Понятие государственной и политической власти
Власть церкви, власть общ. объединений, родит. власть, а особым видом соц. власть полит. и гос. Любая власть хар-ется наличие авторитета – это возможность заставить повиноваться, т.е. определять поведение другого. Власть находит свое выражение в особом виде отн-ний – властеотношений. Сторонами таких властеоношений яв-ся: субъект власти и подвластный; а содержанием яв-ся добровольное подчинение подвластных властвующим, передача или навязывание воли властвующего подвластным. Власть может прояв-ся либо в отн-ях руководства подчинения, либо господства подчинения, либо их сочетание. Но так или иначе, властвующие – это или направляющие поведения подвластных, или навязывающие им свою волю. Власть необходима для того, чтобы можно было сосущ-ть с др. индивидами. Власть яв-ся средством функционирования социума. Власть должна способствовать компромиссу интересов, а значит, порядку сосущ-ния всех членов об-ва. Соотношение гос. и полит. власти. Сущ-ет 3 разные точки зрения: 1. Гос. и пол. власть – это синонимы. Пол. власть в собственном смысле слова – это власть гос-ная. Она исходит от гос-ва и реализуется при его участии. 2. Пол. и гос. власть различаются. Это 2 виды власти. Гос. власть распространяется на собственно гос-во и его органы, а пол. власть реализуется в гр. об-ве. 3. Пол. власть рассм-ся как более широкое понятие, @ включает в себя власть гос-ную. Пол. власть осущ-ется не только гос-вом, но и другими субъектами пол. системы об-ва. Гос. власть – это разновидность общественной власти, @ осущ-ется непосредственно самим гос-вом .
Понятие суверенитета и его виды.
Это один из важнейших признаков гос-ва. Верховенство публичной власти внутри страны и ее независимость от любой внешней власти. (на международной арене).
Верховенство – гос.власть самостоятельно издает общеобязательные правила поведения, устанавливает и обеспечивает правопорядок, определяет права и обязанности лиц.
Благодаря суверенитету гос-во независимо от др.гос-в формирует и проводит в жизнь свою внутр.и внеш.политику. Виды: Формальный. Частичное ограничение суверенитета: 1) принудительное – к побежденному гос-ву; 2) добровольное.
Суверенитет народа. Суверенитет нации. Полновластие нации, самоопределение, возможность образовать самост.гос-во.
Функции гос-ва и их виды.
Предназначение гос-ва к упорядочиванию и сохранению целостности общества.
Гос-во как особая социальная реальность сущ-ет постольку, поскольку оно действует, «живет», т.е. функционирует.
ФУНКЦИИ ГОС-ВА – основные направления его деятельности, направленные на поддержание собственной системной целостности. Зависят от типа и формы гос-ва. При тоталитарном полит. режиме гос-во стремится максимально увеличить объем своих функций для установления полного контроля над общ-вом. При либеральном режиме – минимизировать - только функцию охраны прав и свобод ч-ка. Виды функций гос-ва:
· ПОЛИТИЧЕСКАЯ. Регулирует полит. процессы в общ-ве, определяет и закрепляет права и свободы граждан, поддерживает общественное согласие, разрешает соц. конфликты и т.п.;
· ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ. Присутствует в любом гос-ве в той или иной форме. Контроль общественной идеологии, борьба с антисоциальной (расистской, милитаристской и т.п.) идеологией, пропаганда желательной идеологии.
· КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. 1)поддержание и развитие национальной культуры; 2)культурную социализацию всех членов общ-ва.
· ЭКОНОМИЧЕСКАЯ. обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе путем гос.поддержки приоритетных направлений экономического развития, установление рыночных механизмов, совместимых с гос.регулированием.
· ФИСКАЛЬНАЯ. Обеспечение доходов гос.казны (доходы от гос.монополий, гос.предприятий, от пошлин и акцизов, включая сбор налогов).
· СОЦИАЛЬНАЯ. Осущ-ие мер по удовлетворению соц.потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни населения, обеспечение нормальных условий труда и быта и т.п.
· ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ. Это охрана природы и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безоп-ти.
· ФУНКЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. Особое значение! Правовое регул-ие осущ-ся через правотворчество и правоприменение и в этом виде выступает как одна из форм реализации других функций гос-ва. Так, принимая экономические или социальные законы, гос-во через функцию правотворчества осущ-ет экономическую и социальную функции. А применяя право гос-во реал-ет свою правоохранительную функцию.Функции (кроме фискальной) внутренними и внешними. Внешнеполитическая функция- установление политических отношений с другими гос-ми. Внешнеэкономическая – связана с поисками взаимовыгодных экономических отношений, развитием экономической кооперации. Внешнесоциальная – реал-ся в виде помощи народам других гос-в. Важнейшая – функция обороны своей страны от агрессии другого гос-ва и поддержание мирового правопорядка.