Основные принципы и приоритеты внешней политики Беларуси
В большинстве стран мира основные цели и направления внешней политики фиксируются в официальных документах, которые именуются "концепция", "стратегия" или "доктрина" внешней политики соответствующего государства. Естественно, со временем эти цели и направления могут меняться. Тогда принимается новый документ, фиксирующий эти изменения.
В Беларуси единая внешнеполитическая стратегия пока не принималась. А основные принципы и приоритеты ее внешней политики зафиксированы в принятом 14 ноября 2005 г. законе "Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь". Этот документ содержит достаточно общие положения о целях и приоритетах Беларуси на международной арене – подчеркивается стремление к справедливому мировому порядку, основанному на разоружении, мирном решении споров и равноправном сотрудничестве государств. В части, посвященной направлениям международного сотрудничества Беларуси явно виден приоритет внешнеэкономической сферы. Однако в Законе ничего не говорится ни о международных проблемах, в решении которых Беларусь заинтересована в первую очередь, ни о приоритетных партнерах на международной арене и конкретных принципах отношений с ними. Эту информацию мы можем найти в выступлениях главы государства, информационных материалах МИД и сообщениях государственной прессы.
На сегодняшний день эти официальные источники выделяют три основных принципа белорусской внешней политики:
1. "Многовекторности" – т.е. сбалансированного развития отношений с различными странами и регионами мира, недопущение ситуации, когда бы Беларусь попала в зависимость от отношения с каким-либо одним государством или группой государств;
2. "Добрососедства" – приоритетное развитие отношений с соседними странами вне зависимости от совпадения или несовпадения позиций по ключевым международно-политическим вопросам, стремление избегать конфликтов с соседями.
3. "Прагматичного партнерства" – в тех случаях, когда с каким-либо государством Беларусь связывают экономические интересы, но разделяют политические разногласия, предлагается максимально исключить политические вопросы из повестки двухсторонних отношений и сосредоточиться лишь на тех сферах, которые представляет взаимную выгоду.
Что касается региональных приоритетов внешней политики Беларуси, можно выделить три основных вектора: "восточный" – отношения с Россией и странами СНГ, "западный" – со странами Евросоюза и США, и "южный" – с государствами Азии, Африки, Латинской Америки.
5.4 Белорусско-российские отношения: достижения и противоречия
На сегодняшний день Российская Федерация является основным партнером Беларуси, как в политической, так и в экономической сфере. Россия занимает 1-е место в товарообороте Беларуси с зарубежными странами (около 47 %). При этом в белорусско-российской торговле традиционно складывается отрицательное для нашей страны сальдо – т.е. импортируем из России больше, чем экспортируем в нее. Основные статьи белорусского импорта из России – нефть, газ и сырье для промышленности. Экспортируется на российский рынок продукция машиностроения, нефтепереработки, легкой промышленности и пищевые продукты. С советских времен сохраняется зависимость белорусской промышленности от поставок сырья и комплектующих из России и последующей реализации готовой продукции на российском рынке. Чтобы упорядочить эти связи и избежать взаимной конкуренции белорусских и российских предприятий схожего профиля были выдвинуты многочисленные проекты двухсторонней промышленной кооперации (слияние МАЗа и КамАЗа, БеларусьКалия и УралКалия и т.д.), но большинство из них пока успеха не имели. Из бюджета Союзного государства Беларуси и России также финансируется ряд программ научной и промышленной кооперации в сфере ГРИД- и нанотехнологий, генетики и развития военной инфраструктуры. Стремясь обеспечить политическую лояльность Беларуси и ее пророссийскую ориентацию на международной арене, Москва неоднократно прибегала к дотациям белорусской экономики – как прямым (кредиты и займы), так и косвенным (продажа нефти и газа по ценам ниже рыночных).
В 1992 г. между Беларусью и Россией было подписано соглашение о свободной торговле, в 1995 г. – о таможенном союзе. В том же году был подписан договор “О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве”. 2 апреля 1996 г. (т.н. “день единения” – образовано Сообщество Беларуси и России, которое ровно через год было трансформировано в Союз двух государств, а в начале 2000 г. – в Союзное государство. Во второй половине 1990-х – начале 2000-х широкое распространение получило также сотрудничество Беларуси с российскими регионами. Отделения Посольства Беларуси были открыты в восьми городах России. Президент Беларуси устанавливал прямые контакты с российскими губернаторами, зачастую не согласовывая свои визиты с Кремлем, что вызывало недовольство у российского руководства.
Однако с приходом к власти В.В.Путина отношения стали меняться. Новый российский президент более жестко отстаивал российские интересы. Не отказываясь в принципе от идеи белорусско-российской интеграции, он выдвинул свои условия, явно ущемлявшие политическую и экономическую независимость Беларуси. Российский бизнес также был обеспокоен усилением конкуренции на внутрироссийском рынке со стороны белорусских товаров. Все это привело в середине 2000-х к целому ряду торговых войн – газовых, молочных и т.д. еще больше обостривших двухсторонние отношения. Период наибольшего обострения пришелся на 2007 – 2010 гг. Однако очередное ухудшение отношений Беларуси с Западом побудило ее вновь сблизится с Россией и присоединиться к российским проектам трехстороннего таможенного союза и единого экономического пространства.
Значительное развитие также получило белорусско-российское военное сотрудничество. Была образована совместная группировка войск ПВО. Воинские контингенты обеих стран вошли в образованные под эгидой ОДКБ коллективные силы оперативного реагирования. Ежегодно проводятся белорусско-российские военные учения. Кроме того, Россия остается главным поставщиком новых вооружений и техники для белорусской армии.