Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие. Диалектика как философская теория развития. Современные дискуссии о значении диалектики

Окружающий нас мир постоянно меняется, он развивается, выходит на качественно но­вые стадии существования. Развитие — закономерное, направленное качественное изме­нение материальных и идеальных объектов. Философское осмысление Р. означает вос­произведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процес­сов реальности. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта. Процесс Р. неоднороден; внутри его обнаруживается диалектическое переплетение разнонаправ­ленных тенденций: общий поток прогрессивного Р. сочетается с изменениями, образую­щими т. наз. тупиковые ходы эволюции или даже направленными в сторону регресса.

Динамическая организация бытия состоит в том, что лю­бое конкретное явление объек­тивно подвержено непрерыв­ным изменениям Специфика этой динамики вос­производится в онтологии прежде всего с помощью катего­рий движения, развития и покоя.

Все изменения, присущие бытию мира, обозначаются понятием движения. При этом под движением понимается не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые изменения состояний предметов и явлений -это и взаимные превращения элемен­тарных частиц, и рас­ширение Метагалактики, и изменения в клетках организма, и измене­ния социальных процессов, и изменения духовных феноменов.

Движение внутренне присуще бытию, это его атрибут, коренное, неотъемлемое свой­ство. Признание неразрывнос­ти бытия и движения означает его абсолютность. Движение так же абсолютно, как и бытие. Движение характеризуется чертами внутренней противо­речивости.

Противоречивая сущность движения проявляется и в его единстве с покоем. Движение неразрывно связано со своей противоположностью - покоем. Понятие покоя представля­ет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность пред­мета, сохранение его каче­ства, т. е. покой относителен, а движение абсолютно.

Можно выделить два основных типа движения: 1) движе­ние при сохранении качества предмета, системы, когда при различных изменениях сохраняется соответствующий на­бор признаков, позволяющий говорить о предмете или системе как определенном пред­мете, отличном от других; 2) тип движения, связанный с преобразованием качества пред­метов и процессов, с их качественными изменениями или в сторону их усложнения, фор­мирования более слож­ных систем, или в сторону распада системы на составляю­щие ее элементы, представляющие собой иные качествен­ные состояния. Процессы, которые свя­заны с преобразова­нием качественных состояний предметов, характеризуются как разви­тие. Тип движения - от низшего к высшему, т. е. дви­жение по восходящей линии, есть прогресс. Противополож­ное же ему движение - от высшего к низшему, движение по нис­ходящей линии есть регресс.

Диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Основные принципы теории диалектики - прежде всего принципы развития и взаимо­связи. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным измене­ниям развития и находится в определенной зави­симости от других явлений.

Формой познания сложных, гибких противоречивых, универсальных связей бытия служат парные категорииД., отраж. противопол. стороны явлений и процессов. Катего­рии диалектики: 1. сущность и явление. 2. содержание и форма. 3. качество и количе­ство. 4. единичное и общее. 5. причина и следствие. 6. необходимость и случайность.

К основным законам материалистической диалектики традиционно относят:закон вза­имного перехода количественных и качествен­ных изменений - изменения рано или поздно нарушают его меру и вызывают переход явления в новое качественное со­стояние;закон единства и взаимодействия противоположнос­тей, утверждающий, что основным источ­ником раз­вития явлений служат их внутренние противоречия. закон отрицания отрица­ния- любое развитие есть, с одной стороны, движение яв­лений вперед, к новым качествам, а с другой - повто­рение на новой основе отдельных свойств прежних качеств.

Неосновные законы диалектики :закон соотношения единичного и общего: всякое об­щее реализуется в единичных свойствах и связях развива­ющегося явления;закон соотно­шения необходимости и случайности: не­обходимость проявляется в развитии явлений че­рез случайности и дополняется ими.;закон соотношения содержания и формы: содержа­ние явления определяет форму его развития, которая спо­собна влиять на данный про­цесс;закон соотношения причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие опреде­ленных причин;закон соотношения возможности и действитель­нос­ти: развитие есть превращение присущих ему возможностей в новую действитель­ность с новы­ми возможностями;закон соотношения сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность; закон соотношения части и целого: развивающееся яв­ление есть целостное взаимодействие своих частей.

Все эти (и многие другие) законы и категории материа­листической диалектики функ­ционируют в мышлении че­ловека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания. Они ориентируют познающего субъек­та на анализ любого явления в его закономерном развитии и связи с другими явлениями, на исследование присущих ему меры, противоречий, взаимодействий старого и нового, его индивидуальных и общих с другими явлениями призна­ков, необходимых и случайных черт и т. д.

Д. не является единственной теорией о развитии всего сущего. Cуществуют и другие теории со сходным предметом философского интереса. В функционировании Д. сущест­вует внутренняя и внешняя противоречивость, что обусловило наличие дискуссий о зна­чении Д. Существуют различные подходы к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия. Оно может быть рассмотрено в трех основных аспектах.

1. Сущ-ют разные учения в самой теории Д., обусловленные принципиально несовмес­тимыми подходами к познанию и изменчивости бытия: наличие в теории Д. идеалистиче­ского и материалистического учения. Идеалистическая Д. ориентируется на обоснование первичности развития идей и понятий. Материалистическая Д. аргументирует первич­ность развития материи, бытия, отражаемого законами, понятиями и принципами. Хотя обе эти Д. объясняют развитие бытия и при этом используют одни и те же понятия, за­коны и принципы.

2. Возникли и сложились учения вне Д., составляющие ее оппозицию. Главной альтер­нативной Д. явл. Метафизика – совокупное учение о связях и развитии, о способах и фор­мах познания, объясняя их принципиально другими методами, чем Д. Сторонники М. ут­верждают, что движение не может исходить из самой материи, его причиной явл. внеш­ний толчок. Характер развития состоит в эвслюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и качественного развития как в Д. Д. видит мир целостным и взаимосвязанным, М. - состоящим из отдельных вещей и явлений.

3. Д. противоположна М. как методу познания. Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности.

Таким образом, на сегодняшний день не существует однозначного отношения к Д.

11. Особенности социальной диалектики. «Столкновение» с будущим: эскалация перемен и ускорение «ритмов истории»

Диалектика общественного развития - это диалектика противоречий "живой жизни" людей. Человеческое общество - сложная динамическая система разнообразных материальных и духовных отношений индивидов и социальных групп. В отличие от про­цессов природы нельзя рассуждать о развитии общества, отвлекаясь от потребностей, ценностных ориентаций, воли, разума, чувств людей, характера их практических дейст­вий. Ведь история есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Объединяясь в большие социальные общности (классы, нации, государства, коллективы и др.) на основе в первую очередь отношений материального производства, люди сами (со всеми своими особенностями) предстают важнейшим фактором объективной диалек­тики общественного развития.

При рассмотрении социальных процессов нужно непременно учитывать содержание практической деятельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи, соотношение материальных и духовных факторов, сочетание сознательного целеполагания и стихий­ности, взаимопроникновение классового и общечеловеческого в жизни отдельных индиви­дов и их сообществ. Человеческие качества существенно модифицируют функциониро­вание всеобщих законов развития. Человек живет в сложном переплетении производст­венных, политических, познавательных, управленческих, нравственных и иных общест­венных отношений и социальных действий. В одних случаях он выступает как индивиду­альный деятель. Во многие события человек оказывается включенным в составе совокуп­ного субъекта (группы, класса, нации). Практические действия предпринимаются людьми на основе сознательного выбора в конкретных социальных ситуациях. В нынеш­ний период коренных изменений в нашем обществе каждому деятельному субъекту (и прежде всего руководителям любого уровня, бизнесменам, журналистам, актерам, спе­циалистам народного хозяйства, инженерам) приходится работать в мире нарастаю­щих противоречий, учиться овладевать ими, быть постоянно нацеленными на творче­ский поиск и инновации. В этих условиях особо важно понимать специфику противоречий в обществе.

Важнейшая особенность социального прогресса — возрастание его темпов, или, по Б.Ф.Поршневу, «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху. Скорость и радикальность социального обновления — результат прежде всего возрастания численно­сти населения. Согласно демографическим данным, в неолите население всего земного шара едва превышало 25 млн человек, оно достигло 220 млн к началу нашей эры и милли­арда — в начале XIX века.

Причина «ускорения ритма истории», конечно, не сводится лишь к увеличению чис­ленности мирового населения. Численность населения должна быть умножена на его ак­тивную вовлеченность в историческую действительность, на его образованность, произ­водительность труда, на политическую сознательность. Ускорение социального про­гресса — это кумулятивное следствие, слагаемое многих объективных факторов, дейст­вующих в истории: наряду с возрастанием роли народных масс и демократизацией обще­ственной жизни они включают в себя раскрепощение личности и увеличение ее свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человека по отношению к природе, вовлечение все более широкого круга народов в международное общение и об­мен результатами своей деятельности, интернационализацию социально-экономических, политических и культурных процессов, увеличение средней продолжительности жизни в развитых странах.

По насыщенности политическими событиями и социальными преобразованиями, эко­номическими переменами и технологическими нововведениями, по интенсивности меж­дународного обмена деятельностью в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI века смело мог быть приравнен к десятилетию в XIX веке, к столетию в средневековье и античности, к тысячелетию в глубокой древности. В этом уплотнении исторического вре­мени, в сопоставлении с его хронологическими рамками, то есть в «ускорении ритма ис­тории», с очевидностью проявляется стремительное возрастание темпов социального про­гресса в ходе поступательного развития цивилизации на нашей планете.

Наши рекомендации