И политические процессы
Вопросы для изучения:
1. Понятие, сущность и типы политического процесса.
2. Управление политическим процессом: способы принятия и реализации политических решений.
3. Политический конфликт как форма политического процесса.
4. Роль и место выборов в политическом процессе.
Анализ проблем первого вопроса рекомендуется начать с уяснения сущности политических отношений и процессов.
Политические отношения - это отношения между субъектами политики по поводу политической власти и ее осуществления. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.
Первая группа - отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Вторую группу составляют так называемые вертикальные отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы. В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.
Взаимодействие субъектов политических отношений развертывается в пространстве и во времени как совокупность политических процессов. В самом общем смысле политический процесс представляет собой переход от одного политического события к другому за определенный промежуток времени.
Политический процесс - это социальный макропроцесс,
во-первых, характеризующий временную последовательность целостных состояний общения людей по поводу власти в пространстве ее легитимного поддержания;
во-вторых, выражающий равнодействующий результат индивидуальных и групповых микроакций, то есть совокупной политической активности данного сообщества;
в-третьих, включающий способы взаимодействия государства и общества, институтов и групп, политической системы и социальной среды, правительства и гражданина;
и, в-четвертых, одновременно воспроизводящий и изменяющий структурно-функциональную и институциональную матрицу (иерархию правил и форм) политического порядка (системы).
Доминанту политической жизни задает, как правило, базовый политический процесс (например, «перестройка», демократизация, конституционный кризис и т.д.), который определяет специфику всех общественных событий. Базовый политический процесс является источником множества других, периферийных, политических процессов, составляющих содержание политической жизни.
Обратите внимание, что в своем развитии политический процесс, как правило, проходит следующие этапы:
1. Делегирование политических интересов социальных групп и слоев политическим институтам, принимающим управленческие решения.
2. Формулирование политической воли.
3. Принятие решений и реализация политической воли, выраженной в форме управленческих решений.
Выделяют несколько режимов существования политического процесса.
Режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. Режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования граждан, вызовы времени. Режим упадка.В данном случае политические изменения имеют негативный характер по отношения к нормам и условиям целостного существования политической системы.
В структуре политического процессапринято выделять политические отношения, субъектов политического процесса (социальные и институциональные) и политическое поведение (в форме политического участия или политической деятельности).
Рассматривая проблемы второго вопроса, обратите внимание, что по своей структуре управления политическим процессом включает в себя два процесса: во-первых, регулирования коллективных ресурсов общества и, во-вторых, целенаправленного руководства людьми, поддержания определенного институционального порядка общения между ними. В рамках всего общества эту функцию выполняет государство.
В самом общем виде механизм современной государственной политики включает в себя следующие блоки:
1) формирование легитимного субъекта и институциональной иерархии государственной политики;
2) разработку стратегического курса и принятие государственных решений;
3) административные и прочие средства реализации управленческих решений;
4) блок государственного контроля и арбитража, обеспечения самокоррекции политического режима и «обратной связи» с объектами государственного руководства.
В структуре государственной политики важнейшее место занимает процесс принятия государственных решений.Выделяют два основных способа его реализации - консенсус и голосование.
Способ консенсуса (от латинского - согласие всех) весьма эффективен в тех случаях, когда интересы участников принятия решения частично совпадают и лишь незначительно расходятся, поэтому решение принимается как компромисс между различными альтернативами, поддержанный всеми сторонами. Именно принцип «согласия всех» используется для принятия ключевых решений в Совете Безопасности ООН.
Способ голосования выбора решений не ограничивается лишь формальной процедурой и техникой голосования, но включает в себя выяснение сильных и слабых сторон разных вариантов решения, уточнение позиций лица принимающего решение, а также определение удельного веса и пропорций между большинством, меньшинством и промежуточными силами, участвующими в процессе голосования.
Процедура принятия государственных решений включает в себя следующие основные этапы:
1. Определение приоритетных проблем, требующих своего решения.
2. Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения общественных проблем.
3. Окончательный выбор, формулирование и легитимизация государственного решения.
4. Реализация и проведение в политическую практику принятых государственных решений.
5. Контроль за ходом осуществления решения и «обратная связь» с его результатами.
Более детальная характеристика и оценка содержания политических процессов связана с анализом различных их типов. В самой общей форме можно сказать, что политические процессы бывают двух типов: политические процессы на базе социального конфликта из-за непримиримости интересов субъектов политической жизни и на базе социального консенсуса.
При изучении третьего вопроса - о конфликтах в политике -необходимо обратить внимание на важность и актуальность этой темы, как в ее теоретических аспектах, так и в практическом плане. Школа конфликта исходит из тезиса, что конфликт - естественный и необходимый фактор общественного развития, более того, без конфликта это развитие невозможно. Любое общество демонстрирует признаки несогласия, потенциального столкновения и даже насилия. Согласно конфликтной модели Р.Дарендорфа, политическая система представляет собой открытое пространство столкновений социально-политических субъектов. Конфликты побуждают общество к созданию институтов и механизмов их предупреждения. Сам политический процесс понимается при этом, с одной стороны, как процесс борьбы между социальными группами за власть, статусы и ресурсы, а с другой - как процесс формирования политических механизмов разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Политический конфликт – столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.
Далее целесообразно проанализировать уровни формирования политического конфликта, его функции, стадии развития, условия и последовательность разрешения.
Четвертый вопрос предполагает, в первую очередь, уяснение того, что школа консенсуса (структурный функционализм Т. Парсонса) исходит из того, что любое общество - это относительно прочная стабильная структура элементов, каждый из которых выполняет свою функцию (роль), способствуя, таким образом, сохранению и упрочению системы. Элементы системы опираются на консенсус и легитимность ценностей (под легитимностью понимают законность и общественное признание власти, политических норм и правил данного общества).
Важнейшую роль в рамках данного подхода играет избирательный процесс - выборы в законодательные и исполнительные органы власти.
Функции выборов в демократических системах:
- обеспечивается участие граждан в формировании органов власти;
- являются институтом легитимизации существующей политической системы и политического режима;
- обеспечивают интеграцию различных мнений вокруг тех или иных программ политических партий и кандидатов;
- служат важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных социальных групп;
- выступают в качестве способа смены политических элит;
- служат одной из форм контроля за институтом власти;
- способствуют политической социализации и развитию политического сознания населения.
Далее следует проанализировать основные принципы и типы избирательных систем. Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процедур, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. В современном мире действуют разные типы избирательных систем, но наибольшее распространение получили две из них: мажоритарная (система большинства) и пропорциональная (система пропорционального представительства).
Мажоритарная система - это такая система выборов, при которой победителем признается тот кандидат, который набрал 50% + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании (система абсолютного большинства) или опередивший других кандидатов хотя бы на 1 голос (система относительного большинства).
Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам и распределение мандатов пропорционально полученным голосам избирателей (при этом, как правило, устанавливается барьер прохождения в парламент для партий.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое политические отношения? Какие существуют типы политических отношений?
2. Что такое политический процесс и каковы его виды?
3. Какие этапы проходит в своем развитии политический процесс?
4. Перечислите основные режимы осуществления политического процесса.
5. Какова структура политического процесса?
6. Какие блоки составляют механизм осуществления государственной власти?
7. Какие существуют методы выработки и принятия политических решений?
8. Какие типы конфликтов вы можете назвать и в чем специфика политических конфликтов?
9. Какова динамика развития конфликта и пути его разрешения?
10. Что такое избирательный процесс?
11. Каковы функции выборов в демократических государствах?
12. Что такое избирательная система и какие их типы получили наибольшее распространение?
Используемая литература: [1, 2, 3, 6, 7, 12, 15, 19, 25, 26].