Понятие и структура политической системы

Понятие “политическая система” позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нем политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти.

Стимулирующим фактором в становлении и развитии теории политических систем явилась разработанная Богдановым А.А. и Л. фон Берталанфи общая теория систем. Опираясь на их методологию, Талкотт Парсонс подошел к рассмотрению общества как весьма сложной системе управления, состоящей из относительно автономных систем: экономической, политической и духовной. Каждая из названных систем осуществляет специфические функции. Назначение политической системы по Т.Парсонсу – обеспечение интеграции, выработка и реализация общих целей. Этим фактически и ограничился исследователь в толковании понятия “политическая система”.

Идеи Т.Парсонса основательно углубил и разработал другой американский политолог Д.Истон, которого многие специалисты считают основателем теории политических систем. В работах “Политическая система” (1953), “Предел политического анализа (1965) он представил политическую систему как развивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы – команды.[c.298]

У системы есть вход, на который из окружающей социальной и культурной среды поступают импульсы – требования и поддержка. На выходе системы – политические решения, осуществляются политические действия, направленные на их реализацию. Требования – первый вид входящих импульсов. Характер требований самый разнообразный. Они могут касаться распределения благ и услуг, расширения возможностей образования, продолжительности рабочего времени, правил движения автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, совершенствования законодательства о браке, здравоохранении, обеспечении общественной безопасности и т.п.

Второй вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплате налогов, различных обложений, труд на общественных началах, усердная воинская служба); соблюдение законов и директив государственной власти; активное участие в политической жизни с целью сохранения и утверждения политических ценностей; почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике (к гимну, флагу, официальным ритуалам). Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно.

Импульсы – требования и импульсы-поддержки должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше того в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию. Может наступить ее стагнация.

Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависят в значительной степени от типа политической системы. Антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение недовольства властями, их способности защищать интересы народа. Поэтому такого типа системы стремятся поставить под сомнение справедливость требований населения и подавляют их различными средствами. Демократические, [c.299] конституционные политические системы, как правило, рассматривают запросы и требования, идущие от различных групп населения, как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды.

На выходе системы – “исходящие” легитимные, обязывающие политические решения, действия по их реализации. Продукты деятельности политической системы могут приобретать разные формы и содержание: распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов, законодательные акты регулирующие поведение граждан в различных ситуациях; постановления, касающиеся возврата долгов системе; уточнение или введение политических символов; заявления о политической линии и намерениях и т.п. Обычно все вышеназванные “исходящие” политические системы связаны с поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть ответом на требования населения.

Подход Д.Истона в определении модели политической системы не дает возможности объяснить почему порой правительство принимает решения, которые не исходят из требований граждан, более того, часто противоречат их интересам и требованиям. Взять к примеру, решение американских правящих кругов о развязывании войны во Вьетнаме или решение правящей группы политбюро ЦК КПСС о вводе войск в Афганистан. В этих решениях народ, конечно же, никак не был заинтересован. Можно было сослаться и на другие весьма непопулярные политические акции. Принятие такого рода политических решений продиктовано импульсами (требованиями), исходящих не из внешней социально-культурной среды, а от внутренней правящей элиты, принимающей решения.

Теория политических систем Истона подвергалась основательной критике за поверхностный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий. При этом Истона упрекают за то, что он в движении от институционального подхода к бихевиоральному остановился на полпути.

Иной подход к определению политической системы предлагает Г.Алмонд. Он считает необходимым на первый [c.300] план выдвигать целевой, поведенческий аспект различных структур, входящих в политическую систему. С его точки зрения политическая система – это различные формы политического поведения как государственных, так и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный и ориентационный. Если первый сосредоточен преимущественно на исследовании государственных и негосударственных политических институтов, то второй ориентирован на изучение политических структур, которые в своей совокупности образуют политическую культуру. Г.Алмонд подчеркивает, что в отличие от всех других общественных систем и организаций политическая система наделена правом применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения. “Это узаконенная сила, – пишет он, – пронизывающая все “входящие” и “исходящие” факторы общества, придавая ему особые свойства и смысл, обеспечивая его сплоченность как системы”(1).

По мнению политологов Уорда и Макридиса, “политическая система представляет собой механизм для выявления и постановки проблем, а также для выработки и контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений, в разных обществах определяемой по-разному” (1, 48). Официальный механизм, с помощью которого проблемы и решения на законных основаниях выявляются, ставятся в повестку дня, вырабатываются и приводятся в действие, называется правлением (или государственным управлением). Но правление не охватывает всего содержания понятия “политическая система.

В последнюю наряду с правлением включаются и негосударственные, неформальные структуры, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, а также на выработку и реализацию решений в сфере государственных отношений. В число этих факторов и структур входят: историческое наследие и географические ресурсы – социальная и экономическая организация общества, его идеология и системы ценностей, политический стиль, интересы партий и структура руководства.

Известный индийский политолог П.Шаран более определенно заявляет: “понятие политической системы более емкое, чем понятие государственного управления, [c.301] поскольку оно охватывает всех лиц и все институты, участвующие в политическом процессе” (1, 49).

В советской политической литературе вплоть до середины 70-х годов аналогом понятия “политическая система” было понятие “политической организации общества” (2). Политическая организация общества включала государство со всеми его органами, негосударственные организации и прежде всего КПСС, профсоюзы, молодежные организации. Считалось, что ядром политической организации является КПСС направляющая, мобилизующая и руководящая сила общества. Монопольное положение КПСС в политической жизни общества в значительной мере принимало роль государства, подавляло инициативу, творчество, политическую самостоятельность других субъектов политики. С начала 80-х годов категория “политическая система” стала утверждаться в философской, политической литературе советского общества. Но объем, содержание этой категории истолковывались все же иначе, чем в зарубежной политической науке (3). В соответствии с марксистским подходом обусловленности политической надстройки экономическим базисом, социально-классовой структурой общества политическая система жестко связывалась с определенным типом формации.

Политическая система общества определилась как сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть. Из приведенного определения просматривается абсолютизация институционального подхода и сужение масштабов и взаимодействия политической системы с другими социальными структурами общества, психологическими, идейными установками правящей элиты и политических лидеров.

Каково методологическое значение категории политическая система для анализа государственного, политического управления в различных регионах мира? Во-первых, с ее помощью легче отделить политическую сферу от государственной, раскрыть их взаимодействие между собой. Во-вторых, легче сопоставить элементы государственной политики и политики общества, отличить государственное управление от управления в обществе в целом. В-третьих, системный подход позволяет обнаружить много общего в различных типах политических [c.302] систем, определить тенденции их модернизации и пути сближения. В-четвертых, эвристические возможности этой категории позволяют изучать динамику различных национальных политических структур в сравнительном ключе на протяжении длительного времени, помогают оценивать политический климат страны и на этой основе принимать наиболее оптимальные политические решения.

Политическая система выступает как динамическая целостная система в органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной, этнической, религиозной. Границы политических систем подвижны. Они изменяются в период агрессивных войн, активного добровольного участия граждан в политической жизни. Субъектами политики порой становятся отдельные граждане, социальные группы, общественные организации, для которых политическая деятельность является не профессиональной, а побочной, на общественных началах, или эпизодической (участие в выборах, митингах, демонстрациях).

Функционирование национальной политической системы происходит как во внутренних социальных, экологических, географических и иных условиях, так и в международной среде, состоящей из более масштабных политических систем, например, НАТО, ООН и др.

На политическую систему воздействует большое число факторов. Среди них особую роль играют два: географический и социально-экономический. Географический фактор по разным направлениям оказывает влияние на политическую систему. Например, островное положение Англии в различные исторические периоды спасало ее от вторжения иноземных захватчиков, давало возможность правящей элите тратить меньше средств на содержание армии и флота и больше выделять ресурсов на создание социальной и политической инфраструктуры. Великобритания испытывала значительно меньшее влияние на формирование политических и культурных норм и ценностей по сравнению с континентальной Европой. Географическое положение США в сочетании с большими территориальными пространствами, наличием больших массивов плодородных земель, богатством сырьевых ресурсов, открытыми границами способствовало динамическому экономическому развитию, формированию специфических политических традиций, демократического [c.303] образа жизни. Ограниченные территории, бедность полезными ископаемыми (Япония, Корея) побуждают население, правящую элиту этих стран проявлять особую заботу о создании эффективной экономики, способной успешно конкурировать на мировом рынке. Итак, географические факторы (включая природные ресурсы, климат и население) способны оказывать значительное воздействие не только на экономические, но и на политические процессы, на функционирование политической системы в целом.

Очевидным является и воздействие социально-экономического фактора на политический процесс. Во-первых, он влияет на место и распределение политической власти в обществе; во-вторых, обусловливает социальную и политическую стабильность в стране. Известно, что экономические кризисы, спад производства, ухудшение уровня жизни населения часто приводили политическую систему к разрушению.

В определении структуры политической системы наметились различные подходы. Индийский политолог П.Шаран основными элементами структуры политической системы считает власть (распределение ресурсов среди конкурирующих групп), интересы, политику, политическую культуру (ориентации на политическую систему). Под структурой он подразумевает поддающуюся наблюдению деятельность, из которой складывается политическая система. Одной из основных единиц политических систем является политическая роль. Из них складывается ролевая структура, которую можно определить как подсистема. Таким образом политическая система – это совокупность взаимодействующих подсистем, таких как законодательные, избирательные подсистемы, группы давления, суды и т.д.

Преобладающей точкой зрения российских и зарубежных политологов на структуру политической системы является выделение в ее составе таких подсистем как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная.

Институциональная система состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, [c.304] общественно-политической, состоящей, в свою очередь, из частных подсистем (4).

Фундаментальной основой политической системы является государство. оно представляет собой властную опору существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на деятельность других подсистем: выражает политическую природу общественного строя.

Государство обладает монопольным правом в рамках контролируемой им территории на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, издание законов, нормативных актов, обязательных для всего населения, взимание налогов, различных платежей, право контроля за соблюдением законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения.

Рассматривая специфику взаимодействия государства с экономической системой общества, важно иметь в виду следующее.

Во-первых, экономическая система в значительной мере определяет социально-политическую направленность законов и нормативных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и регулирующих отношения между различными группами населения. Во-вторых, экономически доминирующие социальные группы и слои посредством государства могут подчинить себе процесс использования общих материальных ресурсов для удовлетворения своих частных, эгоистических интересов. Тем самым они еще более укрепляют свое доминирующее положение в обществе.

Учет этого обстоятельства имеет принципиальное методологическое значение для наиболее полного раскрытия той роли, которую играет в историческом развитии государство.

В границах политической системы действуют различные политические партии, общественно-политические движения, профессиональные союзы, молодежные организации, организации предпринимателей, творческие объединения, всевозможные лоббистские организации, создаваемые в структурах законодательной и исполнительной власти. Причем следует иметь в виду, что различные политические партии и общественно-политические движения [c.305] играют не одинаковую роль в политической жизни той или иной страны. Одни являются правящими, т.е. формируют из своего состава правительство, занимают ведущее положение в законодательных органах государства, имеют большой авторитет во всех слоях общества. Другие находятся в оппозиции, располагают небольшим числом мест в парламенте или вовсе их не имеют и не оказывают сколь-нибудь значительного влияния на общественную и политическую жизнь в своих странах. В ряде стран функционируют однопартийная, многопартийная, двухпартийная системы. Например, в КНР и в некоторых других странах сложились однопартийные системы. Многие авторы, говоря об однопартийности как символе XX века, связывают необходимость ее установления с максимальной концентрацией всех сил той или иной страны, нации с намерением вырваться из отсталости, обеспечить уровень накопления и создания на этой основе современной техники, инфраструктуры, основ образования и повышения уровня жизни населения. Однако опыт исторического развития бывшего СССР, стран Восточной Европы (где фактически функционировали однопартийные системы, не считая при этом наличия в некоторых их них нескольких партий, которые не являлись серьезным фактором в политической жизни этих стран) показали неэффективность однопартийности в борьбе с бюрократизмом, догматизмом в теории, углублении демократических процессов.

Многопартийность рассматривается некоторыми политологами как приближение к идеалу общества, лишенного атрибутов господствующих групп, людей, классов над другими. В социально-экономическом плане многопартийность призвана обеспечить соревновательность, соперничество между партиями, политическими группами, способствуя постоянной модернизации как самих политических партий, так и общества в целом. Но следует учитывать и ряд негативных факторов, порождающихся многопартийностью. Это прежде всего стремление партийной элиты порой искусственно нагнетать, разжигать антагонизмы и противоречия в обществе, в интересах борьбы за власть, затягивать решение назревших в обществе вопросов, руководствуясь при этом формулой “ чем хуже для правящей партии, тем лучше для оппозиции”. [c.306]

Исторический опыт, социальная политика стран с высоко развитой экономикой, устойчивыми демократическими традициями свидетельствует об эффективности двухпартийной системы. Так, например, важнейшей особенностью политической системы США является двухпартийная система, при которой у власти попеременно находятся две буржуазные партии (демократическая и республиканская). Двухпартийная система США в современном виде сложилась в середине XIX в. Существенная черта этой системы заключается в том, что обе партии действуют в тесном единстве, представляя собой инструмент сохранения политического господства имущих социальных слоев. Политическое господство двухпартийной системы обеспечивается поддержкой правящего класса, особенностями избирательной системы и государственного устройства, порядком финансирования выборов, силой традиций.

Меньше по влиянию партии в таких политических системах рассматриваются как “партия давления”, обеспечения механизма функционирования политического рынка.

Тенденция развития политической жизни и политических процессов указывают на необходимость освоения опыта, культуры межпартийных отношений, характера поведения партий в политической системе в зависимости от изменений внутренних и международных связей и отношений данной страны или группы стран.

Важным активно функционирующим институтом политической системы являются средства массовой информации, которые иные авторы называют “четвертой властью”. Средства массовой информации выступают, как правило, в двух ипостасях: в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых общественных организаций. На современном этапе развития существенно возросли их роль и значение, их воздействие на всю политическую жизнь как важного канала формирования и выражения общественного мнения и гласности. Средства массовой информации обладают большими возможностями в информировании общественности об актуальных политических событиях как внутреннего, международного плана, о деятельности государственных учреждений правящих и оппозиционных политических партий, о [c.307] социально-политических концепциях и практических действиях общественно-политических движений.

Политическая система включает и такой элемент как политическая культура. Она представляет собой комплекс ценностей и образов поведения, адекватных потребностям развития данного типа политической системы, предполагающих участие граждан в социальном и политическом управлении, одобрение и поддержку ими форм и политической деятельности, утверждение общественного порядка. От уровня политической культуры во многом зависит практика функционирования политической системы, которая обнаруживает взаимосвязь с поведением граждан, их политической позицией. Политическая культура обществ характеризуется уровнем участия граждан в политической жизни, процессах подготовки и принятия политических решений на основе демократических принципов и норм, участия в выборах представительных органов власти, в общественных референдумах, обсуждениях проектов законов и т.д.

На функционирование политической системы большое влияние оказывает и такой ее структурный элемент как политическое сознание, т.е. восприятие и осознание мира политики, политических процессов личностью, коллективом, социальной группой, обществом в целом, а также их отношение к политической действительности. Особенно значимым элементом политического сознания является общественное мнение. Его постоянный учет – существенная черта характера политической системы. Одной из форм общественного сознания является политическая идеология, выражающая определенные классовые интересы и социальную природу политических движений.

Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется прежде всего через участие верующих граждан в политической жизни той или иной страны. В истории многих стран, включая и Россию, длительное время шла борьба между церковью и государством. Во многих странах эта борьба завершилась разделением светской и духовной ветвей власти. Оптимальное взаимодействие между церковью и государством наблюдается в развитых демократических обществах. Однако в авторитарных политических системах, например в ряде [c.308] стран Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, церковь играет доминирующую роль в политической жизни общества.

Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место среди этих норм занимают нормы права, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь в сугубо внутреннюю деятельность последних. Но нормативная подсистема не сводится к правовой системе. Она включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.

Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, т.е., в политическом режиме. В современных условиях можно выделить следующие политические режимы: либерально-демократический, авторитарный, военно-диктаторский, фашистский, тоталитарный. Существенное влияние на политический режим оказывают соотношение социальных сил, уровень и формы политической борьбы, исторические традиции страны. Режим обладает относительной самостоятельностью по отношению к конституционной структуре. Опираясь на него, правящие круги могут выходить за рамки установленного правопорядка, ужесточить формы власти, действовать в обход и вопреки законодательным актам. Борьба демократических сил, может в свою очередь либерализовать политический режим, ограничить действие существующих бюрократически-административных учреждений и институтов.

Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, между ее подсистемами, например, между законодательной и исполнительной ветвями власти или между каждой из них и средствами массовой информации, а также между политической системой одной страны и других стран.

Скрепляющим, цементирующим фактором всех структурных элементов политической системы выступают политические отношения. Будучи вторичными по отношению к экономике, они играют весьма существенную роль в обеспечении функционирования всех сфер жизнедеятельности [c.309] общества. Особая роль политических отношений состоит в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти, как правило, больших групп людей (наций, классов, социальных групп). Они имеют разную социальную направленность. Один вектор этих отношений направлен на упрочение и развитие существующих политических институтов – другой может выступать как деструктивный фактор данной политической системы и выражать политические интересы оппозиционно-умеренных или революционных сил, имеющих цель ее разрушить. Политические отношения сотрудничества, учета баланса интересов, изоляции, нейтрализации, борьбы и т.д. и представляют собой ту общественную форму взаимодействия между нациями, классами, при помощи которой они и примыкающие к ним социальные группы и слои включаются в политическую деятельность, в решение насущных задач.

Структура политической системы может рассматриваться и с социальной точки зрения. В нее входят социальные, национальные, профессиональные группы людей, стоящих на разных ступнях политической культуры, выполняющих различные политические функции: избиратель, налогоплательщик, государственный чиновник, работник физического труда и т.д. Разумеется, эти люди по разному относятся к политической системе, ее символам, программам, политическим лидерам. Необходимым компонентом любой политической системы являются представители экономической, политической, военной, культурной элит. Конечно эта часть населения оказывает определяющее влияние на принятие политических решений, на характер государственной власти (См. рис. 1). [c.310]

Понятие и структура политической системы - student2.ru

Рис. 1. Структура политической системы [c.311]

Наши рекомендации