Развитие как философская проблема. Диалектика как философская теория развития.Синергетика и проблемы глобального эволюционизма в современной картине мира

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот.как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот.рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Диалектика.Диалектика в своем развитии прошла 3 этапа: 1. Стихийная диалектика древних(Гераклит, Сократ, Зинон, Парменид). 2. Диалектика немецкой классической философии. У истоков диалектического мышления стои Кант. Оформление диалектики в с-му понятий, законов и категорий происходит у Гегеля. 3. материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс). Диалектике был придан универсальный статус: развивается и природа, и общество, и человеческое сознание. Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная-о развитии мира. Субъективная:а).отражение объективной диалектики в мышлении;б)специфические законы человеческого мышления;в)теория диалектики. Различают позитивную и негативную диалектику. Позитивная-представлена разработкой отдельных диалектич.идей и закономерностей(Сократ). Негативная0отрицание истинности и сущности всего того, что содержит в себе внутреннее противоречие (Парменид, Зинон). Альтернативы диалектики. Не сущ. Альтернатив объективной диалектики, но сущ. Альтернативы субъективной.1). Догматизм_ ставит под сомнение относительность человеческих знаний.2).Релятивизм- абсолютизирует относительность знаний.3). Скептитизм-абсолютизирует неполноту знаний. В последнее время в качестве альтернативы диалектики рассматривается синергетика. Центральные понятия в синергетике:неустойчивость, нелинейность, неравномерность, открытость, альтернативность, хаос, порядок, случайность.

Синергетика.

Проблема самоорганизации материальных систем в 20 веке стала одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Но обе эти области исследования имеют дело, в основном, с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов.Решение этой задачи взяла на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой(основоположники Г.Хакен и И. Пригожин), - область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в открытых системах. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующих структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., но суть этих процессов удалось раскрыть позже, в частности, на основе термодинамических принципов И.Р. Пригожина.Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять многие философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении.Значение синергетического подхода к изучению природных процессов трудно переоценить. Можно утверждать, что именно синергетика на настоящий момент является наиболее общей теорией самоорганизации. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, на языке математики описывает механизмы структурогенеза, в её рамках способность к самоорганизации выступает как атрибутивное свойство материальных систем.Центральными понятиями являются: неустойчивость, нелинейность, неравновесность, открытость, альтернативность, хаос, случайность, точка бифуркации (точка ветвления), диссипативная структура (структура, существующая на грани порядка и беспорядка).

Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма,выстраивающая общую схему единого мирового развития. Она ис­ходит из следующих принципов: системности, самоорганизации и эволюции,которая представлена следующими видами - косми­ческая, химическая, биологическая и социальная, объединенными между собой генетической и структурной преемственностью.

Глобальный эволюционизм–результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биоло­гии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосфе­ры и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).

В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласноИ. Н. Моисееву, следующие исходные принципы:

• Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;

• эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и умень­шения их стабильности;

во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;

17. Понятие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существование и развитие человека и общества. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению. Человеческое общество представляет собой часть природы. В организме каждого человека протекают природные химические, биологические процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Происходит обмен веществ между человеком и природой – необходимое условие существования человека и общества. Органическая связь человека и природы заставляет учитывать природные факторы в развитии общества. Природный фактор является одним из фундаментальных в развитии человеческого общества. В истории не раз озвучивалась мысль о том, что климат, природные богатства, географическое местоположение страны играют роль в судьбе страны. Географический детерминизм (Монтескье, Мечников, Бокль), геополитическая доктрина (Ф. Ратцель, Р. Челлен). В современном индустриальном и постиндустриальном обществе получение продуктов труда уже не в такой степени задается ритмами и циклами природы. Благодаря преобразовательной деятельности человека, стало возможным значительное изменение природной среды и получаемых из нее ресурсов. Человек уже не просто берет у природы готовые материалы, но создает на их основе искусственные, тем самым расширяя возможности удовлетворения собственных потребностей. Сегодня 1/3 суши стала зоной искусственных ландшафтов. На этом основании появилось понятие техносферы (40-50е гг 20 в), понимаемое как область действительности, для которой характерно применение техники. Техносфера стала искусственной средой обитания человека, что означало переход общества к неведомой прежде форме эволюции. Не менее значимым в этих условиях становится обращение к понятию ноосферы – сферы взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. По существу, ноосфера – это качественно новое состояние биосферы, связанное с появлением человека и его сознательной деятельностью. Автор учения о ноосфере В.И. Вернадский полагает, что формирование сферы человеческого разума как решающего фактора эволюции накладывает на человека определенную ответственность за его отношение к природе. Коэволю́ция — совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов (Н. В. Тимофеев-Ресовский в 1968 г). Экологическая проблема является центральной проблемой современности, поскольку от ее решения зависит само дальнейшее существование человечества. Для изменения ценностных установок человека и общества в целом по отношению к природе требуется новое осмысление природы и существующей иерархии ценностей. Существует настоятельная потребность в новой философии природы, которая могла бы стать мировоззренческо-методологической основой теории взаимодействия общества и природы в современных условиях. Коэволюционная стратегия задает новые перспективы для орга­низации знания, ориентируя на поиск новых аналитических единиц и способов понимания сопряженности мира природы и мира культу­ры, осмысления путей совместной эволюции природы и человека, би­осферы и ноосферы, природы, цивилизации и культуры. Стратегией перехода к режиму коэволюции является разработка экологи­ческой этики, которая могла бы обеспечить коэволюцию человека и биосферы. И сейчас вопрос стоит так, что отношения человека и природы должны складываться на основе поиска области совпадения интересов.Из понимания того, что природа есть самоорганизующаяся система, следует, что производительные силы, создаваемые человеком, не только не должны нарушать естественное динамическое равновесие в природе, но и созданная его руками "вторая природа", или техногенная цивилизация, должна быть продолжением первой. Человеческой цивилизации необходимо перейти от техноценоза к коэволюции с природой. Эгоистический индустриально-урбанистический путь развития ведет к материальным и моральным потерям, составляет угрозу самому человечеству. Чисто экономического критерия эффективности для выбора вариантов развития экономики уже недостаточно. Человек должен принять во внимание не только свои сиюминутные интересы, но и "интересы" природы. При этом нельзя забывать и о главной цели - разрешении экологического кризиса через переход к устойчивому развитию, по отношении к которому коэволюция выступает то ли как средство его реализации, то ли даже как заменяющее его понятие. В конце XX века инновационный цикл в передовых отраслях занимал около 10 лет. А теперь сопоставим две этих цифры - 10 лет, требуемых на создание новых промышленных технологий, и 104 лет, затрачиваемых на формирование новых видов. Правомерно ли при разнице в четыре порядка говорить о возможности какой бы то ни было содружественной эволюции природы и человека? И если правомерно, то в каком виде мыслятся тогда коэволюционные изменения в биосфере в ответ на инновации в человеческом хозяйстве? Может быть, в форме скажем, появления бактерий, способных разлагать полиэтилен или обращать в бокситы и нефелины горы пустых алюминиевых банок. Но, может быть, человек сумеет как-нибудь ускорить процесс видообразования в биоте, умножив тем самым ее "коэволюционные способности"? Например, путем создания новых видов "в пробирке" или модификации генетического аппарата уже существующих. Даже не обсуждая опаснейших последствий интродукции в природу организмов с искусственной генетической структурой, скажем только, что реализация подобных планов означала бы конец естественной эволюции биоты и ее превращение в систему, чье развитие направленно регулируется человеком.

Экол. Проблемы. Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель Римского Клуба А. Печчеи: “Истинная проблема человеческого вида в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир”. Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы.

Наши рекомендации