Образцы тестовых и контрольных заданий текущего контроля. Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Предмет, методы и парадигмы геополитики:
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Предмет, методы и парадигмы геополитики:
1. Автором термина «геополитика» является:
а) Ф. Ратцель;
б) Х. Маккиндер;
в) К. Хаусхофер;
г) Р. Челлен.
2. Перекрестное геополитическое поле это:
а) пространство, контролируемое государством длительное время;
б) пространство, на которое претендует несколько сопредельных государств;
в) территория, находящаяся под контролем национальной общности;
г) территории, находящиеся вне тотального контроля.
3. "Морская мощь" в геополитике это:
а) талассократия;
б) пассионарность;
в) дуальность;
г) теллурократия.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Основные идеи и принципы классиков геополитики:
1. Принцип «анаконды» в геополитике сформулировал:
а) А. Мэхэн;
б) Н. Спайкмен;
в) К. Хаусхофер;
г) К. Шмитт.
2. Понятие «хартленд» в геополитику ввел:
а) Х. Маккиндер;
б) А. Мэхэн;
в) К. Хаусхофер;
г) Н. Спайкмен.
3. Хартленд – это:
а) осевой регион Евразии, включающий Восточную Европу, Россию, Монголию, Тибет;
б) «мировой остров» - Россию;
в) внутренний полумесяц, окружающий Азию;
г) Центральная Азия, Китай.
4. Все авторы геополитических концепций конца XIX-первой половины XX-го веков разделяли следующие положения:
а) государства развиваются как живые организмы;
б) расширение территории государства – естественный закон;
в) важнейший географический фактор – это климат;
г) между государствами Суши и Моря существует антагонистическое противоречие.
5. Понятие «номос земли» и «номос моря» ввел:
а) К.Шмитт;
б) А.Мэхэн;
в) Н.Спайкмен;
г) С.Коэн.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Современные геополитические концепции и школы Запада:
1. Концепция столкновения цивилизаций С.Хантингтона получила подтверждение:
а) в Чехословакии;
б) в Ираке;
в) в Канаде;
г) в Ливане.
2. Интересам России наиболее соответствует модель нового мирового порядка:
а) «мир по-американски»;
б) биполярная модель;
в) мондиалистская модель;
г) многополюсный мир.
3. В концепции С. Хантингтона главный фронт борьбы развернется между:
а) западной цивилизацией и Россией;
б) западной и мусульманской и буддистско-конфуцианской цивилизациями;
в) западноевропейской и африканской;
г) синтоистской и буддистско-конфуцианской.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Российская геополитическая школа:
1. Первым среди русских ученых сформулировал и обосновал тезис отчужденности Европы от России автор книги "Европа и Россия":
а) К.Н. Леонтьев;
б) Н.Я. Данилевский;
в) А. Тойнби;
г) С. Хантингтон.
2. Русская геополитическая школа, возникшая в среде русских эмигрантов в 20-х гг. ХХ века:
а) евразийство;
б) атлантизм;
в) поссибилизм;
г) глобализм.
3. Согласно идеям Семенова-Тян-Шанского В.П., Россия сможет защитить свое континентальное пространство, если обеспечит:
а) выход в Средиземное и Черное моря;
б) создание кольцеобразной системы геополитического контроля;
в) совмещение политического и географического центров России;
г) создание в азиатских владениях культурно-экономических центров ускоренного развития.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Геополитическая структура мира:
1. Современное состояние системы международных отношений характеризуется:
а) нарушением баланса сил;
б) борьбой центров силы за сферы влияния;
в) усилением конфликтности и нестабильности в мире;
г) отставанием норм международного права и международных институтов от реальных проблем.
2. Основные черты многополюсного мирового порядка:
а) наличие нескольких центров силы
б) роспуск ООН, создание мирового правительства
в) установление более демократичного и справедливого мирового порядка
г) наличие двух полюсов силы
"Холодная война" проходила в:
а) 1922 – 1939 гг.;
б) 1946 – 1989 гг.;
в) 1939 – 1945 гг.;
г) 1985 – 1991 гг.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме США в системе геополитических отношений:
1. Принцип «анаконды» заключается:
а) в распространении американского влияния на весь американский континент в политике расширения НАТО на восток;
б) в политике сжатия, окружения, контроля морских держав по отношению к государствам Суши;
в) в установлении мирового господства стран Запада;
г) в мирном сосуществовании государств.
2. "Черной дырой" в Евразии американский политолог З. Бжезинский определил:
а) Китай
б) Россию
в) Украину
г) Казахстан
3. «Странами-изгоями» назвал президент США Дж. Буш:
а) Ирак, Иран, Северную Корею (КНДР)
б) Россию, Украину
в) Финляндию, Швецию, Норвегию
г) Эфиопию, Нигерию, Уганду.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Европейская геополитика:
1. В сентябре 1942 г. советское правительство признало как руководителя "всех свободных французов" человека, возглавлявшего движение "Свободная Франция":
а) маршала Петена;
б) генерала де Голля;
в) В. Роше;
г) Л. Кретьена.
2. Тройственный союз перед первой мировой войной заключили:
а) Германия, Франция, Италия;
б) Германия, Швеция, Австро-Венгрия;
в) Германия, Бельгия, Италия;
г) Германия, Австро-Венгрия, Италия.
3. Второй фронт в годы II мировой войны был открыт:
а) в Африке;
б) в Нормандии;
в) на Балканах;
г) в Италии.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Геополитика Китая:
1. Государства – центры силы в современном мире:
а) Китай;
б) Япония,
в) Россия;
г) Турция.
2. По своему геополитическому статусу Китай является:
а) сверхдержавой;
б) империей;
в) государством, имеющим влияние в азиатском регионе (региональной державой);
г) страной «третьего мира».
3. Московский договор между Россией и Китаем был заключен:
а) в феврале 1950 г.;
б) в октябре 1958 г.;
в) в мае 1989 г.;
г) в июле 2001 г.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Геополитика стран АТР:
1. Главным интеграционным объединением в Азии к началу второго десятилетия XXI в. является:
а) Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);
б) Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
в) Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);
г) Восточно-Азиатское Сообщество;
2. В чем заключается новейший геополитический прицел Японии?
а) в «активизации в странах Центральной Азии и Кавказа» и вытеснении России из этого региона;
б) в участии «сил самообороны» Японии в ряде миротворческих операций ООН;
в) в дальнейшем укреплении японо-американских отношений;
г) в стремлении к мировому господству.
3. С чем увязывают народы России и Японии во многом неприязнь друг к другу?
а) с искажением образа России и Японии средствами массовой информации;
б) с бурными событиями прошлых лет;
в) с проамериканской ориентацией японского руководства;
г) с проблемой Курильских островов.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Геополитика постсоветских государств:
1. Какому геополитику принадлежит известная формула: «Кто контролирует Восточную Европу – господствует над Хартлендом, кто господствует над Хартлендом – контролирует Мировой остров, кто контролирует Мировой остров – господствует над миром»:
а) Хелфорду Макиндеру;
б) Карлу Хаусхоферу;
в) Рудольфу Челлену;
г) Альфреду Мэхену.
2. Содружество Независимых государств возникло:
а) в период распада Римской империи;
б) в период позднего средневековья;
в) в эпоху индустриальных революций;
г) в декабре 1991 года.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Геополитика мусульманских государств:
1. Начав войну против Ирака, США нарушили следующие принципы международных отношений:
а) нерушимость границ;
б) право народа самому решать свою судьбу;
в) территориальная целостность, суверенитет государства;
г) невмешательство во внутренние дела государств.
2. Концепция столкновения цивилизаций С.Хантингтона получила подтверждение:
а) в Чехословакии;
б) в Ираке;
в) в Канаде;
г) в Ливане.
3. Причины усиления терроризма в современном мире:
а) разрыв в социально-экономическом развитии между Севером и Югом;
б) раскол мусульманского мира;
в) война в Ираке;
г) политика США по отношению к странам третьего мира.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Глобализация как процесс, трансформирующий геополитическое пространство:
1. Глобализация выгодна государствам, так как:
а) позволяет расширить поставки своих товаров на мировые рынки;
б) стимулирует использование передовых методов управления во всех сферах жизни;
в) позволяет модернизировать свою экономику на основе новейших технологий;
г) помогает избежать кризисов в развитии государства.
2. Антиглобалисты требуют:
а) ликвидации ресторанов «Макдоналдс»;
б) прекращения глобализации;
в) контроля ООН за распределением мировых ресурсов;
г) справедливой глобализации, ликвидирующей разрыв в развитии государств и ставящей их в равное положение с развитыми странами.
3. Глобализация обусловила необходимость корректировки существующих принципов международных отношений:
а) равенство суверенитетов государств;
б) невмешательство во внутренние дела государства;
в) сохранение территориальной целостности государств;
г) уважение прав человека и основных свобод.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Геополитические последствия распада СССР. Новые геополитические реалии для России:
1. Интересам России наиболее соответствует модель нового мирового порядка:
а) «мир по-американски»;
б) биполярная модель;
в) мондиалистская модель;
г) многополюсный мир.
2. Геополитика США в отношении России преследует цели:
а) преодоление экономической слабости страны;
б) переориентация стран СНГ на другие геополитические центры и выведение их из-под политического влияния России;
в) формирование центров нестабильности по границам России;
г) строительство международных транспортных коммуникаций через территорию России.
3. Геополитическое положение России определяет:
а) православная вера;
б) особая духовность;
в) естественная открытость границ;
г) договоры с соседними государствами.
Образцы тестовых и контрольных заданий по теме Проблемы национальной безопасности современной России:
1. Основные положения евразийской концепции 1920-40-х гг.:
а) России необходим выход к морям;
б) Россия – геополитический союзник Европы;
в) в России существует идеократическое государство;
г) Евразия – Россия – самобытная цивилизация, возникшая на основе европейской, византийской, азиатских цивилизаций.
2. Геополитическое положение Российской Федерации, по сравнению с СССР
а) улучшилось;
б) значительно улучшилось;
в) осталось практически таким же;
г) существенно ухудшилось.
3. Какой фактор обеспечения национальной безопасности выступает сегодня доминирующим для России:
а) военный;
б) национально-этнический;
в) демографический;
г) экономический.