Практическое занятие 8. политические процессы и политические конфликты

Цель практического занятия: рассмотреть содержание процессов и конфликта как социальных явлений; проанализировать сущность, виды и способы разрешения политических конфликтов и кризисов; раскрыть специфику этнополитических конфликтов.

Время- 8 часов (2Л.+ 4СРС+2ИКЗ)

Рейтинг занятия-8 баллов

Задание 1. Работа со словарем.

Найдите определения следующих ключевых понятий, которыми необходимо овладеть, чтобы раскрыть содержание данной темы: политический процесс, структура политического процесса, акторы политического процесса, факторы политического процесса, политические субпроцессы, динамика политического процесса, направленность политического процесса, типы политических процессов, демократический политический процесс, избирательный процесс, вертикально организованный политический процесс, горизонтально организованный политический процесс, политический конфликт, экстремальные виды политических процессов, политический кризис, политическая ситуация, политическая революция, политическая эволюция, политический прогресс, политическая модернизация, политический регресс, политическая стабильность, политическая реформа.

Задание 2. Ответьте на контрольные вопросы:

1. Что такое акторы политического процесса?

2. Назовите основные типы политических процессов.

3. Назовите основные принципы демократических выборов.

4. Что представляет собой всеобщее избирательное право?

5. Что такое активное и пассивное избирательные права?

6. Что такое избирательная система?

7. Что такое абсентеизм?

8. .Объясните причины обострения этнополитических конфликтов в конце XX в.

9. В чем отличие субъекта политических отношений от объекта политических отношений?

10. Чем отличается базовый и периферийный политический процесс?

11. Каков механизм принятия политического решения?

12. В чем отличие бунта от восстания, мятежа от бунта?

13. В чем отличие политической реформы от политической модернизации?

Задание 3.Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) Римленд,

б) географический детерминизм,

в)территориальность,

г) Хартленд;

д) геополитический регион;

е) граница;

ж) геостратегический регион;

з) буферное государство;

и) геостратегические линии;

к) многополярная геополитическая система;

л) геополитика.

1) осевой регион, отождествляемый, прежде всего с территорией России и прилегающих к ней земель,

2) рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет,

3) береговые земли, территория на краю суши,

4) совокупность физических, социальных, ма­териальных и моральных ресурсов государства, составляющих тот потенциал, использование которого (а в некоторых случаях даже просто его наличие) позволяет ему добиться своих целей на международной арене;

5) оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе;

6) совокупность процессов и разного рода механизмов, посредством которых живые существа провозглашают, демаркируют и защищают район своего обитания;

7) государство, расположенное между территориями двух или нескольких более крупных держав;

8) концепция, объясняющая явления общественной жизни и политического развития особенностями природных условий и географическим положением страны или региона;

9) регион вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, представляющий собой пространство, в которое помимо территорий регионообразующих стран входят их зоны контроля и влияния;

10) геополитическая система, имеющая несколько центров силы;

часть геополитического региона, отличаю щаяся более тесными и устойчивыми поли­тическими

Используя положения действующего Основного Закона Российской Федерации, проследите, какими конституционными возможностями воздействия на современный политический процесс в России обладают рядовые граждане и представители политической элиты.

Задание 4.Вспомните сущность структурно-функционального подхода. Используя учебную и справочную литературу, охарактеризуйте его ключевые положения. Подумайте, что в рамках данной теории применимо и что неприемлемо с точки зрения научного анализа политического процесса в современной России. Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 5.На основе анализа последних выборов в России, определите, какие избирательные технологии получили наибольшее распространение, какие из них можно отнести к нарушениям избирательного законодательства.

Предположим, в стране прошли выборы в органы представительной власти по мажоритарной избирательной системе. В день выборов проголосовало 24 тысячи избирателей. Их голоса разделились между 6 кандидатами следующим образом:

кандидат А – 500 голосов

кандидат Б – 6000 голосов

кандидат В – 3 000 голосов

кандидат Г – 500 голосов

кандидат Д – 1 500 голосов

кандидат Е – 12500 голосов

Определите, кто из кандидатов в депутаты победил на выборах в случае применения мажоритарной системы абсолютного большинства? Требуется ли второй тур выборов?

Задание 6.Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) консенсус;

б) сепаратизм;

в) конфликт;

г) регулирование конфликта;

д) кризис политического участия;

е) инцидент;

ж) политический конфликт;

з) политический кризис;

и) правительственный кризис;

к) кризис легитимности;

л) компромисс;

м) кризис распределения.

1) кризис, характеризующийся созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь граждан, заявляющих о своих претензиях на власть;

2) соглашение на основе взаимных уступок;

3) согласие значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях;

4) столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации своих интересов в условиях противодействия;

5) стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий;

6) социальные действия, направленные на изменение поведения соперников;

7) состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности;

8) столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, взглядов;

9) кризис, возникающий в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования;

10) кризис, выражающийся в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами;

11) разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию;

кризис, характеризующийся неспособностью правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение.

Задание 7.Сравните типы политической модернизации в России и странах Восточной Европы, раскрыв черты сходства и различия.

Задание 8.Используя положения действующего Основного Закона Российской Федерации, проследите, какими конституционными возможностями воздействия на современный политический процесс в России обладают рядовые граждане и представители политической элиты

Задание 9.Из курса истории вспомните периоды и события в политическом процессе современной России, которые считают критическими.

Какие пути выхода из политического кризиса и кем были использованы

Задание 10. Выясните, в чем заключается сущность политической коммуникации как политического субпроцесса.

Каким образом и через какие институты осуществляется политическая коммуникация в современной России. Приведите конкретные примеры.

Задание 10. В конце XX - нач. XXI вв. наблюдается тенденция роста национального самосознания и усиления национализма. Ученые называют это явление «этническим ренессансом», «этническим парадоксом». Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, но обладает мощным конфликтогенным потенциалом.

Какие факторы, на ваш взгляд, способствуют накоплению межэтнических противоречий, началу борьбы за власть и перераспределение ресурсов?

Назовите основные проявления политического экстремизма в современном мире.

Какие способы и методы используют экстремисты для достижения своих целей?

В каких регионах и странах политический экстремизм сегодня наиболее распространен и почему?

Литература

Основная:

1. Гаджиев К.С. Политология: учебник для вузов / К.С. Гаджиев. - М., 2004. -С. 244-255.

2. Политология / Под ред. М.А. Василика. – М., 2004. – С. 448-507.

3. Политология: Уч. Пособие/ Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш, .В. Бакулина Под ред. Б.И. Кретова.-М.: Высшая школа, 2001-С.247-265.

Дополнительная:

1. Буренко В.И. Политология. Учебник.- М.: Кнорус, 2012- 384с.

2. Василенко И.А. Политология.Учебник.-М.: Юрайт, 2013.- 511с.

3. Гаджиев К.С. Базовый курс.Политология.-М.: Юрайт, 2012.- 467с.

4. Зеленков М.Ю. Политология. Учебник.. –М.: Дашков и К.-2012.-340с.

5. Лавриненко В.Н. Политология. Учебник.-М.: Юрайт,2011.-519с.

6. Политология.-/под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А..-М.: Юрайт, 2012.-840с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9. ТЕМА: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГЕОПОЛИТИКА.

Цель практического занятия: уяснить сущность и современное понимание геополитики, ее структуру, функции и категории; осуществить геополитический анализ современных международных отношений, рассмотреть место и роль России в современной геополитической картине мира на пороге XXI века

Время- 8 часов (2Л.+ 4СРС+2ИКЗ

Рейтинг занятия-8 баллов

Задание 1. Работа со словарем.

Найдите определения следующих ключевых понятий, которыми необходимо овладеть, чтобы раскрыть содержание данной темы: международные отношения, мировая политика, внешняя политика, геополитика, национальный интерес, многополярный мир, национальный суверенитет, политический реализм, политический идеализм, транснационализм, международные организации, международная безопасность, глобализация, международный порядок; географический детерминизм, геополитика, Хартленд, Римленд, территориальность, мировое геополитическое пространство, геостратегический регион, геополитический регион, геостратегические линии, граница, буферное государство, сила (мощь) государства, многополярная геополитическая система, национальный интерес.

Задание 2. Ответьте на контрольные вопросы:

1. В чем сущность мировой политики?

2. В чем специфика международных отношений?

3. Какую роль играет ООН в структуре международных отношений?

4. Каковы основные тенденции в развитии международных отношений на современном этапе?

5.В чем сущность внешней политики

6.Перечислите основные геополитические регионы современного мира.

7.Многополярность как новая геополитическая модель мира.

8. Геополитическое окружение России: внешние вызовы.

9. Прогноз геополитического положения России в XXI столетии.

Задание 3.Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) Римленд,

б) географический детерминизм,

в)территориальность,

г) Хартленд;

д) геополитический регион;

е) граница;

ж) геостратегический регион;

з) буферное государство;

и) геостратегические линии;

к) многополярная геополитическая система;

л) геополитика.

1. осевой регион, отождествляемый, прежде всего с территорией России и прилегаю­щих к ней земель,

2. рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет,

3. береговые земли, территория на краю суши,

4. совокупность физических, социальных, материальных и моральных ресурсов государ­ства, составляющих тот потенциал, использование которого (а в некоторых случаях даже просто его наличие) позволяет ему добиться своих целей на международной арене;

5. оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе;

6. совокупность процессов и разного рода механизмов, посредством которых живые существа провозглашают, демаркируют и защищают район своего обитания;

7. государство, расположенное между территориями двух или нескольких более крупных держав;

8. концепция, объясняющая явления общественной жизни и политического развития особенностями природных условий и географическим положением страны или региона;

9. регион вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, представляющий собой пространство, в которое помимо территорий регионообразующих стран входят их зоны контроля и влияния;

10.геополитическая система, имеющая несколько центров силы;

11.часть геополитического региона, отличающаяся более тесными и устойчивыми поли­тическими, экономическими и культурными связями

Задание 4.Используя материал учебника П.А. Цыганкова "Теория международных отношений" (М.: Гардарики, 2002, - С.20-26), заполните таблицу:

Наши рекомендации