Государственное устройство
Жизнь и государственный строй гипербореев стабильны были настолько, что люди воспринимали эту расу как бессмертных богов, решивших основать на земле свой город. Предание говорит об империи гипербореев. Однако это не точно. Империя – это лишь “наименее неподходящий” термин из всех, какие можно было применить к описанию их государственного устройства. Приемы государственного строительства этой расы принципиально отличались от таковых у людей.
Да, у гипербореев была совершенно незыблемая иерархия. Но это было единственное, что люди смогли вообще заметить. И это было только “поверхностью океана”. Один и тот же гиперборей мог под одним именем быть известен как князь, а под другим – как слуга раба. Сословные привилегии у гипербореев различались до чрезвычайности. Однако достоинство личности, как это видно хотя бы уже из сказанного только что выше, в принципе не могло быть как-либо связано с социально-иерархическим статусом. Тем более, что технология и магическое искусство, высоко развитые в Полярном Царстве, практически исключали необходимость тяжелого, отупляющего физического труда.
Люди Оси с трудом смогли бы понять такие человеческие устремления, как жажда славы или же власти. По-видимому, они достаточно наигрались в эти игрушки в Мире, откуда они пришли. Но и у них существовала некая жажда, большинству из них свойственная. Желание овладеть “силой ясного чувствования Бога”. Так можно было бы приблизительно перевести стремление, врожденное этой расе, на понятийный язык людей. Альвы обозначали это стремление одним словом – Тиу. Возможно, слово “турийя” – термин эзотерического христианства (» просветление) – находится в каком-то соотношении с ним.
СТАТУС И ПЕРЕДАЧА ИМЕНИ
Жажда обрести Тиу была источником энергии для большинства видов деятельности гипербореев. Сама их приверженность к странничеству, возможно, имела этот исток. Она же заставляла их принимать на себя ту или иную должность, тот или иной статус в обществе. Гиперборей связывал себя обязательствами или обеспечивал себе привилегии лишь в том случае, если верил, что сообщает своей душе таким образом некий исходный материал, с помощью которого она сможет построить “лестницу к Тиу”. Если же для “ступеней лестницы” начинал требоваться новый материал, гиперборей расставался с имеющимся у него социальным статусом и обретал новый.
Это не создавало хаоса в жизни государства и общества. Как и в человеческих государствах, имя и титул были связаны неразрывно. Они наследовались, и вместе с ними наследовались и большинство должностей, обеспечивая неукоснительную преемственность. Но у гипербореев существовал особенный мистический ритуал – передача имени. Передающий и принимающий должны были перейти навстречу друг другу глубокий ледяной поток. Один и тот же гиперборей мог одновременно иметь и два, и три имении.
Душа и статус, благодаря этому, не связывались жестким образом. Передаваемое имя служило и разделяющим и связывающим звеном. У гиперборея-мистика, желающего обрести Тиу, не было даже особой необходимости уходить от мира, как это делают подвижники из людей. Должности Полярного Царства как бы исполняли сами себя, а души его граждан жили в основном внутренней своей жизнью. При определенных условиях гиперборей мог даже и не передать, а просто освободить имя. Тогда он переходил поток в одиночестве. И это тоже не вызывало хаоса в государстве. “Громкие” имена Полярного Царства недолго оставались свободными, а высоко развитые магия и технология делали возможным варьирование в широких пределах числа второстепенных имен, задействованных в социальную ткань.
КУЛЬТУРА ТАЙНЫ
Рассказ о государственном укладе такого рода люди бы восприняли как утопию. Особенно – люди нескольких последних веков. “Такого просто не могло быть!” И были бы приведены примеры экономического, политического и, главное, психологического характера. Интриги, зависть, подсиживание... Однако человек здесь едва ли может выступить в роли квалифицированного судьи. Было нечто принципиально отличающее Гиперборею от всякой из человеческих культур. От цивилизации людей в целом. Суть этого отличия можно обозначить двумя словами – культура Тайны. Она была атмосферой, делающей возможным живое дыхание всех чудес Полярного Континента. И без неё их действительно не могло бы быть.
Дела двоих не могут касаться третьего. Этот афоризм был краеугольным камнем гиперборейской культуры. Он воспринимался людьми Оси как сама собой разумеющаяся аксиома. Нам с вами представляется вполне естественным знать о своих знакомых все или почти все. Но представителю Полярной цивилизации знать о своем ближнем хоть что-либо, что не касается непосредственно его отношений с ним, казалось абсолютно противоестественным. Вся информация такого рода виделась ему чем-то наподобие инфекции, распространяющейся за счет отвлечения у души сил, необходимых, чтобы обрести Тиу.
Как отвечаем мы на вопрос, что представляет собой N.N.? – Отец таких-то детей, муж такой-то женщины, начальник над такими-то подчиненными... Но гиперборей мог бы ответить на такой вопрос лишь одно: это человек, с которым у меня такие-то и такие-то отношения.
Для представителя современной цивилизации Земли жизнь в условиях такой тотальной неинформированности была бы просто немыслима. Мы не доверяем людям, имеющим какие-то тайны. “Честному человеку нечего скрывать” и т.п. Мы требуем от своих ближних максимальной информационной прозрачности, даже не замечая этого, по привычке. Культура Тайны есть что-то нам совершенно чуждое.
Но... Нас иногда раздражает, что в нашем обществе рассказать что-либо одному – это почти всегда то же самое, что и рассказать всем. Наиболее тонкие, наиболее глубокие движения души мы все-таки хотели бы хранить в тайне. Мы чувствуем: эти-то сокровенные движения и представляют собой истинную нашу жизнь. “И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его.” (Евангелие от Иоанна, 1 : 5.) Истинный Свет являет себя во тьме, ни мало не страдая от этого в своем качестве. Такая мысль обнаруживается в текстах любой серьезной Традиции. Чего это отголосок? свершение справедливости
Культура Тайны обеспечивала стабильность государства гипербореев. Любые отношения между личностями были тайной для общества, и тайна эта была священна. В таких условиях в принципе не могли сложиться какие бы то ни было кланы. Ни сословные, ни семейные. Известный бич государств – внутриполитические проблемы, или, говоря проще, межклановые “разборки” – в Гиперборее был никогда не ведом.
Поэтому неведома была Полярному Царству и оборотная сторона той же самой медали – тоталитаризм. В условиях, когда не существовало ни политических партий, ни даже просто интригующих группировок, у государства вообще не имелось предлогов для организации любого рода “спецслужб”.
Полярное Царство и не стремилось к этому. В нем не существовало проблемы “личность и государство”, “личность и общество”. Межличностные же проблемы – “учитель и ученик”, “слуга и господин”, “мужчина и женщина” – разрешались, если они возникали, освобождением имени.
Пожалуй, культура Тайны из всех возможных общественных и государственных проблем не устраняла условия только для одного их вида. А именно – для проблем уголовных. Более того, “прятать концы в воду” преступникам в обстановке тотальной неинформированности было намного легче. Тем более, что в государстве Оси не существовало ни тюрем, ни специальных судов. Воин Закона – это была не должность, а именной титул, чтимый весьма высоко – обязан был определить преступника силой своего разума и искусства. И все, что мог он предпринять далее – это принудить обличаемого к поединку. Этот поединок проходил при особенных, строго определенных условиях. И считалось, что победить в этом единоборстве насмерть не может тот, кто не прав. Ни преступник, если обличение справедливо, ни Воин, если бы он вздумал возвести обвинение в каких-то своекорыстных целях.
Быть может, какое-то время сохранявшиеся обычаи выявления виновных магическими (или псевдо-магическими) методами, а также обычай “поля” (“суд Божий” – виновность или ее отсутствие окончательно определяет сам исход поединка) были отдаленными отголосками тех времен.