Внешняя политика представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений
Она определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами общества. Широкую известность имеет высказывание известного английского политика Пальмерстона о том, что "у Великобритании нет постоянных друзей и врагов, а есть только постоянные интересы". Именно понятие "национально-государственный интерес" является ключевым в понимании сущности внешней политики, которая состоит в способности государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы государства выражают потребности его функционирования и развития и вытекают из социально-экономической и политической природы государства, его места в системе международных отношений. Внешнеполитические интересы имеют следующую структуру: интересы различных социально-политических сил; национальные интересы; общечеловеческие интересы.
Первые обусловлены объективным положением определенного социального слоя и часто имеют узкоэгоистический характер. Общечеловеческие интересы связаны с сохранением жизни и обеспечением прав человека. Национальные интересы - общие потребности всего общества: безопасность и целостность государства как целостной социально-экономической, национально-культурной и исторической общности, защита суверенитета, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития и повышения уровня жизни населения. Понятно, что приоритетным для государства должны быть национальные интересы. Их осознание и определение в качестве целей государственной политики, деятельность по их осуществлению - одно из условий построения современного демократического государства. В субъективном значении понятие "национальный интерес" имеет идеологическую трактовку в зависимости от режима, проводимого курса. Поэтому часто за национальный интерес может выдаваться интерес государства или правящих элит, олигархов и т.д.
Возможности осуществления интересов зависят от наличия средств соответствующего воздействия на международную систему. Различают информационно-пропагандистские, политические, экономические и военные средства. Времена, когда все проблемы можно было решить исключительно с помощью силы, отходят в прошлое. Сегодня положение государства на международной арене все больше определяют экономический потенциал, уровень развития науки и технологий, а так же приверженность праву и моральный авторитет. Внешнеполитический потенциал зависит также от геополитического положения государства и стабильности политического режима. Внешнеполитический потенциал регулирует процесс преобразования интересов в цели. Интересы - исходный момент внешнеполитических целей, от них зависит сущностная природа целей, их реальность или иллюзорность. Если интерес утопический, то какие бы не были ресурсы, цель будет нереальной. Попытка её реализации приведет к бесполезной трате ресурсов. Достижение реальной цели зависит от того, насколько правильно определены соотношения между интересами и состоянием ресурсов.
Реализация реальных целей зависит от способа внешнеполитического действия, т.е. очередности использования ресурсов. Совокупность внешнеполитических целей и способов их реализации составляет концепцию внешней политики.
Она включает обычно три момента: общее представление об оптимальном состоянии международной системы; общее представление о том, каким образом может быть создана эта система; обоснование места и роли данного государства в создании этой системы.
Внешнеполитическая концепция реализуется через внешнеполитический курс - целевую направленность данной деятельности государства. Анализ конкретной внешней политики кроме понятийного аппарата требует учета факторов влияния на нее, а также механизмов и условий их воздействия. Эти факторы подразделяют на: внутренние социально-экономические и политические отношения; субъективный фактор; международные отношения.
Внутренние общественные отношения воздействуют на внешнюю политику по различным направлениям. Так, экономическая структура определяет экономический и военный потенциал; этно-национальная - проблемы несовпадения государственных и этнических границ; политический режим - международный имидж. Но главное в том, что экономические отношения формируют коренные интересы социальных сил, которые лежат в основе политики государства как во внутренней, так и внешней сферах. Поэтому сущность политики внутренней и внешней во многом совпадает, так как определяется социально-экономической и политической природой государства. Различно у них содержание, так как в значительной мере зависит от среды реализации. Утверждение, что внутренняя политика определяет внешнюю основано на признании главной роли общественных отношений. Однако в реальной деятельности государства между двумя направлениями нет зафиксированного соподчинения. Известны следующие варианты взаимодействия: внешняя политика служит внутренним целям (например, создание внешних благоприятных условий для реформирования экономики); подчинение внутренней политики внешним целям (например милитаризация общества с экспансионистскими целями); внешняя политика служит средством отвлечения внимания народа от внутренних проблем (например, спланированная провокация с целью обострить международную обстановку).
Внутренние отношения определяют развитие внешней политики в целом, как основную тенденцию. Отклонение зависит от субъективного фактора и места государства в системе международных отношений. Субъективный фактор включает состояние общественного сознания (господствующая идеология, исторические и культурные традиции народа) и особенности личности руководителя (политико-идеологические, социально-культурные, психологические). Господствующая идеология обосновывает внешнеполитический курс. Исторически традиции формируют отношения к народам. Культурные традиции утверждают в обществе моральные нормы международных отношений. Этнопсихология определяет особенности поведения народа. Особая роль принадлежит руководителю государства. Он может придать внешнеполитическому курсу гибкость и реалистичность или авантюризм и волюнтаризм. Проводя свою внешнюю политику, государство выступает и как субъект международных отношений. Поэтому их характер оказывает значительное влияние на содержание самой политики. Первейшее значение имеют отношения с соседними государствами. Когда они враждебные, то усложняются вопросы безопасности, создаются трудности в развитии внешних связей. Принадлежность к определенному блоку повышает военно-политический потенциал страны, но обязывает координировать свой внешнеполитический курс. Степень интегрированности в международные структуры свидетельствует о наличии каналов для проведения эффективной политики.
Таким образом, сущность внешней политики современного государства определяется национально-государственными интересами, которые обусловлены характером социально-экономических и политических отношений. Содержание же конкретного внешнеэкономического курса зависит как от внутренних общественных отношений, так и от системы международных отношений и субъективного фактора.
Осуществление внешней политики связано с реализацией государством ряда универсальных функций. Так, охранительная функция предусматривает охрану прав и интересов страны и её граждан за границей и в международных делах. Она направлена на предотвращение угрозы для государства, на поиск мирных решений спорных вопросов. Эффективность этой функции зависит от взаимодействия с другими государствами в создании большей безопасности. Информационно-представительская функция выражается в деятельности по созданию положительного имиджа страны и формированию благоприятных условий для решения внешнеэкономических задач. Одновременно эта функция предусматривает накопление и обработку данных о состоянии международных дел, намерениях других государств. Организационная функция направлена на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий деятельности государства на мировой арене, координации усилий по решению глобальных проблем. Идеологическая функция заключается не только в пропаганде преимуществ своей системы, а и в разработке, сохранении и передаче от поколения к поколению универсальных, цивилизованных форм поведения государств на мировой арене.
Реализация современным государством внешнеполитических функций осуществляется на правовой основе. Обычно Конституция определяет полномочия трех ветвей власти в процессе подготовки, принятия и реализации внешнеполитических решений, порядок их взаимодействия. Это позволяет избегать чрезмерной концентрации власти во внешнеполитической сфере, предупреждает субъективизм и волюнтаризм во внешней политике, делает её прогнозируемой и подконтрольной общественности. Главную роль в проведении внешней политики выполняет дипломатическое ведомство - министерство иностранных дел. Сфера его деятельности - двухсторонние отношения, международные организации и форумы, разрешение крупных международных проблем.
Во внешней политике государство исходит из реальных условий, реагирует на них, используя различные средства. В результате внешнеполитическая деятельность приобретает определенные виды и формы. Выделяют следующие виды внешней политики: пассивная (приспособление к международной конъюнктуре); агрессивная (стремление принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства); активная (интенсивный поиск равновесия между внутренней и внешней политикой); консервативная (охрана достигнутого ранее положения). Форма выражает содержание в конкретных системно-структурных условиях. Каждый исторический этап имеет свой набор функциональных форм. К ним относят нейтралитет, политику союза, равновесия сил, изоляционализма, балансирования. Истории известны два основных метода внешней политики - дипломатия и война. Раньше конфликты разрешались преимущественно силой и военным путем. Современные реалии требуют отказаться от военного метода и находить политические решения через переговоры с учетом законных интересов всех сторон. Только таким (политическим) путем возможно разрешать конфликты и обеспечивать в мире стабильность.
Таким образом, эффективность осуществления внешнеполитических функций обеспечивается конституционно-правовой основой: выбором формы внешней политики, адекватной геополитическому положению, потенциалу и характеру международной системы; дипломатическими методами, основанными на балансе интересов.
2. Международные отношения являются объектом исследования многих общественных дисциплин. Ведущая роль среди них отводится политической науке, так как только она непосредственно изучает деятельность государственной власти, а международные отношения - это прежде всего отношения государств. Сложность объекта исследования (отсутствие центрального ядра власти и управления, наличие полицентризма, перевес гетерогенных факторов над факторами объединяющими, большая роль стихийных процессов и субъективных факторов), а также различные научные подходы обусловили наличие нескольких теорий международных отношений.
Так, теория международного общества исходит из того, что, благодаря внедрению в жизнь государств принципов права и морали, происходит преобразование человечества в единое общество с мировым правительством. Теория факторов рассматривает мир как поле динамических отношений взаимодействующих сил, которые зависят от политических, экономических, социальных, психологических факторов. Материальные факторы определяют силу, а другие её направление. Теория отождествления международных отношений с международной политикой определяют её как равнодействующую внешних политик государств. Сущность международных отношений заключается в захвате, осуществлении и укреплении власти участниками отношений в специфических условиях международной среды. Правда, тут возникает вопрос: имеет ли категория власти в международных отношениях универсальный характер, или используется только при отношениях с позиции силы? Возрастание роли права, международных организаций, коллективных действий по обеспечению мира - ставят под сомнение власть на основе силы как решающее средство реализации национальных интересов.
Поэтому в определении международных отношений акцент перемещается с власти на объективное стремление всех участников к максимальной реализации своих интересов. Одним из вариантов определения может быть следующий: международные отношения - это процесс взаимодействия суверенных (государств) и не суверенных (организаций, движений) участников с целью создания наиболее благоприятных условий их функционирования и развития, закрепленный в определенном мировом или региональном правовом порядке.
В зависимости от сферы взаимодействия выделяют виды международных взаимоотношений: политические, экономические, идеологические, военные, культурные. На основании соотношения интересов участников международных отношений выделяют формы взаимоотношения: противостояние; сотрудничество; приспособления государств, основанные соответственно на отличии, совпадении и согласовании интересов.
Политическая наука анализ мировой политики осуществляет на основе системного подхода. Международные отношения рассматриваются как система взаимодействия субъектов международной политики. Международная система (МНС) - ключевое понятие международных отношений.
Структура, участники МНС и внешняя среда придают качественное своеобразие МНС. Структура как способ связи в системе состоит из: центросиловых отношений - отношений между ведущими странами на данном историческом этапе; узлов противоречий - ограниченном в пространстве комплексе отношений, который характеризуется конфликтностью и нестабильностью; структурной надстройки - международных правительственных и неправительственных организаций и международного права.
Основной участник МНС - государство. Это единственный общенациональный институт, который имеет полномочия осуществлять внешнюю политику, заключать договора и давать гарантии. Субъектами международных отношений являются также негосударственные нации, международные организации, разные социальные институты, группы и индивиды. Внешняя среда МНС - мировая экономика и социальная сфера. Понятие мировая экономика представляет собой сумму всех экономических потенциалов. Она оказывает решающее воздействие на мировую политику.
Международная система выполняет свои функции через мировые и региональные политические, правовые, экономические и культурные структуры. К числу основных принадлежат организации глобального (ООН с её руководящими органами, Международный банк, МВФ, ЮНЕСКО, ВООЗ), глобально-регионального (Большая семерка, ОБСЕ), регионального (ЕС, НАТО, ОАГ, ОАЕ, АСЕАН) масштаба.
Качественные изменения субъектов МНС, кардинальные перемены внешней среды ведут к структурным сдвигам и историческому развитию международных отношений. История демонстрирует качественно различные системы. В качестве критерия типологизации выступают характер центросиловых отношений в МНС и борьба за максимальную власть на международной арене. Можно определить следующие типы:
1) Система баланса сил - классическая ситуация второй пол. XIX - первой пол. ХХ вв., когда каждое ведущее государство стремиться обеспечить свою безопасность, создавая различные союзы. Коалиции и войны направлены против государств, которые стремились к господству. После второй мировой войны эта система преобразовалась в биполярную.
2) Биполярная система характеризуется противостоянием двух сверхдержав или блоков. Устойчивость такой системы основана на сдерживающем факторе ядерного оружия, а также посреднической деятельности универсальной организации.
3) Универсальная система возможна в случае передачи ряда политических полномочий универсальной организации.
4) Иерархическая системапрогнозируется как результат усиления роли международной организации или установления власти одной сверхдержавы.
5) Система "вето" - полицентричная система, где несколько государств владеют ядерным оружием и не склонны заключать союзы.
Сегодня мы имеем переходный период, когда старая биполярная система отошла в прошлое и формируются новые центры международных отношений и новая структура.
Современные геополитические теории стремятся определить перспективу создания нового баланса сил после распада СССР и биполярной системы международного порядка.
Международные отношения базируются на двух основных принципах: силе и праве. В вопросе их соотношения существуют две противоположные позиции. "Силовой подход" признает примат силы. Право придает только внешнюю респектабельность международной системе, стабильность же основана на страхе и силе. Противоположная сторона отстаивает идею безусловного выполнения норм права и необходимость наднационального законодательного органа. Современная тенденция соотношения права и силы такова: чем больше политика превращается в инструмент согласования интересов государств, тем больше увеличивается сила права и тем меньшую роль имеет право силы.
Международное право возникло вместе с межгосударственными отношениями и вызвано потребностью обеспечения их стабильности и взаимовыгодности. Международное право определяется как способ оформления и закрепления в обычаях и договорах политических, экономических и других отношений между государствами. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН. Она выполняет координирующую и регулирующую роль. Так же она имеет механизмы, защищающие законные права и интересы государств. Международное право иногда представляют как согласование воль государств в отличие от государственного с законами и механизмами принуждения.
Содержание международного права составляют общепризнанные нормы и принципы. Под нормой МП понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами МП в качестве юридически обязательного. Наиболее значимые нормы называются принципами МП. Нарушение каким-либо государством принципа международного права другими государствами рассматривается как посягательство на международный правопорядок. Содержание норм и принципов определяется историческим этапом международных отношений. Современный международный порядок основывается на принципах и нормах МП, зафиксированных в Уставе ООН (1945 г.), документах Хельсинского заключительного акта СБСЕ (Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, 1975 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.).
Сущность этого порядка выражается в десяти принципах: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип самоопределения народов и наций; принцип сотрудничества; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.