Ответственность органов местного самоуправления перед государством и населением. 1 страница

- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

- ФЗ о местном самоуправлении 2003 г. так же, как и ФЗ о местном самоуправлении 1995 г, выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: перед населением муниципального образования; перед государством; перед физическими и юридическими лицами.

- органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданскую правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

- органы и должностные лица местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной ответственности: при утрате доверия; издании незаконных правовых актов; неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.

- должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими правонарушений при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ.

- дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения.

- ОМСУ несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке.

30.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ: ПОНЯТИЕ, ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ, ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВОМ. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом - в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

- в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними. Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий

31.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА.Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся: · свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); цензура запрещается; · право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ; · право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31); · право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1); · право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2); · равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4); · право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5); · право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ.Данные права принадлежат на равном всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

В эту группу входят:

· право на жизнь (ст. 21); · право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); · право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23 п. 1); · право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 п. 2); · право на неприкосновенность жилища (ст. 25); · право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1); · право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2); · свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России); · свобода совести (ст. 28); · свобода мысли (ст. 29 п. 1); · право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38); · право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ст. 47 п. 1); · право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47 п.2); · право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 п. 1); · право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48, п. 2); · презумпция невиновности (ст. 49 п. 1); · право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказании (ст. 50 п. 3); · право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ст. 51 п. 1); · право потерпевших на доступ к правосудию и компенсации ущерба (ст.52); · право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).

32.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных взысканий:

- предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица; выносится в письменной форме.

- штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей.

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - это принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – это принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

- лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом, назначается судьей, срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

- арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток.

- административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ.

- дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; назначается судьей; устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

- приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг; устанавливается на срок до девяноста суток.

33.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ дает следующее определение государственной службы: государственная служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

- РФ; - федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; - субъектов РФ; - органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; - лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; - лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

- военная служба;

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в ВС РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

- правоохранительная служба.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

34.ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.Муниципальное право— это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления. Предметом муниципального праваявляется совокупность общественных отношений, возникающих при организации и функционировании местного самоуправления.

Такие общественные отношения можно классифицировать как отношения, которые возникают при:

1.реализации населением форм непосредственной демократии;

2.формировании органов местного самоуправления;

3.обеспечении органами местного самоуправления жизнедеятельности населения муниципального образования, решения других вопросов местного значения;

4.взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти;

5.судебной защите прав органов местного самоуправления и гарантий местного самоуправления как такового;

6.несении ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Метод муниципального права, как и любой другой отрасли права, направлен на осуществление воздействия одного субъекта права на другой. Исходя из того, что муниципальное право является комплексной отраслью права, оно заимствует методы, используемые в различных отраслях права. Так как местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве участников правоотношений, адиспозитивный наоборот — равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель поведения. Местное самоуправление является преимущественно публично-правовым институтом, и поэтому чаще всего применяется императивный метод в сочетании с обязывающими и запрещающимиспособами регулирования.

К внутригосударственным источникам муниципального права относятся:

1.Конституция РФ 1993 г.;

2.федеральные законы и постановления палат Федерального Собрания РФ;

3.нормативно-правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;

4.решения Конституционного Суда РФ; нормативно-правовые акты субъектов РФ;

5.решения судебных органов конституционного (уставного) контроля субъектов РФ;

6.муниципально-правовые акты и муниципальные договоры.

35.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.Местное самоуправление — это публичное управление, имеющее властную природу. Деятельность по решению вопросов местного значения осуществляется посредством издания обязательных для исполнения населением муниципального образования муниципально-правовых актов и, наоборот, принятых народом решений, обязательных для исполнения муниципальными органами власти.

Таким образом, муниципальная власть — это публичная власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:

- территориальной ограниченностью;

- более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями;

- системой принуждения в местном самоуправлении;

- законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства;

- подконтрольностью государству реализации передаваемых местной власти государственных полномочий.

В целом местное самоуправление — это многозначное понятие, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

- местное самоуправление — это одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства (ст. 3, 8, 12, 15 Конституции РФ);

- местное самоуправление — это право граждан (населения) данной территории на самостоятельное заведование местными делами;

- местное самоуправление — это сама деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения;

- местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;

- структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно — посредством референдума;

- местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это, в частности, проявляется при принятии символики муниципальных образований, определении наименования органов местного самоуправления;

- местное самоуправление — это одна из предусмотренных Конституцией РФ форм народовластия;

- местное самоуправление — один из видов социального управления, так как его задачей является управление обществом.

Сущность местного самоуправления обуславливается его тремя основными аспектами. Во-первых, оно является одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности, поскольку в Конституции РФ установлено положение о том, что местное самоуправление — это право граждан.

36.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.Важным элементом правовых основ местного самоуправления являются муниципальные правовые акты, в систему которых входят:

-устав муниципального образования;

- правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

- правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Требования к МНП:

- они могут приниматься либо населением непосредственно, либо муниципальными органами власти;

- по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, они могут приниматься на основе и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ;

- они подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципальных образований;

- они не должны противоречить федеральному и региональному законодательству РФ;

- если орган местного самоуправления полагает, что федеральное законодательство, а также законодательство субъектов РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности не соответствует Конституции РФ и иным нормативным актам Российской Федерации и ее субъектов, то он в праве обратиться в суд с требованием о признании указанных нормативных актов не соответствующими Конституции.

Обязательные требования, касающиеся вопроса вступления в силу муниципально-правовых актов, согласно которым:

- муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ;

- муниципально-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования);

- порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

37.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.Согласно ст. 2 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. органы местного самоуправления это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. ОМСУ имеют много общего с органами государственной власти. Например, ОМСУ, как и государственный также является публично-правовым образованием, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, имеет определенную организационно-правовую структуру, осуществляет свою деятельность на определенной территории, его деятельность является подзаконной. Вместе с тем ОМСУ выведены из системы органов государственной власти, не могут выступать от имени государства и призваны выражать интересы местного населения. Иная природа и у властных полномочий ОМСУ: ОМСУ обладают не государственно-властными, а юридически-властными полномочиями. ФЗ «О местном самоуправлении» 1995 г. предусматривал обязательное наличие в муниципальных образованиях только выборных органов местного самоуправления. Однако на практике в большинстве муниципальных образований сложилась трехзвенная схема ОМСУ, включавшая в себя выборный (представительный) ОМСУ, исполнительный ОМСУ и главу муниципального образования. При этом уставами муниципальных образований предусматриваются различные варианты соотношения полномочий всех этих органов. Должность главы муниципального образования в большинстве случаев замещается посредством прямых выборов, однако используются и выборы главы муниципального образования представительным ОМСУ из своего состава. Следует также иметь в виду, что ФЗ «О местном самоуправлении» 1995 г. не предусматривал обязательности использования принципа разделения властей на местном уровне. В силу этого во многих муниципальных образованиях допускалось их смешение. ФЗ «О местном самоуправлении» 2003 г. намного жестче определяет структуру ОМСУ, закрепляя всего несколько допустимых моделей муниципальной власти. При этом соблюдение принципа разделения властей становится обязательным. В соответствии со ст. 34 указанного закона структуру ОМСУ составляют: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); контрольный орган муниципального образования; иные ОМСУ, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом наличие в структуре ОМСУ представительного органа муниципального образования главы муниципального образования и местной администрации по общему правилу является обязательным.

38.ПОРЯДОК НАДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ.В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Следовательно, в компетенцию органов местного самоуправления помимо вопросов местного значения могут входить и отдельные государственные полномочия, которые им передаются государством. В процессе осуществления органами государственной власти своей деятельности неизбежно возникает необходимость реализации ими полномочий на более низком территориальном уровне, чем уровень субъектов Федерации. Отношения, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, воинским учетом, производством медико-социальной экспертизы и т.п., крайне затруднительно регулировать органам государственной власти субъектов РФ, не говоря уже о федеральных структурах. Существуют два пути решения этой проблемы. Первый путь — это создание на территории местного самоуправления особых государственных структур, которые будут исполнять государственные полномочия. Второй путь — наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления на основе договоров или законодательных актов. Большинство субъектов РФ используют только путь наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления.

Процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно разделить на четыре составные части.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их реализации государственных материальных финансовых средств. В теории муниципального права долгое время разрабатывалась идея о существовании двух форм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передачей и делегированием полномочий. Под передачей понимался способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти на неопределенный срок исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. Под делегированием предлагалось понимать предоставление органам государственной власти принадлежащего права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Однако на практике такого разделения не существовало, и термины «наделение», «передача», «делегирование» обычно использовались в законодательстве бессистемно. Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. также не различает формы наделения отдельными государственными полномочиями, понятия «наделение» и «передача» понимаются как синонимы.

В соответствии с Конституцией РФ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может производиться только законом. В настоящее время значительное количество государственных полномочий передается органам местного самоуправления законами субъектов РФ. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия самостоятельно в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Порядок осуществления переданных государственных полномочий должен устанавливаться нормативным актом представительного органа муниципального образования. Материальные ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, передаются для использования по целевому назначению. При этом они могут передаваться в муниципальную собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление органов местного самоуправления. При прекращении исполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны возвратить неиспользованные материальные ресурсы, в том числе здания, сооружения, технические средства, а также иные основные средства, переданные им для осуществления указанных полномочий.

Наши рекомендации