Система конституционного права зарубежных стран.
Система конституционного права - ϶ᴛᴏ внутреннее строение, характеризующееся единством и взаимодействием множества элементов. К числу таких элементов относятся принципы конституционного права, его институты и нормы.
А. Принципыконституционного права – это закрепленные в источниках данной отрасли руководящие идеи, в соответствии с которыми должны осуществляться конституционно-правовое регулирование и практика реализации положений конституционного права. Различают общие и специальные принципы конституционного права.
Общие принципы имеют основополагающее значение для всех или многих институтов и норм конституционного права (в демократических государствах это, к примеру, народный суверенитет, представительное правление, разделение властей, естественный характер прав и свобод человека, принцип судебной защиты прав и свобод; в социалистических – руководящая роль марксистско-ленинской партии, полновластие представительных органов и т.п.).
Специальные принципы конституционного права имеют руководящее значение лишь для отдельных конституционно-правовых институтов и норм (к примеру, несовместимость депутатского мандата с некоторыми видами деятельности, неприкосновенность судей и т.п.).
Б. Конституционно-правовые институты - ϶ᴛᴏ обособленный комплекс норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, являющиеся частью предмета данной отрасли. Οʜᴎ неодинаковы по объёму и значимости. Самыми крупными институтами являются основы общественного строя, правового статуса личности и устройства государства. Каждый из них включает ряд более частных институтов (к примеру, основы устройства государства охватывают институты государственного механизма и территориального устройства), которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких институтов (к примеру, государственный механизм – из таких институтов, как парламент, правительство, суды и т.п.).
В. Конституционно-правовые нормы - ϶ᴛᴏ общеобязательные правила поведения, регулирующие конкретные общественные отношения, входящие в предмет конституционного права. Конституционно-правовые нормы реализуются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Нормы конституционного права регулируют правовой статус личности, форму государства и способы реализации законодательной, исполнительной, судебной властей, а также основы местного самоуправления.
В конституциях и других актах конституционного права, особенно в идеологизированных, порой встречаются такие положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. ʼʼКорейская Народно-Демократическая Республика борется за полную победу социализма в северной части страныʼʼ, – говорится, к примеру, в ст. 5 Социалистической конституции КНДР 1972 ᴦ. Это так называемые нормы-цели, нормы-задачи или нормы-символы.
Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм. Их можно классифицировать по следующим основаниям:
По функциональной направленности: нормы регулятивные и охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Οʜᴎ непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют из себя запреты (ʼʼ Право на ведение государством войны не признается ʼʼ, – гласит ст. 9 Конституции Японии).
По способу воздействия на субъекты права: нормы управомочивающие ʼʼ Всекитайское Собрание Народных Представителей и Постоянный Комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей осуществляют законодательную власть в стране ʼʼ (ст. 58 Конституции Китайской Народной Республики 1982 ᴦ.), обязывающие (ʼʼ Федеральный канцлер по просьбе Федерального президента͵ а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента обязаны продолжать ведение дел до назначения их преемников ʼʼ – ст. 69 Основного закона Германии), запрещающие (ʼʼФункции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом ʼʼ – ст. 23 Конституции Франции).
По характеру регулируемых общественных отношений: нормы материальные (ʼʼВсе обязаны участвовать в государственных расходах...ʼʼ – ст. 53 Конституции Италии) и процессуальные (ʼʼОдно заседание в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента͵ и ответов Правительства ʼʼ – ст. 48 Конституции Франции).
По действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные (чрезвычайные). Большинство норм – постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются, к примеру, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.