Ответственность органов местного самоуправления перед государством и населением. 4 страница
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.
54.СТАТУС ЧЛЕНА СФ И ДЕПУТАТ ГД ФС РФ.Конституция Российской Федерации не предусматривает право избирателей на досрочный отзыв депутата, утратившего их доверие. Не предусматривается и так называемый императивный мандат, т.е. установление прямой зависимости действий депутата от воли избирателей. Депутаты Государственной Думы считаются полномочными представителями всего российского многонационального народа.
Члены СФ и депутаты ГД:
- обладают в соответствии со ст. 98 Конституции неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
- не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
- вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.
- Депутат ГД не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
- не могут быть одновременно членом СФ и депутатом ГД.
Выводы по разделу
Первый опыт российского парламентаризма имел место в начале XX столетия.
ФС — парламент Российской Федерации — состоит из двух палат: ГД и СФ. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации. Таким образом, в состав Совета Федерации входит 178 членов. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. С учетом нового избирательного законодательства Государственная Дума с 2007 г. формируется по пропорциональной системе (по партийным спискам).
55.СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ ГД ФС РФ.ГД состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Из своего состава ГД избирает Председателя и заместителей Председателя, которые ведут заседания Думы и ведают ее внутренним распорядком. Порядок деятельности ГД. Обеспечение деятельности ГД.
В соответствии с Регламентом ГД образуется, как правило, около 25 комитетов:
- по законодательству;
- по государственному строительству;
- по труду, социальной политике и делам ветеранов;
- по бюджету и налогам;
- по кредитным организациям и финансовым рынкам;
- по экономической политике и предпринимательству;
- по собственности;
- по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
- по энергетике, транспорту и связи;
- по обороне;
- по безопасности;
- по международным делам;
- по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
- по делам Федерации и региональной политике;
- по вопросам местного самоуправления и др.
Образована также мандатная комиссия.
Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет ГД, в который входят Председатель ГД, руководители фракций и депутатских групп. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя ГД и председатели комитетов.
К ведению ГД в соответствии со ст. 103 Конституции относится:
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
По вопросам своего ведения ГД принимает постановления. ГД принимает федеральные законы (ст. 105 Конституции РФ). Главное направление работы ГД — это законодательная деятельность. ГД приняла новые ГК, УК, СК, УИК и др.
Конституция РФ предусматривает несколько оснований возможного роспуска Президентом ГД (ст. 109):
- Если ГД трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ, то Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает ГД и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111).
- ГД может выразить недоверие Правительству. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением ГД. Если ГД в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент принимает одно из следующих решений:
а) объявляет об отставке Правительства;
б) распускает ГД.
Вопрос о доверии Правительству может поставить перед ГД Председатель Правительства. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение 7 дней принимает одно из следующих решений:
а) об отставке Правительства;
б) о роспуске ГД и назначении новых выборов.
При этом следует иметь в виду, что по второму и третьему основаниям ГД не может быть распущена в течение 1-го года после ее избрания. ГД не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения СФ; в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Не имеет прав распускать ГД исполняющий обязанности Президента РФ.
56.СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ СФ ФС РФ.В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ — от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определяется его представитель в СФ. Таким образом, в состав СФ 178 членов. СФ избирает из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания палаты и ведают ее внутренним распорядком. Порядок деятельности СФ определяется его Регламентом. Деятельность СФ обеспечивается его аппаратом. Постановлениями СФ образуются различные комитеты:
- по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
- по вопросам безопасности и обороны;
- по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
- по вопросам социальной политики;
- по вопросам экономической политики;
- по международным делам;
- по делам СНГ;
- по аграрной политике;
- по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
- по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;
- по делам Севера и малочисленных народов.
СФ образует Комиссию по регламенту и парламентским процедурам.
В соответствии со ст. 102 Конституции к ведению СФ относится:
- утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
- утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ;
- назначение выборов Президента РФ;
- отрешение Президента РФ от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
По вопросам своего ведения СФ принимает постановления. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ федеральные законы, принятые ГД в течение 5-ти дней, передаются на рассмотрение СФ. Ряд законов (ст. 106) подлежит обязательному рассмотрению СФ. Это говорит о том, что отдельные законы, не рассмотренные СФ в течение 14 дней, считаются одобренными им.
57.СУВЕРЕНИТЕТ В РФ: ПОНТЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть.
Верховенство государственной власти – это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т.е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.
Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.
Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:
– суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;
– Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;
– Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.
Важный аспект суверенитета – неприкосновенность территории. Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии.
58.ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Территориальные основы местного самоуправления — это совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: состав территории, порядок установления и изменения границ муниципального образования. Основой муниципальной реформы, является территориальная реорганизация, направленная на унификацию системы территориальной организации Российской Федерации. В свою очередь территориальная реорганизация местного самоуправления предопределяется необходимостью разграничения полномочий между тремя уровнями публичной власти: федеральной, региональной и муниципальной. Такого рода необходимость связана с конституционным положением о том, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов (ст. 67). Следовательно, получается, что в иерархии территориальных единиц России выделяют два уровня: первый представляет собой деление страны на первичные территориальные составляющие — субъекты РФ, второй — деление субъектов Федерации на административно-территориальные единицы.
ПРИЗНАКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
- население территории; - осуществление на ней местного самоуправления; - обособленная муниципальная собственность; - местный бюджет;
- выборный орган местного самоуправления.
В ст. 131 Конституции РФ закреплены три важнейшие нормы, определяющие территориальные основы местного самоуправления:
- местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях;
- территориальные основы местного самоуправления определяются с учетом исторических и иных местных традиций;
- изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
59.УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ.Устав муниципального образования – это основной нормативно-правовой акт муниципального образования, в котором указываются: а) границы и состав территории муниципального образования; б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; г) структура, порядок формирования и организации деятельности органов местного самоуправления; д) экономическая и финансовая основы осуществления местного самоуправления, вопросы формирования и исполнения местного бюджета, местного налогооблажения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, е) другие вопросы, регламентирующие осуществление местного самоуправления. См. Муниципальное образование, Границы муниципального образования, Местное самоуправление. Устав муниципального образования может приниматься как непосредственно гражданами на местном референдуме, так и формируемым ими представительным органом местного самоуправления. Уставы муниципальных образований подлежат обязательной государственной регистрации в установленном законами субъектов Российской Федерации порядке. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации. После официального опубликования (обнародования) уставы муниципальных образований вступают в силу и являются обязательными для исполнения на территории соответствующих муниципальных образований всеми гражданами, предприятиями, организациями и учреждениями, органами и должностными лицами.
60.ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПАЛАТ ФС РФ.Впервые в истории нашей страны Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила понятие «парламент» применительно к представительному и законодательному органу Российского государства (ст. 94).
Федеральное Собрание РФ характеризуется как представительный орган. С одной стороны, это означает, что оно является представителем всего многонационального народа России и формируется на основе участия населения во всеобщих выборах, прежде всего, депутатов Государственной Думы. С другой стороны, Федеральное Собрание выступает представителем субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган.
Российский парламент выполняет также некоторые контрольные функции, хотя Конституция и не определяет его как контрольный орган:
- утверждение федерального бюджета и заслушивание отчета Правительства о его исполнении;
- участие обеих палат в формировании органов государственной власти;
- решение вопроса о доверии Правительству как формы его ответственности перед Государственной Думой;
- утверждение Советом Федерации некоторых указов Президента;
- рассмотрение вопросов федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
- ратификация международных договоров.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Заседания палат проводятся раздельно. Заседания открытые. На совместные заседания палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Обе палаты образуют единственный совместный конституционный орган — Счетную палату — для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (ч. 5 ст. 101 Конституции). Счетная палата состоит из:
- Председателя, который назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой;
- заместителя Председателя, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации:
аудиторов Счетной палаты, одна половина которых назначается Государственной Думой, а другая — Советом Федерации.
61.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РФ.Форма государства, как известно, включает в себя три самостоятельных структурных элемента: форму правления, форму государственного устройства, политический режим. Форма правления устанавливается в ст. 1 Конституции Российской Федерации и определяется как республиканская. Главные признаки республики — выборность и периодическая сменяемость главы государства. Конституция России не закрепляет непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, смешанная). Анализ конституционного статуса главы государства, его взаимодействия со всеми ветвями власти, прежде всего с парламентом, позволяет сделать вывод о наличии в нашей стране смешанной республики — президентско-парламентской, или полупрезидентской, с сильной президентской властью. Такой вывод основывается на следующих позициях. Президент избирается не парламентским путем, а всеобщим голосованием; он не является главой исполнительной власти, наряду с Президентом действует Председатель Правительства, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; Правительство осуществляет исполнительную власть, и лишь в незначительной мере ответственно перед парламентом, у него неизмеримо больше ответственности перед Президентом, который назначает главу Правительства после согласования с Государственной Думой. Президент может принять решение об отставке Правительства РФ без какого-либо согласования с кем-либо, назначить и уволить всех вице-премьеров и министров, он по своему усмотрению напрямую подчиняет себе значительное число министерств и ведомств и т.п. Президент обладает собственными конституционными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и парламента.
62.ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ ВЛАСТИ (ОПРОС, ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ, ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА, СХОД ГРАЖДАН).Правотворческая инициатива граждан — разновидность обращения граждан в органы местного самоуправления посредством внесения ими проекта правового акта по вопросам местного значения, отмены или изменения ранее принятых нормативных правовых актов для последующего вынесения соответствующей инициативы на местный референдум, принятия уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного управления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Публичные слушания могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования. Инициатива их проведения может принадлежать населению, представительному органу муниципального образования или главе муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования. На публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься:
- проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
- проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
- проекты планов и программ развития муниципального образования;
- вопросы о преобразовании муниципального образования.
63. Понятие и сущность парламенсткого контроля.Парламентский контроль достаточно ограничен. За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета ст. 101 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), а за Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума - нижней, так как это не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают, главным образом, из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов.
Как правило, палаты Федерального Собрания заседают раздельно. В отдельных случаях проводятся совместные заседания палат. На своих заседаниях палаты Федерального Собрания осуществляют полномочия, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации. Большинство полномочий палат разграничено в Конституции исходя из характера представительства, заложенного в способе формирования палат, и их функционального назначения.
В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от места их проживания на территории Российской Федерации. Совет Федерации формируется из представителей органов государственной власти субъектов Федерации. Таким образом, через Совет Федерации обеспечивается выработка решений, наиболее точно учитывающих интересы субъектов Российской Федерации. Отметим, что депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны на основе всеобщего прямого избирательного права.
Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Государственной Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой. Функции Совета Федерации в области законотворчества состоят в рассмотрении законов, принятых Думой, их одобрении или неодобрении.
Палаты Федерального Собрания по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией, принимают постановления. Особой разновидностью актов палат Федерального Собрания являются их регламенты.
Существует два основных способа уточнения положений Конституции, определяющих статус Федерального Собрания. Во-первых, по спорным конституционным вопросам либо при восполнении пробелов в Конституции возможно толкование ее Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции. Во-вторых, следуя духу и букве Конституции, палаты Федерального Собрания могут самостоятельно решить большинство вопросов, относящихся к организации их работы путем принятия регламентов палат, а в случае необходимости и федеральных законов. Принятие федеральных законов необходимо, в частности, для решения ряда вопросов, связанных с определением статуса депутатов палат Федерального Собрания, статуса и порядка деятельности комитетов и комиссий палат Федерального Собрания.
64.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ.Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.
К этой группе относятся:
· право на предпринимательскую деятельность (ст. 34); · право на частную собственность (ст. 35); · право на свободный труд (ст. 37 п. 1-3); · право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст. 37 п. 4); · право на отдых (ст. 37 п. 5); · право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст. 39 п.1); · право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3); · право на жилище (ст. 40); · право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); · право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); · право на образование (ст. 43); · свобода творчества (ст. 44); · право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44); · право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст. 44 п.2); · право на возмещение материального вреда, причиненными незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностными лицами (ст. 53), а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Таким образом, еще раз подчеркнем, что конституционные права и свободы - есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод. Важно акцентировать внимание на том, что личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.
65.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ. Условие нормального функционирования Российского государства составляет конституционное закрепление экономической основы общества, на базе которой происходят в стране все государственные и общественные процессы. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Реализация названных параметров направлена на становление рыночной экономической системы, развитие товарно-рыночных отношений. Для новой российской экономической системы характерно разнообразие форм собственности. Эти формы получили конституционное закрепление. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). Земля и другие природные ресурсы тоже могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9). Конкретизирует регулирование отношений собственности гражданское законодательство, земельных отношений и порядка пользования землей — земельное законодательство. РОЛЬ СОБСТВЕННОСТИ, ЕЕ ФОРМ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.История ряда цивилизованных стран показала, что там, где утверждается плюрализм форм собственности, имеет место быстрый и эффективный рост ВВП (валового внутреннего продукта) и на этой основе устанавливается высокий уровень жизни населения. Это способствует становлению правового государства, расцвету демократии, утверждению социального государства и т.п. Граждане, имея высокий уровень жизни, будучи экономически независимыми от государства, способствуют становлению правового государства. Через своих представителей они заставляют государство, его должностных лиц в судебном порядке отвечать за нарушения закона. Только высокоразвитая экономика способствует становлению социального государства, которое обеспечивает всем достойный уровень жизни. Эта экономика позволит не делить субъекты федерации на «богатые» и «бедные» с соответствующими доходами населения, а установить федерацию, в которой все субъекты равны не только согласно Конституции, но и фактически.
66.ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. Гражданское право является основной частью частного права и необходимым элементом правовой системы государства. В настоящее время гражданское право стало правом повседневной жизни, регулирующим сферу обычных социальных отношений, касающихся всех индивидов, от рождения до смерти. Понятие гражданского права многозначно. Прежде всего, этим термином обозначают соответствующую отрасль права, т.е. совокупность (систему) правовых норм. От гражданского права, как системы правовых норм, следует отличать гражданское законодательство, которое представляет собой совокупность законов и иных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. В отличие от отрасли гражданского права, гражданское законодательство содержит одновременно нормы различных отраслей права, т.е. имеет комплексный характер. Гражданское право понимается и как цивилистическая наука.