Права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина представляют собой центральный конституционно-правовой институт

Права и свободы человека и гражданина представляют собой центральный конституционно-правовой институт, значимость которого определена не только целью российского конституци­онализма, но и ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и сво­боды являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита — обязанность государства.

Методологически наиболее верно рассматривать конституци­онные права, свободы и обязанности с системных позиций, по­скольку только в своей совокупности они дадут такую качествен­ную характеристику правового статуса личности, которая соот­ветствует международным стандартам прав человека. Не следует забывать и о взаимном корреспондировании прав и обязаннос­тей, что также актуализирует системный подход к исследуемо­му правовому феномену.

Права человека - это мера возможного поведения лица как участника общественных отношений вне зависимости от того, в каком государстве возникают эти отношения. Права граждани­на тесно сопряжены с государством, гражданство которого име­ет данное лицо.

Часто употребляемая спаренная лексико-юридическая кон­струкция «права и свободы» создает основу для отождествления прав и свобод. Вместе с тем свободы (юридические) представ­ляют собой существующую возможность для самовыражения (самореализации) лица, которая не требует строгой правовой регламентации со стороны государства. Сфера, которая непос­редственно не управляется государством, определяется как граж­данское общество. Поэтому свободы наиболее полно реализуют­ся именно в гражданском обществе. Конституция России гаран­тирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания (ст. 28), свободу мысли и слова, свободу массовой информации (ст. 29), свободу деятельности общественных объединений (ст. 30), свободу литературного, художественного, научного твор­чества, свободу преподавания (ст. 44).

Права и свободы наряду с обязанностями (мера должного поведения лица, установленная в нормативном порядке в соот­ветствии с индивидуальными и коллективными интересами) и ответственностью (система неблагоприятных последствий для лица, нарушившего нормативные предписания или права и сво­боды другого человека) составляют структуру правового статуса личности.

Для учебных и исследовательских целей полезна классифи­кация прав личности. Можно группировать права личности по ряду оснований:

- по статусу субъекта: права человека (например, право каждо­го свободно выезжать за пределы РФ) и права гражданина (например, право российских граждан беспрепятственно воз­вращаться в страну гражданства) (ч. 2 ст. 27);

- по количественному признаку: индивидуальные права (напри­мер, право на имя, честь, достоинство (ст. 21)), коллективные права (например, право на объединение (ст. 30), на коллек­тивные обращения в государственные и муниципальные орга­ны (ст. 33));

- по происхождению: естественные права (право на жизнь ч. 1 ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22)), позитивные права (право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), на соци­альную защиту (ст. 39));

- по производности: базовые права (например, право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32)), производные права (право избирать и быть избранным (ч. 2 ст. 32), равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), участие в от­правлении правосудия (ч. 5 ст. 32));

- по содержанию: личные, политические, социально-экономи­ческие и социо-культурные права.

Один из современных подходов к классификации прав лич­ности — поколения прав человека — консолидирует хронологи­ческий, содержательный подходы и по происхождению. Чело­вечество в своем развитии «выработало» три поколения прав человека:

- первое поколение включает в себя личные и политические права (право на свободу мысли, совести и религии, право на жизнь, свободу и безопасность и т.п.);

- второе поколение оформилось в конце XIX — начале XX ве­ков и представлено правами, в реализации которых участву­ет государство (т.е. социально-экономические права (право на труд в надлежащих условиях, на свободный выбор рабо­ты, право на социальное обеспечение, право на защиту мате­ринства и детства и др.) и социально-культурные права (пра­во на образование, право на участие в культурной жизни об­щества и др.);

- третье поколение порождено глобальными проблемами чело­вечества и эпохой информатизации (например, право на бла­гоприятную окружающую среду, на достоверную информа­цию об ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением; право свободно искать, получать, передавать, производить, рас­пространять информацию любым законным способом). Представляется необходимым более подробно остановиться на особенностях личных, политических, социально-экономических и социально-культурных правах.

Личные права и свободы наиболее полно характеризуют по­ложение человека в гражданском обществе и гарантируют не­вмешательство государства в сферу частных интересов личнос­ти. Назначение личных прав может быть выражено в совокупно­сти трех аспектов. Во-первых, они призваны гарантировать человеческую жизнь и обеспечивать защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Во-вторых, с личными правами связано обеспечение защиты человеческого достоинства, неприкосновенности лично­сти (физической и нравственно-психологической), его частной и семейной жизни. В-третьих, личные права обусловливают возможности беспрепятственного выбора человеком своего пове­дения в сфере личной частной жизни (например, право указы­вать свою национальную принадлежность, право выбирать место своего пребывания и жительства, свобода вероисповедания).

Политические права и свободы российских граждан непос­редственно связаны с организацией и осуществлением власти в государстве и характеризуют положение личности в политиче­ских отношениях. Специфика политических прав и свобод вы­ражается в их носителе — гражданине государства, в цели — реализация народного суверенитета, в функциях — привлече­ние граждан к осуществлению народовластия. Ограничение политических прав и свобод возможно лишь в целях защиты ос­нов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и бе­зопасности государства. Право российских граждан на участие в управлении делами государства и общества (ст. 32 Конститу­ции РФ) обусловливает его содержательные разновидности, на­пример, право избирать и быть избранным, на участие в рефе­рендуме и других формах прямой демократии, равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия и др. Можно заключить, чем шире спектр политических прав и свобод и совершеннее механизм их реализации, тем выше уровень демократизации общества.

Социальные, экономические и культурные права традици­онно относят ко второму поколению прав человека. Для них ха­рактерна материальность содержания, поскольку они опосредо­ваны отношениями собственности, социально-экономическими элементами гражданского общества. Эта группа прав связана с удовлетворением значимых для каждого человека потребностей в жилье, питании, работе, отдыхе и т.п. Поэтому можно ска­зать, что экономические, социальные и культурные права явля­ются в конечном счете предпосылкой развития всех иных прав и свобод. Важно отметить, что данная содержательная группа прав и свобод требует детальной конкретизации в текущем за­конодательстве, поскольку имеет общесоциальную направлен­ность и является инструментом утверждения гуманизма и со­циальной справедливости.

Конституция России, отразив объективные условия, закре­пила принципиально новые виды прав социально-экономиче­ской природы. Это право частной собственности (ч. 2 ст. 8, ст. 35), на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), на индивидуаль­ные и коллективные споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37), на свободу предпринимательской и иной экономичес­кой деятельности, не запрещенной законом (ч. 1 ст. 34). Такой подход соответствует конституционному принципу экономичес­кого плюрализма, также являющемуся новацией для действу­ющей Конституции РФ.

Таким образом, системное рассмотрение прав и свобод лично­сти не терпит некорректного выделения их видовых или иных приоритетов, но не исключает различного рода классификаций с целью многогранного рассмотрения того или иного права для разработки адекватного механизма их реализации и защиты.

Как уже отмечалось с правами тесно связаны обязанности. Эти структурные элементы правового статуса личности взаимообусловливают друг друга. Обязанности выступают пределами свободы личности, которые очерчены в нормативном порядке. Они являются формой выражения ответственности личности перед государством и обществом. Особенности конституционных обязанностей состоят в следующем. Они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служат как личным, так и общественным интересам, имеют важную общественную и государственную значимость. Правовое содер­жание обязанностей сочетается с нравственным отношением об­щества к соответствующим проблемам. Конституционные обя­занности, будучи закрепленными в Конституции России, при­обретают высшую юридическую силу и всеобщий характер.

Все вышеизложенное позволяет определить конституционные обязанности как высшие правовые требования, предъявляемые к каждой личности и связанные с охраной и защитой важней­ших ценностей, с осуществлением действий (бездействий), ко­торые служат удовлетворению личных и общественных интере­сов в правовом демократическом государстве.

Отметим, что как и права, обязанности могут адресоваться «каждому» я «гражданину». На примере обязанностей, вклю­ченных в Конституцию России, это выглядит так: каждый обя­зан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), со­хранять природу и окружающую среду (ст. 58), гражданин Рос­сии обязан защищать Отечество (ст. 59) и др.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является соблю­дение Конституции и законов Российской Федерации (ст. 15).

Однако соблюдение Конституции и законов Российской Фе­дерации не ограничивается требованием не нарушать их пред­писаний. Каждый гражданин должен содействовать претворе­нию в действительность принципов, основ Конституции, поло­жений законодательства.

Конституция РФ закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природ­ным богатствам.

В ст. 59 Конституции России закреплено, что защита Отече­ства - долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Он несет воинскую службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г.), который определяет усло­вия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, усло­вия ее прохождения и другие факторы.

Конституцией РФ закреплена возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или его вероисповеданию противоречит несе­ние военной службы (ч. 3 ст. 59). Конкретизация данного кон­ституционного права осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», ко­торый вступит в силу с 1 января 2004 года. Законодательством определено, что альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государ­ства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призы­ву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несе­ние военной службы противоречит его убеждениям или вероис­поведанию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу направляются граж­дане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пре­бывают в запасе, имеют право на замену военной службы по при­зыву альтернативной гражданской службой, лично подали за­явление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. призывной комиссией района, города без рай­онного деления, иного муниципального (административно-тер­риториального) образования принято соответствующее решение.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Трудовая деятельность граждан, прохо­дящих альтернативную гражданскую службу, не должна пре­пятствовать трудоустройству других лиц, а также служить ос­нованием для перевода на другое место работы лиц, выполняю­щих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза пре­вышает установленный Федеральным законом «О воинской обя­занности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших го­сударственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учрежде­ния высшего профессионального образования - 21 месяц. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государствен­ные, муниципальные или имеющие государственную аккреди­тацию по соответствующим направлениям подготовки {специ­альностям) негосударственные образовательные учреждения выс­шего профессионального образования — 18 месяцев.

Организация альтернативной гражданской службы осуществ­ляется в соответствии с законодательством специально уполно­моченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом и Правительством РФ в соответ­ствии со своими полномочиями. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполни­тельной власти, определяемые главой государства и федераль­ным Правительством, органы исполнительной власти субъектов РФ, которым подведомственны организации, где предусмотре­но прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Федеральным законом от 25 июля 2002 года установлены слу­чаи, в которых гражданину может быть отказано в замене воен­ной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Важной гарантией реализации конституционного права на аль­тернативную гражданскую службу является возможность судеб­ного обжалования решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной граждан­ской службой.

Конституционный институт прав и свобод человека и граж­данина строится на основе ряда принципов, которые получили «огранку» в международно-правовом порядке и получили на­звание международных стандартов в сфере прав человека.

К конституционным принципам правового статуса человека и гражданина России относятся: приоритет прав и свобод чело­века, который выражается в провозглашении человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2); формально-юриди­ческое равенство, т.е. речь идет о применении равного правового масштаба к фактически неравным людям (ч. 1 ст. 19); неотчуж­даемость прав и свобод (ч. 2 ст. 17), которая опосредована есте­ственным, а не волеустановленным характером прав человека; непосредственное действие прав и свобод исключает их разре­шительный характер и особый порядок введения их в действие (ст. 18); недопустимость произвольного ограничения прав и сво­бод, т.е. любое «купирование» правового статуса человека и граж­данина не должно быть дискреционным, а должно обусловли­ваться правом и законом (ч, 3 ст. 55); недопустимость дискри­минации по какому-либо основанию (по полу, возрасту, расовой, национальной или этнической, религиозной принадлежности, языку, социальному происхождению, имущественному и долж­ностному положению и т.п.) (ч. 2 ст. 19); недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих, т.е. правовой статус одного человека ограничен аналогичным состо­янием другого (ч. 3 ст. 17); единство прав и обязанностей граж­дан (ч. 2 ст. 6), т.е. нет прав без обязанностей, как нет и обязан­ностей без прав; защищаемостъ прав к свобод человека (в судеб­ном (ч. 1 ст. 46), в административном (ч.2ст. 46) порядке, самозащита (ч. 2 ст. 45)); гарантированность прав и свобод чело­века и гражданина в России (ч. 1 ст. 45).

Важной характеристикой прав и свобод человека и гражда­нина являются гарантии как совокупность условий, средств и факторов, позитивно влияющих на обеспечение и защиту прав личности. Весь спектр гарантий может быть представлен двумя группами, каждая из которых имеет свои разновидности. Так, общие гарантии включают в себя объективные экономические, политические, социальные и культурные условия конкретного государства, а специальные гарантии - юридические, институ­циональные, процессуальные и нравственные. К примеру, поли­тическая гарантия проявляется в том, что политическая струк­тура общества воспроизводит все правомерные политические претензии граждан. Политический плюрализм, фиксируемый в качестве одной из основ конституционного строя России (ч. 3 ст. 13), выступает фоном становления политических гарантий.

Более подробного рассмотрения требуют специальные гаран­тии. Юридическая гарантия выражается в наличии норм, регу­лирующих общественные отношения в сфере прав человека. Виды таких норм были рассмотрены ранее, отметим лишь, что крите­рием оценки национального законодательства в гуманитарной области являются международные стандарты прав человека. Важно отметить, что права человека перестали быть сугубо го­сударственной заботой, а приобрели международно-правовой пат­ронаж. Международное право, взяв человека под свою защиту, признало, что вопросы правового положения населения, хотя и обеспечиваются преимущественно государством, перестали быть сферой его исключительной компетенции.

Институциональная гарантия сопряжена с наличием государ­ственных структур, занимающихся обеспечением прав и свобод человека и гражданина. В широком понимании, смысл деятель­ности государственных и муниципальных органов детермини­рован правами человека, признание, соблюдение и защита кото­рых - обязанность государства. Согласно Конституции РФ, га­рантом прав личности является Президент России (ст. 80 ч. 2). Особая роль в этой сфере принадлежит Конституционному Су­ду РФ (ст. 125 ч. 4), который действует в соответствии с Феде­ральным конституционным законом qt 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде РФ». Однако, показательным являет­ся введение в России института Уполномоченного по правам че­ловека (ст. 103 п. «д»). Статус Уполномоченного по правам чело­века в России определен Федеральным конституционным зако­ном от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам чело­века в Российской Федерации». Назначение на данную долж­ность Миронова 0.0. осуществлено Государственной Думой в мае 1998 года на 5 лет. Уже в 1998 году на имя Уполномоченного поступило около 7 тыс. жалоб, а в 1999 г. - 22 815. За 2000 год Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата рассмот­рено свыше 25 тысяч, а в 2001 - свыше 30 тыс. индивидуальных и коллективных жалоб.

Особую ценность в защите прав человека приобретают непра­вительственные организации. В России их развитие свидетель­ствует о становлении гражданского общества как признака пра­вовой государственности.

Следующим видом специальных гарантий прав человека яв­ляется процессуальная. Она связана с особым порядком обеспечения прав человека. Например, реализуя конституционное право на обращение (ст. 33), гражданину гарантируется регистрация обращения, рассмотрение и разрешение заявлений и жалоб в срок до 1 месяца, мотивированность отклонения. Особые проце­дурные вопросы предусмотрены при обращении в международ­ные организации, в частности, в Европейский суд по правам человека, которое российские граждане получили в связи с об­ретением Россией членства в Совете Европы в феврале 1996 г.

Нравственная гарантия предполагает усвоение каждым посту­лата - «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека», формирование установки на правомерное по­ведение. Вместе с тем данный нравственный постулат получил конституционное закрепление в требовании ч. 3 ст. 17, что осу­ществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Условием полноты и устойчивости правового статуса личнос­ти выступает гражданство. Гражданство, как известно, относит­ся к атрибутивным признакам государства.

Дефиниция российского гражданства формализована в Фе­деральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Гражданство Российской Федерации - устойчи­вая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражаю­щаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Ана­лиз приведенного определения позволяет заключить, что граж­данство может быть рассмотрено в трех аспектах:

1) как основа правового статуса личности;

2) как правоотношение;

3) как конституционно-правовой институт. Гражданство составляет основу правового статуса личности, поскольку им опосредуется, например, система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении дела­ми государства (ст. 32 Конституции РФ). Памятуя о том, что в структуру статуса личности входят права, их политическая раз­новидность является значимой. Гражданство обусловливает и обя­занности - элемент статуса личности, - например, защита Оте­чества (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), несение военной службы (ч. 2 ст. 59).

Субъектами гражданства как правоотношения выступают че­ловек и государство. Согласно теоретическим канонам участни­ки правоотношений имеют субъективные права и юридические обязанности, что и отражено в определении гражданства.

Институт права может быть определен как совокупность корм, регулирующих узко-однотипные отношения, в частности, отно­шения по поводу гражданства. Институт российского граждан­ства включает в себя международные нормы (например, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), национальные нормы (например, Конституция РФ, Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ», соответствующие постанов­ления Конституционного Суда РФ и т.н.). Аналогичным обра­зом урегулированы отношения по поводу гражданства (поддан­ства - в монархиях) и в других странах.

Некорректно определять гражданство с позиции правовой «принадлежности» лица государству. Во-первых, понятие «при­надлежность» носит вещный характер, что недопустимо по от­ношению к личности. Во-вторых, это противоречит принципу приоритета человека, его прав и свобод. Имеют место характе­ристики гражданства как политико-правового феномена. Учи­тывая, что одним из субъектов правоотношения по поводу граж­данства является государство, то можно согласиться с таким оп­ределением. Вместе с тем политический контекст гражданства создает потенциальную опасность для лица, не разделяющего официальную политику государства, быть лишенным граждан­ства по инициативе государства, что противоречит ч. 3 ст. 6 Кон­ституции РФ.

Гражданство как важный государственно-правовой институт строится на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Так, Консти­туция России устанавливает следующий их ряд:

— принцип единого гражданства (ч. 1 ст., 6), означающий, что в межгосударственных отношениях значимо исключительно фе­деральное гражданство, несмотря на то, что 21 республика в составе РФ, определенная в ч. 2 ст. 5 Конституции России в качестве государства, вправе устанавливать свое гражданство;

— принцип равенства (ч. 1 ст. 6), т.е. каждый из российских граждан обладает одинаковый правовым статусом, независи­мо от оснований приобретения гражданства РФ и «давности лет» его приобретения;

— устойчивый характер гражданства, что характеризует граж­данство как независимое от территориально-географических факторов, т.е. пересечение государственной границы не вле­чет за собой прекращение отношений гражданства;

— неотчуждаемость гражданства относится к весомым гаранти­ям статуса личности, означающая недопустимость лишения российского гражданства (ч. 3 ст. 6) по инициативе государства и его органов, что предопределено упразднением опреде­ляющей политической характеристики отношений граждан­ства;

— недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ч. 1 ст. 61);

— недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы (ч. 1 ст. 61) в качестве административного, уголовного, любого иного наказания;

— недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака;

— принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) Означает, что граж­данин РФ может иметь гражданство иностранного государ­ства; следует особо обратить внимание, что одновременное на­личие гражданства России и гражданства республики в со­ставе РФ не может называться двойным. Для данной ситуации уместнее характеризовать гражданство как «двуединое» или «совмещенное»;

— принцип покровительства и защиты российских граждан за границей (ч. 2 ст. 61), что характеризует транстерриториаль­ность связи между гражданином и государством гражданства. Покровительство и защита могут рассматриваться в качестве статичной и динамичной правовой модели обязанности госу­дарства обеспечивать своим гражданам, находящимся за гра­ницей, возможности для самореализации. Если покровитель­ство представляет собой материальное право, то защита — про­цессуальное. Покровительство выражается в наличии нацио­нальных нормативно-правовых актов, межгосударственных до­говоров, регулирующих отношения в означенной сфере;

— добровольность гражданства, означающая право каждого че­ловека на гражданство и на его изменение (ч. 3 ст. 6). В соот­ветствии со статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г., «каж­дый человек имеет право на гражданство». Речь идет о том, что если человек имеет гражданство, то тем самым его право реализовано. Если он не имеет гражданства, то может его по­лучить по своему ходатайству. Гражданин, не желающий ос­таваться в гражданстве, имеет право его прекратить.

Перечисленные конституционные принципы получили конк­ретизацию в статьях 4, 6-8 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 г. Система принципов этого важного конституционно-пра­вового института обусловливает стабильность статуса россий­ского гражданина, его защищенность от дискреционных дей­ствий чиновников, реализующих государственно-властные пол­номочия в сфере гражданства.

В соответствии с принципом государственного суверенитета все вопросы приобретения гражданства регулируются государ­ствами по собственному усмотрению. Однако важна корреляция национального законодательства и общепризнанных норм меж­дународного права. Несмотря на разницу условий и порядка приобретения гражданства в различных государствах, в них имеются и общие черты, позволяющие их систематизировать и категоризовать.

Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» установил основания приобретения гражданства РФ в главе II ст.ст. 11—17. Гражданство России приобретается: по рождению, в результате приема в граждан­ство, в результате восстановления в гражданстве Российской Фе­дерации, путем выбора гражданства и по иным основаниям.

Перечень способов приобретения гражданства РФ достаточно широк и не является закрытым. Это позволяет рассматривать Федеральный закон о гражданстве как динамичную модель, способную к рецепции новых общественных отношений.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона о гражданстве гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона о гражданстве; лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федераль­ным законом от 31 мая 2002 г.

Наиболее распространенным способом приобретения граждан­ства является филиация (по рождению). В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяются два принципа: «крови» (когда ребе­нок приобретает гражданство родителей, вне зависимости от го­сударства, где он появился на свет) и «почвы» (когда граждан­ство ребенка опосредуется государством, на территории которо­го он родился). «Право крови» и «право почвы» отражают типичные способы или совокупность типичных условий приоб­ретения гражданства в силу рождения.

В законодательстве россии предусматривается смешанная система, при которой преобладающее значение «права крови» сочетается с известным влиянием «права почвы». Отечествен­ное законодательство трактует «принцип крови» в плане граж­данства родителей, а отнюдь не их национальности, которая, ос­таваясь объективной характеристикой, не является обязатель­ной для указания (ст. 26 Конституции РФ).

Распространенным способом приобретения гражданства яв­ляется натурализация (прием в гражданство). Федеральный закон о гражданстве от 31 мая 2002 г. устанавливает прием в российское гражданство в общем (ст. 13) и упрощенном поряд­ке (ст. 14).

Установив льготный режим получения гражданства России, Федеральный закон, во избежание усмотрения чиновников, оп­ределяет четкий перечень оснований отклонения ходатайств о приеме в гражданство России (ст. 16), в частности, если соиска­тель российского гражданства выступает за насильственное из­менение основ конституционного строя РФ или иными действи­ями создает угрозу безопасности России; в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство или о восстановлении в гражданстве РФ, выдво­рялся за пределы РФ в соответствии с федеральным законом; использовал подложные документы или сообщил заведомо лож­ные сведения; состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным до­говором Российской Федерации; имеет неснятую или непога­шенную Судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным зако­ном и др.

Статья 15 Федерального закона от 31 мая 2002 г. устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены (реинтегрированы) в российском гражданстве в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона. При этом срок их проживания на терри­тории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Гражданство Российской Федерации может быть приобрете­но в результате осуществления права оптации. Статья 17 Феде­рального закона о гражданстве определяет, что при изменении

Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, про­живающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства {оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим меж­дународным договором РФ.

В спектре способов приобретения российского гражданства, выделим и иные основания установления отношений граждан­ства между лицом и Россией. Так, ст. 24 посвящена изменению гражданства ребенка при приобретении гражданства РФ его родителей.

К иным основаниям приобретения гражданства России явля­ются усыновления (удочерения), установления опеки и попечи­тельства (ст. 26, 27),

Отношения гражданства могут не только устанавливаться, но и прекращаться. Примечательно, что в России последний пра­вовой процесс не допускает инициативы государства и его орга­нов. В соответствии с Конституцией РФ российский гражданин не может быть лишен своего гражданства.

Глава III Федерального закона о гражданстве РФ посвящена вопросам прекращения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; 6) по иным ос­нованиям, предусмотренным Федеральным законом или меж­дународным договором Российской Федерации (ст. 18).

Федеральным законом о гражданстве установлены основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20): в случае, если гражданин РФ имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное Федеральным законом; привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголов­ному делу либо в отношении его имеется вступивший в закон­ную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Последняя позиция связана с выполнением Международной кон­венции о сокращении безгражданства 1961 г.

Решение о приеме в гражданство РФ отменяется в отноше­нии лица, которое приобрело российское гражданство на осно­вании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, что устанавливается в судебном порядке (ст. 22). Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающими делами о граж­данстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

Федеральный закон о гражданстве РФ определяет круг орга­нов, ведающих вопросами гражданства (ст. 28). Среди них Пре­зидент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведаю­щий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы: федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопроса­ми иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Рос­сии. Указами Президента РФ за 6 месяцев 2002 года принято в гражданство РФ 3889 человек, причем 2932 из них проживают за границей, преимущественно в странах СНГ.

Таким образом, Конституция РФ уделяет пристальное вни­мание правам, свободам и обязанностям человека и граждани­на, вопросам гражданства и принципам правового статуса лич­ности, концентрируя их в главе П.

Наши рекомендации