Политический конфликт и способы его разрешения
Проблема конфликта вообще стара как мир. Истоки ее исследования восходят еще к философам античности, которые пытались определить источник развития. В настоящее время теория политических конфликтов – одна из центральных в современной политологии. Ей посвящено более 50% всех исследований. И это не случайно. Политика и конфликт всегда рядом.
Проблеме конфликта и путей его разрешения в американской политологии придается столь большое значение, что по сути сама политология может быть названа «конфликтологией». Подходы к разработке этой проблемы разнообразны: Л. Козером (США) разрабатывается концепция «позитивно-функционального конфликта», К. Боулдингом (США) концепция общей теории конфликта. В Европе немецким политологом и социологом Р. Дарендорфом – конфликтная модель общества. М. Дюверже (Франция) построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции.
С разных позиций рассматриваются и источники конфликта. Так, Дарендорф считает основным источником конфликта власть, власть одних людей над другими, между теми, кто имеет власть, и теми, кто не имеет.
Боулдинг определяет конфликт как ситуацию, в которой стороны утверждают несовместимость своих потенциальных позиций, другими словами, стремятся оттолкнуть или вообще уничтожить друг друга. По его мнению, сущность конфликта лежит в стереотипных реакциях человека, ибо стремление к борьбе с себе подобными, к эскалации насилия лежит в природе человека.
Дюверже, признавая существования в любом обществе как конфликта, так и интеграции, считает, что эволюция интеграции никогда не снимает все общественные конфликты.
Козер утверждает, что обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт. Причинами конфликта называют также ненависть, расовую и религиозную рознь, зависть и т.д.
Все сходятся в одном: конфликт – это столкновение двух и более разнородных сил. А если говорить о политическом конфликте, то это столкновение противоположных сил и взглядов, которое обусловлено противодействием политических целей и интересов.
Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим.
Субъектами таких конфликтов выступают государства, классы, страны, социальные группы, этносы, политические партии и движения, а также отдельные личности.
Конфликт – это не патологическое состояние общества, а источник развития. Бесконфликтного общества не бывает, и разрешить конфликты раз и навсегда невозможно, жизнь все время будет подбрасывать новые. Это только на кладбище «все спокойненько», как пел Высоцкий, а в человеческом обществе противоречия и конфликты – источник жизни, развития и прогресса.
Вопрос состоит в том, разрешаются конфликты или подавляются. Демократическое общество характеризуется не отсутствием конфликтов, а признанием того, что конфликты надо разрешать. Репрессивная система гасит конфликты силой своих механизмов внутри общества. В демократическом обществе существует своеобразный «инструментарий» для их разрешения. Это – толерантность, плюрализм, компромисс, консенсус.
Толерантность – это признание и терпимое отношение к интересам и позициям других политических сил при общем несогласии с ними. Плюрализм – это признание правомерности существования разнообразных интересов и ценностей, не противоречащих правам человека. Компромиссы в политике означают готовность пойти на уступки, пожертвовать какой-то частью позиции во имя достижения согласия. Консенсус – это согласие в главном при различии в остальном.
В политологии выделяют два типа конфликтов:
- не затрагивающие базового консенсуса общества, (т.е. не требующие изменения социальной системы в целом); участники конфликта не считают, что для разрешения конфликта должна быть изменена система в целом; ситуация лишь частично конфликтная, поскольку стороны имеют, несмотря на столкновения, какой-либо общий интерес;
- предполагающие целостное преобразование общества, которое разделено на непримиримые группы, борющиеся за уничтожение противника; ситуация радикально конфликтная, так как у сторон отсутствует общий интерес.
Типология конфликтов может строится по различным основаниям:
- по сферам отношений между конфликтующими сторонами (политический, военный, экономический, торговый, финансовый, таможенный конфликт и др.);
- по масштабности (международный, региональный, локальный);
-по субъектам (межгосударственный, межнациональный, межклассовый, между социальными группами и организациями, между расами и т.д.);
- по уровню формирования (на межличностном уровне, на групповом уровне, на региональном и глобальном уровне).
Политические конфликты разделяют также на внутренние (межклассовые, расовые, религиозные) и внешние (межгосударственные).
Кроме того, конфликты классифицируются: по содержанию, по форме, по времени и др.
Неразрешимость конфликта ведет к кризису, который означает, что система достигла предела, дальше которого она двигаться не может. Конфликты, которые затрагивают основу политической системы – государство, - характеризуются как политические кризисы.
Политический кризис – это состояние политический системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Политические кризисы подразделяют на внешнеполитические и внутриполитические.
Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств. (К примеру, «Карибский кризис» 1961 года, когда мир был на грани ядерной войны).
Внутриполитические кризисы – это:
- правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами (за этим следует вотум недоверия, отставка кабинета министров и формирование нового правительства);
- парламентский кризис – расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;
- конституционный кризис – фактическое прекращение действия основного закона страны;
- социально-политический (общенациональный) кризис – включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти («чайник закипел»).
Анализ протекания кризиса позволяет выделить три фазы:
- предшествующая самому кризису (предкризисная, ее еще называют «зоной насыщения»);
- кульминационная (достижения предела развития);
- разрушение системы или ее переход в новое состояние.
Кризис может быть генетическим, заложенным в системе в момент ее образования (ошибочное определение политического курса, слабость власти и т.п.) или функциональным, возникающим в ходе функционирования системы (накопление ошибок, изменение условий и т.п.). Главным условием выхода из кризиса (правительственного, парламентского и др.) в демократическом обществе является наличие оппозиции, критика со стороны общества и т.д.
А вообще в политологии выделяют следующие методы разрешения конфликта:
- метод избегания конфликта (но от этого противоречие, лежащее в основе конфликта, не исчезает);
- отрицание или подмена конфликта, (к примеру, политический деятель в своей избирательной компании попросту избегает четкой позиции по реальным противоречиям);
- метод конфронтации (неразрешимый конфликт специально выдвигается на авансцену);
- метод откладывания конфликта (в безвыходной ситуации «сдача на милость победителя» с расчетом, чтобы, поднабравшись сил, вернуть себе утраченные позиции);
- метод использования посредника (в роли посредников выступают согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам и т.д.). Этот метод зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 г.;
- третейское разбирательство или арбитраж (многие считают, что это только затягивает разрешение конфликта);
- переговоры (чтобы избежать насилия).