Используемых в политологии
АБСОЛЮТИЗМ (лат. absolutus – безусловный, неограниченный, самостоятельный) – неограниченная (абсолютная) монархия, самодержавная власть (самодержавие), форма правления, при которой верховная власть всецело принадлежит одному лицу, монарху; разновидность тоталитарной власти.
АВТОНОМИЯ (греч. autonomia от autos – сам и nomos – закон; самоуправление; независимость) – 1) самостоятельное осуществление государственной власти или широкое внутреннее самоуправление, предоставляемое тому или иному национальному собранию в пределах данного государства; 2) государственное образование в рамках определенной территории.
АГИТАЦИЯ (лат. agitation – приведение в движение) – устная и печатная деятельность, имеющая целью политическое воздействие на общественное и индивидуальное сознание путем распространения различных идей, взглядов, лозунгов, убеждений, а также привлечения людей к активной социально-политической деятельности. Для агитации могут активно использоваться средства массовой информации, митинги, собрания, демонстрации и т.д.
АДЕПТ (лат. adeptus – достигший) – ярый приверженец, последователь какой-либо идеи, учения, политической доктрины, цели.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЫБОРЫ (лат. alter – другой) – избрание должностного лица, представителя из двух или нескольких возможных кандидатов. Альтернативные выборы – демократическая форма избрания тех или иных лиц в представительные органы власти и управления, позволяющие избирателям осуществить право выбора и выразить предпочтение конкретному кандидату и его программе.
АНКЛАВ(фр. enclave) – территория государства, окруженная владениями другого государства (или государств), не имеющая выхода к морю.
АННЕКСИЯ (лат. annexio - присоединение) – насильственное присоединение, захват одним государством территории (или части территории) другого государства, народа (нации). Аннексия является грубым нарушением норм современного международного права.
АРИСТОКРАТИЯ (греч. aristokratia) – 1) богатая и родовитая знать, высшее сословие, верхушка общества, имеющая особые права и преимущества; 2) форма государственного правления, при которой власть принадлежит привилегированной части общества (знати), например форма государственной власти в Древней Греции. В современных условиях аристократическая форма государственного правления не значится в официальных названиях государств, в которых власть и ныне по преимуществу принадлежит богатой и родовитой знати. Как правило, эта форма власти прикрывается, маскируется и выступает от имени всего народа как законно избранная власть.
БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ – напряженная, конфликтная степень противостояния и противодействия существующих социальных сил, политических партий и организаций в вопросах отношения к власти, к пониманию ее роли, призвания, задач и возможностей. Борьба за власть может вестись в различных масштабах (международных, внутригосударственных, в рамках регионов, объединений, учреждений и т.п.), а также с применением разнообразных средств, методов, с привлечением тех или иных союзников. Последствия борьбы за власть по большей части являются разрушительными, ведущими к ухудшению социально-экономического положения страны и жизни ее граждан. Лучший способ выхода – поиск компромиссов, согласия путем примирения, переход к разумным взаимным уступкам и прекращение противоборства.
БЮРОКРАТ (фр. bureaucrate) – 1) должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, с ущербом для живого дела, интересов граждан; волокитчик, злоупотребляющий своими полномочиями; 2) лицо, принадлежащее к бюрократической системе управления.
ВЕТВЬ ВЛАСТИ – элемент властных структур, определенное звено законодательной, исполнительной и судебной властей или даже взятые в отдельности собственно сами эти власти, оцениваемые в общегосударственном масштабе.
ВЗЯТИЕ ВЛАСТИ – овладение властью с целью ее использования в определенных интересах, радикального переустройства, ликвидации старой власти и т.п. Является результатом, как правило, волевой насильственной акции (сговор, заговор, восстание, революция, военный переворот и т.п.).
ВЛАСТНЫЕ АКТЫ– 1) законы, постановления, установления государственных органов, властвующих субъектов, иногда общественно-политических организаций; 2) документы властей, удостоверяющие что-нибудь; 3) единичные действия, поступки, проявления действий лиц и органов, облеченных властью.
ВЛАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ– нужды, потребности лиц, органов, учреждений, организаций, стремящихся к власти, обладающих ею, использующих ее, связанные со стремлением ко все более полному освоению власти, распоряжением ею. Крайне важное условие плодотворной жизнедеятельности общества – объективная и исчерпывающая информация о властных интересах.
ВЛАСТЬ – 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения; 2) политическое господство над людьми; 3) система государственных органов; 4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями. Власть – ключевое понятие политологии и кратологии (учения о власти). Возможны различные сферы проявления власти – экономическая, политическая, духовная, власть центра и мест, личная, родительская и др.; субъекты и объекты, носители, держатели, обладатели власти; масштабы и объемы власти – неограниченная, ограниченная, региональная, локальная и т.д.; вариации власти – единовластие, двоевластие, многовластие, полновластие, всевластие, безвластие, комфорт, деформации, кризис, паралич власти. В правовом государстве определяющее значение имеет принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Иногда образно говорят о «чертовой власти» – прессе, ее воздействии на общественные настроения и мнения. Категория власти служит базисной в целой группе понятий: властвование, властелин, властитель, властность, властодержец, властолюбие, властоненавистник и др. В демократическом государстве определяющую роль играют устройство и система власти, участие людей в осуществлении власти, сила власти, контроль со стороны власти, контроль граждан и их организаций за властью.
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ – степень, уровень, эффективность воздействия субъектов политики (государства, партий, различных политических лидеров, сил) на социальные слои, национальные образования, на жизнедеятельность общества в целом. Политическое влияние может быть основано на силе и авторитете власти, на насилии (диктатура, тоталитарный режим), может быть открытым и скрытым, кратковременным и долговременным. Наиболее сильным и ощутимым влиянием обладает государство, которое располагает монопольным правом издавать законы, указы, распоряжения, обязательные для всего населения, а также социальным аппаратом принуждения. В условиях демократического развития общества мощным политическим влиянием обладают средства массовой информации. Это их влияние может специально выделяться, подчеркиваться, а может и замалчиваться, прикрываться так называемой объективностью, нейтральностью.
ВЫБОРЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ – комплекс мер, связанных с формированием руководящих органов государства, партий, общественно-политических организаций, избранием наделенных доверием представителей в их состав, а также делегатов на конференции, съезды и т.д.
ГЕНОЦИД (греч. genos – род + лат. caedo - убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Геноцид признан международным преступлением.
ГЕОПОЛИТИКА– политическая концепция, доктрина, фактически отражающая сложную зависимость и связь внешней политики государства с его географическим положением – климатом, природными ресурсами, территорией и т.д. Одним из проявлений толкований геополитики стал, например, появившийся в период между двумя мировыми войнами лозунг борьбы за «жизненное пространство германской нации», возведенный в ранг официальной политической доктрины фашистской империи третьего рейха.
ГОСПОДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ– относительно устойчивое состояние государственной власти либо правящей партии, группировки, оказывающих решающее политическое воздействие на все сферы жизни общества. Современная политология выделяет три типа политического господства: традиционное, харизматическое и легальное (законное, конституционное). Традиционное господство опирается на веру подданных в извечные нормы жизни, установившиеся раз и навсегда, кто имеет право на господство (власть), а кто обязан подчиняться. Харизматическое господство опирается на веру в необыкновенные свойства лидера, вождя, религиозного пророка, государственного деятеля, способного спасти страну от всех бед и несчастий. Легальное (законное) господство основывается на признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения (конституционное господство).
ГОСУДАРСТВО – исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы. Основные признаки государства: легитимность (законность) власти и монополия на ее осуществление; наличие институтов, регулирующих отношения в обществе, в том числе и принуждением; наличие территории и населения, на которые распространяется воздействие государства. Сущность государства проявляется в его функциях, т.е. основных направлениях политики, характеризующих его роль в общественном развитии.
ДЕКЛАРАЦИЯ(лат. declaration – заявление, объявление) – 1) официальное политическое заявление, документ, который оглашается правительством, политической партией, международной организацией, а также одним или несколькими государствами по вопросам международной политики. Содержит изложение основных принципов, политических измерений, целей, задач; 2) в деловой жизни имеют место различные виды деклараций, например, таможенная, налоговая, почтовая и т.д.
ДЕМОКРАТИЯ (греч. demos – народ + kratos – власть) – наиболее современная форма политического и экономического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти; конкретно-исторический тип государства, декларирующий принципы народовластия, права и свободы граждан, возможность действия различных политических сил, контроль за деятельностью органов власти. Сущность демократии, механизмы ее действия, уровень ее гражданственности и цивилизованности, властной предметности и функциональности могут быть раскрыты и поняты лишь во взаимодействии политических структур, органов власти и управления со всеми сферами жизнедеятельности общества и в первую очередь с экономикой. Демократия и экономика, как показал исторический опыт, – не два разных явления, а фактически две стороны единого процесса жизни общества. В этом единстве проявляются теснейшая связь экономики и политики, органическая включенность экономических преобразований в общий процесс развития общественной жизни. Экономические преобразования могут быть осуществлены при условии всестороннего развития демократических начал и принципов. В экономической сфере демократия находит свое предметное воплощение в образовании различных форм собственности (многоукладная экономика), в становлении рыночных отношений, разнообразных форм предпринимательской деятельности, бизнеса, в праве на свободный выбор форм хозяйствования. В политической сфере демократия предстает в виде системы власти на различных уровнях государственных структур, политического механизма, регулирующего взаимодействие всех сфер жизни общества, принципа действия политических сил на правовой основе, утверждения принципов политической и экономической защищенности личности. Главным качеством демократии, мерилом ее действенности как властной структуры являются обеспечение политической и экономической стабильности общества, выработка на основе согласия политики здравого смысла. Демократия, ее реальная сила, степень воздействия на развитие общества, оценивается не с точки зрения умозрительных, абстрактных идеологических и политических постулатов, а с точки зрения создания для людей подлинно человеческих основ жизни и деятельности. Историческая демократия отличается большим разнообразием типов, форм и особенностей ее проявления (например, общинная, племенная, античная, буржуазная, постиндустриальная и т.д.).
ДОКТРИНА (лат. doctrina - учение) – руководящий теоретический или политический принцип, выражающий в концентрированной форме экономические, политические, военные ориентиры и цели, а также формы их практического осуществления.
ЖИЗНЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – многообразная, многогранная внутренняя и внешняя система политических отношений, отражающаяся в общественном и индивидуальном сознании и вызывающая, в зависимости от социально-экономического положения страны, определенную, далеко не однозначную реакцию со стороны различных слоев населения. Представления, взгляды, идеи, мнения о политической жизни, ее оценки концентрируются вокруг деятельности властных структур, а также на состоянии экономической и социальной сфер, где решаются ключевые проблемы жизнедеятельности общества. Отличается большим своеобразием в разные эпохи и в разных странах.
ЗАКОННОСТЬ – 1) соответствие закону; 2) характеристика действия, решения, отмечающая их соответствие закону; 3) состояние общественной жизни и деятельности, характеризующееся обеспечением соответствующими законами и их соблюдением, т.е. точным, полным и неуклонным исполнением их требований, а также установлением соответствующих им актов государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и объединениями, гражданами.
ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ(от греч. idea – понятие + …логия) – система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований. Как правило, любое политическое движение представлено определенной политической идеологией, соответствующей его характеру, ориентации, задачам, целевым установкам. Функции идеологии не исчерпываются теоретическим обоснованием политических и других интересов соответствующих сил. Она призвана формулировать программу их действий, определять ориентиры и цели политического движения, выступать мотивирующим и волеобразующим фактором. Характер и содержание идей и взглядов, составляющих политическую идеологию, зависят от квалификации, компетентности и интеллекта идеологов, их умения анализировать действительность, намечать пути сопряжения идей с общественной практикой.
ИНСТИТУТЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ (лат. institutum – установление, учреждение) – относительно устойчивый комплекс различных государственных органов, организаций, учреждений, парламентских и непарламентских комитетов, комиссий, научных и учебных заведений, наделенных особыми полномочиями и выполняющих специальные функции: разработка проектов законов, государственных постановлений, различных актов, инструкций и т.д. Политические институты, как правило, всегда узаконены, а их деятельность регламентирована соответствующими юридическими актами.
КОЛЛАПС ВЛАСТИ (лат. collapses – ослабевший, упавший) – угрожающее жизнедеятельности общества состояние бессилия, паралича системы власти, происходящее под воздействием различных деформирующих факторов. Развивающиеся при коллапсе власти нарушения в ее системе приводят к необратимым последствиям, состоянию разрушения и упадка. Как свидетельствует история, наиболее отчетливо коллапс власти проявляется в периоды смены одного этапа развития общества другим, а также тогда, когда в социальном организме длительное время действуют деформирующие факторы.
КОНСЕНСУС (лат. consensus - согласие) – форма коллегиального принятия решений посредством единодушного согласия всех участников совещания, конференции, съезда или других представительных форумов. Термин «консенсус» выражает общность позиций (точек зрения) по тому или иному вопросу различных политических сил.
КОРРУПЦИЯ (лат. corruption - подкуп) – использование должностным лицом, общественным или политическим деятелем прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения; подкуп государственных деятелей – министров, членов парламента, журналистов, чиновников, которых называют коррумпированными, т.е. продажными, подкупленными, развращенными взятками.
КРИТЕРИИ ВЛАСТИ – признаки, по которым производится оценка эффективности и жизнеспособности данной власти (властей). К их числу относятся сами результаты действий власти, ее активность, гибкость, динамизм, инициатива, настойчивость, авторитет, степень вызываемого доверия, связь с людьми и т.п.
Разделение властей – одна из центральных идей устройства системы государственной власти, основанная на принципе разграничения законодательной, исполнительной и судебной власти, которые осуществляют свои полномочия каждая самостоятельно, уравновешивая друг друга. Идея высказывалась Аристотелем, затем Дж. Локком (XVII в.), развита Монтескье (XVIII в.). Разделение властей определяется и закрепляется конституцией страны. Принцип разделения властей – одно из крупнейших достижений политической теории и практики. Он служит основной гарантией прав граждан, которым в этом случае противостоят не единый государственный аппарат, не монолит власти, а ее расчлененные структуры. Гражданин может при необходимости обратиться к одной ветви власти, чтобы защитить себя от незаконных действий другой ветви. Разделение властей обеспечивает правовую защищенность человека от государства и отдельных должностных лиц. Этот принцип демократии в нашей стране закреплен в конституции РБ.
ФРАКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – обособленная группа в составе парламента, съезда, правительства, союза, партии, имеющая свои взгляды и программы, свой организационный центр, использующая различные методы и средства (не всегда корректные) для борьбы с оппонентами, для блокирования различных решений, мероприятий, реформ и т.д. Политическая фракция – легальная форма политической оппозиции.
ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ (греч. charisma – милость, божественный дар) – одна из форм личной власти. По поверьям, харизма – исключительная сверхъестественная одаренность, которой наделен человек. Харизматическая власть связана с личной привлекательностью лидера, зиждется на вере в его необыкновенные, магические свойства (революционный вождь, религиозный пророк, политик, спасающий страну от кризиса). Авторитет этой власти зиждется на способности убеждать, а не на грубом запугивании. Харизматическая власть является нестабильной по сравнению с традиционной и легальной.
«ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ» – образное осмысление и оценка в современной жизни средств массовой информации (СМИ), которые ныне по силе влияния на людей выдвинулись в один ряд с тремя властями – законодательной, исполнительной, судебной. Понимание СМИ, их образное отождествление с такой, «четвертой», властью может быть своеобразно и противоречиво. Может как содействовать демократизации общественной жизни, так и таить угрозу их концентрации, использования только в одних руках, преобладания односторонних подходов, как это уже не раз бывало в обстановке тоталитаризма.
ЭЛЕКТОРАТ(контингент избирателей) (лат. elector - избиратель) – 1) круг людей, которым предоставлено право участвовать в выборах данного органа или конкретного должностного лица, например, голосовать за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах; 2) избирательный округ.
ЭЛИТА (фр. – лучший) – наиболее видные представители части общества, слоя, группы, политического движения и т.д., обладающие высокими профессиональными деловыми качествами, глубоким интеллектом, что выделяет их из окружающей среды.
1.4 Рекомендуемая литература по курсу
«Политология»
1. Алмонд, Г. Сравнительная политология сегодня: мировой обзор : пер. с англ./ Г. Алмонд [и др.]. – М., 2002.
2. Антонова, Н. Б. Теория и методология государственного управления / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. Вечер. – Минск, 2004.
3. Боришполец, К. П. Методы политических исследований : учеб. пособие для студ. вузов / К. П. Боришполец. – М., 2005.
4. Бутромеев, В. П. Символ власти: иллюстрированный энциклопедический справочник / В. П. Бутромеев, В. В. Бутромеев, Н. В. Бутромеева. – М., 2007.
5. Василевич, Г. А. Конституционное развитие и белорусское государство / Г. А. Василевич // Белорусская думка. – 2003. – №2. – С. 24-31.
6. Грейщак, С. Е. Региональное политическое лидерство в современной России: институциональный аспект / С. Е. Грейщак // Общественные науки и современность. – 2000. – №1. – С. 2-35.
7. Даль, Р. О демократии / Р. Даль. – М., 2000.
8. Дугин, А. Г. Философия политики / А. Г. Дугин. – М., 2004.
9. Есин, Р. О. Европа регионов: от идеи к воплощению (основные аспекты) / Р. О. Есин. – Минск, 2006.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2005.
11. Мельник, В. А. Политология : учебник / В. А. Мельник. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2008.
12. Основы идеологии белорусского государства : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. – Минск, 2004.
13. Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь и белорусскому народу. Минск, 2004.
14. Решетников, С. В. Политология / С. В. Решетников [и др.] ; под ред. С. В. Решетникова. – Минск, 2005.
15. Решетников, С. В. Теория процесса принятия управленческих решений / С. В. Решетников. – Минск, 2003.
16. Соловей, Т. Г. Политические партии и партийные системы : учеб.- метод. пособие / Т. Г. Соловей. – Минск, 2003.
17. Соловьев, А. И. Политология: политическая теория, политические технологии / А. И. Соловьев. – М., 2003.
18. Шинкарев, В. В. Местное самоуправление: проблемы реформирования : монография / В. В. Шинкарев. – Минск, 2005.