Национальные интересы и проблемы международной безопасности

Вопросы международных отношений и мировой политики неразрывно связаны с проблемой национальных интересов и международной безопасности. Один из получивших известность специалистов в области международных отношений американский политолог Г.Моргентау определяет внешнюю политику, прежде всего как по­литику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми ме­ждународными нормами, принципами и поэтому сила (внешняя, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных це­лей. Отсюда вытекает и его формула: «Цели внешней политики должны опре­делятся в духе национальных интересов и поддерживаться силой»[292].

В самом общем смысле, национальный интерес- это концептуальное выражение совокупных потребностей об­щества на конкретном этапе его развития. Национальный интерес есть интерес нации как двуединства суверенного государ­ства и гражданского общества. Национальный интерес – это краеуголь­ный камень внешней политики любого государства. Параметры нацио­нального интереса определяются общей геополитической картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве.

Ганс Моргентау определил понятие «интерес» в категориях власти. Понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) национальной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики[293]. C его точки зрения, «национальный интерес» содержит два основных элемента: центральный (постоянный) и второстепенный (изменчивый). Центральный интерес состоит из трех факторов: природы интереса, который должен быть защищен, политиче­ского окружения, в котором действует интерес, и рациональной необхо­димости, ограничивающей выбор целей и средств. Второстепенный эле­мент представляет собой ничто иное, как конкретную форму, которую коренной «национальный интерес» принимает в пространстве и вре­мени[294].

Внешняя политика независимого государства, по мнению Г. Моргентау, должна опираться на некую физическую, политическую и культурную «реальность», способную осознать природу и сущность собственного национального интереса. Такой «реальностью» выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разделенном на блоки, союзы мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной самобытности (идентичности) перед лицом вторжения извне.

В современном мире, когда страны в силу различных причин взаимозависимы и взаимосвязаны друг с другом, их выживание и развитие может быть обеспечено только на пути их сотрудничества и взаимодействия. В этих условиях любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств.

Международная политика должна основываться, прежде всего, на следующих принципах: защищая собствен­ные интересы, любой субъект международных отношений должен ува­жительно относиться к интересам других государств. Это значит, что «разум» государства, выраженный в его национальном интересе, состоит в осознании как собственной сущности и природы, так и природы окру­жения. В этой связи в Концепции национальной безопасности РФ присутствует разделение национальных интересов во внутриполитической и международной сферах [295].

Национальные интересы государств обусловлены экономическими и геополитическими отношениями, культурно-историческими традициями, не­обходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней уг­розы и внутренних беспорядков, вспышек национализма и террористических актов.

Важнейшей составляющей национального интереса Российской Федерации становится ее включение в мировое экономическое пространство. Сегодня ни одна страна не способна добиться серьезного экономического роста и увеличения благосостояния населения без вовлечения в мировую экономику. К сожалению, нужно констатировать, что наша страна задержалась пока что на индустриальной стадии развития, сделав лишь первые шаги на пути перехода к информационно-технологическому этапу развития. Если развитые страны завершают информационно-технологическую стадию развития, то современная Россия по всем показателям еще только приближается к ней. Отставание, по оценкам специалистов, составляет не менее 10 лет [296].

На наш взгляд, национальные интересы России в широком понимании можно свести к двум основным интересам - безопасности и развития.

В политологической литературе националь­ная безопасность рассматривается как один из элементов национального ин­тереса государства, обеспечивающего ему наряду с другими элементами (внутренняя стабильность, экономическое процветание, благоприятное внешнее окружение, позитивный международный имидж) возможность оптимального су­ществования [297].

Обеспечение национальной безопасности России – это не просто га­рантия выживания нации и организация оптимальных условий для са­моразвития. Национальная безопасность – это внутреннее состояние и международное положение страны, которые надежно обеспечивают ее свободу, независимость, целостность, интересы и исключают реальную угрозу внутренней дестабилизации и внешнего нападения [298].

В 2000 г. Российской Федерацией были приняты стратегически важ­ные документы: Концепция национальной безопасности (уточняет риски внутренней безопасности и основные пути их локализации), Концепция внешней политики (разъясняет политические взаимоотношения России с глав­ными участниками мировой политики), Доктрина информационной безопасности (определяет степень открытости и доступности информа­ционных потоков).

Национальная безопасность России должна рассматриваться как многоплановое явле­ние, охватывающее все сферы и уровни общественной жизни. Поэтому необходимо говорить о политической, экономической, духовно-идео­логической безопасности и других её видах.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются следующие:

§ поддержание общей стабильности в мире, исключающей регио­нальные и локальные конфликты, предотвращение любых очагов напряженности вблизи территории России;

§ обеспечение территориальной целостности и независимости страны;

§ своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутрен­них угроз национальной безопасности;

§ создание условий для постоянного экономического роста и ста­бильного политического развития;

§ расширение доступа России к мировым экономическим рынкам;

§ совершенствование системы государственной власти в стране, фор­мирование гармоничных межнациональных отношений, укре­пление правопорядка и сохранение социально-политической ста­бильности общества;

§ принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пре­сечению разведывательной и подрывной деятельности ино­странных государств, направленной против России;

§ активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений.

Необходимо отметить, что серьезную угрозу безопасности страны создают международный терроризм, разгул преступности, социальные, межэтнические и религиозные конфликты, политический экстремизм и т. д.[299].

Одним из главных условий и принципов национальной безопасности является включенность России в систему международной и региональ­ной безопасности [300].

Международная безопасность – такое состояние отношений между го­сударствами, при котором страны мира соблюдают общепризнанные прин­ципы и нормы международного права, в том числе и Устав ООН, исключаю­щие решение споров между ними с помощью силы или угрозы силой, нару­шение всеобщего мира и возникновение угрозы ему [301]. Международная безо­пасность стала одним из важных факторов мировой политики после массированной атаки тер­рористов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., когда погибли тысячи ни в чем не повинных людей.

Международная безопасность сегодня предстает как многоплановое явление, охваты­вающее все сферы и уровни общественной жизни. Так, международная безопасность, несомненно, связана с положением дел в различных регионах мира.

Региональная безопасность -это такое состояние международных отношений в той или иной части мира, при котором в результате комплекса совместно принятых мер и заключения международного договора или соглашения обеспечивается поддержание мира и сотрудничество стран и народов, решение спорных проблем, отказ от применения силы или угрозы силой. Региональная безопасность является важным условием и серьезным фактором международной безопасности в том случае, когда договоры и соглашения по безопасности совместимы с целями и принципами ООН. Вопросами обеспечения региональной безопасности за­нимается Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских го­сударств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.

Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности.

1.Сдерживание внутренней агрессии при помощи различных форм давле­ния (экономических, политических, психологических и др.):

2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных прак­тических действий.

3. Политический процесс как способ достижения мировых целей без си­лового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).

Но события последних лет, связанные с центростремительными тенденциями и процессами регионализации и гло­бализации заставили теоретиков-политологов разработать новые концепции безопасности. Так концепция кооперативной безопасности (М. Уайт, Д. Коляр, Д. Дьюитт, Р. Коэн и др.) базируется на том, что процессы взаимозависимости стирают грань ме­жду внутренними и внешними, государственными и общественными ин­тересами. Внутренняя и внешняя политика становятся тесно связан­ными. Учитывать национальные интересы становится все труднее.

Вообще на вопрос «Существует ли взаимосвязь внешней и внутренней политики?» можно найти, по крайней мере, три точки зрения на эту проблему. Первая точка зрения отождествляет внутреннюю и внешнюю политику. Профессор Чикагского университета Г. Моргентау полагал, что «сущность международной политики идентична политике внутренней. И внутренняя и внешняя политика есть борьба за силу, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах»[302].

Вторая точка зрения представлена работами австрийского социолога Л. Гумпловича, который считал, что внешняя политика определяет внутреннюю[303]. Исходя из того, что борьба за существование является главным фактором социальной жизни, Л. Гумплович сформулировал систему законов международной политики. Главный закон: соседние государства постоянно борются друг с другом из-за приграничной линии. Из основного закона вытекают вторичные. Один из них таков: любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии; кроме того, любое государство стремится к выгодным приобретениям, например, получить выход к морю как средству приобретения морского могущества. Наконец, третий закон: внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечиваются ресурсы для выживания государства. Таковы, согласно Л. Гумпиловичу, основные законы международной политики[304].

Третья точка зрения представлена марксизмом, который считает, что внешняя политика определяется внутренней и является продолжением внутриобщественных отношений. Содержание последних обусловлено господствующими в обществе экономическими отношениями и интересами правящих классов.

В заключении отметим, что Россия как государство, на­ходящееся на стадии демократической трансформации и имеющее опыт отражения и профилактики крайнего экстремизма на своей территории, последовательно выступает за построение стабильного мира, за то, чтобы при решении вопросов международной безопасности делать упор на коллективные международные силы, а не на военную мощь лишь одной су­пердержавы – США.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое международные политические отношения?

2. Какова структура международных отношений? Какие основные прин­ципы положены в основу типологизации международных отношений?

3. Раскройте смысл понятия «национальный интерес».

4. Какими факторами определяется международная безопасность?

5. Согласны ли Вы с утверждением, что в настоящее время США высту­пают как политический гегемон в системе международных отношений? Обоснуйте Вашу точку зрения по этому вопросу.

6. Выделите глобальные политические последствия расширения НАТО на Восток? И каким образом это затрагивает национальные интересы России?

7. Перечислите известные Вам международные политические организации, охарактеризуйте их деятельность.

8. В чем сущность такого принципа международных отношений как «государ­ственный суверенитет»?

9. С какими внешнеполитическими проблемами Россия вступила в XXI век?

Литература

1. Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок. – М., 2005.

2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М.: Международные отноше­ния, 1999.

3. Богомолов Б. А. Глобализация: некоторые подходы к осмыслению фено­мена // Вестник МГУ. - Сер. 12. Полит. науки. - 2004. - № 3.

4. Галкина Е. В. Международные организации и их роль в современном геопо­ли­тическом пространстве: Учебно-методическое пособие / Под ред. канд. ист. наук, доц. Косова Г. В. - Ставрополь: ЗАО «Пресса», 2005.

5. Дворкин В. З. К вопросу о формировании политики национальной безопасно­сти // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 12. - С. 52-59.

6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Незави­симая газета. - 2000. - 14 января.

7. Косолапов Н. Формирование глобального миропорядка и Россия // Миро­вая экономика и международные отношения. - 2004. - № 10.

8. Косов Г.В., Нефедов С.А. Экологический фактор в глобальной политике. – Ставрополь, 2005.

9. Кулагин В. Международная безопасность. – М., 2006.

10. Лебедева М. М. Мировая политика: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003.

11. Международные отношения как объект изучения / Под ред. П.А. Цыганкова. – М., 1993.

12. Монбриаль Т.де Действие и система мира.- М., 2005.

13. Общая теория национальной безопасности / Под общ. ред. А. А. Прохо­жева. - М., 2002.

14. Российская наука международных отношений: новые направления / Под ред. А. П. Цыганкова, П. А. Цыганкова. - М., 2005.

15. Сафонов М. В. Современные подходы к изучению международных ин­ститу­тов (На примере исследований «большой восьмерки») // Полис. - 2003. - № 3. - С. 58- 67.

16. Современные международные отношения / Под ред. А.В. Торкунова. – М., 1999.

17. Тузиков А. Р. Основы геополитики: Учебное пособие. - М., 2004.

18. Угрозы безопасности России на Северном Кавказе. / Коллектив авто­ров; под ред. Н.П. Медведева и П. В. Акинина. - Ставрополь, 2004.

19. Философия мировой политики. Актуальные проблемы. – М., 2000.

20. Цыганков П. А. Теория международных отношений: Учебное пособие. - М., 2003.

Наши рекомендации