Последовательность в проведении научного исследования
Развитие навыков прикладного изучения политических ситуаций и процессов, а также отработка форм документального представления ре-
зультатов исследования происходит и за счет методических разъяснений в отношении общих характеристик исследовательского процесса. На вводных или других специально отведенных для этого аудиторных занятиях целесообразно дать панорамный обзор состояния современных научных исследований политики в ее страновом и международном измерениях, предложить слушателям высказать свои соображения о наиболее перспективных областях приложения аналитических усилий. На фоне этого обсуждения полезно обратить внимание на то, что процесс политического исследования в обобщенном виде заключается в постановке вопроса (выдвижение гипотезы), сборе фактологических или иных данных, анализе данных и формулировании выводов. Весь исследовательский цикл может быть представлен в виде модели:
Гипотезы — Доказательства — Выводы — Знание.
Гипотеза — это вероятностное по смыслу обобщение, которое проверяется. Гипотеза утверждает ожидаемое соотношение между зависимыми переменными (событие, которое объясняется) и независимыми переменными (событие, которое является или считается причиной и лежащее в основании явления). Гипотеза утверждает то, как изменение в независимой переменной (переменных) изменяет зависимую переменную (переменные).
Доказательства — система обоснования гипотезы о связях зависимых и независимых переменных. В современных исследованиях различают качественные и количественные доказательства. Качественные доказательства: субъективные или авторские суждения (качественные данные), обычно взятые из интервью, наблюдений или высказываний экспертов. Количественные доказательства: предметные или числовые данные (количественные данные), обычно полученные из статистических обзоров, опросов общественного мнения или прикладного эксперимента.
Выводы — утверждения, сформулированные автором относительно связи между гипотезой и доказательством при констатации основных характеристик этой связи. Выводы могут опираться на доказательства, основанные на различных видах авторской аргументации. В частности, различают аргументацию, которая основана на верованиях, фактах, распространенных суждениях, количественных данных, статистике, экспертных заключениях, конкретных примерах.
Разумеется, характеристики распространенных аналитических приемов и основных этапов исследовательского процесса представлены весьма упрощенно. Однако без учета их особенностей результаты даже учебной научной работы не могут претендовать на объективность и адекватность отражения реального мира. В этой связи полезно, чтобы при выполнении самостоятельных письменных заданий студенты стремились не только отразить чисто содержательные моменты, которые привлекают их внимание, но и адекватно применять основные аналитические приемы и соблюдать последовательность в проведении научного исследования.
Приложение J
Рекомендации для использования
интернет-ресурсов при выполнении
учебных заданий
Возможности и ограничения Интернета в процессе разработки темы
Интернет стал полезным инструментом для поиска ресурсов. Если его использовать правильно, Интернет может сократить время исследования. Однако некорректное использование обернется бесполезной тратой вре мени, а в худшем случае можно получить недостоверную или фальсифицированную информацию. Для того чтобы правильно пользо ваться Интернетом, необходимо понять суть его работы, овладеть техникой пользования и поиска, научиться проверять ресурсы сети с точки зрения качества и надежности.
Интернет — это отличное от любых других известных средств обеспе чения информацией — охватывающая мир система компьютерной взаи мосвязанной сети. Но пребывание в Сети не является ни абсолютно сво бодным, ни абсолютно бесплатным. Существуют реальные и скрытые рас ходы, регулирующие деятельность пользователей. Реальные расходы — это цены доступа в Интернет и величина оплаты автору (собственнику) ип формации, желающему ее предоставить. Скрытые расходы — это расходы по сбору информации и время, затраченное пользователем на ее поиск.
Поскольку государства за редким исключением не контролируют фуи кционирование сетей Интернета, то каждая из них может установить свои собственные стандарты и правила виртуальных контактов. Тем не менее. существуют некие общие правила.
1. Широко используемые индексы, справочники, директории и элек тронные базы данных.
2. Все интернет-соединения требуют поддержки протоколов, проваи дера, предоставляющего интернет-услуги и модема, который обеспечп вает соединение с компьютером.
Информация на веб-сайтах обычно хранится в файлах, их называю: веб-страницы. Веб-страницы создаются при помощи HTML.
Доступ во Всемирную сеть осуществляется через такие браузеры, к;н Netscape Navigator или Microsoft's Internet Explorer.
Каждый интернет-сайт имеет уникальный электронный почтовый адрес, более известный как URL (Uniform Resource Locator). Он выгляди і следующим образом: протокол://домен.имя/директория/поддиректория имя файла.расширение. Для корректной работы адрес веб-сайта должги быть набран без ошибок.
Все URL имеют протокол и имя домена. Некоторые URL могут не иметь директорий, поддиректорий или имен файлов.
Каждый URL содержит протокол (вид связи) или серверный адрес. Каждый сервер нуждается в различных протоколах. Так, протоколы включают:
— сервер Всемирной сети http://
— сервер Telnet telnet://
— FTP ( сервис обмена (передачи) файлами) ftp://
— сервер новостей news://
— почтовый сервер mailto://
— глобальный информационный сервер (WAIS) wais://
3. Каждый URL-адрес содержит имя домена, который помогает идентифицировать владельца данного сайта:
— .org некоммерческая организация
— .com коммерческая организация
— .gov государственный институт
— .net сетевая компания
— .mil для сайтов военных ведомств
— .us для сайтов США
— ,ru для сайтов РФ
Некоторые URL-адреса содержат путь директорий, который сам по себе является адресом веб-сайта. Если URL для веб-сайта неизвестна, большинство веб-сайтов можно найти при помощи поисковых систем. Такие поисковые системы используют «пауков» или «роботов» для поиска персональных веб-страниц или документов, если владелец поисковой системы предпочитает вносить сайты в свою систему либо владелец персональной странички подал запрос на внесение его сайта в каталог данной поисковой системы. Такие поисковые системы ищут сайт по заданному слову или совпадению в тексте документа. Также они могут находить веб-страницы по имени, содержащемуся в адресе страницы.
Наиболее быстрый и удобный способ найти информацию — это осуществить метапоиск. Метапоиск подразумевает под собой использование сразу нескольких поисковых систем одновременно. Обычно ссылающиеся на параллельные способы поиска, такие метапоисковые системы не имеют собственных баз данных. Они используют поисковые системы, созданные другими. Метапоисковые системы идентифицируют наиболее важные (часто посещаемые) сайты, в соответствии с поданным запросом на информацию.