Происхождение и сущность

Вопросы для изучения:

1. Государство как политический институт.

2. Правовое государство и его функции.

3. Гражданское общество: истоки, сущность, содержание.

Изучение первого вопроса следует начать с уяснения того, что термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, располо­женное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. В узком, собственном, значении государство - это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.

В общественных науках существует ряд концепций о происхождении государства. Наиболее распространенными являются следующие: патриархальная, теократическая, общественного договора, завоевания и социально-экономическая.

Патриархальнаятеориярассматривает государство как
большую семью, созданную на основе добровольного слияния малых семей под покровительство отеческой власти. Государство в этой концепции вступает как развитаяформа патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и ко всеобщей пользе.

Теократическаяконцепциярассматривает государство, как возникшее на основе божьего установления. У древних народов Востока, Египта, Греции, Рима высшая государственная власть обожествлялась. Происхождение верховных правителей государства объявлялось божественным.

Договорная концепциятрактует возникновение государства на основе соглашения, договора между правителями и подданными в целях обеспечения по­рядка и организации общественной жизни. Государство обязано охранять естественные права граждан, т. е. право на жизнь, на экономическую, политическую и духовную свободу. Если государство нарушает договор, то граждане вправе лишить влияния любое государственное лицо и расторгнуть договор. В рамках этой концепции государство выступает как орган всеобщего примирения людей, которые, находясь в своем естественном, догосударственном состоянии, постоянно конфликтовали друг с другом.

Теория насилияобъявляет государство результатом прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, за­воевания. По мнению сторонников этой теории, следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителями государства. Оно становится органом управления побежденными.

Социально-экономическаяконцепцияобъясняет происхождение государства различными социально-экономическими факторами. Наиболее развитый характер данная концепция получила в марксизме. Марксизм рассматривает возникновение государства как следствие общественного разделения труда, появления частной собственности на средства производст­ва, расслоения общества на классы. Чтобы классы с противоречивыми экономическими интересами не пожирали друг друга, для этого стала необходима сила, которая бы умеряла столкновение, держала общество в границах порядка. И эта сила -есть государство.

Обратите внимание на то, что в рассмотренных концепциях просматриваются две основные тенденции в интерпретации государства. В рамках одной тенденции подчеркивается общесоциальное значение государства: государство призвано представлять всеобщий интерес, должно служить интересам общества и личности. Другая тенденция считает государство орудием отстаивания частных интересов, оно выступает средством подавления сильными слабых, имущими неимущих классов.

Для понимания сущности государства как элемента политической системы, необходимо уяснить его основные признаки. К ним обычно относят: территорию; население; наличие публичной власти, отделенной от общества; наличие права, т.е. обязательных правил поведения, установленных публичной властью; суверенитет государственной власти выражающийся в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами; монополия на легальное применение силы; право на взимание налогов с населения.

На основе вышеизложенного государство может быть определено как особая форма политической организации власти, образуемая национальной или многонациональной общностью на определенной территории, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (государственного аппарата) и материально-финансовых ресурсов (налогов).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. К внутренним функциям относят политическую, экономическую, организаторскую, правовую, социальную, культурно-воспитательную. К внешним -функцию обороны страны,которая заключается в обеспечении целостности, безопасности и суверенитета государства и функцию взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической, социальной, технологической, торговой и прочих сферах с другими странами.

Дальнейший анализ целесообразно сосредоточить на формах государственного устройства и правления. Форма правления - это способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношения его органов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, как устроены, организованы и действуют ее органы, различают две основные формы правления - монархия (абсолютная и конституционная) и республика (парламентская, президентская, смешанная).

Территориально-организационная структура государства является формой его устройства. Формы государственного устройства могут быть различными. В политологии принято выделять такие формы, как унитарное государство, федерация, конфедерация, империя.

Изучая второй вопрос, обратите внимание, что типология государств проводится и по другим признакам, в том числе по действию на их территории Закона (Конституции) и норм права. По этому признаку выделяются правовые и неправовые государства. Рассматривая проблемы правового государства, обратите внимание, что его целостная концепция сформировалась в период становления буржуазного общества в Европе в XVIII - начале XIX вв.

Существуют различные определения правового государства. В самом общем виде можно сказать, что правовое государство - это государство, где на практике обеспечено верховенство закона, норм права, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

Основополагающими принципами правового государства являются: верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни; незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность со стороны государства; взаимная ответственность и доверие государства и личности; разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную; эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона.

Приступая к изучению третьего вопроса, следует подчеркнуть, что становление правового государства тесно связано с развитием гражданского общества. Анализируя данное явление, следует учитывать, что понятие «гражданское общество» появилось в Новое время в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др. В работах этих мыслителей гражданское общество представляет собой результат контракта, соглашения, подразумевающего отношения взаимности, добровольности между государством и гражданином.

Особая заслуга в разработке концепции взаимозависимости гражданского общества с государством принадлежит Гегелю, который при­шел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительной и сложной исторической трансформации от средневековья к Новому времени. По Гегелю, социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и публичной жизни государства. Гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого политического государства.

Таким образом, Гегель пришел к выводу, что есть сфера не только «всеобщих» политических интересов, но и частных, точнее, частнособственнических интересов. Эту сферу он определил как область «гражданского общества».

Особый подход к проблеме гражданского общества прослеживается у К. Маркса, который существенно упростил сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество представляет собой форму, в которой возникло и функционирует буржуазное государство, основанное на частной собственности.

В современных политических теориях идея гражданского общества дополнилась идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп.

Из приведенных выше взглядов на гражданское общество различных представителей политической мысли можно сделать следующий вывод.

Гражданское общество - это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического раз­вития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и воз­растание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина, имеющего равные юридические права со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия.

С учетом происшедшей эволюции современное гражданское общество имеет следующую структуру:

1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других (производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы).

3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

В рамках выполнения этой задачи гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

· На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

· Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сущность понятия государства и каковы его основные признаки?

2. Какие вам известны теории возникновения государства и какую из них вы разделяете?

3. Какой из известных вам взглядов в истории общественной мысли на природу и сущность государства заслуживает наибольшего доверия? Ответ обоснуйте.

4. В чем состоит принципиальная разница между монархией и республикой?

5. Каково основное отличие президентской формы правления от парламентской?

6. В чем сущность существующей на данный момент в России президентской формы правления?

7. Что такое форма государственного устройства? Какие существуют формы государственного устройства? Проиллюстрируйте свой ответ на примере конкретных государств.

8. Какие трансформации за последнее столетие претерпела форма государственного устройства России?

9. Что такое правовое государство?

10. В чем смысл концепции гражданского общества?

11. Можно ли утверждать, что интересы государства и гражданского общества принципиально различны?

12. Какова структура гражданского общества?

13. Перечислите основные функции гражданского общества.

14. Интересы гражданского общества или государства должны, на ваш взгляд, доминировать в современных обществах?

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 12, 15, 22, 24].

Наши рекомендации