Философская стадия развития политологии
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ.
Подходы к периодизации истории политической науки.
Философская стадия развития политологии
Эмпирическая стадия развития политологии.
Этапы развития современной политологии
Подходы к периодизации истории политической науки.
Политическая наука - одна из самых молодых гуманитарных дисциплин, завершившая процесс своей институционализации и оформившаяся как самостоятельная отрасль научного знания лишь к концу 40-х гг. XX в. Как всякая наука, она имеет свою историю возникновения, становления и развития. Нельзя отождествлять политические учения и идеи прошлого (т.е. процесс накопления знаний о политике) с политической наукой в собственном смысле слова, хотя длительное время элементы этой науки развивались в рамках философских и общих социальных учений. Поэтому единого подхода к периодизации истории политической науки нет, поскольку различные ученые предлагают разные критерии этой периодизации.
1. Известный французский ученый М. Дюверже, например, выделяет три крупных периода в истории формирования, эволюции и институционализации политической науки в зависимости от степени ее зрелости: 1) предыстория, от античности до конца XVIII в., представленная Аристотелем, Н. Макиавелли, Ш.-Л. Монтескье и другими мыслителями древности, средневековья и начального периода Нового времени: политической науки как таковой еще не существует; 2) XIX в., «отмеченный» заслугами А. де Токвиля, О. Конта и К. Маркса, когда политическая проблематика попадает в поле зрения такой науки как социология, т.е. очерчивается область знаний, которой занимается конкретная наука (общественная, но еще не политическая); 3) современный период, на который приходится собственно история политической науки, т.е. занявший несколько десятилетий (конец XIX – начало XX вв. – в его понимании) процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук.
Дополненная и несколько измененная хронологически впоследствии, эта периодизация приобрела следующий вид:
1) древний период – эволюция представлений о политике от ее религиозно-мифологического восприятия к рациональному толкованию;
2) новый период (XVI–XIX в.) – формирование теоретико-идеологической базы науки о политике;
3) новейший период (первая половина XX ст.) – окончательное утверждение политологии как науки, становления как самостоятельной образовательной дисциплины;
4) современный период (со второй половины ХХ ст.) – выделение и самостоятельное развитие субдисциплин политологии (политический менеджмент, политическая аналитика и прогнозирование, избирательный инжениринг и тому подобное).
2. "Парадигмальная периодизация» Томаса Куна.
Смысл "парадигмы" – по Томасу Куну, автору эпохального труда „Структура научной революции”: „...практика научных исследований в области астрономии, физики, химии или биологии обычно не дает никакого повода для того, чтобы оспаривать сами основы этой науки, тогда как среди психологов или социологов это встречается сплошь и рядом. Попытка найти источник этого отличия привела меня к осознанию роли в научном исследовании того, что я впоследствии стал называть "парадигмами". Под парадигмами я имею в виду признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений”...
Достаточно условно парадигмы в системе политологического знания подразделяют на: теологические, натуралистические, социальные, рационально критические. Выделение основных парадигм, на которых основывается политология, дает возможность объяснить связь политологических теорий с наиболее общими научными и социально-философскими исследованиями, увидеть, как изменяются представления о политической картине мира.
3. Ступени (или стадии) развития профессора Гарвардского университета К.Дойча
Каждая общественная наука, в том числе и политология, проходит три ступени развития – философскую, эмпирическую и ступень ревизии эмпирического состояния (или ступень рефлексии).
Попытаемся совместить эти подходы и рассмотреть историю мировой политической мысли с учетом степени зрелости, парадигмального подхода и стадий.
Философская стадия развития политологии
Первая, философская стадия развития политологииохватывает период приблизительно со времен Аристотеля до гражданской войны в Америке (1861 – 1865 гг.) – древний и новый период.
Это было время накопления философского знания об обществе и политикеи самых весомых открытий. Уже в Древней Греции Аристотель (384-322 гг.до н.э.) дал определение политических режимов и ввел такие термины, как «монархия», «аристократия», «олигархия», «демократия» и др. Аристотель положил начало политической науке, как Геродот - истории. Политическая наука исследует государство (полис). Учение о нем он развил в трудах: «Политика», «Афинская Полития», «Этика», «Риторика». С того времени политическая философия стала неотъемлемой частью духовной жизни общества. Аристотель выделял три правильные формы правления (монархию, аристократию, политию), при которых правители отстаивают общую пользу, и три неправильные (тирания, олигархия и демократия), при которых достигается лишь личная польза для правителей. Идеалом государственного строя Аристотель считал конституционное правление. Над всем должен властвовать закон и только закон.
Государство в трактовке Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. е.) — прославленного римского оратора, государственного деятеля и мыслителя, — это согласованное правовое общение. Его взгляды изложены в трудах: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Цицерон считал, что естественное право возникло раньше писаных законов и раньше, чем любое государство. Именно государство по своей сути является воплощением того, что есть справедливость и право. Таким образом, Цицерон стоял около истоков понимания идеи «правового государства».
На этом этапе развития появляется теологическая парадигма.
На ранних этапах существования общества господствовало сверхъестественное толкование политической власти, ведь люди еще не были в состоянии обосновать внутренние и внешние факторы политических явлений. Такое толкование политики трудно назвать концептуально-теоретическим. Поэтому считается, что интерпретация теологической парадигмы политики утвердилась, начиная с трудов Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1225-1274) исходил из того, что существует три элемента власти: принцип, средство и существование. И если первый идет от Бога, то второй и третий – от коллективного человеческого ума, от народа. Божественное право, по его мнению, дает власть не одному человеку, а многим. Могущество власти идет от бога, а роль и назначение человека заключаются в необходимости самого точного и полного отображения в своем поведении предопределений Всевышнего.
Современная политология считает, что тоталитарные режимы точно скопировали логику политических взаимоотношений людей и власти, предложенную средневековым философом. Теологическая парадигма исходила из того, что люди в своей массе не могут понять наивысшие предопределения Бога, и потому власть несет в себе вечную невыясненность, загадку, выяснить которую могут только посредники между народом и Богом. Нежизненность и непродуктивность этой парадигмы делают ее в современный период сугубо умозрительной конструкцией, которая не способна решать политические проблемы.