Внешняя политика в системе международных отношений.

Внешняя политика - это цель или серия целей, которые страна надеется достичь в отношении с другими странами и международными организациями. Однако страны не являются единственными действующими лицами во внешней политике и внешняя политика страны включает в себя отношения с международные организации, многонац. корпорации, объединения, региональные организации и др.

Международные цели, которые страна пытается достичь, варьируются от очень специфичных (например, решение спора о границах) до общих (увеличение влияния страны). Когда страны преследуют собственные цели, говорят, что они следуют "национальным интересам".

Ключевой элемент национальных интересов - национальная безопасность - обеспечение физической сохранности жителей страны. Другим элементом является обеспечение экономического процветания страны, зависящего от обеспечения ресурсами, баланса занятости населения, курсов обмена валют и других факторов международной политической экономики. Третьим элементом национальных интересов является обеспечение благоприятной политической обстановки. Как минимум это включает возможность жителей страны выбирать свою собственную форму правительства. Четвертым элементом национальных интересов является обеспечение национального единства. Это означает устранение давления иностранной политики или сепаратистского движения, которое может привести к раздроблению страны.

У стран есть множество инструментов, с помощью которых они могут попытаться достичь своих целей внешней политики. Это милитаристический инструмент, проникновение и вмешательство, а так же дипломатия.

Милитаристический инструмент основывается на полной и безоговорочной угрозе использовать силу и действительном использовании силы. Владение военной мощью - также инструмент, поскольку оно повышает репутацию страны и увеличивает ее влияние. Дипломатический инструмент подразумевает общение с другой страной. Методы включают прямые двусторонние правительственные переговоры.

Внешняя политика выполняет некоторые принципиальные функции. Охранительная функция связана с охраной прав и ин­тересов данной страны и ее граждан за границей. Институтами, спо­собствующими реализации охранительной функции, яв­ляются посольства, консульства, представительства, куль­турные центры. Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в ми­ровом сообществе. Представительская функция реа­лизуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформи­ровать благоприятные условия для решения внешнеполи­тических задач. Регулирующие функции внешней политики необходи­мы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполит. связей. В процессе реали­зации внешнеполит. дея-ти органов гос-ва проявляется гибкость полит. стратегии гос-ва.

Политика и религия.

В настоящее время все более очевидным является вовлеченность религии в сферу политики. Начало этому процессу положено в середине 70-х годов, когда начались процессы демократизации в СССР. В этот период религиозные конфессии активно включились в полити­ку, деятельность церкви становилась фактором, определяющим нравствен­ное состояние общества. Активизация некоторых конфессий в мире (ислам) активизируется в связи с попытками Запада осуществить модернизацию и вестернизацию в исламских государствах.

Политика и религия имеют множество точек соприкосновения, пос­кольку социальной базой и политики, и религии выступает общество. На протяжении многих веков религия зримо или незримо взаимодействует с политическими институтами. Церковь, освящая власть, помогала ей держать в повиновении массы людей. Под лозунгом "защиты веры" она осуществляла территориальную экспансию, вела ожесточенные завоевательные войны. Этические, моральные, эстетические нормы, выработанные и закрепленные в практике жизнедеятельности людей, религия покрыла ореолом святости. Взаимодействие политики и религии выражается и в вовлеченности верую­щих в общественно-политическую деятельность, в образовании религиоз­но-политических партий, молодежных и других организаций, а также в специфике нормотворчества в той или другой стране, отражающейся через конфессиональный состав населения.

Во многих государствах мира существует система государственных религий. В Польше - католичество, в Иране - ислам, в Израиле - иудаизм. Взаимосвязь политики и религии явно обнаруживается и через функ­циональный подход к анализу функционирования политики и религии. Таким образом, функционально и реально политика и религия во мно­гом соприкасаются, влияние и эффективность их деятельности во многом определяется политикой общества.

Наши рекомендации