Государственное устройство

Согласно Конституции страны, принятой Парламентом 8 мая 1996 г., ЮАР унитарная республика с элементами федерализма. Составляющие страну 9 провинций наделены обширными полномочиями, в том числе законодательной автономией.

По Конституции 1996 г. в ЮАР установлена форма правления, не имеющая аналогов в мире. Ее можно охарактеризовать как "сверх парламентской республики".

Законодательная власть на общенациональном уровне принадлежит двухпалатному Парламенту, состоящему из Национального совета провинций (верхняя палата, 90 человек) и Национального собрания (нижняя палата, 400 человек). Совместные заседания обеих палат Парламента образуют Конституционную ассамблею.

Срок полномочия Национального собрания - 5 лет. Президент Республики должен распустить Национальное собрание, если оно приняло резолюцию о самороспуске.

Законы принимаются Национальным собранием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов (должно присутствовать большинство от общего числа депутатов).

В состав каждой делегации Национального совета провинций входят премьер-министр провинции или другое лицо, им назначенное (глава делегации), 3 других специальных и 6 постоянных делегатов. При голосовании в Национальном совете провинций каждая делегация имеет 1 голос, который подается главой делегации. Решение считается принятым, если его поддержали делегации не менее 5 провинций. Полномочия палат в области законодательства не равны. Законопроекты могут вноситься в любую из палат, но финансовые - только в Национальное собрание. Все принятые Национальным советом провинций законопроекты передаются на утверждение Национальному собранию и наоборот. Национальный совет провинций может утвердить поступивший к нему из нижней палаты законопроект в неизменном виде, утвердить его с поправками или отклонить. В то же время Национальный совет провинций не имеет возможности провести свой законопроект вопреки мнению нижней палаты, если последняя отклонит переданный ей из верхней палаты законопроект или утвердит его с изменениями.

Принятый Парламентом законопроект передается Президенту для санкционирования и подписания. Если Президент сочтет какие-либо положения законопроекта неконституционными, он может потребовать его нового рассмотрения Парламентом. Повторно утвержденный законопроект Президент обязан подписать или передать вопрос на рассмотрение Конституционному суду. Если последний подтвердит конституционность законопроекта, Президент его подписывает.

Глава государства и правительства (исполнительной власти), а также главнокомандующий вооруженными силами - Президент. Он избирается Национальным собранием из числа его членов сроком на 5 лет. Никто не может быть Президентом более 2 раз. Президент призван защищать Конституцию и обеспечивать единство нации. Он подписывает принятые Парламентом законы, созывает палаты на чрезвычайные заседания, объявляет референдум, назначает на публичные должности (в предусмотренных Конституцией и законом случаях), осуществляет помилование; присваивает государственные награды, назначает и отзывает дипломатических представителей ЮАР, получает верительные и отзывные грамоты от иностранных дипломатических представителей.

Президент осуществляет исполнительную власть совместно с другими членами Кабинета (правительства), применяет национальное законодательство, проводит правительственный политический курс, координирует функции министерств и ведомств, осуществляет право законодательной инициативы.

Кабинет состоит из Президента как главы Кабинета, заместителя Президента и министров. Он назначает заместителя Президента и министров и может сместить их. Заместитель Президента и министры (за исключением не более чем 2) должны быть выбраны из числа депутатов Национального собрания. Заместитель Президента оказывает помощь Президенту в исполнении правительственных функций.

Члены Кабинета несут ответственность за исполнение своих функций перед Президентом, а также коллективно и индивидуально подотчетны Парламенту.

Письменные решения Президента должны быть контрассигнованы другим членом Кабинета, если эти решения носят нормативно-правовой характер и относятся к сфере деятельности данного члена Кабинета.

Национальное собрание может большинством голосов вынести вотум недоверия Кабинету, исключая Президента. В этом случае Президент обязан сформировать Кабинет заново. Если Национальное собрание тем же большинством выразит вотум недоверия самому Президенту, он и все другие члены Кабинета должны уйти в отставку.

Система органов власти в провинциях во многом напоминает общенациональную. Представительными и законодательными органами являются однопалатные законодательные собрания провинций (30-80 депутатов). Они избирают из числа своих членов и на срок своих полномочий премьера, который возглавляет исполнительную власть в провинции. Премьер формирует Исполнительный совет. Законодательное собрание провинции может вынести вотум недоверия Исполнительному совету, исключая премьера, или самому премьеру. В первом случае премьер формирует новый совет, во втором - весь Исполнительный совет уходит в отставку.

Конституция предусматривает независимую и беспристрастную судебную власть, подчиненную только ей. В судебную систему ЮАР входят Конституционный суд, Верховный апелляционный суд, высокие суды, суды магистратов.

Национальное собрание и Национальный совет провинций. Национальное собрание состоит из 400 депутатов, избираемых по принципу пропорционального представительства. Каждый провинциальный законодательный орган назначает 6 депутатов и предлагает Национальному собранию кандидатуры для избрания ещё 4 депутатов в Национальный совет провинций (НСП). Таким образом, в НСП входят 90 депутатов (по 10 от каждой провинции). Парламент избирается на 5 лет.

Законодательные органы провинций избираются населением. Законодательный орган избирает премьер-министра провинции, который формирует правительство.

Высший орган исполнительной власти — правительство, возглавляемое президентом. Глава государства и правительства — президент Т. Мбеки. Спикер Национального собрания — Т. Макветла.

Ведущие организации деловых кругов: Фондовая биржа Йоханнесбурга, Южноафриканская деловая палата, Независимый трест развития, Южноафриканский фонд.

Общественные организации: Конгресс южноафриканских профсоюзов (COSATU), Газетная ассоциация Южной Африки; независимые от правительства СМИ.

Государственное устройство

Сейчас ЮАР является унитарным государством. Территория страны поделена на 9 провинций (административные центры):

Провинции ЮАР

Провинции ЮАР (1991)

  1. Западно-Капская провинция (Кейптаун)
  2. Северо-Капская провинция (Кимберли)
  3. Восточно-Капская провинция (Бишо)
  4. Квазулу-Натал (Питермарицбург)
  5. Фри-Стейт (Блумфонтейн)
  6. Северо-Западная провинция (Мафекинг)
  7. Гаутенг (Йоханнесбург)
  8. Мпумаланга (Нелспрёйт)
  9. Лимпопо (Полокване)

До 1994 года ЮАР была федерацией и делилась на 4 провинции: Капскую, , Оранжевое свободное государство и Трансвааль. Такое деление хорошо отражало колониальное прошлое Южной Африки. Первая была разделена на 3 части, последняя — на 4, при этом часть территории на севере перешла от Восточно-Капской (часть бывшей Капской) в Северо-Западную (часть бывшего Трансвааля). Остальные две практически сохранили свои очертания.

Кроме того, с 1951 по 1994 год в ЮАР существовали так называемые бантустаны — автономии, отведённые для проживания определённых народностей. Вне бантустанов права чёрного населения были существенно ограничены. Четыре из них получили «независимость» (в связи с этим их жители были лишены гражданства ЮАР), которую, впрочем, не признало ни одно государство, кроме ЮАР:

  • Бопутатсвана (тсвана) — «независимость» с 6 декабря 1977 года
  • Транскей (коса) — «независимость» с 26 октября 1976 года
  • Сискей (коса) — «независимость» с 4 декабря 1981 года
  • Венда (венда) — «независимость» с 13 сентября 1979 года

Другие бантустаны находились под юрисдикцией ЮАР:

  • Газанкулу (тсонга)
  • Кангване (свази)
  • Квандебеле (ндебеле)
  • Квазулу (зулусы)
  • Лебова (северные сото)
  • Кваква (южные сото)

Форма правления

ЮАР — парламентская республика. Президент почти во всех своих решениях по большинству вопросов должен опираться на поддержку парламента. Кандидатом в президенты может стать гражданин ЮАР старше 30 лет.

В ЮАР действует двухпалатный парламент, состоящий из Национального совета провинций (верхняя палата — 90 членов) и Национальной ассамблеи (400 членов). Члены нижней палаты избираются по пропорциональной системе голосования: половина депутатов идут по общенациональным спискам, половина — по провинциальным. Каждая провинция, независимо от численности населения, посылает в Национальный совет провинций десять членов. Выборы проходят каждые пять лет. Правительство формируется в нижней палате, а лидер партии, получившей в ней большинство, становится президентом (сейчас этот пост занимает Джейкоб Зума). В настоящее время правящая партия ЮАР — Африканский национальный конгресс, получившая 65,9 % голосов на всеобщих выборах 2009 года и 66,3 % голосов на муниципальных выборах в 2006 году. Главный её соперник — партия «Демократический альянс» (16,7 % в 2009; 14,8 % в 2006). Лидер Демократического альянса — Хелен Зилле. Новая национальная партия, наследница Национальной партии, при которой действовала система апартеида, после 1994 года стремительно теряла вес и 9 апреля 2005 года объединилась с АНК. В парламенте представлены также Партия свободы-Инката (4,6 %), представляющая, главным образом, избирателей-зулусов, и Народный конгресс (7,4 %).

Министерства

  • Министерство базового образования ЮАР.
  • Министерство внутренних дел ЮАР.
  • Министерство высшего образования и обучения ЮАР.
  • Министерство государственных предприятий ЮАР.
  • Министерство здравоохранения ЮАР.
  • Министерство искусства и культуры ЮАР.
  • Министерство исправительных учреждений ЮАР.
  • Министерство кооперативного управления и традиционных дел ЮАР.
  • Министерство науки и технологий ЮАР.
  • Министерство обороны и военных ветеранов ЮАР.
  • Министерство общественных работ ЮАР.
  • Министерство окружающей среды ЮАР.
  • Министерство по вопросам водных ресурсов ЮАР.
  • Министерство полиции ЮАР.
  • Министерство связи ЮАР.
  • Министерство сельского, рыбного хозяйств и рыболовства ЮАР.
  • Министерство сельского развития и земельной реформы ЮАР.
  • Министерство торговли и промышленности ЮАР.
  • Министерство транспорта ЮАР.
  • Министерство туризма ЮАР.
  • Министерство юстиции и конституционного развития ЮАР.

Вооружённые силы

Основная статья: Южно-Африканские национальные силы обороны

Национальные силы обороны были созданы в 1994 году после первых постапартеидных национальных выборов и принятия новой конституции, заменив собой Южно-Африканские силы обороны (англ. South African Defence Force, SADF).

Виды вооружённых сил

Сухопутные войска (англ. South African Army).

Морские силы (англ. South African Navy).

Военно-воздушные силы (англ. South African Air Force).

Право

Правовая система ЮАР вобрала в себя элементы сразу трёх выделяемых сегодня правовых семей: романо-германской, англо-саксонской и традиционной. В целом, в современной Южной Африке преобладает романо-германское право, то есть наблюдается верховенство закона над всеми правовыми решениями и чёткое разделение права на частное и публичное. В стране действует Конституция, принятая в 1996 году. Она защищает и гарантирует все международно признанные права человека. Но право ЮАР не всегда было гуманным и толерантным. Долгое время в нём находила своё подкрепление дискриминация чёрного населения, получившая название «апартеид». В результате падения политической основы апартеида и последующих долгих процессов законотворчества в 1990-х годах правовая система ЮАР была полностью пересмотрена, и из неё была исключена всяческая дискриминация по расовому признаку. В 1994 году в стране был учреждён Конституционный суд.

Уголовное право

Южно-Африканская республика — одна из немногих стран, где действует уголовное право по английскому образцу. Оно не кодифицировано. Судебная система состоит из следующих инстанций: Верховный Апелляционный Суд, высокие суды и суды магистратов. Верховный Апелляционный Суд является главной судебной инстанцией в ЮАР по уголовным делам. Он находится в Блумфонтейне, «судебной столице» страны. При режиме апартеида для чёрного населения существовали отдельные местные суды («суды вождей»), судьями в которых были также преимущественно чёрные. В то же время в общей судебной системе подавляющее большинство судей были белыми. Особо жестокие меры наказания были предусмотрены для противников политического режима — вплоть до смертной казни. Разрешалось задерживать людей на 5 суток без суда и следствия. После падения апартеида многие нормы были пересмотрены. В 1994 году отменён Акт о Внутренней Безопасности, в 1995 — смертная казнь, а в

Наши рекомендации