Развитие политической мысли в России во второй половине XIX и в начале XX века.

В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Ниже представлены краткие характеристики концептуальных построений крупных представителей отечественной политической мысли, внесших серьезный вклад в развитие политической теории

В.С. Соловьев (1853-1900) – крупный религиозный философ, сын известного русского историка С.М. Соловьева, выдвинувший отечественную философию на мировой уровень. Он интересовался также вопросами политической теории: известны его идеи о правовом ("правомерном") государстве, изложенные в работе "Оправдание добра. Нравственная философия" и его учение о "человеческой полноправности", которую государство обязано гарантировать всем гражданам. В.С. Соловьев одним из первых в европейской политической мысли сформулировал идею "права каждого человека на достойное существование", использованную затем теоретиками русского социального либерализма. Он считал, что всякий человек должен иметь не только достаточные средства к существованию (еду, одежду, жилище), но и достаточный физический отдых, для того чтобы пользоваться досугом для духовного совершенствования. Государство должно взять на себя заботу о социально незащищенных слоях населения.

Закономерность возникновения государства и права В.С. Соловьев объясняет несовершенством человека, разнородностью интересов, потребностью их согласования и регуляции. По его мнению, безопасность как одного человека, так и целого общества не может охраняться полностью одним нравственным законом, который окажется не действенным для людей с преобладающими противообщественными настроениями. Для согласования всех интересов, считал он, как раз необходимы юридический закон и государство. Именно В.С. Соловьеву принадлежат знаменитые слова о том, что государство существует не для того, чтобы осуществлять рай на земле, а для того, чтобы не допустить ада на земле.

Для мыслителя государство – это "воплощенное право", "собирательно-организованная жалость", он отстаивает "силу права, а не право силы". Власть должна быть ограничена правом и быть "дееспособной законностью". Концепция В.С. Соловьева о "правомерном государстве", в отличие от западно-европейской традиции, построена на взаимосвязи таких категорий, как нравственность, свобода личности, равенство, справедливость, право, власть, государство. Чтобы не превратиться в Левиафана, по мысли Соловьева, государство должно подчинить себя религиозному началу, только наличие высшей нравственной истины оправдывает власть.

Политика немыслима для него вне нравственности: "разделение между нравственностью и политикой составляет одно из заблуждений и зол нашего века". Право для Соловьева также обусловлено нравственностью: "право – низший предел нравственности, принудительное требование реализации определенного минимума добра". Обусловленность права нравственностью выражается, по Соловьеву, в том, что всегда и везде необходимо, чтобы закон был справедливым. Законы, не соответствующие понятию добра, являются неправовыми и подлежат отмене. Однако, по мнению философа, право должно соответствовать реальным условиям жизнедеятельности, чтобы быть действующим.

В понятии права Соловьев выделяет сущность права (идею права) и форму ее существования (позитивное право, закон). Сущность права состоит в способностях права принудительно обеспечить примирение личной свободы и общего блага.

Н.А. Бердяев (1874-1948) – крупный религиозный философ и политический мыслитель. В молодости пережил увлечение марксизмом, был одним из участников киевского социал-демократического движения, участвовал и в либеральном движении ("Союз освобождения"). С 1920 г. – профессор и зав. кафедрой политической экономии МГУ. После высылки в 1922 г. сначала жил в Германии, а затем в Париже, издавал религиозно-философский журнал "Путь".

Размышления Бердяева о политике тесно переплетены с суждениями о культуре, философии и религии. Различал формальную политику, занятую исключительно средствами жизни, и реальную, устремленную к поиску цели и смысла жизни. Глубинными, подлинными основаниями политики, по Бердяеву, является человек. В центре политической философии Бердяева – вечные вопросы: личность и свобода, человек и государство. Тема государства у Бердяева тесно переплетена с проблемами человека, свободы, добра, зла и нравственности. Он полагал, что свобода, права личности – основополагающие ценности жизни – даются человеку свыше. Поэтому не государство является их гарантом, а высшие объективные начала, имеющие "сверхчеловеческую природу".

Идею государства Бердяев тесно связывал с религией. Он был убежден, что происхождение государства не объяснимо рациональными причинами, оно всегда имеет иррациональную, мистическую основу. Государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Но само по себе государство, определяемое свыше, не есть зло, но может им стать, если будет им отвергнута его религиозная основа. "Государство, – подчеркивал Бердяев, – должно быть сильным, но должно знать свои границы".

Бердяев противопоставляет элитарную, "качественную" демократию, построенную на принципе иерархизма, "формальному абсолютизму народовластия". Для него демократия "как большинство голосов, или механика количеств" ведет не к царству лучших, а к власти толпы, массы – неуправляемой и безответственной. Для него демократия – это прежде всего власть над собой, "самодисциплина" и "самовоспитание личности". Проблема демократии в России требует решения задачи образования как личного характера, так и национального характера русского народа, иными словами, искоренения рабства через практику самоуправления, избрания во власть лучших, т.е. личностей, осознающих свою великую ответственность и возлагающих на себя великие обязанности.

Бердяев одним из первых в мировой политологии, ранее
Х. Арендт, К. Фридриха и З. Бжезинского, выявил онтологические (сущностные) основания и признаки тоталитаризма:

1) претензии частного (одной идеи, нации, класса, группы, личности) на всеобщность;

2) всепоглощающие структуры властвования;

3) массовидность социальной системы;

4) технизация, замена человека машиной, превращение его в винтик социальной машины, разрушающая духовность личности.

Основные труды Бердяева – "Новое религиозное сознание и общественность", "Философия неравенства", "Истоки и смысл русского коммунизма", "Русская идея".

П.И. Новгородцев(1866-1924) – выдающийся русский философ, правовед, историк права, один из наиболее видных представителей либерализма. Окончил юридический факультет Московского университета, затем продолжил свое образование в Берлине и Париже, защитил докторскую диссертацию, стал профессором Московского университета. П.И. Новгородцев не ограничивался научной и преподавательской деятельностью. Он входил в руководство кадетской партии, избирался депутатом Государственной Думы от Екатеринославской губернии. В 1920 г. Новгородцев эмигрировал и в 1922 г. выступил основателем и первым деканом Русского юридического факультета в Праге. Ему принадлежат работы по истории философии права, вопросам теории права и государства, среди которых наиболее известны "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" (909 г.), "Об общественном идеале" (1917 г.).

П.И. Новгородцев был одним из основателей концепции "возрожденного" естественного права. Он полагал, что эта теория несправедливо забыта, что естественное право, с его точки зрения, представляет собой неискоренимую потребность человеческого мышления. Согласно этой теории право разграничивалось на естественное право – результат тысячелетнего, прежде всего, нравственного опыта людей, основу которого составляют непреходящие нравственные ценности, широко известные в религиозных постулатах: не убий, не укради, не обманывай, не прелюбодействуй и т.д., и положительное право – действующее законодательство, система административных и правительственных распоряжений. Следует отметить, что наука того времени сводила право исключительно к положительному. П.И. Новгородцев же совершенно определенно, в духе В. Соловьева, указывает, что в основе правопорядка должны лежать нравственные начала.

Таким образом, П.И. Новгородцев высказывает важную мысль о связи права и нравственности, о недопустимости их полного разделения, считая, что только религиозно-нравственное обоснование права и придает ему силу и эффективность, побуждая человека к повиновению. Мораль столь же неизменна, рассуждал Новгородцев, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически безразлично для другого. Право же и правосознание подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Проблема заключается в том, чтобы в процессе совершенствования права:1) не выходить за пределы моральных критериев и 2) направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном обществе. Иными словами, речь идет о необходимости гармонизации позитивного права с естественным правом, причем естественное право выступает в качестве идеала или нравственного критерия для положительного права.

П.И. Новгородцева следует рассматривать не только как теоретика правового государства, но и как теоретика социального либерализма и социального государства. Он критикует классический либеральный подход к государству как ограниченный. Новгородцев писал, что цель права – охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. В этих условиях необходимо создать материальные гарантии свободы. Решение этой задачи, заключал ученый, должно взять на себя государство. Таким образом, Новгородцев обосновывает право каждого на "достойное человеческое существование". Обладая нравственной природой, это право, рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. Он призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия в рамках позитивного права

Наши рекомендации