Национальные интересы и проблемы международной безопасности
Вопросы международных отношений и мировой политики неразрывно связаны с проблемой национальных интересов и международной безопасности. Один из получивших известность специалистов в области международных отношений американский политолог Г.Моргентау определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (внешняя, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: «Цели внешней политики должны определятся в духе национальных интересов и поддерживаться силой»[292].
В самом общем смысле, национальный интерес- это концептуальное выражение совокупных потребностей общества на конкретном этапе его развития. Национальный интерес есть интерес нации как двуединства суверенного государства и гражданского общества. Национальный интерес – это краеугольный камень внешней политики любого государства. Параметры национального интереса определяются общей геополитической картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве.
Ганс Моргентау определил понятие «интерес» в категориях власти. Понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) национальной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики[293]. C его точки зрения, «национальный интерес» содержит два основных элемента: центральный (постоянный) и второстепенный (изменчивый). Центральный интерес состоит из трех факторов: природы интереса, который должен быть защищен, политического окружения, в котором действует интерес, и рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств. Второстепенный элемент представляет собой ничто иное, как конкретную форму, которую коренной «национальный интерес» принимает в пространстве и времени[294].
Внешняя политика независимого государства, по мнению Г. Моргентау, должна опираться на некую физическую, политическую и культурную «реальность», способную осознать природу и сущность собственного национального интереса. Такой «реальностью» выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разделенном на блоки, союзы мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной самобытности (идентичности) перед лицом вторжения извне.
В современном мире, когда страны в силу различных причин взаимозависимы и взаимосвязаны друг с другом, их выживание и развитие может быть обеспечено только на пути их сотрудничества и взаимодействия. В этих условиях любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств.
Международная политика должна основываться, прежде всего, на следующих принципах: защищая собственные интересы, любой субъект международных отношений должен уважительно относиться к интересам других государств. Это значит, что «разум» государства, выраженный в его национальном интересе, состоит в осознании как собственной сущности и природы, так и природы окружения. В этой связи в Концепции национальной безопасности РФ присутствует разделение национальных интересов во внутриполитической и международной сферах [295].
Национальные интересы государств обусловлены экономическими и геополитическими отношениями, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, вспышек национализма и террористических актов.
Важнейшей составляющей национального интереса Российской Федерации становится ее включение в мировое экономическое пространство. Сегодня ни одна страна не способна добиться серьезного экономического роста и увеличения благосостояния населения без вовлечения в мировую экономику. К сожалению, нужно констатировать, что наша страна задержалась пока что на индустриальной стадии развития, сделав лишь первые шаги на пути перехода к информационно-технологическому этапу развития. Если развитые страны завершают информационно-технологическую стадию развития, то современная Россия по всем показателям еще только приближается к ней. Отставание, по оценкам специалистов, составляет не менее 10 лет [296].
На наш взгляд, национальные интересы России в широком понимании можно свести к двум основным интересам - безопасности и развития.
В политологической литературе национальная безопасность рассматривается как один из элементов национального интереса государства, обеспечивающего ему наряду с другими элементами (внутренняя стабильность, экономическое процветание, благоприятное внешнее окружение, позитивный международный имидж) возможность оптимального существования [297].
Обеспечение национальной безопасности России – это не просто гарантия выживания нации и организация оптимальных условий для саморазвития. Национальная безопасность – это внутреннее состояние и международное положение страны, которые надежно обеспечивают ее свободу, независимость, целостность, интересы и исключают реальную угрозу внутренней дестабилизации и внешнего нападения [298].
В 2000 г. Российской Федерацией были приняты стратегически важные документы: Концепция национальной безопасности (уточняет риски внутренней безопасности и основные пути их локализации), Концепция внешней политики (разъясняет политические взаимоотношения России с главными участниками мировой политики), Доктрина информационной безопасности (определяет степень открытости и доступности информационных потоков).
Национальная безопасность России должна рассматриваться как многоплановое явление, охватывающее все сферы и уровни общественной жизни. Поэтому необходимо говорить о политической, экономической, духовно-идеологической безопасности и других её видах.
Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются следующие:
§ поддержание общей стабильности в мире, исключающей региональные и локальные конфликты, предотвращение любых очагов напряженности вблизи территории России;
§ обеспечение территориальной целостности и независимости страны;
§ своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
§ создание условий для постоянного экономического роста и стабильного политического развития;
§ расширение доступа России к мировым экономическим рынкам;
§ совершенствование системы государственной власти в стране, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
§ принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против России;
§ активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений.
Необходимо отметить, что серьезную угрозу безопасности страны создают международный терроризм, разгул преступности, социальные, межэтнические и религиозные конфликты, политический экстремизм и т. д.[299].
Одним из главных условий и принципов национальной безопасности является включенность России в систему международной и региональной безопасности [300].
Международная безопасность – такое состояние отношений между государствами, при котором страны мира соблюдают общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе и Устав ООН, исключающие решение споров между ними с помощью силы или угрозы силой, нарушение всеобщего мира и возникновение угрозы ему [301]. Международная безопасность стала одним из важных факторов мировой политики после массированной атаки террористов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., когда погибли тысячи ни в чем не повинных людей.
Международная безопасность сегодня предстает как многоплановое явление, охватывающее все сферы и уровни общественной жизни. Так, международная безопасность, несомненно, связана с положением дел в различных регионах мира.
Региональная безопасность -это такое состояние международных отношений в той или иной части мира, при котором в результате комплекса совместно принятых мер и заключения международного договора или соглашения обеспечивается поддержание мира и сотрудничество стран и народов, решение спорных проблем, отказ от применения силы или угрозы силой. Региональная безопасность является важным условием и серьезным фактором международной безопасности в том случае, когда договоры и соглашения по безопасности совместимы с целями и принципами ООН. Вопросами обеспечения региональной безопасности занимается Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.
Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности.
1.Сдерживание внутренней агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.):
2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий.
3. Политический процесс как способ достижения мировых целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).
Но события последних лет, связанные с центростремительными тенденциями и процессами регионализации и глобализации заставили теоретиков-политологов разработать новые концепции безопасности. Так концепция кооперативной безопасности (М. Уайт, Д. Коляр, Д. Дьюитт, Р. Коэн и др.) базируется на том, что процессы взаимозависимости стирают грань между внутренними и внешними, государственными и общественными интересами. Внутренняя и внешняя политика становятся тесно связанными. Учитывать национальные интересы становится все труднее.
Вообще на вопрос «Существует ли взаимосвязь внешней и внутренней политики?» можно найти, по крайней мере, три точки зрения на эту проблему. Первая точка зрения отождествляет внутреннюю и внешнюю политику. Профессор Чикагского университета Г. Моргентау полагал, что «сущность международной политики идентична политике внутренней. И внутренняя и внешняя политика есть борьба за силу, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах»[302].
Вторая точка зрения представлена работами австрийского социолога Л. Гумпловича, который считал, что внешняя политика определяет внутреннюю[303]. Исходя из того, что борьба за существование является главным фактором социальной жизни, Л. Гумплович сформулировал систему законов международной политики. Главный закон: соседние государства постоянно борются друг с другом из-за приграничной линии. Из основного закона вытекают вторичные. Один из них таков: любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии; кроме того, любое государство стремится к выгодным приобретениям, например, получить выход к морю как средству приобретения морского могущества. Наконец, третий закон: внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечиваются ресурсы для выживания государства. Таковы, согласно Л. Гумпиловичу, основные законы международной политики[304].
Третья точка зрения представлена марксизмом, который считает, что внешняя политика определяется внутренней и является продолжением внутриобщественных отношений. Содержание последних обусловлено господствующими в обществе экономическими отношениями и интересами правящих классов.
В заключении отметим, что Россия как государство, находящееся на стадии демократической трансформации и имеющее опыт отражения и профилактики крайнего экстремизма на своей территории, последовательно выступает за построение стабильного мира, за то, чтобы при решении вопросов международной безопасности делать упор на коллективные международные силы, а не на военную мощь лишь одной супердержавы – США.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое международные политические отношения?
2. Какова структура международных отношений? Какие основные принципы положены в основу типологизации международных отношений?
3. Раскройте смысл понятия «национальный интерес».
4. Какими факторами определяется международная безопасность?
5. Согласны ли Вы с утверждением, что в настоящее время США выступают как политический гегемон в системе международных отношений? Обоснуйте Вашу точку зрения по этому вопросу.
6. Выделите глобальные политические последствия расширения НАТО на Восток? И каким образом это затрагивает национальные интересы России?
7. Перечислите известные Вам международные политические организации, охарактеризуйте их деятельность.
8. В чем сущность такого принципа международных отношений как «государственный суверенитет»?
9. С какими внешнеполитическими проблемами Россия вступила в XXI век?
Литература
1. Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок. – М., 2005.
2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М.: Международные отношения, 1999.
3. Богомолов Б. А. Глобализация: некоторые подходы к осмыслению феномена // Вестник МГУ. - Сер. 12. Полит. науки. - 2004. - № 3.
4. Галкина Е. В. Международные организации и их роль в современном геополитическом пространстве: Учебно-методическое пособие / Под ред. канд. ист. наук, доц. Косова Г. В. - Ставрополь: ЗАО «Пресса», 2005.
5. Дворкин В. З. К вопросу о формировании политики национальной безопасности // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 12. - С. 52-59.
6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая газета. - 2000. - 14 января.
7. Косолапов Н. Формирование глобального миропорядка и Россия // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 10.
8. Косов Г.В., Нефедов С.А. Экологический фактор в глобальной политике. – Ставрополь, 2005.
9. Кулагин В. Международная безопасность. – М., 2006.
10. Лебедева М. М. Мировая политика: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003.
11. Международные отношения как объект изучения / Под ред. П.А. Цыганкова. – М., 1993.
12. Монбриаль Т.де Действие и система мира.- М., 2005.
13. Общая теория национальной безопасности / Под общ. ред. А. А. Прохожева. - М., 2002.
14. Российская наука международных отношений: новые направления / Под ред. А. П. Цыганкова, П. А. Цыганкова. - М., 2005.
15. Сафонов М. В. Современные подходы к изучению международных институтов (На примере исследований «большой восьмерки») // Полис. - 2003. - № 3. - С. 58- 67.
16. Современные международные отношения / Под ред. А.В. Торкунова. – М., 1999.
17. Тузиков А. Р. Основы геополитики: Учебное пособие. - М., 2004.
18. Угрозы безопасности России на Северном Кавказе. / Коллектив авторов; под ред. Н.П. Медведева и П. В. Акинина. - Ставрополь, 2004.
19. Философия мировой политики. Актуальные проблемы. – М., 2000.
20. Цыганков П. А. Теория международных отношений: Учебное пособие. - М., 2003.