Предмет, методы и функции науки конституционного права зарубежных стран.

Предмет, методы и функции науки конституционного права зарубежных стран.

Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования, который можно определить как – систему правовых норм конкретной страны, регулирующую основы правового положения личности, социально-экономического строя, политической системы, правового положения государства на международной арене.

Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило, диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможность выбора того или иного варианта поведения), в конституционном праве доминирует императивный (повелительный) метод. Иногда присутствует и диспозитивный метод, например, ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г. устанавливает, что каждая из палат парламента может выразить доверие правительству или отказать в нем путем поименного голосования

Большинство норм конституционного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер.

Конституционное право зарубежных стран рассматривают в трех аспектах: как отрасль права, науку и учебную дисциплину.

Конституционное право зарубежных стран – это отрасль права, представляющая собой систему юридических норм (правил особого рода, которые обеспечиваются государственным принуждением) с гармоничной внутренней связью. Юридические нормы закреплены в правовых актах (конституциях, декретах президента, законах, постановлениях правительства, решениях верховного или конституционного суда и т.д.) и регулируют основы общественного и государственного устройства, правового положения личности, земельные отношения, отношения собственности и т.д.

Конституционное право зарубежных стран – наука, предметом изучения которой выступает весь спектр теорий, взглядов, гипотез по вопросам конституционного (государственного) права, излагаемых в юридической литературе, специализированной периодике, статьях, научных докладах.

Конституционное право зарубежных стран является частью единой науки конституционного права

Конституционное право зарубежных стран – учебная дисциплина, преподаваемая студентам высшей школы.

Конституционное право зарубежных стран регулирует следующие главные сферы общественной жизни: экономическую (отношения собственности); социальную (общественную роль государства); политическую (возможность и условия возникновения политических партий, структуру выборов, организацию государственного управления); идеологическую (плюрализм мнений).

Отраслевой подход в исследовании конституционного права зарубежных стран.

Виды Конституций

Современная конституция имеет форму основного закона, т. е. является консолидированным систематизированным актом, обладающим высшей (максимальной) юридической силой и выступающим базой для других законов.

Многообразие существующих в мире государств предопределяет большое количество конституций, которые можно условно классифицировать по различным признакам.

По времени происхождения конституционные акты различаются по поколениям:

· первого поколения – это первые в истории человечества и ныне действующие конституции (США – 1787 г., Норвегия – 1814 г., Бельгия – 1831 г., Люксембург – 1868 г.);

· второго поколения, принятые до Второй мировой войны (Мексика – 1917 г., Ирландия – 1937 г.);

· третьего поколения – послевоенного периода (Япония – 1946 г., Италия –1947 г., ФРГ – 1949 г., Франция – 1958 г.);

· четвертого поколения – постсоциалистические (Болгария, Македония – 1991 г., Чехия, Словакия – 1992 г., Польша – 1997 г.).

· В отдельную группу можно объединить новейшие основные законы таких развитых государств, как Швейцария и Финляндия, принятые соответственно в 1999 и 2000 гг.

По сроку действия конституции могут быть временными и постоянными. Временные конституции могут приниматься на установленный срок. В их тексте указывается период действия или определены условия, обстоятельства, при наступлении которых они должны быть заменены на постоянные. Многие такие акты принимались после свержения авторитарных режимов в государствах Азии, Африки, Латинской Америки (например, Конституции Гаити, Боливии, Южно-Африканской Республики). Абсолютное большинство конституций – постоянные, в них не устанавливается срок действия

В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная составлена по форме единого документа, официально признанного в качестве основного закона государства (в некоторых случаях она может состоять из нескольких документов, представляющих определенную систему, – Швеция, Израиль). Неписаные конституции – редкое явление в политической практике зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия).

В зависимости от происхождения конституции подразделяются на оригинальные и заимствованные. К числу первых относятся конституционные документы государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Швейцария). Заимствование характерно для бывших колоний, получивших независимость, как правило, в послевоенный период. Формально основополагающие документы таких государств представляют собой слепок или некую модифицированную копию конституции их бывшей метрополии.

Можно подразделять конституции в зависимости от формы правления (конституции республиканских или монархических государств) и формы государственного устройства (конституции унитарных или федеративных государств).

Автономия: понятие и виды.

Понятие автономии.

В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов.

В большинстве случаев под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан).

Образование автономий.

Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Нередко создание автономии является результатом длительной и упорной борьбы населения данной территории. Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

Виды автономии.

В зависимости от того, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии:

· Персональная;

· Корпоративная;

· Территориальная.

Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства.

Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Кроме того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия (например, Азорские острова в Португалии), иногда включающие в название наименование национальности (Иракский Курдистан), а в отдельных случаях – и определение автономии (Автономная Республика Крым).

Иногда одна и та же этническая группа одновременно использует разные формы автономии (например, саамы в Швеции и Норвегии).

В отечественной литературе принято различать две главные формы автономии:

· национально-территориальную (этнотерриториальную);

· культурно-национальную.

Обе они, как видно из их названий, связаны с этническими характеристиками.

В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии:

· политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной);

· административная.

Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например в Италии, или определяется специальным законом. Например, в Ираке – законом об Иракском Курдистане 1974 г. Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований, как это имеет место в Португалии (Азорские острова и некоторые другие автономные образования Португалии).

Для политической автономии характерно наличие местного парламента, иногда двухпалатного. Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей. Такие законы обычно могут издаваться по вопросам организации административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориального деления автономии, местной полиции, рынков, санитарии, ремесленного обучения, дорожной сети, сельского хозяйства и др. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии, а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб. В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство и свою конституцию. Гражданин автономии одновременно является гражданином государства, а если автономия входит в состав субъекта федерации – еще и гражданство этого субъекта. Ныне свою конституцию имеет Автономная Республика Крым на Украине, но собственного гражданства она не имеет.

Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Северная Ирландия в Великобритании (правда, более четверти века в ней существует прямое правление Лондона, а местный парламент распущен из-за жестоких столкновений между католиками и протестантами), Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании (Гренландия пользуется значительной самостоятельностью: хотя Дания является членом Европейского союза, гренландцы на референдуме отказались от участия в нем), Корсика во Франции и др. Политическая автономия есть в постсоциалистических государствах. Помимо упоминавшегося Крыма это Республика Каракалпакия в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане. По конституции Азербайджана 1995 г. Нахичевань – это автономное государство.

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии (такие акты подлежат утверждению вышестоящих представительных органов или Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей), могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов), могут участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства. В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, осуществляются радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

Как уже отмечалось, автономные образования могут создаваться и в субъектах федеративных государств. Они имеются в Индии, например в штате Ассам. Губернаторы штатов Индии, где есть автономные округа некоторых этнических групп, вправе делать изъятия из законов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и др. Автономный край Косово имеется в Сербии – субъекте югославской федерации.

Административная автономия существует в меньшем числе стран, чем политическая. В Никарагуа есть два округа на Атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии – два округа, где проживают гагаузы, в Индии автономия создается для некоторых мелких народностей в отдельных штатах. Больше всего автономных образований в Китае (более сотни). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).

Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп, в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов. Саамы создают свои выборные советы, которые часто называют саамскими парламентами. Есть и межгосударственный совет саамов, он не столько занимается вопросами языка и культуры, сколько регулирует оленеводство (определяет районы и периодичность выпасов и т.д.).

В некоторых странах существуют своеобразные полуавтономные образования. К их числу относятся так называемые исторические единицы Великобритании – Шотландия и Уэльс. В главных городах этих единиц страны есть свои ведомства, в правительство Великобритании входят министры по делам Шотландии и Уэльса (а также Северной Ирландии, которая является автономией), но предложение об автономии Шотландии и Уэльса было отвергнуто на референдуме их избирателями. В отдельных странах Африки есть межгосударственная «кочевая автономия» для туарегов – кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.

В целом необходимо отметить возрастание числа разных форм автономии, ее разнообразие, увеличивается численность автономных образований в мире. Вместе с тем есть и конституционные запреты создавать автономные образования. Конституция Болгарии 1991 г. запрещает создавать территориальную автономию в стране исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления.

Акты Президента

Согласно ст. 90 Конституции РФ можно увидеть, что, осуществляя свои полномочия, Президент России издает два вида правовых актов - это указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а также федеральным законам (ст. 83). Он подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами (ст. 83-90). Президент эти акты издает самостоятельно, т.е. от своего имени.

Указы подразделяются на нормативные и индивидуальные. Последние издаются по таким вопросам, как гражданство, предоставление политического убежища, кадровые назначения, награждение государственными наградами и др.

Сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в законодательстве. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.04.2006 г. указано, что практика издания указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, конституционна, если, во-первых, они не расходятся с Конституцией РФ и федеральными законами и, во-вторых, их действие ограничивается периодом до принятия соответствующих законов. В будущем, по всей видимости, при условии существенного наращивания объема законодательства (и в особенности собственно федеральных законов) роль «указанного нормотворчества» сократится.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, «О введении военного, чрезвычайного положения»), подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Следующий правовой акт главы государства - это распоряжения, они являются вторыми по значимости после указа. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного характера. Акты Президента публикуются в официальных изданиях и только после опубликования они вступают в официальную силу.

Компетенция парламента.

Совокупность полномочий и функций парламента образует его компетенцию. По объему компетенции парламенты подразделяются на три группы:

1. парламенты с абсолютно определенной компетенцией, характерные для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания). В таких государствах центральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения);

2. парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия);

3. парламенты с относительно определенной компетенцией, где границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).

Законодательный процесс

Принятие законов осуществляется по стадиям (чтениям):

· первое чтение заключается в принятии законопроекта к рассмотрению и оглашение его наименования в палате, при этом в одних парламентах законопроект сначала обсуждается в палате в полном составе, а затем передается в комитет (Великобритания, Германия), в других законопроект

сначала обсуждается в комитете, а потом на пленарном заседании палаты (Италия, США, Франция);

· второе чтение заключается в обсуждении основных принципиальных положений законопроекта, при этом палата не вправе рассматривать отдельные статьи законопроекта и направлять его в комитет для внесения поправок либо отклонить;

· после второго чтения законопроект направляется в комитет, в котором проходит детальное, постатейное обсуждение, после чего снова направляется для обсуждения в палату;

· третье чтение – на этой стадии могут предлагаться поправки, не затрагивающие существа законопроекта (обычно чисто редакционные, касающиеся стиля, заглавия и т.д.).

После прохождения всех чтений законопроект выносится на голосование, обычно для принятия решения достаточно простого большинства голосов списочного состава парламента, но для одобрения некоторых категорий законопроектов может требоваться квалифицированное большинство в 2/3, 3/4, 3/5 голосов.

После этого законопроект, принятый одной палатой, направляется для одобрения другой. Верхняя палата может одобрить его, внести поправки и изменения или он может быть отвергнут полностью. Для преодоления разногласий между палатами создаются согласительные комитеты (комиссии) либо спорный законопроект рассматривается на совместном заседании палат (Индия, Япония). Если законопроект отвергается верхней палатой, он подлежит повторному рассмотрению в нижней, при этом закон устанавливает срок, в течение которого действует отлагательное вето (Великобритания – один год, Испания и Япония – два месяца), и число голосов членов нижней палаты для преодоления отлагательного вето (как правило, это квалифицированное число голосов, но иногда достаточно и простого большинства (Великобритания и Испания).

Принятый обеими палатами закон передается на подпись главе государства, при этом последний обладает правом абсолютного (Великобритания) либо относительного (Испания, Швеция, Япония) вето. Отметим, что в Великобритании монарх не пользовался абсолютным вето с 1707 г.

В большинстве стран сохраняется порядок, при котором принятый парламентом закон должен быть направлен для промульгации (удостоверения) главе государства.

Президент при промульгации проверяет закон на его соответствие конституции и ранее принятым законам, в этом случае глава государства имеет только право отлагательного вето. Устанавливается время, в которого президент должен одобрить или отклонить законопроект (например, 10 дней в США).

Судебная система США.

Специфика судебной системы США заключается в том, что в стране существуют параллельно 50 судебных систем и федеральная судебная система. Каждый штат самостоятельно устанавливает свою судебную систему, порядок наделения полномочиями судей (они избираются либо населением, либо легислатурой, либо должностными лицами), свою систему наказаний. Во главе судебной системы каждого штата стоит верховный суд штата.

Одновременно (в том числе и на территории каждого штата действует федеральная судебная система, в структуру которой входят:

· окружные суды – 96;

· апелляционные – 13;

· Верховный суд США.

В каждом штате в зависимости от количества населения действуют несколько окружных судов. Территория округа не совпадает с территорией штата. Один апелляционный суд курирует территорию трех-пяти штатов.

Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд, состоящий из девяти судей. Судьи назначаются пожизненно Президентом США с согласия Сената.

Важной особенностью Верховного суда США является то, что он правомочен осуществлять конституционный контроль. Начиная с 1803 г. господствует доктрина, согласно которой конституция и любой закон при необходимости подлежат толкованию и осуществляют его суды.

Судебная система штатов чрезвычайно разнообразна, поскольку в каждом субъекте она определяется на основе собственной конституции и местных законов. В компетенцию судов штатов входят все гражданские дела и дела о преступлениях, нарушающих законы штатов.

Как правило, судебная система штатов состоит из трех или четырех инстанций:

· низовые суды (мировые суды, полицейские суды и т. д.), рассматривающие мелкие уголовные и гражданские дела;

· суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.), разбирающие подавляющее большинство гражданских и уголовных дел;

· апелляционные суды, осуществляющие надзорную функцию по отношению к нижестоящим судам. Решения носят окончательный характер;

· высшие (верховные) суды, являющиеся высшей судебной инстанцией штата. Они обладают апелляционной юрисдикцией по отношению к решениям нижестоящих судов, а также осуществляют предварительный конституционный надзор.

Кроме того, судебные системы штатов включают в себя специальные суды штатов (по делам о наследстве, опеке, по семейным делам).

Суды в Великобритании.

Судебная система Великобритании отличается некоторой архаичностью и запутанностью, хотя работает она достаточно эффективно, а также наличием собственных судебных систем: а) в Англии и Уэльсе; 6) в Шотландии; в) в Северной Ирландии; г) на некоторых островных территориях. Для судебной системы Великобритании характерно активное использование рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.

Судебная система Англии и Уэльса включает в себя: Верховный суд, состоящий из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны (это высшие суды); суды магистратов и суды графств (это низшие суды). Это суды общей юрисдикции.

Кроме того, есть система административных трибуналов нескольких подвидов в зависимости от отрасли управления. Их разновидностью являются и промышленные трибуналы, рассматривающие трудовые споры. Создаются и апелляционные трибуналы: для каждого подвида административных трибуналов - свой. В системе промышленных трибуналов -- Апелляционный трибунал по трудовым спорам. В Англии и Уэльсе действуют также военные и церковные суды, в компетенцию которых входит соответственно рассмотрение дел о правонарушениях военнослужащих и лиц духовного звания. В качестве специализированных действуют суды по делам несовершеннолетних.

Апелляционный суд, являющийся частью Верховного суда, состоит из двух отделений: по гражданским и по уголовным делам. Отделение по гражданским делам рассматривает жалобы на решения Высокого суда, судов графств, апелляционных трибуналов. Отделение по уголовным делам рассматривает жалобы на решения Суда короны.

Высокий суд состоит из трех отделений: 1) канцлерское отделение; 2) отделение королевской скамьи; 3) отделение по семейным делам. Канцлерское отделение в качестве суда первой инстанции рассматривает отдельные гражданские дела (по вопросам банкротства, траста и т. п.), а в качестве апелляционной инстанции - жалобы на некоторые (также, как правило, связанные с отдельными аспектами хозяйственной деятельности) гражданско-правовые решения судов графств.

Отделение королевской скамьи в качестве суда первой и апелляционной инстанции рассматривает гражданские дела, связанные с выполнением договоров и причинением вреда, а также некоторые категории уголовных дел. Оно, в свою очередь, состоит из Коммерческого суда для рассмотрения торговых споров и Адмиралтейского суда для рассмотрения исков о возмещении ущерба в связи с морскими перевозками. Отделение по семейным делам в качестве суда первой и апелляционной инстанции рассматривает семейные дела, дела об опеке, усыновлении, установлении отцовства и другие подобные вопросы.

Суд короны рассматривает в основном уголовные дела о тяжких преступлениях, а в качестве апелляционной инстанции - жалобы от лиц, осужденных в судах магистратов.

Суды графств рассматривают незначительные гражданские дела. Суды магистратов обладают уголовной и гражданской юрисдикцией. К их уголовной юрисдикции относится рассмотрение дел о незначительных преступлениях, к гражданской - несложные гражданские дела (прежде всего брачно-семейные, касающиеся взыскания публично-правовых и частно-правовых задолженностей). На нижней ступени "судебной лестницы" стоят мировые судьи, которые могут не иметь юридического образования и работают безвозмездно.

Судебная система Шотландии является автономной. Высшими судами являются Высокий суд юстициариев и Сессионный суд. К низшим относятся шерифские и районные суды. Высокий суд юстициариев обладает юрисдикцией по уголовным делам.

По первой инстанции Высокий суд юстициариев рассматривает дела о тяжких уголовных преступлениях; в порядке апелляционной юрисдикции - жалобы на приговоры низших судов. Сессионный суд представляет собой высший судебный орган по гражданским делам, состоящий из двух палат: внешней и внутренней.

Внешняя палата Сессионного суда рассматривает дела по первой инстанции, внутренняя палата - в порядке апелляции. Шерифские суды рассматривают средние по тяжести уголовные Дела, а также неподсудные Сессионному суду гражданские дела. Районные суды, состоящие из мировых судей либо оплачиваемых магистратов, рассматривают незначительные уголовные дела.

Судебная система Северной Ирландии также автономна, но она почти полностью копирует судебную систему Англии и Уэльса, как и судебная система острова Мэн и ряда других островов, находящихся под юрисдикцией Великобритании.

В Великобритании имеются высшие судебные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Великобритании. Это Палата лордов и Судебный комитет Тайного совета при монархе. Палата лордов рассматривает жалобы по гражданским и уголовным делам на решения Апелляционного Суда, Высокого суда Англии и Уэльса, Высокого суда Северной Ирландии, Сессионного суда Шотландии (в последнем случае - только по гражданским делам; обжалование решений Высокого суда юсти-циариев не предусмотрено). Условия подачи апелляции регулируются законодательством (в основном апелляция возможна по значимым вопросам права). В настоящее время рассматривается вопрос об учреждении Верховного суда, полностью независимого от Палаты лордов.

Судебный комитет Тайного совета как судебный орган является апелляционной инстанцией относительно церковных судов и высших судов острова Мэн и ряда других находящихся под юрисдикцией Великобритании островов и даже по определенным категориям дел для некоторых независимых островных государств в Карибском море, входящих в Содружество наций. Он также имеет консультативную функцию - высказывает по требованию монарха мнение по вопросам права.

Статус судей
Разветвленная система судов предопределила разнообразие статуса судей. В высшие суды могут быть назначены юристы, имеющие, как правило, весьма существенный опыт работы в качестве адвоката (барристера). Назначение осуществляется монархом по представлению лорда-канцлера. Они назначаются без ограничения срока, но пребывание в должности ограничено предельным возрастом (72 или 75 лет в зависимости от того, судьей какого суда они являются). Лорд-канцлер может освободить их от должности досрочно в случае совершения правонарушений или наступления недееспособности.

Для судей Апелляционного суда предусмотрено увольнение посредством парламентского импичмента. Рикордеры (исполняющие обязанности судьи) назначаются временно - на четко определенный срок. Требования к ним не так высоки. При определенном стаже работы рикордер может быть назначен обычным судьей. Судей низших судов назначает лорд-канцлер. Он же может освободить их от должности без объяснения причин. В целом мировые судьи работают до достижения 70 лет, а платные магистраты -- 65 лет. Мировые судьи не обязательно должны быть профессиональными юристами. В назначении судей судов Шотландии и Северной Ирландии участвует государственный секретарь по этой территории. Судьи административных трибуналов назначаются с участием соответствующих (по отрасли управления, в которой действует трибунал) ведомств.


Судебная система Франции.

Судебная система Франции включает две ветви – суды общей юрисдикции и административные суды.

Иерархию судов общей юрисдикции составляют:

· трибуналы малой инстанции (имеются в департаментах); рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела;

· трибуналы большой инстанции, рассматривают гражданские и уголовные дела средней сложности;

· апелляционные суды;

· суды ассизов – выполняют роль суда присяжных при рассмотрении уголовных дел, где наказание превышает пять лет лишения свободы; состоят из трех профессиональных судей и девяти ассизов – грамотных добропорядочных граждан, профессия которых не связана с властью, юриспруденцией и педагогикой;

· специальные суды (коммерческие, трудовые);

· кассационный суд – возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Административные суды состоят:

· из региональных административных судов (низшее звено);

· административных апелляционных судов;

· Государственного Совета (высшее звено).

Помимо судов общей юрисдикции и административных судов, во Франции существуют два специальных органа, не входящих в судебную систему и созданных для суда над высшими чиновниками. Это – Суд правосудия (судит министров) и Высокий суд правосудия – рассматривает обвинения (в совершении государственной измены) против президента.

Особенностью Франции является отсутствие специализированного конституционного суда. Функции конституционного суда (в том числе осуществление предварительного конституционного контроля законопроектов) выполняет квазисудебный орган – Конституционный совет, в который входят:

· бывшие президенты республики (являются пожизненными членами по праву);

· девять назначаемых членов (троих назначает президент, из их числа обычно утверждается председатель Конституционного совета);

· троих председатель Национального собрания;

· председатель Сената.

Срок полномочий членов Конституционного совета (кроме пожизненных) составляет девять лет, без права повторного избрания. Каждые три года Конституционный совет обновляется на 1/3. Помимо Конституционного совета, осуществляющего контроль за актами законодательной власти, контроль за конституционностью актов исполнительной власти осуществляет другой орган – Государственный Совет, одновременно возглавляющий систему административной юстиции.

Судебная система Германии.

Судебная система ФРГ существенно отличается от судебных систем других стран тем, что:

· не имеет единого верховного суда;

· по сравнению с другими странами значительно более важную роль в жизни общества и государства играют Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель.

Вместо единого верховного суда Германии в ФРГ существуют пять высших федеральных судов: Федеральная судебная палата, Федеральный административный суд; Федеральный финансовый суд; Федеральный суд по трудовым вопросам; Федеральный суд по социальным вопросам. Возглавляет судебную систему Федеральный конституционный суд. Все вместе они называются судеб

Наши рекомендации