Глава 11. система органов ведомств государственной власти россии.

Система (Органов) Ведомстворганов Ггосударственной Ввласти в России двухуровневая -– включает:, во-первых, Ведомстваорганы Ггосударственной Ввласти Российской Федерации (Ффедеральные (Органы) Ведомстваорганы Ггосударственной Ввласти), и во-вторых, Ведомстваорганы Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации (региональные Ведомстваорганы Ггосударственной Ввласти). Однако с учёетом Кконституционного принципа целостностиединства Ссистемы Ггосударственной Ввласти указанные уровни (подсистемы) не являются полностью изолированными.

Государственную Ввласть на Ффедеральном уровне осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и Ффедеральные Ссуды. На региональном уровне -– (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, образованнуемые Ссубъектами самостоятельно, но в соответствии с основами Кконституционного строя России и с достаточно жёесткими предписаниями Ффедерального Ззаконодательства (Федерального Кконституционного Ззакона “"О Ссудебной системе Российской Федерации”", Федерального Ззакона “"Об общих принципах организации Ззаконодательных (представительных) и Иисполнительных (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации”" и др.).

11.1. Конституционно-Пправовой статус

Президента Российской Федерации.

Институт Ппрезидента (от лат. praesidens - сидящий впереди) учреждёен более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учреждёен в 1991 году - были приняты соответствующие Ззаконы и внесены изменения в Конституцию 1978 года. Однако с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года статус Президента Российской ФедерацииРФ во многом принципиально изменился.

Действующая Конституция Российской ФедерацииРФ, определяя Президента в качестве Гглавы Ггосударства (ч. 1 ст. 80), не содержит однозначного ответа на вопрос, к какой из традиционных ветвей Ггосударственной Ввласти он относится (это предопределяет и различие подходов, в частности обоснование существования самостоятельной - Ппрезидентской, Аарбитражной и иной ветви Ввласти). Однако Ссистемный анализ иных Кконституционных положений (в частности, ст. 10 и ч. 1 ст. 11) и полномочий Президента Российской ФедерацииРФ позволяет заключить, что де-факто Гглава Ггосударства включёен в Ссистему Иисполнительной Ввласти (как и в большинстве Ггосударств Ммира).

Президент Российской ФедерацииРФ избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного Пправа при тайном голосовании. Отправные положения, касающиеся выборов Президента, содержатся в статье 81 Конституции Российской ФедерацииРФ, а детализация - в Федеральном Ззаконе от 10 января 2003 года “"О выборах Президента Российской ФедерацииРФ”".

Активным избирательным Пправом на выборах Президента Российской ФедерацииРФ прилагаобладают Гграждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет (Иза исключение возможно только:м недееспособных и находящихся в местах лишения Ссвободы по приговору Ссуда).

Требования к пассивному избирательному Пправу (к кандидату в Президенты Российской ФедерацииРФ):

•- Ггражданство Российской Федерации (приобретёенное по любому основанию - см. параграф 10.3);

•- Ввозрастной ценз - не моложе 35 лет (предельного возраста Ззаконодательство не устанавливает; по прежней Конституции кандидат не мог быть старше 65 лет);

•- Ппостоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока; кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента Российской ФедерацииРФ за пределами территории Российской Федерации).

Выборы Президента Российской ФедерацииРФ осуществляются по единому одному (общероссийскому) одномандатному избирательному округу. Для определения результатов выборов применяется мажоритарная избирательная Ссистема абсолютного большинства - избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50% плюс один голос), принявших участие в голосовании. При этом порог явки избирателей для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, составляет 50% от числа избирателей, обладающих прилагающих активным избирательным Пправом. Если абсолютного большинства не получил ни один из трёех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное голосование (2-й тур) по двум лучшим кандидатурам, получившим в 1-м туре наибольшее число голосов избирателей. Обязательного порога явки при повторном голосовании не устанавливается, и победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства - избранным считается кандидат, получивший больше, чем другой, голосов (но при условии, что количество голосов, поданных за него, больше количества голосов, поданных против всех кандидатов). Если выборы Президента Российской ФедерацииРФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее чем через четыре месяца.

Избранный Президент Российской ФедерацииРФ вступает в должность на тридцатый день со дня Оофициального опубликования Центральной избирательной комиссией результатов выборов. При вступлении в должность в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и Ссудей Конституционного Суда Российской Федерации (на практике круг присутствующих намного шире) Президент Российской ФедерацииРФ приносит народу Пприсягу, текст которой закреплёен в части 1 статьи 82 Конституции Российской ФедерацииРФ. Именно Только с момента принесения Пприсяги приступает к исполнению полномочий избранный Президент Российской ФедерацииРФ и прекращает их исполнение прежний Президент Российской ФедерацииРФ.

Срок полномочий Президента Российской ФедерацииРФ составляет четыре года, при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд. Однако Президент Российской ФедерацииРФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно. Основаниями досрочного исполнения полномочий Президента Российской ФедерацииРФ являются:

•- смерть;

•- отставка (то естьявляющаяся добровольнымй уходом с поста, являющийся бессповоротным Ююридическим фактом);

•- стойкая неспособность по состоянию Зздаоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (конкретизации этого основания - условий и процедуры определения стойкой неспособности - ни Конституция Российской ФедерацииРФ, ни специальное Ззаконодательство не содержит);

•- отрешение от должности.

Президент Российской ФедерацииРФ владеобладает неприкосновенностью, однако при определёенных обстоятельствах он может быть отрешёен от должности, а после этого быть привлечёен к Оответственности (в том числе Ууголовной). Конституционно установленная (ст. 93) процедура отрешения Президента Российской ФедерацииРФ от должности достаточно сложна. В основе досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом Российской ФедерацииРФ может лежать только Ггосударственная измена или совершение иного тяжкого преступления (следовательно, совершение других преступлений основанием для отрешения от должности не является). Инициировать процедуру отрешения Президента Российской ФедерацииРФ от должности может группа Ддепутатов Государственной Думы, численностью не менее 1/3 установленного состава (не менее 150 Ддепутатов). В случае поддержки предложения должным количеством Ддепутатов Государственная Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбора доказательств и т.п. При наличии положительного заключения указанной комиссии Государственная Дума квалифицированным большинством (2/3 от установленного числа Ддепутатов, то естьчисленно 300) голосов должна выдвинуть обвинение Президенту в Ггосударственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и Конституционного Суда Российской Федерации о учтсоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При наличии положительных заключений Ввысших Ссудебных инстанций решение об отрешении Президента Российской ФедерацииРФ от должности должен принять Совет Федерации. Это решение может быть принято квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа установленной численности Ппалаты (119 голосов). Причёем решение Советом Федерации должно быть принято в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения Государственной Думой (если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклонёенным). Таким образом, в процедуре отрешения от должности Гглавы Ггосударства участвуют обе Ппалаты Ппарламента и две Ввысших Ссудебных Иинстанции.

В случае досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом Российской Федерации (равно как и тогда, когда Президент Российской Федерации свои обязанности выполнять не в состоянии) их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Место Президента Российской Федерации в системе Ггосударственной Ввласти России (а по большому счёету - его социальное назначение и Пполитическая роль в жизни Сстраны в целом) определяется возложенными на него Конституцией Российской ФедерацииРФ (ст. 80) функциями:

•- Ппредставительская функция (являясь Гглавой Ссуверенного Ггосударства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в Ммеждународных Оотношениях, так и внутри Сстраны - в отношениях с Ссубъектами Российской Федерации, Ммуниципальными Ообразованиями, различными Иинститутами Ггражданского Ообщества (Пполитическими Ппартиями и Ообщественными объединениямиСоюзами, Кконфессиями, Коллегиямиобъединениями Ппредпринимателей, Ннауки, Ообразования, Ккультуры, Сспорта, Ммолодёежными, Вветеранскими Оорганизациями, Рразличными Ддиаспорами и т.п.);

•- Ффункция гаранта Конституции Российской ФедерацииРФ, Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, Ссуверенитета, Ннезависимости и Ггосударственной Ццелостности Российской Федерации;

•- Ообесспечение согласованного функционирования и свзаимодействия (Органов) органов Ведомств Ггосударственной Ввласти (причёем органов Ведомств (Органов) Ггосударственной Ввласти различных ветвей и уровней);

•- Оопределение основных направлений Ввнутренней и Ввнешней Пполитики Ггосударства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской ФедерацииРФ, Ффедеральными Кконституционными Ззаконами и Ффедеральными Ззаконами).

Для реализации указанных функций Конституция Российской ФедерацииРФ, Ффедеральные Кконституционные Ззаконы и Ффедеральные Ззаконы наделяют Президента Российской ФедерацииРФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены заключены в следующие группы:

•- Пполномочия, связанные с формированием других Ггосударственных Ведомств (Оорганов) и назначением Ддолжностных Ллиц (назначение с Ссогласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской ФедерацииРФ; назначение по представлению Председателя Правительства Российской ФедерацииРФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства Российской ФедерацииРФ; назначение Ссудей Ффедеральных Ссудов (за изсключением Ссудей Ввысших Ссудебных инстанций - Конституционного Суда Российской ФедерацииРФ, Верховного Суда Российской ФедерацииРФ, Высшего Арбитражного Суда Российской ФедерацииРФ); назначение пяти членов Центральной Иизбирательной комиссии Российской ФедерацииРФ и т.д.);

•- Пполномочия по свзаимодействию с Федеральным Собранием, участию в Ззаконодательном (нормотворческом) процессе, обесспечению согласованного функционирования (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти (назначение выборов деДепутатов Государственной Думы; прилагаобладание Пправом Ззаконодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) Ффедеральных Кконституционных Ззаконов, Ффедеральных Ззаконов и Ззаконов о поправках к Конституции Российской ФедерацииРФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в Сстране, об основных направлениях Ввнутренней и Ввнешней Пполитики Ггосударства; Пправо председательствовать на заседаниях Правительства Российской ФедерацииРФ; исспользование Ссогласительных процедур для преодоления разногласий между Ффедеральными и региональными (Оорганами) Ведомствами Ггосударственной Ввласти, а также между региональными (Оорганами) Ведомствами Ггосударственной Ввласти, включая обращение в Ссуд для разрешения спора и т.д.);

•- Пполномочия в области внешней политики (осуществление руководства Ввнешней Пполитикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание Ммеждународных Ддоговоров Российской Федерации; назначение и отзыв Ддипломатических представителей Российской Федерации в Ииностранных Ггосударствах и Ммеждународных организациях и др.);

• - Пполномочия в области Ообороны и Ббезопасности (Уутверждение Ввоенной доктрины; назначение и освобождение Ввысшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного Гглавнокомандующего Вооруженными Силами Российской ФедерацииРФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных Пправовых режимов Ввоенного положения (в соответствии с Федеральным Кконституционным Ззаконом от 30 января 2002 года “"О военном положении”") или чрезвычайного положения (в соответствии с Федеральным Кконституционным Ззаконом от 30 мая 2001 года “"О чрезвычайном положении”") и т.п.);

•- Пполномочия в сфере Пправового регулирования статуса личности (решение вопросов Ггражданства и предоставления политического убежища; Уучреждение Ггосударственных Ннаград, Ннаграждение Ггосударственными Ннаградами, Пприсвоение Ппочёетных Ззваний, Ввысших Ввоинских и Ввысших Сспециальных Ззваний; Оосуществление Ппомилования и др.).

11.2. Федеральное Собрание Российской Федерации.

Законодательную Ввласть в Российской Федерации (на Ффедеральном Ууровне) осуществляет Федеральное Собрание - Ппарламент Российской Федерации. Как и предыдущие Конституции России, действующая Конституция Российской ФедерацииРФ закрепляет Ддвухпалатную Сструктуру Ппарламента - Федеральное Собрание состоит изх Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 Ддепутатов, избираемых избиранных на четыре года непосредственно избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного Пправа при тайном голосовании. Порядок выборов регламентируется Федеральным Ззаконом от 20 декабря 2002 года “"О выборах Ддепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”" (с изменениями и дополнениями).

Выборы проводятся с использованием смешанной избирательной Ссистемы - половина Ддепутатов (225) избираются в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - в едином одном Ффедеральном избирательном округе по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам).

Требования к активному избирательному Пправу на Ппарламентских выборах те же, что и на выборах Президента Российской ФедерацииРФ, а требования к пассивному избирательному Пправу (к кандидатам в Ддепутаты) более мягкие: Ддепутатом Государственной Думы может быть избран Ггражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и не лишёенный избирательных Пправ. Ограничений по количеству переизбраний для Ддепутатов Государственной Думы не устанавливается.

Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом Российской ФедерацииРФ досрочно в трёех случаях (все они связаны с преодолением возможного правительственного кризиса и являются частью Ссистемы ссдержек и противовесов):

•- Ппосле трёехкратного отклонения представленных Президентом Российской ФедерацииРФ кандидатур Председателя Правительства Российской ФедерацииРФ (ч. 4 ст. 111 Конституции Российской ФедерацииРФ);

•- Вв случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству Российской ФедерацииРФ (ч. 3 ст. 117 Конституции Российской ФедерацииРФ);

•- Вв случае однократного отказа в доверии Правительству Российской ФедерацииРФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства Российской ФедерацииРФ (ч. 4 ст. 117 Конституции Российской ФедерацииРФ).

Во втором и третьем третьих случаях роспуск Государственной Думы не является безальтернативным - Президент Российской ФедерацииРФ может и объявить об отставке Правительства Российской ФедерацииРФ. Конституция Российской ФедерацииРФ устанавливает и ограничения для роспуска Государственной Думы - даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (ч. 3 ст. 92, ч. 3 - 5 ст. 109 Конституции Российской ФедерацииРФ):

•- Вв течение первого года после еёе избрания;

•- Сс момента выдвижения обвинения против Президента Российской ФедерацииРФ (в рамках процедуры отрешения последнего от должности) до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

•- Вв период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;

•- Вв течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской ФедерацииРФ;

•- Иисполняющим обязанности Президента Российской ФедерацииРФ.

Конституция Российской ФедерацииРФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации: в верхней палате представлены все Ссубъекты Российской Федерации на паритетных началах - по два представителя, при этом один от представительного, а другой от Иисполнительного (Ооргана) Ведомства Ггосударственной Ввласти Ссубъекта Российской Федерации (таким образом, при нынешнем составе Российской Федерации численный состав Совета Федерации - 178 членов). В настоящее время Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным Ззаконом от 5 августа 2000 года “"О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”". Представитель от Ззаконодательного (Ооргана) Ведомства Ссубъекта Российской Федерации избирается Ззаконодательным (Оорганом) Ведомством на срок полномочий этого (Ооргана) Ведомства, а представитель от Иисполнительного (Ооргана) Ведомства Ссубъекта Российской Федерации назначается Гглавой региона (но при условии отсутствия возражения Ззаконодательного (Ооргана) Ведомства).

Таким образом, Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, определёенного срока полномочий не обладаимеет, обновление его состава осуществляется не разовым порядком, а мягко - в зависимости от региональных выборов и усмотрения региональных (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти. Ни при каких обстоятельствах Вверхняя Ппалата Федерального Собрания не может быть распущена.

Основными функциями Ппарламента являются:

•- Ппредставительство;

•- Ззаконотворчество;

•- Кконтрольная функция.

В реализации этих функций участвуют обе Ппалаты Федерального Собрания (что также свидетельствует о целостностиединстве Пправовой природы Ззаконодательного (Ооргана) Ведомства России), и реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий Ппалат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции Российской ФедерацииРФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие Кконституционных Пправоотношений пошло по пути расширения Кконституционно установленных полномочий Ппалат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) Ззаконодательстве.

Основной функцией Ппарламента, безусловно, является функция Ззаконотворчества. В Ззаконодательном процессе участвует множество Ссубъектов, однако основная нагрузка в Ззаконотворческой деятельности ложится на Ннижнюю Ппалату Федерального Собрания - Государственную Думу.

Основными стадиями Ззаконодательного процесса являются:

•- Ввнесение Ззаконопроекта в Государственную Думу;

•- Ррассмотрение Ззаконопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение Ззакона;

•- Ррассмотрение Ззакона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

•- Пподписание и обнародование (промульгация) Ззакона Президентом Российской ФедерацииРФ.

Субъектами Пправа Ззаконодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции Российской ФедерацииРФ):

•- Президент Российской ФедерацииРФ;

•- Совет Федерации;

•- Ддепутаты Государственной Думы;

•- Правительство Российской ФедерацииРФ;

•- Ззаконодательные (представительные) (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации;

•- Конституционный Суд Российской ФедерацииРФ, Верховный Суд Российской ФедерацииРФ и Высший Арбитражный Суд Российской ФедерацииРФ - но только по вопросам их ведения.

Все Ззаконопроекты вносятся в Государственную Думу. Основная работа над текстом Ззаконопроекта ведёется в ответственном комитете (с привлечением экспертов, проведением Ппарламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т.д.). На пленарных заседаниях Ззаконопроект по общему правилу обсуждается в трёех чтениях (общих правил о сроках рассмотрения Ззаконопроектов в Государственной Думе не установлено, некоторые Ззаконопроекты находятся на рассмотрении в Ппалате годами). Принятие Ззакона Государственной Думой оформляется постановлением Ппалаты, при этом для принятия Ффедеральных Ззаконов требуется абсолютное большинство от общего числа депутатов, а для принятия Ффедеральных Кконституционных Ззаконов и Ззаконов о поправках к Конституции Российской ФедерацииРФ - квалифицированное большинство (не менее 2/3 от общего числа Ддепутатов).

Все принятые Государственной Думой Ззаконы в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации, однако Вверхняя Ппалата не обязана рассматривать все поступившие из Ннижней Ппалаты Ззаконы, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат лишь:

•- Ффедеральные Кконституционные Ззаконы;

•- Ззаконы о поправках к Конституции Российской ФедерацииРФ;

•- Ффинансовые Ззаконы (Ззаконы по вопросам Ффедерального Ббюджета, Ффедеральных Нналогов и Ссборов, Ффинансового, Ввалютного, Ттаможенного регулирования, Дденежной эмиссии);

•- Ззаконы о ратификации и денонсации Ммеждународных Ддоговоров Российской Федерации;

•- Ззаконы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации.

Для рассмотрения поступивших из Государственной Думы Ззаконов Совету Федерации отведено 14 дней, в течение которых он может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой Ззакон. Постановление Совета Федерации об одобрении или отклонении Ззакона принимается абсолютным большинством от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 90 голосов), Ффедеральные Кконституционные Ззаконы и Ззаконы о поправках должны быть одобрены квалифицированным большинством - не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 134 голоса). Отклоненные Советом Федерации Ззаконы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой, при этом вето Совета Федерации может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа Ддепутатов Государственной Думы.

Принятый Ффедеральный Ззакон (понятия “"принятый Государственной Думой Ффедеральный Ззакон”" и “"принятый Ффедеральный Ззакон”" не являются тождественными) в течение пяти дней направляется Президенту Российской ФедерацииРФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент Российской ФедерацииРФ должен подписать и обнародовать поступивший Ззакон или отклонить его. Вето Президента Российской ФедерацииРФ также является отлагательным - если отклонёенный Ззакон при повторном рассмотрении в Ппалатах Федерального Собрания будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа членов Совета Федерации (119 голосов) и Ддепутатов Государственной Думы (300 голосов), то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом Российской ФедерацииРФ в семидневный срок. В отношении принятых Ффедеральных Кконституционных Ззаконов и Ззаконов о поправках Президент Российской ФедерацииРФ Пправом Ввето не обладает.

Обнародование Ззаконов осуществляется главным образом посредством их официального опубликования. В соответствии с Федеральным Ззаконом от 14 июня 1994 года “"О порядке опубликования и вступления в силу Ффедеральных Кконституционных Ззаконов, Ффедеральных Ззаконов, Аактов Ппалат Федерального Собрания”" (с изменениями и дополнениями) официальным опубликованием Ззакона является первая публикация его полного текста в одном из источников официального опубликования (каковыми являются Собрание Ззаконодательства Российской Федерации, “"Российская газета”" и “"Парламентская газета”"). Опубликование Ззакона должно быть осуществлено в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской ФедерацииРФ. По общему правилу Ззаконы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования (часто иной порядок вступления в силу предусматривается в самих Ззаконах, что является допустимым).

Для принятия отдельных категорий Ззаконов (Ффедеральных Кконституционных Ззаконов, Ззаконов о поправках к Конституции Российской ФедерацииРФ, Ззакона о Ббюджете, Ффедеральных Ззаконов по предметам совместного ведения Российской Федерации и еёе Ссубъектов и др.) предусмотрены процедурные особенности.

11.3. Правительство Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Конституции Иисполнительную Ввласть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской ФедерацииРФ. Однако данную норму не следует полагает толковать ограничительно. Правительство Российской ФедерацииРФ - Ввысший, но не единственный одно (Оорган) Ведомство в России, осуществляющееий Иисполнительную Ввласть. Одной из основных особенностей Иисполнительной Ввласти является то, что она осуществляется Ссистемой (Оорганов) Ведомств, причёем находящихся в иерархической зависимости.

Ведущая роль в осуществлении Иисполнительной Ввласти в Российской Федерации, безусловно, принадлежит Правительству Российской ФедерацииРФ. Отправные положения статуса Правительства содержит глава 6 Конституции Российской ФедерацииРФ, а более детально этот статус закреплёен в Федеральном Кконституционном Ззаконе от 17 декабря 1997 года “"О Правительстве Российской Федерации”" (с изменениями и дополнениями). Правительство Российской ФедерацииРФ -– (Оорган) коллегиальныйКоллегиальное Ведомство, в его состав входят:

•- Председатель Правительства Российской ФедерацииРФ;

•- Ззаместители Председателя Правительства Российской ФедерацииРФ;

•- Ффедеральные Мминистры.

В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту Российской ФедерацииРФ, однако ключевую фигуру в Правительстве - Председателя Правительства Российской ФедерацииРФ - Президент назначает с сСогласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства Российской ФедерацииРФ осуществляется также Президентом Российской ФедерацииРФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства Российской ФедерацииРФ - в течение недели после назначения Председатель Правительства Российской ФедерацииРФ представляет Президенту Российской ФедерацииРФ предложения о структуре Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти, а после еёе утверждения - конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент Российской ФедерацииРФ каким-либо сроком не связан).

Освобождение от должности Председателя и членов Правительства Российской ФедерацииРФ также осуществляется Президентом Российской ФедерацииРФ - по личному заявлению об отставке, в случае выражения недоверия Правительству Российской ФедерацииРФ Государственной Думой или отказа в доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства Российской ФедерацииРФ, в случае невозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по собственному усмотрению Гглавы Ггосударства). Освобождение от должности Председателя Правительства Российской ФедерацииРФ одновременно влечёет за собой отставку Правительства Российской ФедерацииРФ, при этом по поручению Президента Российской ФедерацииРФ Правительство Российской ФедерацииРФ продолжает функционировать до формирования нового Правительства, а исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской ФедерацииРФ Президент Российской ФедерацииРФ вправе поручить одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев.

Такие непрерывность и преемственность в функционировании Иисполнительной Ввласти необходимы, поскольку, будучи (Оорганом) Ведомством общей компетенции, и обладая прилагая достаточно широкими полномочиями (закреплёенными в виде открытого перечня в ст. 114 Конституции Российской ФедерацииРФ и в гл. III Закона “"О Правительстве...”"), именно только Правительство Российской ФедерацииРФ осуществляет Ггосударственное Ууправление во всех основных сферах жизни общества - в сфере Ээкономики, Ббюджетной, Ффинансовой, Ккредитной и Дденежной Пполитики, в Ссоциальной сфере, в сферах Ннауки, Ккультуры, Ообразования, Пприродопользования и Оохраны Оокружающей Ссреды, Ообеспечения Ззаконности, Пправ и Ссвобод Гграждан, Бборьбы сс Ппреступностью, Ообеспечения Ообороны и Ггосударственной Ббезопасности, Ввнешней Пполитики и Ммеждународных Оотношений и др.

Смешанный порядок формирования Правительства Российской ФедерацииРФ (участие Государственной Думы в процедуре назначения Председателя Правительства Российской ФедерацииРФ) корреспондирует с Ддвойной Оответственностью Правительства Российской ФедерацииРФ. Правительство Оответственно в первую очередь перед Президентом Российской ФедерацииРФ - перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия, Гглава Ггосударства в любое время может отправить Правительство в отставку (определёенного срока полномочий Правительство Российской ФедерацииРФ не имеетобладает, но очевидно, что он не может превышать срока полномочий Президента Российской ФедерацииРФ; при этом ограничений по количеству переназначений одного и того же Ллица членом Правительства не установлено). Но и Государственная Дума по своей инициативе вправе выразить вотум недоверия Правительству, который может привести к его отставке. Однако в любом случае окончательное решение об отставке Правительства принимает Президент Российской ФедерацииРФ, который может и не согласиться с выраженным Думой недоверием (более того, повторное выражение вотума недоверия в течение трёех месяцев может привести к роспуску Государственной Думы). Персональный состав Правительства Российской ФедерацииРФ формируется без участия Государственной Думы, поэтому Оответственность отдельных членов Правительства перед Ппарламентом не предусмотрена.

Правительство является Ввысшим (Оорганом) Ведомством Иисполнительной Ввласти в Российской Федерации, но основной объёем повседневной, текущей работы по Ггосударственному Ууправлению в различных сферах жизни Ообщества выполняется Ффедеральными (Оорганами) Ведомствами Иисполнительной Ввласти. Указом Президента Российской ФедерацииРФ от 9 марта 2004 года N 314 “"О системе и структуре Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти”" проведена достаточно серьёезная реформа Ссистемы Иисполнительной Ввласти в России. Указ закрепляет три вида Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти: Ффедеральное Мминистерство ((Оорган) Ведомство, осуществляющееий функции по выработке Ггосударственной Пполитики и Ннормативно-Пправовому регулированию в определёенной сфере деятельности), Ффедеральная Сслужба ((Оорган) Ведомство, осуществляющееий функции по Кконтролю и Ннадзору в определёенной сфере деятельности, а также специальные функции в области Ообороны, Ггосударственной Ббезопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, Бборьбы с Ппреступностью, Ообщественной Ббезопасности) и Ффедеральное Аагентство ((Оорган) Ведомство, осуществляющееий в определёенной сфере деятельности функции по оказанию Ггосударственных услуг, по управлению Ггосударственным имуществом и Пправоприменительные функции). При этом Ффедеральные Сслужбы и Ффедеральные Аагентства находятся в ведении Ффедеральных Мминистерств, которые осуществляют координацию и контроль их деятельности. Членами Правительства Российской ФедерацииРФ являются руководители не всех Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти, а только Мминистры и Ддолжностные Ллица в ранге Мминистра. Ранг Мминистра могут полагаиметь: как руководители отдельных Ффедеральных Сслужб и Ффедеральных Аагентств (например, директор ФСБ России), так и Ддолжностные Ллица, не осуществляющие непосредственного руководства никакими Введомствами (так называннемые Мминистры без портфеля) - полномочный представитель Российской Федерации при Европейском Ссоюзе, полномочный представитель Правительства Российской ФедерацииРФ в Государственной Думе, Руководитель Аппарата Правительства Российской ФедерацииРФ и др.

Правительство Российской ФедерацииРФ осуществляет общее руководство Ффедеральными (Оорганами) Ведомствами Иисполнительной Ввласти, за исключением Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти, ведающих вопросами Ообороны, Ббезопасности, Ввнутренних Ддел, Ииностранных Ддел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской ФедерацииРФ (Правительство Российской ФедерацииРФ лишь координирует деятельность указанных Мминистерств и Введомств (Органов)). Наряду с оптимизацией Ссистемы и структуры Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти Аадминистративная реформа предполагает последовательное освобождение этих (Оорганов) Ведомств от излишних и дублирующих функций посредством передачи этих функций негосударственным структурам.

11.4. Конституционные основы Ссудебной

Ввласти в Российской Федерации.

Исходя из принципа разделения Ввласти, Конституция Российской ФедерацииРФ относит Ссудебную Ввласть к самостоятельной ветви Ггосударственной Ввласти (ст. 10 Конституции Российской ФедерацииРФ). Как и другие ветви Ггосударственной Ввласти, она прилагаобладает рядом специфических черт, одной из которых является то, что именно только Ссудебная Ввласть в Пправовых формах может разрешать споры о компетенции между (Оорганами) Ведомствами других ветвей Ггосударственной Ввласти.

В соответствии с частью 1 статьи 118 Конституции Российской ФедерацииРФ Пправосудие (особый вид Ююридической деятельности, возложеннагаемый на Ссудебную Ввласть и осуществлённяемый ею) в Российской Федерации осуществляется только Ссудом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных (как Ггосударственных, так и негосударственных) (Оорганов) Ведомств, осуществляющих Пправосудие, и различные квазисудебные (Оорганы) Ведомства (Судебная Ппалата по информационным спорам, Ссуды Ччести Оофицеров в Вооружёенных Силах, товарищеские Ссуды, спортивные Аарбитражи, Шшариатские Ссуды и т.п.) Пправосудие не отправляют. Запрещает Конституция Российской ФедерацииРФ (в отличие от основных Ззаконов ряда зарубежных Ггосударств) и создание чрезвычайных Ссудов. При этом Конституция Российской ФедерацииРФ и другие Ззаконы часто употребляют общий термин “"Ссуд”", под которым понимается Ссудебноеый (Оорган) Ве<

Наши рекомендации