Глава 4. система права и система законодательства.

4.1. Система норм Пправа и еёе элементы.

В Оотечественной Ююриспруденции традиционно под системой Пправа понимают совокупность существующих в Сстране Ююридических Ннорм, и их подразделение на относительно самостоятельные части - отрасли Пправа и Иинституты, регулирующие обособленные группы общественных отношений. Основное назначение понятия “"Ссистема Пправа”" Ююристы видят в системной характеристике позитивного Пправа в целом. Однако такой подход к понятию Ссистемы Пправа сужает еёе содержание, и не позволяет раскрытьраскрыть глубинную социальную природу Пправа, как сложного явления общественной жизни. Конечно, существующая Ссистема Ообъективного Пправа составляет важное звено в Пправовой Ссистеме Ообщества, но этим не должно ограничиваться еёе содержание.

Система Пправа Ообщества, помимо существующих в Ггосударстве Пправовых Ннорм, включает и такие элементы, как Пправосознание и Пправоотношения. Все эти элементы Пправовой Ссистемы тесно связаны между собой и взаимообусловленыравносогласованы. При подходе к Пправу, только как к Ссистеме Ююридических Ннорм, регулирующих Ообщественные отношения, размываются собственно Пправовые границы. Тогда легко смешать Пправо с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение Пправа к нормам носит этатистский характер, исходитисходит из приоритета над ним Ввласти и насилия, предполагает приоритет Ггосударства перед Пправом. Законодательство (Ююридическое Пправо) всегоесть лишь внешняя необходимая форма Пправовой Ссистемы Сстраны, порождёенная обществом на данном этапе его развития. Отождествляя Пправо с Ззаконом, мы смешиваем содержание с внешней формой Пправа, лишаем себя возможности познать Пправо, как реальный социальный феномен общественной жизни, искажаемискажаем действительную социальную природу Пправа.

Особая значимость Ююридических норм в системе Пправа связана с некоторыми их характеристиками:

•- они представляют собой наиболее развитую форму конкретизации содержания Пправа и придают последнему стройность и логическую завершёенность;

•- отличаются от других Пправовых явлений высокой степенью стабильности;

•- выступают в качестве средства институционализации Пправа (отражая потребности общества, формулируя социально значимые цели, предусматривая необходимые санкции, закрепляя необходимые для общества сцепления Пправовых статусов, охватывая своим регулятивным воздействием всех членов общества).

Таким образом, именно только благодаря системе Пправовых норм, Пправо достигает своего целостного состояния, а система Пправа предстаёет как целое.

В Ююридической науке сложилось множество направлений и подходов в изучении понятия Пправа, и связанных с ним Пправовых явлений, которые нередко выходят за пределы позитивизма. Различение Пправа и Ззакона выступает необходимой теоретической посылкой для изучения таких явлений, как система Пправа и система Ззаконодательства. Поскольку Пправо и Ззакон, несмотря на их взаимосвязанность согласованность в реальной жизни, не являются тождественными явлениями, было бы несправедливо систему Пправа сводить к системе Ююридических норм.

Содержание Ссистемы Пправа шире, чем простая совокупность Ююридических норм. Система Пправа - это сложное Ююридическое понятие, состоящее из Пправосознания, Пправоотношений и Ююридических норм, характеризующееся внутренним единством союзом и целостностью, призванное поддержать такой порядок в обществе, который необходим для обеспеченияобеспечения свободы личности и сохранения цивилизованного существования человечества. Нельзя исключатьисключать из содержания Пправа, его Ссистемы такие понятия, как Пправовые идеи, ценности, Пправовые притязания и Пправовые отношения.

Характеристика Ссистемы Пправа предполагает наличие непосредственной связи форм (источников) Пправа с факторами экономического, политического и идейно-нравственного характера. При этом Пправо в соотношении с экономикой выступает в первую очередь как правоотношения, в соотношении с политикой - как Ззакон, а в соотношении с нравственными воззрениями, идеологией и иными духовными категориями - как Пправосознание. Правоотношения представляют собой конкретную форму, а нормы Пправа и Пправосознание - абстрактные формы Пправа. Сочетание этих трёех форм Пправа и образует некие разноуровневые, но целостныеединые образования, представляющие собой Ссистемы Пправа.

Система Пправа, как сложное Ююридическое явление характеризуется следующими основными признаками: во-первых, внутренним единством союзом составляющих еёе элементов; во-вторых, система Пправа предполагаимеет цельнединую ссоциальную природу; в-третьих, она основана на Ннравственно-правовых принципах, таких, как: идеи свободы, равенства, справедливости и гуманности; в-четвертых, в основе формирования Ссистемы Пправа лежит идея Пправа, суть которой состоит в осознании необходимости существования свободной личности, еёе Пправ и Ссвобод; в-пятых, Ссистема Пправа призвана регулировать и упорядочивать определёенные общественные отношения, возникающие между Ссубъектами Пправа; в-шестых, содержание Ссистемы Пправа получает свою внешнюю форму выражения в следующих источниках: Пправовой обычай, Ссудебный прецедент, Ннормативно-Пправовой Ддоговор и Ннормативно-Пправовой Аакт.

Конечно, Ссистема Пправа, сложившаяся в обществе, отражает Ззакономерности исторического развития конкретной Сстраны и еёе особенности. Она складывается в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. В Пправе находят отражение самые разнообразные отношения и интересы людей. Общественная жизнь и практика государственного строительства никогда не стоят на месте. Динамика общественного развития предполагает и диктует необходимость совершенствования существующей Ссистемы Пправа. Внутреннее развитие Ггосударства и всёе более углубляющееся Ммеждународное Ссотрудничество требуют постоянного развития национального Ззаконодательства, и его Ссогласования с Ммеждународным Пправом. Следовательно, обеспечениеобеспечение Пправопорядка, как в Ммасштабе Сстраны, так и в Ммеждународном Ссообществе зависит от того, насколько разумна и эффективна существующая Ссистема Пправа. Ведомства (ООрганы) Ггосударственной Ввласти обязаны следить за состоянием Ззаконодательства, совершенствовать его, своевременно устранять пробелы и противоречия, существующие в Ссистеме Пправа.

Система Ннорм Пправа - это еёе внутреннее строение, характеризующееся как одноединое целое, в котором Ннормы Пправа согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга. В современном Ггосударстве, Ссистема Ннорм Пправа должна не только соответствовать, существующим общественным отношениям, не только быть их выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий. Прочный Пправопорядок в Сстране будет только тогда, когда действующие Ннормы Пправа не противоречат друг другу, когда между ними существуетесть внутреннийее союзединство и согласованность. Групирование, Единство союз и согласованность Пправовых Ннорм обеспечиваютсяобеспечиваются на основе Ообщих Пправовых Ппринципов, на которых базируется построение Ссистемы Ннорм Пправа. Еёе эффективность достигается тогда, когда она отражает потребности общественного развития и точнчетко выполняет функции и задачи в обеспеченииобеспечении Пправового Ррегулирования. “"ОбеспечениеОбеспечение социальной свободы в рамках общественного порядка, - отмечает Л.С. Явич, - едва ли не самая существенная функция Пправа, как особой формы деятельности людей и их взаимоотношенийсотрудничества, но реализацию этой функции может обеспечиватьобеспечивать лишь структурированное Пправо, превращающее его в особую целостную Ссоциально-Ююридическую Ссистему, оснащёенную сложным механизмом Пправового регулирования”" <1>.

--------------------------------__________________________________________________________________

<1> Явич Л.С. Социализм: Пправо и Ообщественный Ппрогресс. М., 1990. С. 35.

Система Ннорм Пправа предполагаимеет определёенное строение, подразделяется на составляющие еёе относительно самостоятельные автономные образования - отрасли Пправа и Иинституты, регулирующие качественно однородные группы общественных отношений. Отдельные Ннормы Пправа совместно с другими однородными нормами принадлежат тем или иным Пправовым Иинститутам. От такой принадлежности зависит регулятивная роль Ннорм Пправа, определяется их социальное назначение. Правовые Иинституты объединяются групируются в подотрасли, либо в отрасли Пправа, которые и составляют Ссистему Ннорм Пправа данного общества.

Можно выделить три общие классификации всей Ссистемы Пправовых Ннорм:

•- Дделение Ссистемы Пправа каждой Сстраны на Ппубличное и Ччастное Пправо;

•- Пподразделение всех Ннорм Пправа на Ннормы Ммаатериального и Ппроцессуального Пправа;

•- Пподразделение всей Ссистемы Ннорм Пправа на отдельные отрасли и Иинституты Пправа.

4.2. Частное и Ппубличное Пправо.

С давних пор вся совокупность Пправовых норм, действующих в том или другом государстве, делилась на так называемое: Ччастное Пправо и Ппубличное Пправо. Деление Пправа на: Ччастное и Ппубличное является качеством его внутренней дифференциации. Такое деление Пправа является сущестественным, вытекающим из природы отношений между личностью и Ггосударством (Ппубличной Ввластью).

Внутренняя дифференциация Пправа не является его искусственным делением. Она связана с различением в Пправе относительно самостоятельных частей, образованных вследствие возникновения некоторых более устойчивых связей между его элементами и регулированныуемыми ими отношениями. Поэтому деление Пправа на Ччастное и Ппубличное, осуществлённяемое и объяснённяемое на уровне Ююридической науки (Ссистематика Пправа), есть лишь отражение того строения Пправа, которое оно прилагаимеет в реальности.

Различия между Ппубличным и Ччастным Пправом обусловлены учтены не только различием интересов Ссубъектов Пправоотношений или характером регулированнуемых отношений, но и различием в методах (приёемах) Пправового регулирования. Для Ппубличного Пправа характерен Иимперативный (авторитарный) метод Пправового регулирования Ообщественных отношений. Приёем Ввластного регулирования отношений, помимо положительных сторон, предполагаимеет и некоторые отрицательные стороны. Государственная Ввласть, монополизируя все сферы общественной жизни, сущестественно, понижает Ччастную заинтересованность и Ччастную инициативу и при известных условиях способна привести к полному подавлению личности <2>. А в частном Пправе действует диспозитивный (автономный) метод, который характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в Пправовых отношениях.

--------------------------------________________________________________________________________________

<2> Покровский И.А. Основные проблемы Ггражданского Пправа. М., 1998. С. 43 - 44.

Деление Пправа на Ччастное (jus privatum) и Ппубличное (jus publicum) было представлено ещёе Рримскими Ююристами, которые в качестве основного критерия различения рассматривалирассматривали характер интересов, защищённаемых Пправом. Один из Рримских Ююристов классического периода Ульпиан указывал, что Ппубличное Пправо - это то, которое обращено к статусу, состоянию Римского государства, а Ччастное Пправо - то, которое имеет в видупонимает выгоды, интересы отдельных лиц. Такое деление Пправа на Ччастное и Ппубличное было использовано Рримскими Ююристами в их практической деятельности при построении институтов Пправа, а в последующем было воспринятовоспринято Пправовыми Ссистемами многих Еевропейских народов. Особенно это касается тех Ссистем Пправа, которые свойственны государствам, принадлежащим к Рромано-Ггерманской “"Пправовой семье”" (Германия, Франция, Италия, Австрия и др.). В Аанглийском Пправе идея деления Пправа реализована несколько иначе. Здесь различаются общее Пправо и Пправо Ссправедливости. Не столь точнчетко данное деление прослеживается и в США. Советская Пправовая система не признавала деление Пправа на Ччастное и Ппубличное. Господствовало ложное убеждение, согласно которому Ссоциалистическое общество исключаетисключает автономное существование как частного, так и Ппубличного Пправа, а все сферы Пправового регулирования, якобы подчинены государственному (публичному) интересу. Такое положение было связано с тем, что Ссоветская Пправовая идеология не признавала ничего Ччастного, всёе строилось на Ээтатистских началах, где государственное вмешательство в Ччастноправовые отношения абсолютизировалось. Ещёе при разработке Гражданского Ккодекса РСФСР В.И. Ленин писал: “"Мы ничего Ччастного не признаёем, для нас всёе в области хозяйства этоесть Ппублично-Пправовое, а не Ччастное”" <3>. В условиях Аавторитарной Аадминистративно-Пприказной Ссистемы Ууправления, государственной монополизации всех сторон общественной жизни, включая экономику, культуру, искусство и науку, Ппублично-Пправовой принцип регулирования общественных отношений подчинил себе Ггражданско-Пправовые, Ддемократические принципы Пправового обеспеченияобеспечения имущественных и других отношений. Это привело к тормозу развития частной инициативы рыночных, экономических отношений, стало препятствоватьием для процесса Пправообразования, привело к торможению общественного прогресса в целом. По этому поводу С.С. Алексеев пишет:, что “"...под влиянием Ттоталитарного режима, Ттотального господства Ппублично-Пправовых ппринципов у нас укоренилось, вошло в плоть и в кровь представление о том, что будто бы всёе Ююридическое, целиком исходитисходит от государства, от Ггосударственного Ззакона, что везде нужны разрешения и Ссогласия”" <4>. Однако современная Ссистема Пправа России с закреплением института частной собственности уже стала признавать деление Пправа на Ччастное и Ппубличное. А это способствует осуществлению перестройки всей Ссистемы Пправа в соответствии с принципом: “"Всёе, что не запрещено, дозволено”".

--------------------------------_________________________________________________________________________

<3> Ленин В.И. Письмо Д.И. Курскому: 17 мая 1922 г. // Полн. собр. соч. Т. 44. С. 398.

<4> Алексеев С.С. Не просто право - Ччастное право! // Известия. 1991. 21 октября.

Разделение Пправа на Ччастное и Ппубличное генетически связано с развитым товарным производством, существованием обменных отношений. Отношения обмена - результат общественного разделения труда и собственности. Диалектически связанные однойединой структурой сферы Ччастного и Ппубличного Пправа возникают, существуют, активно функционируют там, где развиваются материальное ппроизводство и товарно-денежные отношения. Именно Только экономический оборот, требующий и независимости от произвола Ввласти, предопределяющий высокоэффективное материальное производство и общественный прогресс, основанный на инициативе и предприимчивости, конкуренции и свободе, порождает автономное Ччастное Пправо и ставит предел Ппубличному Пправу, придавая ему Ддемократические свойства.

Интеграция России в мировое сообщество, возврат к идеалам человеческой цивилизации предполагают приоритет Пправ и Ссвобод личности во взаимоотношениях сотрудничестве с Ггосударством, что находит отражение в еёе Ззаконодательстве, в признании частных интересов, которое нужно приветствовать и всемерно поддерживать.

К Ччастному Пправу относят те Пправовые Ннормы и отношения, которые регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть Пправоотношения между гражданами в области имущественных отношений, Ссемейных отношений, авторских прав, отношения между общественными организациями, кооперативными организациями, иными объединениямисоюзам, то естьявляются такие отношения, в которых выражен частный интерес. Частное Пправо - это всёе то, во что не вмешивается государство. Частноправовые отношения - это не отношения соподчинёенности, а договорные отношения. В них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле и в своих интересах определять свои Пправа и обязанности.

Частноправовые отношения характеризуются: во-первых, равенством сторон Пправоотношений; во-вторых, относительной Ссвободой и самостоятельностью участников Пправоотношений; в-третьих, обоюдвзаимными Ссубъективными Пправами и обязанностями; Ссвободой выбора воли поведения Ссубъектов, обусловленного согласованного Ииндивидуальным (Ччастным) интересом, совмещёенного с Кколлективным и Ввсеобщим (Ппубличным) интересом, защита которого передана с Ссогласия Ообщества и по общей договорёенности Ггосударству, в первую очередь - Ссуду, осуществляющему Пправосудие по Ззакону и непременно по Ссправедливости. Все Ссубъекты Ччастноправовых отношений одинаково равны перед Ззаконом и Ссудом и не обладаимеют никаких преимуществ по отношению друг к другу. В частном Пправе действует принцип: “"Не запрещёенное Ззаконом -– дозволено”". В ряде случаев отдельные принципы Ччастного Пправа распространяютсяраспространяются и на Ппубличное Пправо.

Сфера действия Ччастного Пправа - область творческой инициативы личности, использованияиспользования своих уникальных способностей и удовлетворения потребностей. Сфера действия публичного Пправа не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе Ппубличная Ввласть является одним из его Иинститутов. Публичная Ввласть не может служить бюрократии и господству Ггосударственного аппарата над обществом, напротив, она предназначена для Пправового регулирования Ввластно-Ууправленческих отношений.

В Афинах и Древнем Риме, в которых исторически были распространеныраспространены индивидуальная частная собственность и определёенные формы Пполитической Ддемократии, выделение Ччастного и Ппубличного Пправа было точнчетко выражено. Исторически первым возникло Ччастное Пправо на основе имущественных отношений. “"СущЕстественно-Пправовые требования Ссвободы людей, обеспеченияобеспечения статуса автономной личности, - отмечает С.С. Алексеев, - обусловливают согласовывают необходимость развития (сначала через обычаи, Ссудебные решения, потом через Ззаконы) такого рода особой Пправовой сферы, в которой могут реализовываться экономическая свобода, самостоятельность и равенство людей, в экономике - товаропроизводителей и которая может защищать достоинство личности, неприкосновенность собственников, Пправ участников оборота от вмешательства Ггосударства, от его произвола. Вот почему с первых же ступеней цивилизации складывается и получает высокий статус Ччастное Пправо”" <5>. В тех Сстранах, где частная собственность оказывалась очень ограниченной, разделение Пправа на Ччастное и Ппубличное ограничивалось.

--------------------------------_________________________________________________________________________

<5> Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследованияисследования. М., 1999. С. 42.

Однако не полагаследует абсолютизировать “"личное начало”" в обществе, и органически противопоставлять интересы личности интересам Ообщества и Ггосударства. Государство, как раз и является Иинститутом Пполитической Ввласти, который призван удовлетворять, и охранять личные и общественные интересы.

Деятельность Ггосударства, Ггосударственных организаций, отношений между Ггражданами и Ггосударственными организациями, между самими Ггосударственными Ведомствами (Оорганами) - область Ппубличного Пправа.

Публичное Пправо - это Пправовые нормы и отношения, регулирующие Ггосударственную деятельность в Ппублично-Пправовой Ссфере (Ггосударственное Пправо, Аадминистративное Пправо, Ууголовное Пправо, Ссуд и Ссудопроизводство), означаетто есть такие отношения, в которых выражен Ггосударственный интерес. Публичное Пправо регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, обозначаято есть отношения подчинёенности. В области публичного Пправа должен действовать не принцип: “"Что не запрещено, то дозволено”", а принцип: “"Разрешено то, что дозволено Пправом”".

Хотя Ппубличное Пправо напрямую связано с Ггосударством, его Ввластной деятельностью, но вместе с тем в нёем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные Пправа и Cсвободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол Ввласти.

Генетически корни Ппубличного Пправа, как и Ччастного Пправа, кроются в развивающихся общественных отношениях. Это такие общественные отношения, интересы, потребности, без обесспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации Ччастного Пправа. А следовательно, можно сделать вывод: Ппубличное и Ччастное Пправо органически связаны и взаимодействуют сотрудничают между собой.

4.3. Отрасли Пправа и их Иинституты.

В зависимости от того, какие общественные отношения нормы Пправа регулируют, они объединяются групируют в обособленные, относительно самостоятельные группы. Самые большие такие группы именуются отраслями Пправа. Отрасль Пправа - это часть Ссистемы Пправа, представляющая собой совокупность Пправовых Ннорм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, с присущим ей особым методом Пправового регулирования.

Отрасли Пправа могут относиться к области частного или Ппубличного Пправа, и к Мматериальному или Ппроцессуальному Пправу.

Каждая отрасль Пправа отличается от другой своим особым предметом и методом Пправового регулирования. Под предметом Пправового регулирования понимаются те общественные отношения, которые регулируются Пправом. Заметим, что предметом самой Ююридической науки - является Пправо, как общественное явление. Каждая отрасль Пправа связана с определёенным видом общественных отношений. Предмет Пправового регулирования является основанием или критерием построения Ссистемы Пправовых Ннорм в отрасли Пправа, подотрасли, либо Пправового Иинститута. Именно Только нормы этих структурных элементов Ссистемы Пправа качественно отличаются друг от друга, полагаюимеют своёе назначение, выполняют определёенные функции. Следовательно, под предметом Пправового регулирования каждой отрасли Пправа понимается качественно однородная группа общественных отношений, регулированнауемая нормами данной отрасли Пправа.

Если предмет Пправового регулирования каждой отрасли Пправа указывает нам на то, что регулируется нормами данной отрасли, какие общественные отношения, то метод Пправового регулирования показывает, как регулируются эти отношения, какими приёемами и средствами. Метод Пправового регулирования служит дополнительным основанием или критерием построения Ссистемы Ююридических Ннорм. Метод Пправового регулирования - Ююридические средства и способы обеспеченияобеспечения и выполнения предписаний Пправовых норм. Этот метод характеризуется следующими основными качествами:

• - Ппорядком установления Ссубъективных Пправ и Ююридических обязанностей;

• - Сстепенью их определёенности и автономности действий Ссубъектов;

•- Пправовыми средствами и способами обеспеченияобеспечения Ссубъективных Пправ и Ююридических Ообязанностей.

Названные особенности точнчетко проявляются при сравнительном анализе отраслей Пправа и Ззаконодательства. Так, например, в Ггражданском или Ссемейном Пправе допускается автономность поведения Ссубъектов Пправоотношений в рамках Ззакона. А для Ууголовного Пправа характерен Ввластный метод Пправового регулирования путёем установления запретов совершать определёенные деяния (действия или бездействия), указанные в нормах Особенной части Ууголовного Ззаконодательства.

В теоретическом плане различают автономный (диспозитивный) и императивный (авторитарный) методы Пправового регулирования. Автономный метод предоставляет самим участникам Пправоотношений самостоятельно определять тот или иной вариант поведения в рамках, установленных Ннормами Пправа. Он характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в Пправовых отношениях. Например, в Ггражданском Пправе имущественные отношения регулируются методом равенства и свободного волеизъявления сторон.

Императивный метод характеризуется использованием Ввластных Пправовых предписаний, которые устанавливают порядок возникновения конкретных Пправ и обязанностей у Ссубъектов Пправоотношений. Так, в Аадминистративном и Ууголовном Пправе предписания Пправовых Ннорм требуют от лиц, каким образом не полагаследует поступать, иначе могут быть нежелательные Пправовые Ппоследствия.

В каждой отрасли Пправа полагаследует выделять как общие методы Пправового регулирования, так и частные, вытекающие из особенностей регулированнуемых Ообщественных Оотношений.

В системе современного Рроссийского Пправа в зависимости от предмета и метода Пправового регулирования можно выделить следующие основные отрасли Пправа:.

1. Во главе всей Ссистемы норм Пправа Сстраны находится отрасль Кконституционного Пправа, которая является базовой отраслью для всех других отраслей Пправа. Конституционное (Ггосударственное) Пправо - это область Ппубличного Пправа. Главная задача Кконституционного Пправа - организация осуществления Ггосударственной Ввласти и еёе ограничение рамками Пправового Ззакона. Государственное Пправо регулирует отношения, возникающие между обществом, личностью и государством. Однако не все эти отношения регулируются Ггосударственным Пправом, а только те, которые устанавливают общие принципы организации и деятельности Ггосударственной Ввласти. Конституционное Пправо регулирует отношения, устанавливающие основы Кконституционного строя, Кконституционный Пправовой статус личности, форму Ггосударственного устройства, принципы организации и деятельности Ггосударственных Ведомств (Оорганов), основы Мместного Ссамоуправления. Принципы и положения, заложенные в Кконституционном Пправе, являются основополагающими для всех других отраслей Пправа. Нормы Кконституции обладают полагают высшей Ююридической силой.

2. Административное Пправо - это область Ппубличного Пправа. Нормы Аадминистративного Пправа регулируют отношения, складывающиеся в сфере Ггосударственного управления, то есть отношения власти и подчинения. Это исполнительно-распорядительнаяраспорядительная деятельность (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти. Нормы Аадминистративного Пправа регулируют отношения, устанавливающие принципы организации и деятельности Иисполнительных (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти, систему этих Ведомств (Оорганов), их структуру и полномочия. Административное Пправо устанавливает, какие общественно опасные деяния являются Аадминистративными Пправонарушениями, определяет меры Аадминистративных взысканий за эти проступки и систему Ведомств (Оорганов), уполномоченных рассматриватьрассматривать дела об Аадминистративных правонарушениях.

3. Гражданское Пправо - это область Ччастного Пправа. Гражданское Пправо регулирует имущественные отношения, и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения. Имущественные отношения, регулированнуемые Ггражданским Пправом, подразделяются на вещные, связанные с обладанием содержанием Иимуществаом (Пправо собственности, Пправо хозяйственного ведения, Пправо оперативного управления), и обязательственные отношения, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому. Личные неимущественные отношения, регулированнуемые нормами Ггражданского Пправа, прилагаимеют своим предметом нематериальные блага (Ччесть, Ддостоинство, Ддоброе Иимя, Дделовая репутация, Пправо авторства). Нормы Ггражданского Пправа закрепляют и охраняют различные формы собственности, Пправомочия собственников, регулируют Пправа и обязанности участников Ггражданских Пправоотношений, определяют способы защиты Пправа собственности, других Иимущественных и Ннеимущественных Пправ и Ззаконных интересов Ссубъектов Ггражданского Пправа. Гражданское Пправо устанавливает различные формы Пправовой организации Ююридических лиц и их компетенцию, определяет порядок реорганизации или ликвидации этого лица.

4. Уголовное Пправо - это область Ппубличного Пправа. Уголовное Пправо регулирует отношения, связанные с совершением преступления и применением мер Ууголовного наказания. Нормы Ууголовного Пправа дают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрываютраскрывают состав преступления. В Ууголовном Ззаконодательстве содержится исчерпывающийисчерпывающий перечень Ууголовно наказаннуемых деяний и видов наказаний, рассматриваютсярассматриваются обстоятельства, исключающиеисключающие преступность деяния, определяются смягчающие и отягчающие Ууголовную Оответственность обстоятельства.

5. Процессуальное Пправо - это область Ппубличного Пправа. Процессуальное Пправо делится на Ггражданский и Ууголовный процессы. Предметом регулирования Ууголовно-процессуального Пправа являются отношения, связанные с деятельностью Ведомств (Оорганов) Ддознания, Сследствия и Ссуда по возбуждению, расследованиюрасследованию и рассмотрениюрассмотрению Ууголовных дел. Нормы Ууголовно-Ппроцессуального Пправа определяют: Пправа и обязанности участников процесса, порядок вынесения Ссудебного приговора, его обжалования и опротестования. Гражданско-процессуальное Пправо регулирует Пправоотношения в сфере Ггражданского Ссудопроизводства. Нормы Ггражданско-Ппроцессуального Пправа устанавливают порядок рассмотрениярассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, ссемейных, трудовых правоотношений, а также порядок обжалования, опротестования и реального исполнения принятого решения.

Помимо названных выше отраслей Пправа, в системе норм Пправа можно выделить также отрасли, в своёе время отделившиеся от основных: Ттрудовое Пправо, Ссемейное Пправо, Ффинансовое Пправо, Зземельное Пправо, Ккоммерческое Пправо, Ббанковское Пправо, Пприродоохранительное Пправо, Ккриминология, Ууголовно-Иисполнительное Пправо и др.

Отрасли Пправа, в свою очередь, подразделяются на подотрасли и Пправовые институты. Подотрасль Пправа - часть отрасли Пправа, регулирующая относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений присущим ей методом правового регулирования. Например, в Кконституционном Пправе - избирательное; в Пприродоохранительном Пправе - Ггорное, Вводное, Ллесное; в Ггражданском Пправе - Жжилищное, Аавторское, Ннаследственное и др.

Правовой институт - это элемент отрасли Пправа, включающий совокупность Ююридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Правовые институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевой Пправовой институт представляет собой однородные группы Ююридических норм внутри одной отрасли Пправа. Например, в Кконституционном Пправе - институт Пправового статуса личности, в Аадминистративном Пправе - институт Ггосударственной службы, в Ммеждународном Пправе - Иинститут Ддипломатического Пправа, в Ггражданском Пправе - Иинститут Ообязательств и т.д. Межотраслевые Пправовые Иинституты объединяют групируют в себе Пправовые нормы, относящиеся к нескольким отраслям Пправа. Институт избирательного Пправа, например, включает в себя Ннормы Ггосударственного, Аадминистративного и Ууголовного Пправа.

4.4. Систематизация Ззаконодательства: понятие и виды.

От Ссистемы Пправа полагаследует отличать систему Ззаконодательства, под которой понимается совокупность всех Ннормативно-Пправовых Аактов, действующих в Ггосударстве. Система Ззаконодательства (Ппозитивного Пправа) может быть построена по различным основаниям. В основном она строится с учёетом отраслевого принципа (Ггражданское, Ууголовное и другие отраслевые Ззаконодательства издаются применительно к конкретной сфере Пправового регулирования). Однако могут быть и Ннормативно-Пправовые Аакты, содержащие Пправовые нормы разных отраслей Пправа. Например, Закон РСФСР “"Об охране окружающей природной среды”" содержит нормы разных отраслей Пправа. В основу построения Ссистемы Ззаконодательства может быть положен и такой критерий, как Ююридическая сила Ннормативно-Пправовых Аактов. В таком случае Ннормативные Аакты располагаютсярасполагаются в определёенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, прилагаимеющие Ввысшую Ююридическую силу. В данном случае - это нормы Кконституционного Пправа. В государствах, где существуетесть форма Ффедеративного устройства, система Ззаконодательства строится с учёетом принципа Ффедерализма - Ффедеративное Ззаконодательство и Ззаконодательство Ссубъектов, входящих в состав Ффедерации. Ведущее место здесь занимает Ффедеративное Ззаконодательство, которое находится в ведении Ффедеральной Ввласти (Россия, Германия, США).

Систематизация Ззаконодательства - это упорядочение Ннормативно-Пправовых Аактов, приведение их в однуединую согласованную систему. Систематизация Ззаконодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Систематизация Ззаконодательства происходитпроисходит на основе отраслей Пправа, которые складываются объективно-исторически. В наибольшей степени Ззависимость систематизации Ззаконодательства от объективно существующей Ссистемы Пправа проявляется при кодификации.

Существует два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация. Инкорпорация - это вид систематизации, означаято есть такое упорядочение, которое:, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных Пправовых Аактов, и во-вторых, происходитпроисходит без учёета отраслей Пправа, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям Пправа. Инкорпорация - это низшая форма систематизации, при которой Ннормативные Аакты объединяются групируются в целостныеединые сборники или собрания в определёенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные Аакты, объединяемые сгрупированные при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задача - расположитьрасположить их в определёенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только Ююристам, но и другим категориям населения.

Высшая ступень систематизации Ззаконодательства - кодификация. Речь идёет о создании Ккодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям Пправа. При создании Ккодексов происходитпроисходит обновление Ззаконодательства. Кодексы создаются и по отраслям Ззаконодательства (КЗоТ). Кодификация - это деятельность Ннормотворческих (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти, направленная на создание нового Ннормативно-Пправового Аакта, призванного регулировать определёенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм Пправа, вносятся новые Пправовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только Ведомствами (Оорганами), издающими Ннормативно-Пправовые Аакты, а инкорпорацию могут провести любая организация, либо Ччастное Ллицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются групируются два или несколько Ннормативно-Пправовых Аактов, прилагаимеющих один и тот же предмет Пправового регулирования, в одинед

Наши рекомендации