Политический кризис: типы, формы и способы разрешения.

Одна из постоянных, наиболее существенных проблем функционирования политической системы — обеспечение ее стабильности. Это означает сохранение системой своих институтов, ролей и ценностей при изменяющихся условиях социальной среды, осуществление ею своих основных функций. Противоположностью стабильности, устойчивости политической системы выступает политический кризис. Это состояние политической системы характеризуется рядом признаков. В их числе: делегитимация структур власти; разрыв взаимодействия различных центров власти; блокирование одного центра другим… Политический кризис свидетельствует о существенном ограничении или даже разрушении поддержки системы власти со стороны слоев, на которые она опиралась.

Политический кризис может быть вызван обостре­нием социальных противоречий, в том числе вышедшим из-под контроля правящей группы социальным конфликтом. Политическая обстановка, возникающая в момент кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев действиями правящей группы. Любой по­литический кризис может перерастать в конфликтную ситу­ацию.

Типы.Правительственный кризис выражается в потере испол­нительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис - это такое изменение соот­ношения сил в органе законодательной власти, когда пар­ламент оказывается не в состоянии выполнять свои функции или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как прави­ло, роспуском парламента и назначением новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его леги­тимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции. Внешнепо­литический, или международный, кризис связан с расстройст­вом системы отношений государства с одним или нескольки­ми другими государствами в результате усиления противоре­чий между ними и угрозы их перерастания в открытый кон­фликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну. Наиболее опасным для власти является общенациональ­ный социально-политический кризис или просто общенацио­нальный кризис. Если вышеназванные виды кризисов затрагивают отдельные стороны политической жизни, то послед­ний носит системный характер, захватывает все сферы обще­ственной жизни, ее фундаментальные основы. Его составным аспектом выступает кризис легитимности, т. е. практически полная утрата господствующими политическими силами до­верия и поддержки со стороны подвластных.

Формы политич. кризиса: 1)кризис легитимности отражает несоответствие политич. режима ожиданиям запросов общества.2) кризис участия характер. Нарушениями принципов равенства политич. участия общественных групп и углублением в связи с этим соцю и идеолог. разногласий.3)Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей 4) кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качесвом жизни, ростом цен, низкой зарплатой.5) кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центрю и местными госуд. органами. Пути преодоления политического кризиса: 1) кризиса легитимности- корректировка политич. режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления для обеспечения поддержки органов власти населением 2) кризиса участия- ускорение преобразований политической системы 3) кризиса идентичности – разработка политич. элитой и усвоение обществом новой идеологии 4) кризиса распределения благ- обеспечение социальной направленности реформ, активное внедрение методов хозяйствования 5) кризиса проникновения- реорганизация и повышение социальной эффективности органов власти.

41. Особенности политической модернизации в РБ. Политическая модернизация – это демократическое преобразование политичю системы, венчающее переход от традиционных форм политического бытия к новым, более прогрессивным. Беларусь, подобно таким странам как Россия, Китай находится в состоянии вторичной, «догоняющей» модернизации, которая осуществляется за счет экономических и социально-культурных контактов со странами, находящимися на зрелой индустриальной стадии развития. Вторичная модернизация отличается неравномерностью развития различных сфер общества, в ней смешиваются элементы традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Процессы модернизации развиваются в белорусском обществе с советских времен.Еще в советские времена в белоруской экономике было налажено индустриальное производство. После распада СССР Беларусь обрела независимость. Путь, пройденный страной в 90-е гг. XX в., имеет определяющее зна­чение для укрепления ее суверенитета и государственности. Общество осознало необходимость перехода от советской политич. модели к демократии, что способствует достижению национального согласия. Закрепляются в законодательстве демократические нормы и принципы. Посте­пенно осуществляются преобразования в экономической, поли­тической, социальной и духовно-идеологической сферах. Сегодня в Беларуси происходит постиндустриальная модернизация, главной чертой которой является перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг. Для включения широких слоев общества в процесс перехода Беларуси к посиндустриальному обществу в рамках белоруской модели развития необходимо: -создать эффективную систему переквалификации экономически активного населения; - повысить долю занятых в сфере кредитования и страхования; - решить проблемы, связанные с сокращением продолжительности трудового дня, снижением доли тяжелого физического труда; - обеспечить высокое качество медицинского обслуживания, защиту пра потребителей, культивировать здоровый образ жизни.



Наши рекомендации