Виды политического сознания. Ответ: С XVII века вияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли

Ответ: С XVII века вияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом проявилось влияние идей французского Просвещения, хотя на русской почве оно было относительным. Многие идеи просвещения, и в частности такие, как теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права личности и т. д., не смогли укорениться тогда в российском общественном сознании. Однако процессы рационализации политической мысли, сближения ее с наукой постепенно набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар.

Так, сторонники идеи просвещенного абсолютизма В. Н. Татищев (1686 - 1750), И. Т. Посошков (1652 - 1726) и другие трактовали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода челове ческого. Государство внимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые действия его оправдывались. Сам правитель рассматривался как просвещенный монарх, правитель-мудрец.

Сподвижник Петра I, церковный деятель Феофан Прокопо-вич (1681 - 1737) пытался соединить идею божественной сущности власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа. Он считал, что государство - результат сознательного объединения людей: по внушению Бога народ передал власть монарху. Таким образом, Бог поставил монарха выше народа и закона, и никто не вправе ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом. Лучшей формой правления Ф. Прокопович признавал абсолютную монархию. Последняя может быть либо наследственной, либо выборной. Более эффективна, по его мнению, наследственная форма, поскольку правящий монарх стремится передать своему наследнику процветающее государство.

Однако под влиянием идей Просвещения нарастала критика концепции просвещенного абсолютизма. На волне критики абсолютной власти родилась идея ее ограничения, введения принципов конституционализма и парламентаризма. Собственно в развитии политической мысли России можно выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное.

6. Этапы становления политологии как науки, основные направления современной политологии.

Ответ: В истории политологии можно выделить шесть основных этапов.
1-й этап представлен мыслителями античности Платон, Аристотель, Цицерон осуществляли поиск вариантов
оптимальных форм правления, способных снять социальные противоречия в рамках государства, возникшего
на основе традиций общинного равенства для обеспечения его целостности и конкурентоспособности.
2-й этап представлен христианскими мыслителями - Августином Блаженным, Фомой Аквинским. Они
теоретически обосновали божественное происхождение власти в христианском мире и ее функциональное
назначение - несение блага. Искажение субъектами светской власти воли и закона бога означало нарушение
прав христиан и предполагало возможность сопротивления власти. Церковь вела борьбу за приоритет
духовной власти для создания системы гарантий реализации прав христиан.
3-й этап связан с мыслителями эпох Возрождения и Реформации. Например, Н. Макиавелли, Ж.Боден,
М. Лютер разрабатывали концепции организации национальных государств, независимых от духовной
власти Рима. В противоположность католической церкви эти мыслители доказывали, что человек не должен
рассматриваться как грешник, он должен быть деятельным, активным. Основная задача власти должна
заключаться в создании условий для проявления его созидательного духа. Единство духовного и
материального начал в человеке отражается в процессе созидания, которое становится нравственной
обязанностью гражданина перед богом и обществом. Результаты созидания закрепляются в собственности,
которая на-* чинает рассматриваться как вознаграждение за добросовестный и честный труд. Отсюда вы-
щ вод - необходимо независимое национальное государство, создающее условия развития сози-"п
дательной активности человека.
4-й этап связан с именами мыслителей эпохи буржуазно-демократических революций. Б. Спиноза, Т. Гоббе,
Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо активно критиковали социально-политические привилегий дворянства
и политические учреждения феодального государства. Политические порядки и институты власти, по их
мнению, должны быть приведены в соответствие с естественными правами человека. Их реализация
обусловлена гражданскими правами человека как субъекта собственности, хозяйственных связей. Интересы
сохранения и развития этих связей диктуют необходимость заключения общественного договора, на основе
которого создается государство. Оно должно использовать власть в соответствии с практическими нуждами
и интересами граждан. Гарантия реализации интересов граждан - разделение властей на основе их
взаимного сдерживания и контроля. Субъектами разделения властей должны стать исполнительная,
законодательная и судебная власти. Представительную власть следует формировать на основе выборов.
Результатом данного этапа развития стало образование республиканской формы правления, принятие таких
важных исторических актов, как "Декларация независимости" в США (1776) и "Декларация прав человека и
гражданина" во Франции (1789).
5-й этап представлен мыслителями, пытавшимися понять последствия Великой французской революции для
развития цивилизации. Теоретически обосновывается идея всеобщего развития на основе диалектических
противоречий субъектов этого процесса. Процесс развития, как это представлялось И. Канту и Г. В. Гегелю,
проходит определенные закономерные этапы, выход за их пределы представляется неразумным,
нарушающим естественный ход истории. Для обеспечения закономерного развития необходимо найти
компромисс между властью и обществом. Гражданское общество, с точки зрения Гегеля, представляет собой
сферу ' активности частного интереса граждан. Государство представляет собой более высокую ету-' "пень
развития, оно пытается реализовать общий интерес, снимая противоречия внутри гражданского общества
Оптимальное взаимодействие между гражданским обществом и государством достигается, по мысли Гегеля,
в рамках правового государства, которое объединяет общество в единое целое, сохраняя политическую
целостность и возможность развития общества в определенных рамках цивилизации.
6-й этап отражает противоречия развития товарно-денежных отношений, рыночного хозяйства и
политиче.

1. Сравнительные политологические исследования - т.е. используются исследования по одному вопросу в
различных странах, с целью дальнейшего сопоставления и нахождения точек соприкосновения или разъединения.
2. Исследования в области международных проблем - т.е. исследования развития цивилизации и глобальной
зависимости экономики разных стран друг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняя
политика, региональная интеграция, власть в международном сообществе, проблемы национальной и
международной безопасности.
3. Исследование отношений между Востоком и Западом - в этой области особое внимание уделяется проблемам
пост авторитарного развития многих стран.
4. Исследование динамики общественного мнения - внимание к предпочтениям избирателей, формированию
имиджа и методам, а так же инструментам проведения избирательных кампаний.
Насколько полно реализуются эти исследования сегодня, можно видеть на примере США. В этой стране
политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число
исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина.
Обретая современный облик, американская школа политологии, начиная с кон.XIX в. , прошла ряд этапов

7. Сущность власти. Специфика политической власти.

Ответ: Политическая власть – особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

Признаки политической власти:

■ делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

■ использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

■ наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Необходимый компонент политической власти – государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме.

8. Проблема легитимации политической власти.

Ответ: За последние двадцать лет произошел переход системы власти в России от советского состояния «мыслить от
имени народа и для народа» к состоянию «мыслить от себя и в пределах своей юрисдикции». Т.е. власть
становится самостоятельным актором, а народ перестает быть единым социальным субъектом и преобразуется в
гражданское общество.

9. Политическая система общества: сущность, структура и функции.

Ответ: Политическая система выступает важнейшей составной частью надстройки общества и включает в себя те надстроечные элементы, в которых наиболее глубоко отражаются коренные политические интересы классов, социальных групп, их реальная деятельность в политической сфере. К таким элементам можно отнести следующие. {.Политические отношения — отношения, складывающиеся между классами, социальными группами, государствами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти. Основную сферу политических отношений в обществе составляет осуществление политической власти. Они взаимосвязаны с другими видами общественных отношений и формами общественного сознания. Реализуясь в деятельности общественнополитических институтов и организаций, политические отношения характеризуют подвижность и динамичность общественной надстройки, выступают основой функционирования и развития политической системы, определяют ее сущность и социальное предназначение.

2. Политическое сознание — осознание формы политики ее субъектами. Содержанием политического сознания выступает совокупность соответствующих идей, взглядов, представлений, оценок, социально-политических чувств. По'глубине отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяются два взаимосвязанных уровня: 1) теоретический, ориентирующийся на раскрытие законов политической жизни общества и воплощающийся в специальных исследованиях, декларациях, программах и т. п.; 2) эмпирический, формирующийся преимущественно на почве практического повседневного опыта людей и фиксирующий непосредственные проявления политической жизни общества, которые отражаются в сумме наблюдений, представлений, настроений и чувств, возникающих у самих субъектов, участвующих в политическом процессе. Политическое сознание носит, как правило, социально-классовый характер, поскольку выражает политические интересы классов, социальных групп. Оно взаимосвязано с другими формами общественного сознания: экономическим, правовым, нравственным, философским и др. Основным каналом распространения политического сознания служат средства массовой информации, государственные и общественные институты и учреждения, деятельность политических партий и движений.

3. Политические и правовые нормы — нормы конституции, законы государства, уставные нормы политических организаций. Они выступают регулятором политических отношений в обществе, закрепляют их, воздействуют на политическое сознание масс, определяют принципы деятельности политических институтов. Законы и другие нормативные акты вносят в общественную жизнь элементы упорядоченности, урегулированности общественных отношений, способствуют укреплению порядка, организованности и законности, защите интересов государства, нации, социальной группы, личности.

4. Политическая организация — единство государственных органов и общественных организаций, посредством которых господствующий класс осуществляет власть. Политическая организация складывается при определенной разнокачественности политической структуры, обеспечивающей достаточную устойчивость связей между ее составляющими. Основное условие этой достаточности — наличие государственных структур.

Политическая организация выполняет функцию непосредственного управления обществом, реализует политические отношения, воплощает в конкретную деятельность политические идеи и теории. Будучи главным средством политического руководства и управления обществом, субъектом политической власти, политическая организация придает политической системе необходимую устойчивость, стабильность, определяет основное направление ее развития, оформляет и закрепляет существующие в обществе политические отношения и формы сознания, политические и правовые нормы, реализует через свои институты интересы субъектов политики.

Существуют и другие подходы к выявлению структуры политической системы. Ролевое представление (Г. Алмонд, М. Вайнштейн и др.) выделяет в ее структуре такие элементы, как роли, взаимодействия, виды и образцы политического поведения. В политической системе как совокупности социально-политических групп и институтов (Д. Истон, Р. Кхан и др.) присутствуют такие единицы, как индивиды, группы, организации группы давления, политические партии и др. Кибернетический подход определяет в структуре политической системы входы и выходы, прямые и обратные связи, процессы принятия решений и др. Индийский политолог П. Шаран выделяет такие элементы, как власть (распределение ресурсов среди конкурирующих групп), интересы, политика (результат взаимодействия между властью и интересами, обычно выражающийся в государственном законодательстве), политическая культура (ориентация на политическую систему). Каждый из подходов отражает ту или иную грань политической системы и имеет все основания для своего существования. Рассмотренные структурные элементы политической системы относительно самостоятельны, но взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют при реализации политических функций.

Функции политических систем могут определяться различными способами, что вызвано сложностью политической жизни. Политическая система может выполнять следующие функции: политическое руководство и управление процессами общественного развития; определение внутренней и внешней политики государства; выработка конкретных программ деятельности по реализации интересов различных слоев населения; организация и регулирование общественных отношений; укрепление социальнополитического единства общества; обеспечение национальной безопасности страны.


10. Типология политических систем.

Ответ: Закрытые политиче­ские системы имеют ограниченные связи с внешней средой, они не восприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы разви­тия внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны.

Открытые системы активно обмениваются с внешним миром, ус­пешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны.

Французский социолог и политолог Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политиче­ских систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим, он выделил пять основных типов:

· либеральные демократиис опорой на либерализм в принятии государственных решений;

· коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к ли­беральным средствам его достижения;

· традиционныеполитические сис­темы, управляемые олигархами, с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;

· становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными режимами управления;

· автори­тарно-консервативные системы, цель которых - сохранение существующего социального и экономического неравенства.

Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл в основу классификации положили комплекс­ный критерий - «стратегия управления», который интегрально включает в себя экономические, культурные, политические характеристики, что обуславли­вает определенные результаты функционирования той или иной политиче­ской системы. Этими учеными выделяются два крупных класса стран: инду­стриальныхи доиндустриальныхнаций, имеющих различные стратегии социально-экономического развития. Индустриальные страны, в свою оче­редь, делятся на демократические (консервативные и социал-либеральные) и авторитарные (радикальные и консервативные) системы, различающиеся своей индустриальной структурой и способом мобилизации граждан. Доин­дустриальные страны подразделяются на неотрадиционные (зона Тропиче­ской Африки), популистские (новые освободившиеся режимы Азии и Латин­ской Америки) и авторитарные (режимы с технократической стратегией мо­билизации населения типа Тайваня, Южной Кореи, Бразилии).

Наиболее распространенным в западной политологии является следующая типология политических систем:

1. Политические системы англо-американского типа. Они отлича­ются однородной светской политической культурой, ориентированной на либеральные ценности, и сильно разветвленной ролевой структурой, пред­ставленной автономными политическими партиями, общественными организациями и т. п. С. Липсет считал, что американская политическая система основана на антиэта­тизме, индивидуализме, секуляризированной политической культуре. Осо­бенность последней состоит в том, что она плюралистична и гомогенна од­новременно. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразие пози­ций, но при этом основные цели и средства политики разделяются всем населением. Характерными чертами политической системы являются развитость разде­ления функций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрокра­тизированность, высокая стабильность.

2. Политические системытоталитарноготипа характеризуютсянавязанной государственной властью политической культурой, ценностями и образцами политического поведения. Поли­тическая культура имеет классовый или националистический характер. Су­ществование других субкультур невозможно. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности и сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информа­ции находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции всех репрес­сивных органов. Политическая активность носит прину­дительный характер.

3. Континентально-европейская системаотличается «раздробленностью поли­тической культуры», наличием изолированных друг от друга субкультур, то есть систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Фрагментарность политической культуры порождают нестабильность, по­этому в европейских странах часто бывают правительственные и парламентские кри­зисы. Имеются в виду политические системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии. Страны Скандинавии занимают промежуточное положение между европейско-континентальной и англо-американскими системами.

4. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой, местной политической культуры. Люди мало восприимчивы к глобальной политиче­ской культуре и ориентируются на местную политическую подсистему (племя, клан, деревню). Множественность таких подсистем затрудняет дос­тижение согласия и компромисса.

Индийский политолог П. Шаран предложил типологию систем, осно­ванную на принципе развития: системы, ориентированные на традиции, ста­тус-кво и на перемены.

Марксизм различает политические системы по типу общественно-экономи­ческой формации: рабовладельческие, феодальные, буржуазные и проле­тарские (социалистические).

Наиболее актуальной применительно к нашей российской действи­тельности является типология, основанная на характере распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества. Базовыми моделями систем, классифицируемых по характеру распределения власти, являются авторитарные и плюралистические системы.

Авторитарный тип властвования в наиболее последовательном виде означает сосредоточенность власти в едином центре, что исключает коллек­тивность, самостоятельность на местах, существование действенной оппози­ции, самостоятельность средств массовой информации. Опыт ряда стран третьего мира показал, что авторитаризм может оказаться достаточно эффек­тивной формой политической модернизации. Но политическая практика сви­детельствует, что он может утвердиться там, где устойчиво доверие к власти, развито законопослушание, сильны элементы традиционного отношения к власти.

Плюралистическая система является противоположностью авторита­ризму и предполагает существование множественности противовесов любой власти, исключает господство устойчивого неизменного большинства. Плю­рализм проявляется в разделении властей в государстве, многопартийности,децентрализации.


11. Политический режим: общая характеристика

Ответ:

Политический режим - это совокупность средств и методов осуществления государственной власти, которые
отображают ее содержание и характер взаимоотношений лица и государства.

Характер политического режима определяется рядом признаков - способом формирования органов власти,
возможностью реализации волеизъявления народа в осуществлении государственной власти, соотношением
органов, которые осуществляют законодательные, исполнительные и судебные полномочия, особенностями
распределения властных полномочий между центральными и местными органами, местом, ролью и условиями
деятельности общественных организаций, правовым статусом лица и тому подобное.

12. Принципы и нормы демократии.

Ответ: Выделяют следующие четыре основных признака демократии: Cуверенитет народа (источником власти является народ) ;
выборность основных органов государственной власти;
равенство прав (равноправие граждан) ;
принцип большинства (подчинение меньшинства большинству) .
Перечисленные признаки являются общими для всех видов демократий, как для античных, так и для современных. Однако, современным демократическим режимам присущи и такие признаки, которых не было и не могло быть в античных демократиях. Речь идет о принципах либерализма, утвердившихся в европейских странах в Новое Время в ходе буржуазных революций и ставших неотъемлемыми чертами современных демократических обществ.
Либерализм как идеология среднего класса — класса зарождавшейся буржуазии, был основан на идее автономности, независимости личности по отношению к государству, невмешательства государства в частную жизнь граждан. Поэтому все, что обеспечивает свободу и независимость личности и есть принципы либерализма.
В экономической области — неприкосновенность частной собственности, свобода частного предпринимательства, рынка, конкуренции, невмешательство государства в экономическую жизнь.
В политической области — гарантированность прав и свобод граждан, последовательное осуществление принципа разделения властей, политический плюрализм (многопартийность) й признание легальной оппозиции (возможность критики правительства) , наличие правового государства и гражданского общества.
Именно эти черты отличают современную демократию (являющуюся одновременно и представительной демократией, и либерально-политическим режимом) от древних античных демократий.
В то же время демократия, в том числе современная, — это наиболее сложная и уязвимая форма политического устройства, допускающая существенные противоречия и имеющая ряд слабых сторон. Она целесообразна в тех странах, где сформировались демократическая культура, высокий уровень общей и правовой культуры граждан, уважение к закону, к собственности, накоплен опыт участия народа в управлении государством. По большей части именно отсутствием этих необходимых предпосылок демократии объясняется то, что в России демократия часто перерождалась либо в анархию, либо в олигархию.
К противоречиям (слабым сторонам) современной демократии обычно относят: принцип большинства (с точки зрения возможности неучета или игнорирования мнения меньшинства) , принцип представительства (в смысле реальной опасности искажения воли народа) и принцип свободного мандата депутатов, означающий независимость депутатов от своих избирателей, невозможность их отзыва, что часто ведет к бесконтрольности деятельности народных избранников и их отрыву от интересов народа.

13. Авторитаризм и тоталитаризм: общее и особенное

Ответ: различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается
в самой структуре власти. В тоталитарной системе центром власти является
одна партия, и партийные органы пронизывают весь государственный аппарат,
общественные организации и производственные структуры. Решения партийных
органов служат руководством к деятельности для всех остальных центров
власти, а также для армии и службы внутренней безопасности.
В авторитарных диктатурах государство обладает высшей ценностью, являясь
средоточием властных функций. Само государство подчиняется в своей
деятельности своду норм, зафиксированных в законодательных кодексах их
стран, и по своей сути призвано осуществлять не рпрессивную, а
управленческую функцию. [28] Безусловно, факты коррупции и прямого
здоупотребления законом в авторитарных государствах более чем часты, но
идея государства как надклассового верховного арбитра, которое в случае
необходимости может силой прекращать социальное противостояние, очень
живуча.
Еще одно из отличий авторитаризма от тоталитаризма заключается в том, какую роль играют в обоих режимах репресии. В период зарождения, становления и господства тоталитарная диктатура осуществляет системаический террор по отношению к своим противникам легально и организованно. Он проводится секретной службой безопасности, значение которой со временем возрастает настолько, что она пытается соперничать с правящей партией за власть. Авторитарный режим также имеет тайную полицию, которая часто попирает закон и терроризирует противников режима. Но массовые узаконенные репрессии с созданием специальных лагерей авторитаризму, как правило не свойственны. Авторитарные диктаторы обычно применяют тактику избирательного террора, направленного на устранение или запугивание оппозиционных депутатов, видных общественных деятелей, несогласных с политикой режима, и т. д. [29] Чаще всего с ослаблением репрессий начинают расти и набирать вес в обществе, в политической борьбе оппозиционные силы, и тоталитаризм постепенно перерастает в авторитаризм.
Конечно, отмеченные различия между диктатурами тоталитарного и
авторитарного типов не следует абсолютизировать. Многие режимы являются как бы промежуточными между ними и объединяют признаки разных типов в силу особенностей своего политического опыта. Целый ряд стран в наши дни совершает переход от диктатуры к демократии и с трудом поддается однозначному определению согласно принятой в современной политологии классификации.

14. Государство как ведущий институт политической системы

Ответ: Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства
определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и
решающим образом влиять на социальные изменения.
Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения жизнедеятельности
людей, дифференциации интересов групп и индивидов.
Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению
конкретных социальных интересов в пределах определенной территории.

15. Политический процесс и его виды

• На основании социокультурного контекста можно выделить технократические, идеократические и харизматические политические процессы. • С точки зрения сфер компетенции государства — внешнеполитические и внутриполитические. • По значимости для общества — базовые и периферийные. • По видам политических режимов - демократические и недемократические. • По степени вовлеченности масс — ангажирующие и неангажирующие. • По степени публичности, т.е. по тому, как элиты и электорат выполняют свои функции, — открытые и скрытые. • С точки зрения устойчивости политической системы — стабильные и нестабильные. • По масштабам, в соответствии с уровнями политики, можно выделить процессы от микроуровневых (межличностные и внутригрупповые) до мегауровневых (процессы мирового масштаба).    
    Политический процесс — форма функционирования политической системы общества , изменяющейся в пространстве и времени ; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.
   
       
       

16. Возникновение и развитие гражданского общества, его современное состояние в России.

Ответ: Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.

Во время посткоммунистических преобразований конца 1980-х – начала 1990-х гг. лозунг «гражданского общества» обобщал требования о прекращении слияния всех аспектов жизни в единое целое, т.е. разделял государство и общество. Эта задача остается одной из важнейших на современном этапе реформирования российского общества. В этом смысле гражданское общество - тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление. Американский исследователь Д.Боуз пишет: «В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждении».[1]

В политологической литературе, нет однозначного понимания гражданского общества. Но в целом преобладает мнение, что гражданское общество - это неполи­тические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциа­ции и организации граждан, законодательно огражденные от пря­мого вмешательства государства. Американский политолог О.Энкарнасьон считает, что гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций.[2] А.Хлопин рассматривает формирование гражданского общества как «процесс структуризации современного российского социума, регулируемого набором правовых норм, общепринятых ценностных ориентаций и неформальных правил».[3]

Разнообразные формы самоорганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Государство должно не «управлять» добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия в государственных делах.

В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. «…Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным?»[4] - вопрошал шотландский мыслитель А.Фергюсон.

Достойное существование человека - это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способности. Государство - лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл его существования в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям.Основной принцип такого общества: государство для человека, а не человек для государства. Правовая регуляция взаимоотношений правового государство и гражданского общества осуществляется по принципам: для власти – запрещено все, что не разрешено законом; для граждан - разрешено все, что не запрещено законом.

По мнению Д.Ловелла, перед посткоммунизмом стоит задача легитимировать вновь созданные институты, как политические, так и гражданские. Именно альтернативные способы легитимации новых институтов и принимаемых ими решений делают необходимым доверие. Оно создает основу широкого общественного сотрудничества, на которой затем возникают добровольные ассоциации и идет экономическое развитие в рамках правового государства. Возможная альтернатива - это попытка обосновать легитимность с помощью этнической или националистической принадлежности. Такое решение не является долговременным, но оно привлекает некоторых политиков, желающих переложить бремя ответственности за собственные политические промахи на чужие плечи.[5]

Укрепление доверия способно консолидировать либеральную демократию и подлинно гражданское общество. Для этого необходимо формировать и отстаивать общественный интерес. Граждан необходимо информировать о новой форме и роли политики, а государственных служащих - относительно природы и важности общественного интереса. Прозрачная и подконтрольная система управления способна решительнее противодействовать злоупотреблениям в экономической и других сферах жизнедеятельности. Однако ввести доверие простым указом невозможно. Оно возникает как привычка и требует постоянной практики.

Наши рекомендации