Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

1. Политическая система и общественная система.

2. Функционирование современных политических систем.

3. Политическая система и процесс управления.

4. Сравнительный анализ современных политических систем.

1.Политическая система и общественная система. Политическая система – это подсистема (элемент) общественной системы.

Общественную систему образуют основные классы, слои и другие общественные группы. Созданные ими различные институты и механизмы, гарантирующие реализацию их групповых потребнос­тей (интересов), а также связи и зависимости, объединяющие эти составные в единое целое, – есть общество, организованное в государство.

В состав политической системы входят все те элементы об­щественной системы, которые, с одной стороны, обеспечивают гла­венство правящего класса, а также сосуществование других групп. А, с другой стороны, позволяют отдельным общественным группам проявлять собственные потребности и интересы (если это не противоречит текущим интересам правящего класса), институцио­нализировать собственную общественную волю, обращаться к всеобщим инструментам, обеспечивающим повышение собственного участия в общественной жизни.

Это означает, что общественная система создает основу для существования политической системы, а также определяет способ её формирования и функционирования. Общественная система возникает раньше политической системы (она существует уже на этапе первобытного общества); именно она определяет основные признаки политической системы, сферы её функционирования, возможности разрешения на уровне политики основных проблем об­щественной жизни.

Развитие общественной системы, возникновение и укрепление очередных типов общественных отношений и институтов ведет, в свою очередь, к преобразованиям в политической системе, к воз­никновению её новых институтов, механизмов и правил. В резуль­тате институты и другие элементы политической системы начинают оказывать все большее влияние на экономику, культуру и идеоло­гию, становятся необходимым компонентом всей общественной дей­ствительности.

Политическая система располагает определенным уровнем самостоятельности, автономии. Постепенное обретение политической системой самостоятельности является объективным выражением её возра­стающей роли, увеличивающегося числа общественных проблем, разрешаемых через политику, своеобразной целостности организ­мов, концентрирующих и координирующих жизнь современных обществ и государств. При излишней самостоятельности полити­ческой системы может возникнуть угроза существованию общественного целого. Поэтому должны действовать ограничения автономии политической системы.

Первым и основным ограничением автономии политической системы является экономика. Отдельным элементам политической системы всегда приходится учитывать в своей деятельности состояние общественных ресурсов, возможности существующих в данном обществе производительных сил аппарата. Невнимание к этому ведет к чрезмерному расходованию общественных ресурсов и дезинтеграций общественных структур, либо к воз­никновению ситуации, в которой все усилия политической системы оказываются вынужденно сконцентрированными на задаче восстановления хозяйственных ресурсов.

Объём вмешательства политики в сферу экономики всегда определяется правом и идеологией. Именно она являет собой второе огра­ничение самостоятельности политической системы. Именно в рамках идеологической практики утверждаются основные цели деятельности, проверяются возможности стимулирования оп­ределенных форм и проявлений общественной активности, управле­ния ими. Идеология также всегда утверждает (независимо от об­щественного строя, но с учетом особенностей каждого из них) критерии оценки происходящих в общественной жизни явлений и процессов, критерии полезности и эффективности функциониро­вания политической системы и экономической системы в целом. Идеология позволяет проводить целенаправленную перестройку общественных отношений, внедрять новые принципы их регулирования, прививает людям новые правила и моральные ценности.

Кроме того, есть и внутренние ограничения автономии по­литической системы. Основными из них являются противоречия меж­ду направлениями деятельности отдельных политических институтов, между усилиями, прилагаемыми на политической арене разными круп­ными общественными группами. По этой причине политическую систе­му можно трактовать как арену борьбы различающихся своими интере­сами и потребностями общественных классов.

Эффективное функционирование общественной системы позво­ляет ликвидировать устаревшие общественные отношения, институты и другие её элементы, создать новые. В этом процессе политичес­кой системе отводится выполнение определенных задач. В рамках её механизмов происходит формирование новых общественных реше­ний, мобилизация общественных ресурсов и энергии, необходимых для их претворения в общественную практику, создание институтов, контролирующих свертывание старых и образование новых элементов общественной системы. С этой точки зрения политическая система играет роль важного инструмента общественной системы. Она обеспечивает последней относительную прочность, позволяет усо­вершенствовать её отдельные функции, повысить эффективность ме­тодов преодоления противоречий и конфликтов.

Функционирование современных политических систем. Политическая система — это общественная система особого рода. Обладая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие чаяния людей, мобилизует и координирует их коллективное поведение. Представители системного подхода выделяют функции политической системы, исходя из взаимодействия, которое существует между политической системой и средой, между индивидами и группами внутри системы. Т. Парсонс считал, что фундаментальной функцией политической сферы является целедостижение. Процесс целедостижения заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных целей, а также в обеспечении эффективного коллективного действия для достижения общих целей.

Американский политолог Г. Алмонд в работе «Политика развивающихся регионов» разграничил функции политической системы, которые она выполняет на «входе» и на «выходе». «Входные» функции осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интереса, политические партии, независимые средства массовой информации. Так, многообразные требования выражаются группами интереса, аккумулируются партиями, которые завершают работу по приданию этим требованиям политической формы. «Выходные» функции выполняются государственными структурами. Эти функции в основном прерогатива органов государственной власти и управления, которые принимают авторитетно-властные решения, пригодные для окончательной подачи на «выход».

К функциям на «входе» в политическую систему относятся:

- политическая социализация и рекрутирование;

- артикуляция интересов;

- агрегирование интересов;

- политическая коммуникация.

На «выходе» политическая система выполняет функции:

- нормотворчества;

- применения правил и норм;

- контроля за соблюдением правил и норм.

Политическая система может сохранять устойчивость лишь при наличии баланса между «входными» и «выходными» функциями. На «входе» политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования.

Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определенные политические знания, нормы, ценности, модели поведения. Социализация формирует определенный тип человека политического и обеспечивает преемственность в развитии системы, ее стабильность, формирование поддержки данному порядку. Именно поэтому социализация выступает важнейшей функцией политической системы. Она направлена на создание необходимого уровня поддержки – основы самосохранения политической системы. С данной функцией связано и рекрутирование.

Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Немецкий политолог К. Поппер образно писал, что политические институты подобны крепости: их надо хорошо спроектировать и заселить. «Заселение» и есть политическое рекрутирование, то есть выполнение личностями определенных политических ролей: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера и т.д. Политическое рекрутирование может осуществляться и по общим, и по ограниченным критериям. Подбор должностных лиц на основе их компетенции или на основе выборов – пример рекрутирования по общим критериям. Подбор из представителей одного слоя, номенклатуры – пример ограничивающих критериев.

Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса. Они определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе, властным органам. В рамках политической системы действуют разные участники (актеры). Все они преследуют собственные цели и интересы. Интересы формируются и достигаются посредством деятельности групп и ассоциаций. Группы возникают на основе идентификации человека с профессией, нацией, религией, возрастной категорией и т.п. Ассоциации — это тоже группы интереса, но они хорошо организованы, представляют собой специализированные структуры. Ассоциации конституируются, как правило, для защиты определенных интересов: политические партии, профессиональные союзы, организации предпринимателей, объединения фермеров, женщин, молодежи. Существуют группы и специфических интересов: мафия, сексуальные меньшинства. Эти группы также могут оказывать существенное влияние на властные структуры.

Группы интереса отражают многообразие и сложность общества. Однако в различных политических системах оформление и артикуляция интересов происходят неодинаково. При демократии группы и ассоциации автономны и действуют независимо от правительства. Именно широкое представительство и автономия обеспечивают необходимый уровень информации и поддержки демократической политической системы. В диктаторских системах не разрешенные свыше формы самоорганизации и активности граждан резко ограничены. Организации являются не структурами, создаваемыми гражданами для реализации своих интересов, а средством дополнительного контроля властей за ними.

Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явные интересы артикулирования выражаются в четко сформулированных требованиях. Скрытые интересы артикулирования – в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой.

Агрегирование интересов – функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые существовали на стадии первоначального артикулирования. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.

Функции артикулирования и агрегирования тесно связаны, и все структуры, которые артикулируют интересы, могут и агрегировать их. Однако в современных политических системах существуют специализированные структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Это политические партии и государственный бюрократический аппарат Они являются связующим звеном, посредником между широким спектром артикулированных интересов и окончательным принятием политического решения. Эти структуры обеспечивают прямые связи между многообразными группами интереса и лицами, принимающими решения

Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Политическая коммуникация несет в себе огромный информационный потенциал. Циркулируя по всему контуру «вход» – «выход» – «обратная связь», информация дает возможность властным институтам обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на утверждение духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.

На «выходе» политическая система выполняет три главные функции. Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество — это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения. Это выработка общественной политики и принятие конкретных решений, предназначенных для ее осуществления.

Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций. Окончательная судьба политического решения зависит от его реализации. Применение правил и норм, в свою очередь, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, неправительственных структур, групп и ассоциаций. Происходит изменение среды, возникают новые условия, требующие модификации правил и норм.

Функция контроля над соблюдением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Однако и законодательная, и исполнительная власть играют в ее реализации немалую, а нередко и доминирующую роль.

«Входящие» и «выходящие» функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде. В этих функциях проявляется реагирующий и саморегулирующий потенциал системы, который позволяет ей корректировать внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения.

3. Политическая система и процесс управления. Политическое господство класса следует отличать от управления. Управление – это непосредственное формирование и выполнение решений уполномоченными на это государственными органами. На содержание решений и способ их реализации влияют различные общественные группы, посредством, как правило, специализированных организаций (политических партий, профсоюзов, общественных объединений и др.). Управлением занимается специальная группа людей, называемая руководящей группой, в которую не всегда входят лишь представители правящего класса. Как правило, такую группу образуют представители политических организаций и групп по интересам, имеющие контакты с лицами, принимающими решения, и могущие оказать на них влияние. Часто это бывают не­формальные группы (например, бизнесмены, этнические и религиозные группы). Управление, т.е. непосредственное формирование, принятие и претворение в жизнь политических решений – это целенаправ­ленная деятельность специализированной группы людей, политических институтов и организаций. Эта деятельность заключается в обеспечении желаемого поведения членов общества с помощью правовых норм, убеждений и манипулирования. Последствия руководящей деятель­ности (нормативные акты», административные решения и т.д.) – это результат реализации определенных интересов и системы от­ношений между группами (классами), входящими в данную госу­дарственную общность. Именно по этой причине группы, чаще всего организованные, стараются повлиять на содержание актов, утверждаемых центром принятия полити­ческих решений. Если это влияние эффективно, тогда в резуль­тате деятельности властей складывается (или укрепляется уже существовавшее) такое социально-политическое положение, которое выгодно данной группе.

Доминирующую роль в политической системе и в процессе политического управления играет органи­зация государства, которая образует институциональные правовые рамки для всего общества. Прибегая к правовым нормам, согласно которым государство может использовать инструмент давления (принуждения), государство формирует поведение граждан, населяющих данную территорию, определяет гражданским организациям сферу активности, подчиняя их себе или сотрудничая с ними.

Формальная нормативная система государства, предписывающая образцы поведения, является ведущей в политической системе общества. Наряду с ней существуют формальные нормативные системы, созданные в определенном порядке политическим партиями, родственными им организациями – профсоюзами, молодежными организациями и др. Особую роль в нормативной базе играют директивы и нормы правящих партий, как правило, опережающие решения государственных органов, принятые в форме законодатель­ных актов. Эти директивы и политические нормы закреплены в уставах, программах, решениях, декларациях политических партий.

Поведением участников политической жизни может управлять также неформальная нормативная система (как правило, это нормы поведения). В эту систему входят, например, принятые способы проведения общественных и парламентских дискуссий, способы обоснования смены руководящих лиц, предпочтительные методы разрешения конфликтных ситуаций.

Связующим звеном между государством и общественными макроструктурами (классами, слоями) выступают политические партии, стремящиеся завоевать политическую власть в го­сударстве или участвовать в её отправлении с целью реализации определенных – классовых и групповых – интересов. Роль посреднических звеньев играют также группы, ставящие перед собой организационные цели, в частности, стремящиеся вынудить государство к принятию выгодных для группы реше­ний. Политическими организациями можно считать только те из многочисленных экономических и политических групп по интересам (в том числе религиозных), руководство которых имеет более или менее постоянное влияние на главный центр принятия политических решений.

Воздействие общественных групп на центр принятия политических и государственных решений обусловлено институциональным механизмом различных политических и общественных организаций, которые выступают в качестве эффективного инструмента достижения выдвинутых политических целей. Этот институциональный механизм обеспечивает: формальное организационное присутствие; разделение деятельности по горизонтали и вертикали организационной системы; определенный объём правомочий в зависимости от должностного и уровня организации (принципы компетенции и иерархизации).

Таким образом, процесс управления как процесс воздействия отдельных субъектов политики носит взаимосвязанный характер. В этом процессе можно выделить:

1. Деятельность правящей группы, которая в силу имеющей­ся у нее власти регулирует общественные отношения между груп­пами (классами). Она преследует много целей: сочетание противоречивых общественных интересов для защиты интересов правяще­го класса, регулирование экономики, защиту экономических и по­литических интересов данного класса на международной арене, стимулирование технического прогресса и т.д.

2. Деятельность таких общественных групп, как группы по интересам и т.д., которые стремятся повлиять на суть решений, принимаемых деятелями органов государственной власти.

3. Обстоятельства, в которых действуют общественные груп­пы и правящая партия. Это, во-первых, соотношение политических сил в данном обществе. Знание этого соотношения позволяет определить, какой класс и другие общественные группы через своих представителей участвуют в принятии решений высшими органами го­сударственной власти. Во-вторых, это форма государства, в частности, строительство органов государственной власти, а также средства и методы её реализации. Форма государства фактически определяет возможности участия общественных групп в принятии политических решений и контроле за их претворением в жизнь. Она же позволяет общественным группам оказывать влияние на деятельность правящей группы.

4. Общий эффект процесса управления, который слага­ется из частичных результатов. Общий эффект – это сохра­нение политического и идеологического господства данного класса и его союзников.

4. Сравнительный анализ современных политических систем и универсальные тенденции изменений. К универсальным тенденциям изменений в современных политических системах относятся:

1. Тенденция к усилению роли государства, расширению его регулирующей и инновационной функций (этатизация) и правового регулирования, охватывающего все важные сферы общественной жизни.

2. Тенденция к централизации и концентрации власти. Этот универсальный процесс, происходящий во всех формальных организа­циях, проявляется главным образом в том, что окончательные реше­ния все чаще принимаются высшим уровнем власти, независимо от того, будет ли это аппарат государства, политическая партия, об­щественная организация. Другой формой централизации власти в организациях является сокращение автономии звеньев низшего уровня. Процессам централизации власти, как правило, сопутствует её концентрация, т.е. сокращение круга лиц (общественно-про­фессиональных групп), принимающих окончательные решения, на всех уровнях организационной иерархии.

3. Тенденция к усилению взаимозависимости между звеньями политических систем. Этот процесс имеет место в политических организациях, между политически­ми организациями, входящими в состав той же самой политической организации; правящей партией и парламентской оппозицией, а также между самими системами (развитие сотрудничества в рамках ЕЭС и СНГ).

Универсальные тенденции изменений политических систем присутствуют и при описании типологии современных политических систем. По замечанию политолога П. Шарона «ключ к различным политическим системам следует искать в соответствующих им идеологиям и институтам, с помощью которых функционирует каждое государство и общество»(1984).

Коренное различие между политическими системами проявляется в том, как распределяется политическая власть на различных этапах процесса государственного управления: рассредоточена она между отдельными субъектами власти (демократическая модель) или концентрируется в руках одного обладателя власти (автократическая модель).

Аптер описывает и различает типы государственного управления по двум основаниям: по степени централизации системы власти и по системе ценностей, которых эта власть придерживается. Эти два простых типа государственного управления разделены на так называемые «тоталитарные» и «либерально-демократические» политические системы.

Алмонд использует понятия «структуры» и «культуры» для характеристики четырех отличительных типов современных политических систем. Это – англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная и тоталитарная система.

Англо-американская система характеризуется мультиценностной политической культурой, в которой большинство граждан верит в такие ценности как свобода личности, массовое благосостояние и безопасность. Этот тип политической системы действует на основе диффузии власти и влияния.

Континентально-европейская система характеризуется фрагментарной, неоднородной политической культурой, в которой присутствуют элементы старой, традиционной политической культуры.

Доиндустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру, а также сильный потенциал насилия (часто в лице армии, бюрократического аппарата).

Тоталитарные политические системы не допускают присутствия политических добровольных ассоциаций, часто функционируют, опираясь на монопольно властвующий бюрократический или партийный аппарат.

В целом, все существующие политические системы с точки зрения их тенденций к модернизации можно классифицировать как консервативные системы и реформируемые политические системы.

Тема 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ХХ – ХХI ВВ.

1. Понятие политического режима.

2. Тоталитарный режим и его характерные черты.

3. Общность и отличительные черты тоталитарных и авторитарных политических режимов.

4. Сущность и отличительные черты демократического политического режима.

1. Понятие политического режима. Понятие «политический режим»

определяет характер и способы взаимоотношений власти, общества и личности.

Политический режим образуется в политической системе под воздействием ряда факторов:

-целей и задач, которые ставят перед собой субъекты власти;

-степени и остроты межклассовых противоречий;

-уровня политической культуры исторических традиций данного общества.

Политический режим –этоспособы политического властвования, порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической властью. В политической науке наиболее распространенным является представление о политическом режиме как определенном сочетании:

-принципа легитимности;

-структуры политических институтов;

-партийной системы;

-формы государственного устройства.

Принцип легитимности (от лат. Legitimus – законный). Означает согласие граждан по поводу основополагающих политических ценностей, убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять.

Для тоталитарных и авторитарных режимов проблема легитимности не актуальна.

Структура политических институтов. Воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов, главным элементом которой является государство. Способность государства быть эффективным зависит от принципов организации институтов законодательной, избирательной и судебной власти.

Характер партийной системы. Реализуя общественные интересы, государство активно взаимодействует с другими политическими силами. Особое значение имеют политические партии, берущие свое начало в гражданском обществе и отстаивающие интересы его различных групп. Положение и условия деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений определяют сущность политического режима.

Таким образом, политический режим обеспечивает:

-стабильность и эффективность политической власти;

-управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

-достижение целей политики, реализацию интересов общественных групп, властвующей элиты.

Для определения типа политического режима следует сопоставить конституционные и правовые нормы с реальной политической жизнью, декларацию целей – с действительной политикой проводимой в государстве.

2. Тоталитарный режим и его характерные черты. Тоталитарный (позднелат. totalitas – целостность, целое – через итал. totalita и производное от него totalitario – относящееся к целому, охватывающий все, в целом) – слово, возникшее в XX в. и применяемое для характеристики таких политических режимов, которые стремятся ради определенных целей к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Слово «totalitario» впервые было употреблено итальянскими критиками Б. Муссолини в начале 20-х гг., когда в Италии начала складываться однопартийная система. Но Б. Муссолини сам подхватил это слово и провозгласил своей целью создание тоталитарного государства.

Теоретическим обоснованием «тоталитарного государства» стали идеи итальянского философа Джованни Джентиле (1875 – 1944) о тоталитарном государстве как воплощении нравственного духа народа, о растворении индивидуальности в тоталитарных политических структурах. Согласно Джентиле государство, как и Бог, «внутри человека, а не между людьми», поэтому никаких границ государственного вмешательства в частные вопросы не существует.

Одним из первых политологов, исследовавших природу и истоки тоталитаризма, была немецкий политолог Ханна Арендт (1906 – 1975) . В работе «Истоки тоталитаризма» (1951 г.) она называет причины возникновения тоталитаризма:

-империализм, породивший расистские движения и претензию на мировую экспансию;

-превращение европейского общества в общество людей настолько одиноких и дезориентированных, что их можно было мобилизовать с помощью идеологии;

-специфическое политическое и социальное положение евреев, которое вызвало ярый антисемитизм.

Характерными чертами тоталитаризма Х. Арендт считала:

- единую идеологию;

- внутригосударственную политику террора;

- чрезмерную бюрократизацию государства;

- антисемитизм, расизм.

Французский социолог Раймон Арон (1905 – 1983), исследуя характер тоталитарных режимов, выделяет, следующие основные отличительные черты тоталитарных режимов:

1. Особого рода идеологии, т.е. комплексы идей, обосновывающих (легитимизирующие) право этих режимов на существование. Сами эти идеологии «тоталитарны», т.к. претендуют на охват всех, без исключения, сфер общественной и частной жизни, а также на то, что эти идеологии – воплощение истины. «Тоталитарные идеологии» отрицают прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Цель – создание «нового общества» и «нового человека».

2. Монополизация власти в политической сфере. Власть оказалась в руках одной партии, а сама партия – под властью одного лидера (вождь, фюрер, дуче).

Происходит объединение правящей партии с государственным аппаратом, огосударствление общества и, как следствие, уничтожение или сужение гражданского общества. Власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия, государство становится не правовым.

3. Партийно-государственный аппарат устанавливает монопольный контроль над экономической сферой, утверждая централизованное руководство экономикой.

4. Монополия на информацию, т.к. все средства информации и само содержание информации строго контролируется аппаратом власти.

Террор как средство внутренней политики и милитаризация общества, создание обстановки «военного лагеря».

Принято выделять два типа тоталитаризма:

- праворадикальный (фашистский и национал-социалистский);

- левоэкстремистский (сталинский).

3. Общность и отличительные черты тоталитарных и авторитарных политических режимов. Характеристика тоталитарного режима будет не полной, если не попытаться сделать сравнительный анализ его с режимом авторитарным. Назовем общие характерные черты тоталитаризма и авторитаризма:

1. Власть сосредоточена в руках правящей верхушки, принцип разделения властей игнорируется.

2. Не работает принцип выборности властных органов, хотя формально выборы могут и проводится.

3. В деятельности государственных органов преобладают методы подавления, пресечения, репрессий и исключены из практики методы либерализма, сдерживания, достижения компромиссов.

4. Политические противники режима подвергаются преследованиям и репрессиям.

5. Права и свободы граждан обозначены лишь формально, при этом они значительно урезаны и ничем не гарантированы.

6. Средства массовой информации подконтрольны властям, существует официальная и скрытая цензура.

7. Права меньшинства ничем не защищены.

Однако эти общие моменты охватывают в основном чисто внешние признаки, не касаясь сущностных характеристик политических режимов. Поэтому необходимо четко обозначить существенные различия тоталитаризма и авторитаризма:

1. При авторитарном режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно. Если гражданин не идет на прямую конфронтацию с властью, то для него существует некоторая свобода поведения. При авторитаризме гражданам разрешено все, кроме политики. Авторитаризм допускает существование и функционирование узкой сферы гражданского общества, свободной от тотальной регламентации со стороны государства.

2. Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является «первым среди равных», но при этом не обладает ни всемогуществом, ни всевластием. При авторитарном режиме диктатор может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты. При тоталитаризме вождь совершенно не зависим от нее.

Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Хотя и в урезанном виде, но в авторитарных государствах допускаются оппозиция и диссидентство. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению.

3. Авторитарные государства не насаждают единую идеологию и чаще всего основаны на концепции национального интереса. Диктатор не стремится оправдать свои политические решения высокими стремлениями изменить мир и достичь «светлого будущего» или рая на земле. Традиционные авторитарные государства по своему характеру «патерналистичны»: царь (вождь) управляет народом как единой семьей – власть дана ему либо от Бога, либо он получил ее как спаситель народа от какой-либо катастрофы (будь то экономический кризис, голод, гражданская война, интервенция и др.). Авторитарную форму правления можно назвать прагматической диктатурой в отличие от тоталитарной идеократической диктатуры. Тоталитарную диктатуру можно также назвать мобилизационной, для нее характерна идеологическая мобилизация всего населения на выполнение поставленных властью задач во имя высшей цели. Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. Авторитаризм в этом отношении гораздо более либерален.

Авторитарные режимы могут быть (хотя и не обязательно) репрессивными. При этом в некоторых государствах может практиковаться систематическое насилие (франкизм начального периода, гватемальская диктатура). Но в авторитарных государствах репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть при авторитарном режиме самостоятельную роль и даже свергать диктатора. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю. Наконец, авторитарный режим сохраняет некоторые элементы демократизма, тоталитарный же исключает любые демократические проявления.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами.

Наши рекомендации