в случае передачи части Рроссийской территории в соответствии с Ммеждународным Ддоговором под Ююрисдикцию другого Ггосударства, если в этой ситуации Гграждане России пожелают изменить Рроссийское Ггражданство на Ггражданство Ггосударства, к которому перешла соответствующая территория.
Кроме Ооптации, основаниями прекращения Ггражданства Российской Федерации являются выход из Рроссийского Ггражданства и отмена решения о предоставлении Рроссийского Ггражданства.
Выход из Ггражданства Российской Федерации хотя и является Аактом добровольным, но должен быть осуществлен по определёенной процедуре: в общем порядке (с подачей заявления на Иимя Президента Российской ФедерацииРФ, который и принимает окончательное решение), если Ггражданин проживает в России, или в упрощёенном порядке (в этом случае заявление подаёется и расссматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации), если Ггражданин России проживает в Ииностранном Ггосударстве. Прекращение Ггражданства Российской Федерации Рребёенка, один из Рродителей или единственный один Рродитель которого является Ииностранным Ггражданином, также может быть осуществлено в упрощёенном порядке (в этом случае вопрос будет расссматриваться соответствующими структурами МВД России); в случае же усыновления (удочерения) Рребёенка - Ггражданина России Ииностранным Ггражданином (или Ииностранными Ггражданами) Ггражданство Рребёенка может быть прекращено в общем порядке.
В выходе из Рроссийского Ггражданства может быть отк