Проблемы международных отношений в 70-е годы и внешняя политика советского государства

70-е годы начались в благоприятной обстановке, проистекав­шей из задела, созданного в 60-е.

То, что не успели решить на XXIV сессии Генеральной Ассам­блеи, было решено на XXV сессии. В декабре 1969 г. Генеральная Ассамблея почти единогласно приняла к рассмотрению проект Договора об охране дна морей и океанов от размещения оружия массового уничтожения, поручила Комитету по разоружению про­должить работу над ним и представить для рассмотрения следую­щей сессии.

После того как проект был окончательно согласован, 7 декаб­ря 1970 г. XXV сессия Генеральной Ассамблеи приняла специаль­ную резолюцию об одобрении текста Договора о запрещении раз­мещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. По поручению Гене­ральной Ассамблеи страны-депозитарии СССР, США и Великоб­ритания 11 февраля 1971 г. открыли в своих столицах Договор для подписания и ратификации всеми государствами. К концу 1971 г. его подписали почти 90 стран. Договор вступил в силу 18 мая 1972 г.

Все подписавшие Договор страны взяли обязательство не уста­навливать, не размещать на дне морей и океанов и в их недрах какое-либо ядерное оружие или другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, предназначенные для хранения, испытания или при­менения оружия массового уничтожения (ст. I). Географические границы Договора распространяются на все пространство дна мо­рей и океанов (ст. II).

Этот Договор явился продолжением заключенных ранее важ­ных соглашений, в частности о запрещении испытаний ядерного оружия, и о запрещении его распространения.

У мировой общественности вызвало большую тревогу приме­нение Соединенными Штатами во Вьетнаме отравляющих средств. Еще в 1966 г. на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН Венгрия выступила с предложением принять документ о необходимости строгого соблюдения Женевского протокола 1925 г., который зап­рещал применение на войне газов и бактериологического оружия. К этому вопросу возвращались на следующих сессиях Генеральной Ассамблеи. На XXIV сессии СССР, БССР, Болгария, Венгрия, Монголия, Польша, Румыния, УССР и Чехословакия внесли про­ект Конвенции о прекращении производства химического и бак­териологического оружия. Он обсуждался на XXIV и XXV сессиях Генеральной Ассамблеи, а также в Комитете по разоружению, и в него были внесены предложения и замечания, сделанные пред­ставителями других стран – членов ООН. Но из-за позиции США и их союзников решить эту важную проблему не удалось.

В конце 60-х и особенно в начале 70-х годов происходили важ­ные международные события. Прежде всего надо отметить начав­шиеся советско-американские переговоры по вопросам сдержива­ния гонки стратегических вооружений, а также прекращения вой­ны во Вьетнаме, подготовка Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Все отчетливее становилась необходимость решения вопросов с гонкой ядерных вооружений. Это понимали и в СССР, и в США, и в других ведущих странах. Еще в конце 1968 г. по поручению президента Р. Никсона был проведен ряд исследований о соотно­шении стратегических сил СССР и США. Они показали, что в случае возникновения войны и обмена ударами потери США были бы приблизительно такими же, как и потери СССР. В связи с этим в Вашингтоне все больше склонялись к ведению перегово­ров с Советским Союзом по проблемам сдерживания ядерных вооружений, но, меняя свои взгляды на ядерную стратегию, в Белом доме все же исходили из своего превосходства и полагали, что СССР заинтересован в ограничении ядерных вооружений боль­ше, чем США. Поэтому встреча советских и американских пред­ставителей в Хельсинки, посвященная данному вопросу произошла лишь 17 ноября 1969 г., т.е. спустя год после того, как США стали понимать ее необходимость.

Советско-американские переговоры долго продолжались то в Вене, то в Хельсинки. Проходили они сложно. США затягивали их, а тем временем вели испытания новых ракет, которые запус­кались с атомных подводных лодок. Переговоры были прерваны, потом возобновились, и во время визита Никсона в Москву весной 1972 г. было заключено несколько соглашений. 26 мая СССР и США подписали бессрочный Договор об ограничении систем противора­кетной обороны, по которому отказались от развертывания систем ПРО для прикрытия американской и советской территорий, кроме двух комплексов, вопрос о которых стороны оговорили специально.

В этот же день было подписано Временное соглашение о неко­торых мерах в области стратегических и наступательных вооружений. Стороны обязались прекратить с 1 июля 1972 г. строительство новых дополнительных стационарных пусковых установок наземного бази­рования. Срок действия соглашения устанавливался в пять лет.

Через три дня, 29 мая, СССР и США приняли еще один важ­ный документ: «Основы взаимоотношений между Союзом Совет­ских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки». В нем содержалось обоюдное признание мирного сосу­ществования и обязательство сторон делать для ограничения стра­тегических вооружений все возможное.

Таким образом, в 1972 г. двумя странами были приняты очень важные обязательства, касающиеся проблем противоракетной обо­роны и ограничения стратегических вооружений.

Крупные события в начале 70-х годов происходили во Вьетна­ме. Обстановка в Индокитае резко обострилась. Вторжение амери­канских войск в Камбоджу (1970) и в Лаос (1971) вызвало осуж­дение не только социалистических стран, но и широких слоев об­щественности Запада. Оказываемая Советским Союзом военная помощь Вьетнаму все больше давала себя знать. Поставляемое из СССР и других социалистических стран современное вооружение позволяло вьетнамским патриотам наносить чувствительные уда­ры по войскам США и их союзников. В самих Соединенных Штатах росло убеждение в необходимости прекращения войны во Вьетнаме.

Развитие событий привело к переговорам между представите­лями ДРВ и США, которые начались в Париже. В октябре 1972 г. был подготовлен проект соглашения о прекращении военных дей­ствий. С целью оказать давление на правительство ДРВ и заставить его пойти на уступки американская бомбардировочная авиация нанесла тяжелые удары по Ханою и Хайфону. И все же 27 января 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении вой­ны и восстановлении мира. После вывода американских войск из Вьетнама марионеточный режим Тхиеу на юге Вьетнама пал и вскоре произошло воссоединение двух частей страны.

Почти тридцатилетняя героическая борьба вьетнамского на­рода за национальную независимость и суверенитет завершилась победой.

Одновременно с событиями в Индокитае и советско-американскими переговорами по ОСВ продолжалась подготовка к об­щеевропейскому совещанию по вопросам безопасности и сотруд­ничества в Европе. Инициатива такого совещания исходила от Организации Варшавского договора. Политический консультатив­ный комитет государств–участников Варшавского договора еще 5 июля 1966 г. принял Декларацию об укреплении мира и безопас­ности в Европе. В ней содержалось предложение о созыве общеев­ропейского совещания для обсуждения этой проблемы. С тех пор на разных уровнях проходили переговоры по организации и созы­ву такого совещания. Большую активность проявили международ­ные и национальные общественные организации.

18 марта 1969 г. участники Варшавского договора опубликова­ли Обращение ко всем европейским странам с призывом умно­жить усилия для укрепления мира и безопасности на континенте. В этих целях предлагалось начать диалог между социалистически­ми и капиталистическими странами о создании системы коллек­тивной безопасности. Страны Варшавского договора заявили о го­товности рассмотреть все предложения по подготовке и проведе­нию общеевропейского совещания.

В январе 1969 г. советское правительство передало финскому правительству памятную записку, в которой высоко оценивало его инициативу о проведении консультаций между соответствующи­ми правительствами.

После долгих проволочек и затяжек правительства стран НАТО 31 мая 1972 г. заявили о своем согласии участвовать в предвари­тельных консультациях по подготовке общеевропейского совеща­ния. Такие консультации начались 22 ноября 1972 г. в Хельсинки и продолжались с перерывами до 8 июня 1973 г. В них участвовали представители 32 европейских стран, США и Канады. В результате были приняты рекомендации об организации совещания, его пове­стке дня, составу участников, дате и месте проведения. В повестку дня рекомендовалось включить четыре вопроса: 1. О безопасности в Европе; 2. О сотрудничестве в области экономики, науки, техники, защиты окружающей среды; 3. О сотрудничестве в гуманитарных и других областях; 4. О дальнейших шагах после совещания.

После длительной подготовки работу Общеевропейского сове­щания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (СБСЕ) удалось начать. 3 июля 1973 г. в Хельсинки открылся первый его этап. Он продолжался 5 дней. В нем приняли участие министры иностран­ных дел 35 государств. Советское правительство внесло проект Гене­ральной декларации об основах европейской безопасности и прин­ципах отношений между государствами в Европе. После обмена мнениями первый этап совещания закончил свою работу.

18 сентября 1973 г. в Женеве начался второй его этап, который длился с перерывами до 21 июля 1975 г. Комиссии и подкомиссии совещания рассмотрели вопросы, включенные в повестку, и была проведена подготовка к третьему этапу совещания, который должен был на высшем уровне рассмотреть и утвердить проекты доку­ментов, выработанные на втором этапе.

В ходе длительных дискуссий и дебатов удалось согласовать про­екты деклараций и рекомендаций, касавшиеся важнейших вопросов. Второй этап показал, что при желании можно договориться если не по всем вопросам, то по ряду первостепенных. Некоторые вопросы до этого рассматривались в течение многих лет, и только в Женеве удалось их урегулировать.

30 июля 1975 г. в Хельсинки в торжественной обстановке от­крылся заключительный этап Общеевропейского совещаниянавысшем уровне. В нем приняли участие президенты и главы прави­тельств 33 европейских стран, а также США и Канады. 1 августа был подписан Заключительный акт Общеевропейского совеща­ния. Он закрепил фактически существовавшее положение в Евро­пе, подведя черту под второй мировой войной. В Хельсинки были зафиксированы принципы взаимоотношений между государства­ми: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверените­ту, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав че­ловека и основных свобод, равноправие и право народов распоря­жаться своей судьбой, сотрудничество между государствами, доб­росовестное выполнение обязательств по международному праву.

Знакомясь с этими великолепными формулировками, люди думали, что мир в Европе теперь обеспечен, что никаких террито­риальных переделов не будет. Но так только казалось. За прошед­шие четверть века почти все положения Заключительного акта были нарушены. В то же время нельзя отрицать его большого значения как для истории, так и для извлечения уроков на будущее. Хель­синки показали возможность успешного сотрудничества, если сто­роны желают достигнуть соглашения.

Вслед за Общеевропейским совещанием его участники прове­ли встречи в Белграде, Мадриде и Стокгольме. На встрече в Бел­граде (4.10.1977-9.03.1978) было заявлено о готовности продол­жить процесс, начало которому положило СБСЕ. Однако по воен­ным проблемам безопасности точки зрения сторон сблизить не удалось. В Мадриде (2.11.1980-9.09.1983) участники встречи дого­ворились прилагать новые усилия к тому, чтобы сделать разрядку эффективной и провести еще ряд встреч и конференций.

Стокгольмская конференция открылась 17 января 1984 г. Она была посвящена обсуждению комплекса мер по укреплению дове­рия и безопасности, включая уменьшение военного противостоя­ния в Европе. Затем состоялись встречи в Вене и в Будапеште. Хотя такие встречи, конференции и различные форумы по поиску пу­тей к укреплению безопасности в Европе и приносили определен­ную пользу, но они все же не оказывали ни решающего, ни сколь­ко-нибудь значительного воздействия на общее состояние меж­дународной обстановки. В 70-е годы продолжалась разработка новых видов оружия массового уничтожения, велась подготовка к произ­водству нейтронного оружия. Советский Союз неоднократно высту­пал против производства нейтронной бомбы и других видов оружия массового уничтожения и пытался достигнуть соглашения с партне­рами по переговорам. Вместе с тем СССР не мог безучастно созер­цать военные приготовления в США и других западных странах. Со­ветское правительство принимало адекватные меры по укрепле­нию своих вооруженных сил, и гонка вооружений продолжалась.

В поисках путей к укреплению международной безопасности советское правительство осенью 1976 г. внесло на рассмотрение XXXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопрос «О заключении Всемирного договора о неприменении силы в международных от­ношениях». С целью закрепить достигнутые в последние годы ре­зультаты СССР заявил о готовности договориться о самых ради­кальных мерах разоружения, вплоть до всеобщего и полного. В со­ветском меморандуме говорилось о необходимости добиваться полного запрещения ядерного оружия, укреплять режим его не­распространения, сокращать обычные вооружения. Для решения этих вопросов предлагалось созвать всемирную конференцию по разоружению или специальную сессию Генеральной Ассамблеи.

На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, работы которой проходили с 30 мая по 30 июня 1978 г., Советский Союз предложил предпринять практические шаги к прекращению гон­ки вооружений: полностью прекратить количественный и каче­ственный рост вооружений, отказаться от производства ядерного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения, не создавать новые виды обычных вооружений.

Осенью того же года Советский Союз выступил с инициати­вой провести переговоры пяти ядерных держав: СССР, США, Англии, Франции и Китая, с тем чтобы прийти на них к соглаше­нию об исключении ядерного оружия из арсеналов.

Сейчас можно встретить высказывания о том, что Советский Союз вносил свои предложения якобы в чисто пропагандистских целях, не собираясь их выполнять. Но может ли кто-либо привести пример, когда те или иные предложения СССР были приняты, а затем советское правительство отказалось бы от них? Их нет. Зато есть примеры, когда Советский Союз принимал предложения парт­неров, а потом шли на попятную именно те, кто их выдвигал. США зачастую под разными предлогами задерживают введение согласо­ванных решений в действие, а иногда и нарушают их.

В июне 1979 г. в Вене состоялась встреча председателя Президи­ума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева и президента США Дж. Картера, во время которой был подписан Договор об ограни­чении стратегических наступательных вооружений и протокол к нему. Две державы опубликовали также совместное заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических вооружений. К сожалению, под­писав Договор с Советским Союзом, американская сторона не спешила с его ратификацией. Вполне естественно, что это приве­ло к обострению советско-американских отношений и ухудшило общую обстановку.

Глава 8

Наши рекомендации